Скрыть
служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 65-75 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей

При чудесном проглаголании Захарии на всех напал страх; ибо как при наложении на него молчания народ пришел в изумление, так и теперь, когда он начал снова говорить, изумляются, так что по этим двум чудесам все могли уразуметь, что родившийся выше многих. Все это было по особенному смотрению, чтобы имеющий свидетельствовать о Христе был принят с полным доверием и чтобы все убедились из самого рождения Иоаннова, что он выше многих. Захария благословляет Бога, призревшего на израильтян. Он действительно пришел к погибшим овцам дома израилева, но очень многие из них не захотели принять благодати, почему Он и призрел на истинных израильтян, то есть на тех, кои уверовали. «Воздвиг рог спасения», то есть силу и царство спасительное. Ибо «рог» означает или силу, так как рогатые животные имеют силу в рогах, или царство, ибо цари помазывались из рога. Христос есть Сила и Царство Отца; итак, для нас восстал рог спасения - Христос. Ибо Он, по-видимому, почивал, когда не обращал внимания на многие грехи и долготерпел идолобесие; но когда Он воплотился в последние времена, Он восстал и сокрушил всех ненавидящих нас бесов, и не продолжает уже покоиться и долготерпеть. Воздвиг «в дому Давида», то есть в Вифлееме; ибо там Он родился. Вифлеем, разумеется, город Давидов, как говорили пророки. Ибо все они говорили о воплощении, а Михей упомянул и о доме Давидовом, то есть Вифлееме, говоря: «и ты, Вифлеем, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь» (Мф. 2, 6 и Мих. 5, 2). - «Сотворил милость» не только с живыми, но и «с отцами нашими», ибо благодать Христова простерлась и на них, хотя они уже умерли. Именно: нам живым Он даровал надежду воскресения, и мы воскреснем; но не мы только удостоимся этого благодеяния, а и те, кои прежде скончались. Ибо вся природа получила это благо. И иначе: «сотворил милость с отцами» в том, что исполнил ожидания их, ибо чего они надеялись, то увидели на Христе исполнившимся. Да и детей своих видя в блаженстве от толиких благ, отцы радуются и, участвуя в радости, принимают милость, как бы для них самих сделанную. О каком упомянул завете и о какой клятве, данной Аврааму? Без сомнения, о сей: «благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое» (Быт. 22, 17). Авраам действительно умножился теперь, когда все народы чрез веру сделались его сынами; ибо как он уверовал, так и они чрез веру сделались ему сынами. - «Небоязненно - (по церковно-славянски - без страха) - по избавлении от руки врагов наших». Часто иные избавляются, но со страхом и многими трудами, и борьбой; а Христос распялся за нас без всякого с нашей стороны труда и избавил наконец без страха, то есть без опасности. Для чего же Он избавил нас? Не для того ли, чтобы мы жили в удовольствиях? Нет, но для того, чтобы мы служили Ему, и не день, не два, но всякий день, и служили не плотским только поклонением и служением, но «в святости и правде» (по церковно-славянски - преподобием и правдою). Преподобие есть праведность в отношении к Богу, а правда - справедливость в отношении к людям. Например, кто держит себя в удалении от священных предметов и не прикасается нечестиво к вещам божественным, но сохраняет совершенное уважение к тому, что досточтимо, тот преподобен; равно преподобен и тот, кто почитает родителей, ибо и они суть домашние боги. А кто ни любостяжателен, ни хищник, ни вор, ни прелюбодей, ни блудник, тот - праведен. Таким образом должно служить Богу «преподобием», то есть благоговением к божественным предметам, и «правдою», то есть похвальным образом жизни в отношениях человеческих, служить пред Ним, а не пред людьми, как человекоугодники и лицемеры.

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

И Захария, отец его (Предтечи),.. пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил…, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас… помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей

Снова молитва благодарности Господу. В ней благодарение за самое призвание души и оправдание ее в служении Богу. Благословен Господь, что Он сотворил милость, исполнил обетование Свое, посетил души людей Своих и дал им избавление, послав Христа, Отрока Своего, как рог спасения, воздвигнутый из дома Давидова. Благословен Господь, спасающий нас Христом Своим… Благословен Господь, спасающий нас от врагов наших… Это, прежде всего, наши грехи, причиняющие нам наибольшее зло. А потом – люди, борющие нас. Господь спасет нас… «от руки всех ненавидящих нас»… потому что предречено, что «будете ненавидимы всеми за имя Мое». Благословен Господь, призывающий нас, по избавлении от грехов и врагов наших, небоязненно «служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей». В последних словах указана задача жизни души. Господь призвал душу, посетил ее, освятил, и теперь задача призываемой со всем мужеством последовать за своим Спасителем и ходить пред Ним в правде Его пути и святости жизни по Его заповедям… Ходить без устали, без уныния, в постоянстве обращенного к Нему сердца во все дни жизни.

