Толкование на Евангелие от Луки

Источник

Содержание

1. Писатель Евангелия

2. Первоначальное назначение этого Евангелия

3. Повод к написанию этого Евангелия

4. Общий характер этого Евангелия

5. Время и место написания этого Евангелия

6. Содержание Евангелия от Луки

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

 

 
1. Писатель Евангелия

Писатель Евангелия, которое занимает третье место в составе канонических Евангелий, – тот же, что и писатель книги Деяний Апостольских (Деян.1:1. ср. Лк.1:3). Писатель этой последней книги представляет себя в самой книге почти постоянным спутником Ап. Павла, часто употребляя выражение при описании путешествий этого апостола: «мы положили отправиться в Македонию», «мы прибыли в Самофракию» и т. под. (Деян.16:10–17, 20:5–15, 21:1–17, 27:1, 28:16). Всеобщее и единодушное предание христианской древности1 свидетельствует, что этот спутник Апостола Павла, описавший в книге Деяний его и свои путешествия, а значит и писатель третьего Евангелия – Апостол Лука, о котором как своем спутнике и сотруднике сам Апостол Павел нередко упоминает в своих посланиях (Кол.4:13, 14; 2Тим.4:11; Флм.1:24 и др.).

Этот спутник Павлов, Апостол Лука, по происхождению был не иудей, ибо Ап. Павел отличает его, кажется, от христиан из иудеев, которых он называет сущими от обрезания (Кол.4:14, ср. ст. Кол.4и Кол.4:11). О том, что по происхождению он грек, говорит, кажется, и внешний слог его Евангелия, более чистый и правильный, чем у других новозаветных писателей, происходивших из евреев. – По свидетельству Евсевия Кесарийского, подтверждаемому и другими2, ев. Лука был родом из Антиохии Сирийской. Предполагают, что до обращения своего в христианство Лука был прозелитом (принявшим еврейскую веру иноплеменником), основывая это предположение на хорошем знакомстве его с тогдашним положением иудейского народа и со всем тем, что имело к нему тогда отношение. Он был врач, как говорит об этом Ап. Павел в посланий к Колоссянам (Кол.4:14), и живописец, как свидетельствуют Филосторгий (извлеч из 1 кн. 1) и Никифор Каллист3. По известиям древних же4 , Лука принадлежал к числу 70 апостолов, и, следовательно, был, как и евангелист Марк, сам свидетелем-очевидцем некоторых событий из евангельской истории. Неизвестно, когда он присоединился к Ап. Павлу, как его спутник и сотрудник, но, кажется, еще очень рано. Так он сопутствовал ему, как сам указывает на то, уже во время (ок. 51–52 г. по Р. Хр.) его второго великого апостольского путешествия (Деян.6 и дал.) и с тех пор никогда с ним не расставался надолго. Он сопровождал апостола в Рим в первое его заключение (Деян.27:27) и оставался там при нем (Кол.4Флм.1:23); и во время вторых уз, незадолго до смерти апостола, он был также при нем (2Тим.4:11). – О последующей жизни его ничего не известно из новозаветных писаний. По свидетельству Св. Григория Богослова5 , ев. Лука скончался мученической смертью, а по слова блаж. Иеронима6 , он погребен в Константинополе.

2. Первоначальное назначение этого Евангелия

Евангелие свое, как и книгу Деяний Апостольских, ев. Лука написал для некоего Феофила (Лк.1:3. Деян.1:1). Предположение, что это – не собственное имя известного лица, а нарицательное, означающее вообще всякого «боголюбца», не имеет ничего за себя, а против себя эпитет «достопочтенный» (собственно – державный χπάτιστε), который странно было бы прилагать к нарицательному имени. Кажется надобно признать, на основании этого эпитета, что Феофил этот принадлежал к лицам знатным, ибо к таким лицам прилагается это слово в самой книге Деяний (Деян.23:26, 24:3, 26:25), хотя несомненно и то, что у некоторых из светских писателей того времени употребляется в общем смысле доброго приветствия (вроде – любезнейший). Вероятно, что Феофил был уже христианин или по крайней мере благорасположенный к христианству и готовый к принятию его, как видно из слов евангелиста, которыми он определяет цель, которой он желает достигнуть своей книгой: «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк.1 см. прим.) или оглашен. – Есть известие древнейшее7 , что в Антиохии Сирской, из которой происходил и ев. Лука, был в то время некий знатный гражданин Феофил, устроивший в своем доме христианскую церковь, и нет никаких препятствий видеть в этом Феофиле то лицо, для которого первоначально написано Евангелие от Луки. Антиохианин Лука конечно мог иметь наиболее побуждений назначить свое Евангелие для одного из жителей Антиохии, своей родины. Вероятно также, что он был не из иудеев, а из язычников, может быть даже римских или вообще италийских. Что Феофил не жил в Палестине, но в то же время был хорошо знаком с местностями Италии, об этом можно заключать из того, что евангелист, говоря о местностях Палестинских, делает географические пояснения (Лк.1:26, 4:31, 24:13. Деян.1:12), а упоминая о местностях Италии, даже самых незначительных, подобных заметок не делает (Деян.28:12, 13:15), хотя в то же время не оставляет без географических пояснений названия других, находящихся вне Палестины и упоминаемых им мест (Деян.16:12, 27:8, 12). Но, назначая свое Евангелие первоначально для Феофила, ев. Лука без сомнения имел в виду и всех, желавших узнать твердое основание христианского учения и подробно познакомиться с евангельской историей.

3. Повод к написанию этого Евангелия

Поводом к написанию Евангелия от Луки послужило, вероятно, желание Феофила иметь письменное изложение событий евангельской истории для своего утверждения в вере, как поводом к написанию Маркова Евангелия послужило такое же желание римских христиан. Письменных изложений евангельских событий, как видно из Лк.1:1, тогда явилось много, по крайней мере, многие пытались составлять такие записи, но они не были удовлетворительны для достижения той цели, к которой стремился Феофил. Речь здесь идет не о тех записях евангельской истории, какие сделаны евангелистами Матфеем и Марком и которые вполне достаточны были для Феофила: ибо к этим двум евангелистам нельзя приложить слова «многие», и черты, которыми характеризуются упоминаемые евангелистом Лукой записи, не идут к Евангелиям Матфееву и Маркову (см. прим. к Лк.1:1): не разумеет он также под ними и писателей так называемых апокрифических Евангелий, ибо эти последние явились гораздо позже канонических Евангелий, по крайней мере в том виде, в каком имеем их ныне. – Вероятно, здесь ев. Лукой разумеются частные записи евангельских событий и учения Господня, сделанные со слов устной проповеди и народной молвы, людьми благонамеренными, но не призванными к апостольскому служению, не имевшими тех качеств, какими обладали Апостолы и должны обладать писатели Евангелий и которые записывали без строгого разбора, достоверно или недостоверно записываемое и, может быть, хотя и не злонамеренно, вносили недостоверное, что носилось в народной молве, нередко преувеличивающей, а иногда и искажающей события. Евангелист, как бы в противоположность этим многим, намеревается писать свое Евангелие «по тщательном исследовании и по порядку» (Лк.1:3): следовательно, можно предполагать, что те записи многих были сделаны не по тщательном исследовании, а заключали в себе и неисследованное тщательно, т. е. недостоверное и неправильное, и от того не безопасное для истинной веры; и не «по порядку», а отрывочно, может быть спутанно. – Такие записи могли явиться действительно, и во множестве, при сильном возбуждении умов в обществах первых христиан, и если были незначительного объема, то скорее могли и распространяться, чем большие книги канонических Евангелий. – Таким образом Евангелие от Луки написано, вероятно, по желанию Феофила, в видах заменения не вполне достоверных записей о евангельских событиях, для утверждения Феофила в вере посредством точного и вполне достоверного изложения евангельской истории.

4. Общий характер этого Евангелия

На общий характер своего Евангелия указывает отчасти сам евангелист Лука, когда говорит, что он намерен писать евангельскую историю «по тщательном исследовании всего сначала и по порядку» (Лк.1:3). Итак, это – тщательно исследованная, проверенная, следовательно, вполне достоверная, как и другие Евангелия, запись, потом запись всего сначала, т. е. полная запись случившегося с самого начала евангельской истории, что и действительно мы видим в этом Евангелии, начинающемся с благовестил о зачатии предтечи Христова Иоанна и оканчивающемся сказанием о вознесении Христа Спасителя, и следовательно полнее обнимающем евангельскую историю, чем Другие Евангелия, и без сомнения полнее, чем записи тех многих; наконец это – запись всего «по порядку», т. е. в хронологическом порядке событий, в противоположность отрывочным записям многих. Это не значит впрочем, чтобы во всех частностях соблюдался в Евангелии от Луки строгий хронологический порядок: нет, он иногда в частностях не следует хронологии, по своему усмотрению, как и другие евангелисты, но в общем распорядке событий хронология его строга и верна. – К этим общим чертам характера Евангелия от Луки присоединяются еще другие, происшедшие от того, что ев. Лука писал свое Евангелие под влиянием Ап. Павла. – Об этом влиянии единогласно говорит вся христианская древность8 , и этим главным образом можно объяснить то, что Евангелие от Луки было беспрекословно и весьма рано признано во всей Церкви каноническим, несмотря на то, что написано апостолом не из 12, а из 70. Этим же влиянием объясняются многие черты характера Евангелия от Луки (и вместе доказывается верность исторических свидетельств об этом влиянии), так как в самом деле очень естественно, что при постоянном сопутствии великому апостолу языков ев. Лука мог легко усвоить способ его проповедания евангельской истории и внести отражение его в свою книгу. Так, в отдельных даже местах Евангелия Луки мы находим полное соответствие с повествованиями Ап. Павла, особенно в повествовании о тайной вечере (Лк.22:19, 20. ср. с 1Кор.11 и дал.; ср. также Лк.23с 1Кор.15:5). Вообще же нетрудно приметить, что вместе с исторической целью Евангелия имеются в виду те стороны христианской истины, которые по преимуществу характеризируют проповедь Ап. Павла и которые он особенно раскрывал в своих посланиях: напр., что Христос – Мессия иудейский – есть вместе и Мессия и язычников, что и для них Он пришел также, как и для иудеев, и что иудеи напрасно гордятся своими преимуществами. Отражение этой мысли нельзя не видеть в повествованиях, содержащихся только в Евангелии от Луки, о послании пророка Илии к вдовице сарептской – язычнице, хотя много вдовиц было и в Израиле, об очищении прокаженного язычника Неемана при Елиссее, хотя много прокаженных было и в Израиле (Лк.4:25–27); таково же повествование о 10 прокаженных, исцеленных Господом, из коих оказался благодарным один только самарянин (Лк.17:11–19) и мн. др. (ср. Лк.10:25–37, 9:51–56). Еще: Ап. Павел в своих посланиях с особой силой раскрывает учение о том, что человек оправдывается перед Богом верой, а не делами закона; это же с особенной наглядностью отражается и в Евангелии от Луки, например в притчах Христовых, изложенных только в этом Евангелии, о блудном сыне (Лк.15 и дал.), о мытаре и фарисее (Лк.18 и дал.) и др. (ср. Лк.17:7–10). Можно даже указать в некоторых местах особенный, свойственный Ап. Павлу слог и особенный его образ выражения в Евангелии от Луки. – Вследствие этого евангелист Лука вообще в своем Евангелии по преимуществу изображает такие действия Господа и излагает такие речи Его, в которых особенно наглядно представляется свободная, предваряющая грешника и всякие человеческие заслуги исключающая божественная благодать, и в которых содержатся указания на призвание всех без исключения к блаженству (ср. Лк.7 и дал., Лк.9 и дал., Лк.10 и дал., Лк.12 и дал., Лк.13 и дал., Лк.15, Лк.17 и дал., Лк.18 и дал., Лк.19 и дал., Лк.23 и дал.) Всеобъемлющая любовь Господа – Искупителя грешников – вот по преимуществу то, что изображается в этом Евангелии; оно раскрывает глубину и силу любви, – этого сосредоточия всего Евангелия.

5. Время и место написания этого Евангелия

Евангелие свое Ап. Лука писал прежде книги Деяний Апостольских (Деян.1:1), неизвестно, впрочем, за сколько времени. Книгу Деяний Ап. Лука оканчивает известием о двухлетнем пребывании Ап. Павла в Риме (Деян.28:30), куда он прибыл вместе с Лукой (Деян.28:16); около этого времени и написана была книга Деяний, т. е. около 63 или 64 г. по Р. Хр., ибо если бы она была написана после, то в ней были бы описаны обстоятельства и последующей жизни Ап. Павла. Таким образом, Евангелие, по этим соображениям, было написано ранее 64 или 63 года, что подтверждается и тем, что о разрушении Иерусалима Титом в 70 году в нем не упоминается и нет даже никакого намека на него. Что касается древних свидетельств о времени написания этого Евангелия: то они не совсем определенны; о годе написания в них не говорится, а в большинстве их упоминается только, что оно написано после Евангелия от Марка9 ; только один Климент Александрийский, говорит, что оно написано ранее Евангелия от Марка10 . – Вероятно, то и другое написаны почти одновременно, но, во всяком случае, оба ранее 70 года. Важен впрочем не год их написания, а то, что они действительно написаны теми апостолами, именами которых они надписываются, при участии в них первоверховных Апостолов Петра и Павла, а это, как мы видели, подтверждается и всеобщим преданием церковным и внутренними признаками того и другого Евангелия.

Если ев. Лука написал свое Евангелие незадолго до написания книги Деяний, а эта последняя написана около 63–64 года, то можно думать, что местом написания этого Евангелия был Рим, куда Лука прибыл к этому времени вместе с Апост. Павлом и где постоянно находился с ним во время его заключения. Если же оно написано было несколькими годами ранее: то местом его написана могла быть Кесария Палестинская, где Павел перед отправлением своим в Рим на суд к Кесарю находился под стражею в продолжение двух лет. Древнее предание, впрочем, совершенно умалчивает об этом: кажется, этот вопрос не считался и тогда важным, при всеобщей уверенности в подлинности происхождения этого Евангелия от Ап. Луки. Может быть, и не вдруг и не в одном месте написано оно, а по мере удобства, и потом по окончании передано в Антиохию Феофилу.

6. Содержание Евангелия от Луки

Евангелие от Луки содержит события евангельской истории от благовестия о рождении Иоанна Предтечи до вознесения Христова включительно в следующем порядке:

Гл. 1. Повод к написанию Евангелия и цель его (1–4). Зачатие Иоанна Предтечи (5–25). Благовещение о рождестве Христовом (26–38). Путешествие Богоотроковицы к Елисавете (39–56). Рождение Предтечи и его юность (59–80).

Гл. 2. Рождество Христово в Вифлееме (1–7). Поклонение пастырей Новорожденному (8–20). Обрезание Новорожденного младенца (21) и сретение Его во храме (22–38). Возвращение святого семейства в Назарет (39–40). Двенадцатилетний Иисус Христос во храме Иерусалимском (41– 50). Господь в доме своих родителей в Назарете (51–52).

Гл. 3. Иоанн креститель и его проповедь (1–20). Крещение Христово (21–22). Родословие Иисуса Христа (23–38).

Гл. 4. Искушение Иисуса Христа в пустыне (1–13). Возвращение Его в Галилею (14–15) и проповедь в синагоге Назаретской (16–30). Господь в Капернауме (31–32): исцеление бесноватого (33–37), тещи Симоновой (38–39) и других больных (40–41). Удаление в пустыню и другие города (42–44).

Гл. 5. Христос при озере Геннисаретском; чудная ловитва и призвание рыбарей (1–11). Исцеление прокаженного и слава Иисусова (12–16). Исцеление расслабленного (17–26). Призвание Левия и беседа с книжниками об общении с мытарями и грешниками и о посте (27–39).

Гл. 6. Оправдание учеников, срывавших колосья в субботу (1–5). Исцеление сухорукого (6–И). Избрание 12 Апостолов (12–16). Нагорная беседа (17–49).

Гл. 7. Исцеление раба капернаумского сотника (1–10). Воскрешение наинского юноши (11–17). Вопрос ко Христу от Крестителя из темницы, ответ Его и речь об Иоанне (18–35). Христос в доме Симона фарисея; жена грешница, помазавшая Господа, и притча Его о двух должниках (36–50).

Гл. 8. Благовествование Христово (1–3). Учение о Царстве Божием в притчах: о сеятеле и семени (4–8); причина учения притчами (9–10): изъяснение притчи о сеятеле и семени (11–15); приточныя изречения: о свече (16), о тайном и явном (17), об оскудении приумножении (18). Матерь и братья Христовы (19–21). Укрощение бури (22–25). Исцеление бесноватого Гадаринского (26–39). Воскрешение дочери Иаира (40–56).

Гл. 9. Послание 12 Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им (1–6). Мнение Ирода о Христе (7–9). Удаление Господа и чудесное насыщение народа (10–17). Исповедание Петрово и учение о самоотвержении (18–27). Преображение Господне (28–36). Исцеление бесноватого отрока (37–42). Извещение Господом учеников о Своих страданиях (43– 45). Кто больше в Царстве Небесном (46–50). Путешествие через Самарию (51–56). Ответы Господа желавшим быть последователями Его (57–62).

Гл. 10. Послание 70 Апостолов па проповедь и наставления им (1–16). Возвращение 70 Апостолов и речь Господа по этому случаю (17–24). Ответ Господа искушавшему Его законнику и притча о впавшем в разбойники (25–37). Господь у Марфы и Марии (38–42).

Гл. 11. Молитва Господня (1–4). Наставления о постоянства в молитве и о благости Божией (5–13). Исцеление бесноватого и речь к фарисеям по этому случаю (14–26). Ответ женщине (27–28). Знамение Ионы (29– 30) и суд над народом (31–32). Приточные изречения о свече и светильнике (33–36). Христос на обеде у фарисея и обличительные изречения против фарисеев и законников (37–54).

Гл. 12. Предостережение от закваски фарисейской и изречения по поводу этого (1–12). Ответ относительно раздела имения и о любостяжании (13–15). Притча о богаче (16–21) и наставления: об умеренности (22–32), о милостьше (33–34), о бдительности (35–40), о верности (41–48). Действия учения Господня (49–53). Знамения времени (54–57). О примирении с ближним (58–59).

Гл. 13. Ответ Господа сказавшим Ему о Галилеянах (1–5). Притча о смоковнице (6–9). Исцеление скорченной женщины и речь по этому случаю (10–17). Притчи: о зерне горчичном (18–19) и о закваске (20–21). Речь по поводу вопроса о числе спасающихся (22–30). Ответ сказавшим Ему о злоумышлении против Него Ирода (31–33) и скорбь об Иерусалиме (34–35).

Гл. 14. Исцеление страдавшего водяной болезнью в субботу и речь по этому случаю (1–6). Приточные изречения о местах на вечере и гостях (7–14), Притча о званых на ужин (15–24). Наставление о самоотвержении (25–27). Приточные: изречения о готовящемся строить башню (28–30), о царе, приготовляющемся к войне (31–33), и о соли (34–35).

Гл. 15. Притчи: о заблудшей овце (1–7), о потерянной драхме (8–10) и о распутном сыне (11–32).

Гл. 16. Притча о неверном управителе (1–13). Обличение фарисеев по этому случаю (14–18). Притча о богаче и нищем Лазаре (19–31).

Гл. 17. О соблазнах (1–2). О прощении согрешающего брата (3–4). Об умножении веры (5–6). Притча о рабе (7–10). Исцеление 10 прокаженных (11–19). О наступлении Царствия Божьего и пришествии Сына Человеческого (20–37).

Гл. 18. Притчи: о судье и вдове (1–8), о мытаре и фарисее (9–14). Благословение детей (15–17). Разговор с богатым об опасностях богатства в деле спасения и с учениками по поводу этого (18–30). Новое предеказа» ние Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении (31–34). Исцеление слепца иерихонского (35–43).

Гл. 19. Господь в доме Закхея мытаря (1–10). Притча о минах (11–27). Вход в Иерусалим и плачь об Иерусалиме (28–44). Очищение храма и замыслы врагов Господа (45–48).

Гл. 20. Ответ на вопрос о власти Господа (1–8). Притча о винограднике (9–19). Ответы Господа на вопросы: фарисеев – о дани Кесарю (20–26) и саддукеев – о воскресении мертвых (27–39). Христос – чей сын (40– 44). Предостережение от книжников (45–47).

Гл. 21. Вдовица с двумя лептами (1–4). Пророчество о разрушении Иерусалима и втором пришествии Христовом (5–38).

Гл. 22. Замысел Иуды (1–6). Тайная Вечеря (7–23). Наставление о смиренномудрии (24–30). Предсказание об отречении Петровом (31– 38). Гефсиманская молитва (39–46). Предательство Иудино (47–53)-Христос на суде Синедриона и отречение Петрово (54–71).

Гл. 23. Иисус Христос на суде у Пилата (1–6), Ирода (7–12) и опять Пилата (13–24). Шествие на Голгофу (25–32). Распятие Христа (33– 38). Покаяние разбойника (39–43). Смерть Господа (44–49). Погребение Господа и жены мироносицы (50–56).

Гл. 24. Путешествие ко гробу Христову жен мироносиц (1–11) и Петра (12). Явление Воскресшего путникам еммаусским (13–35) и апостолам, бывшим вместе (36–49). Вознесение Господне (50–53).

* * *

1

Ирин. Advers. haeres. Ill, 1. 1. Ориг. у Евсев. Церк. Ист. VI, 25. Клим. Ал. у Евсев. там же VI, 14. Тертулл. Contr Marcion. IV, 2. 5. Евсевий Церк. Ист. III, 24 и др.

2

Евсев. Церк. Ист. 3, 4. Ср. Феофил. Предисл. к Евангелию от