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей

Вот цель жизни для людей – служение Богу. Что же это значит? Исполнять волю Божию во всех условиях нашей жизни. Служить Богу может не только священник, но и всякий мирянин – интеллигент, рабочий, крестьянин, каждый на своем посту, если только он постоянно помнит Бога, хранит в чистоте Закон Божий и исполняет заповеди Божии под руководством и в послушании Христовой Церкви. И служа Богу действительно и постоянно, христианин испытывает всегда мир и радость в душе своей и любовь ко всем людям, так как с ним постоянно Сам Господь, источник блаженства, святости и любви.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

ка́к возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей
 

– «Как возвестил устами» и пр.: устами древних святых пророков Господь Бог предвозвестил пришествие Мессии со всеми его благотворными последствиями для человечества.
– «От века»: не в тесном смысле слова – от вечности, но в относительном – издавна, издревле (Деян.3:21).
– «Спасет нас от врагов» и пр.: ближайшим образом разумеется здесь избавление от внешних врагов, но главным образом от врагов духовных, от которых избавить верующих пришел Мессия, как-то – грехов человека, его страстей, плотских стремлений и пр. главнейшим же образом от самого опасного врага – духа злобы, коего власть разрушена пришествием Сына Божия.
– «Сотворит милость» (ср. прим к ст. Лк.1:50) с отцами нашими: исполнение обетований о Мессии есть не только предмет радости для современников Его, веры и упования для последующих родов, но и милость Божия для предков, для отцов; благословляя детей, Бог благословляет тем и отцов, даруя и им радость видеть в их потомстве исполнение их надежд и упований, которыми и они жили (ср. Феофил.).
– Помянет (ср. прим. к ст. Лк.1:50) «святой завет Свой»: завет значит условие или договор Бога с человеком, по которому Бог обещается облагодетельствовать человека, под условием исполнения человеком Его воли или закона. В этом обширном значении и употребляется здесь слово завет, т. е. что Бог исполнит свои обетования. – Пророки постоянно указывали на верность Бога завету своему, несмотря на неверность ему по временам народа избранного. Завет называется святым, потому что он есть выражение святой воли Божией. Такой завет заключен был особенно с Авраамом (Быт.17 и дал.), главным же образом со всем народом еврейским через посредство Моисея при Синае. На эти заветы здесь и указывается в общем наименовании завета, так как они собственно составляли один завет с одним народом.
– «Клятву (помянет), которой клялся Он Аврааму» и пр.: клятва, о которой здесь речь, изложена в Быт.22:16-18. Бог клянется самим собой, так как больше Ему некем и нечем клясться (Евр.6:13,14), клянется для большего удостоверения человека в непреложности Его слов, клянется Аврааму, что Он благословит семя, т. е. потомство его. – С пришествием Мессии эта клятва утверждена, т. е. обетование исполнено. Общий смысл клятвы Захария в пророческом одушевлении представляет в более частном приложении. Бог клялся Аврааму в том, что потомству его дана будет земля обетованная и в потомке его благословятся все племена земные. В духе созерцая исполнение этой клятвы, Захария говорит, что Бог клялся Аврааму учредить высокое духовное служение Ему.
– «Небоязненно»: разумеется не страх Божий, который, напротив, служит основанием благочестия (ст. Лк.1:50), не безбоязненность пред врагами внешними, которые служат здесь также образом врагов и духовных.
– «По избавлении от руки врагов»: в благословении Аврааму речь идет о врагах евреев занимавших в то время землю обетованную, – ханаанских народах; в речи Захарии под образом их разумеются все враги Царства Мессии, от которых Он пришел избавить верующих в Него.
– «Служить Ему»: разумеется служение Богу в обширном смысле, как вообще жизнь религиозная, жизнь по Богу в правде и преподобии истины.
– «В святости и правде»: «святость есть праведность в отношении к Богу, а правда – справедливость в отношении к людям» (Феофил.). Святость, без сомнения, разумеется истинная, не внешнее только наружное исполнение внешних религиозных действий, что не спасло фарисеев от осуждения.
– «Во все дни»: до скончания века, так как вечно Царство Мессии. Разумеется здесь такое служение истинных членов Царства Христова, на которых и исполняется обетование Божие, данное Аврааму. Уклонение от этого в некоторых членах Царства Христова, неискренних и неразумных последователях Его, конечно, не показывает, что такие обетования не осуществились.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 74-75 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей

Воздвигая рог спасения или Спасителя – Мессию, Бог хочет этим самым дать нам, израильтянам, возможность служить Ему, уже не боясь врагов, которые прежде отвлекали от служения истинному Богу страхом мучений, как было, например, при Антиохе Епифане.

«Служить» теперь израильтяне будут «в святости и правде пред Ним», т. е. пред Богом. Это, следовательно, не будет только внешнее исполнение предписаний закона (правда – δικαιοσύνη), а прежде всего истинная святость, посвящение Богу всего человека (ὁσιότης). «Служение» представляется Захарии как священническое служение в храме: на это указывает и греческое выражение λατρεύειν (ср. Евр.9:1) и выражение «пред Ним», относящееся к слову «служить». Это служение, – не как служение ветхозаветных священников, которое они совершали только в свою чреду, – будет продолжаться в течение всей жизни человека.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 73-75 клятву, еюже клятся ко Аврааму отцу нашему, дати нам, без страха, из руки враг наших избавльшымся, служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего

Разумеется следующая клятва Бога Аврааму при жертвоприношении Исаака: Мною клянусь, поелику ты не пожалел сына своего единственного для Меня, то Я благословляя благословлю тебя, и благословятся в семени твоем все народы земные (Быт. 22:16-18), т. е. что Спаситель произойдет из потомства Авраама. Бог клялся – для большего удостоверения человека в непреложности Его слова и клялся Самим Собою, потому что Ему больше нечем и некем клясться (Евр. 6:13-14). Без страха (небоязненно). Здесь разумеется не страх Божий, который обыкновенно служит основанием благочестия, но небоязненность пред врагами видимыми и невидимыми (из руки враг наших избавльшымся – по избавлении. Слич. (Лк.1:71)). Видимые враги, это враги евреев и враги царства Мессии. Служити Ему, – разумеется служение посредством религии. В святости, т. е. в праведности в отношении к Богу, и правде – в справедливости в отношении к людям (Феоф). Во вся дни живота (жизни) нашего, т. е. до скончания века, так как царство Христово вечно.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О служении Богу.
 

Лк.1:74-75. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22-24; а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28. Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26;17:24-26; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible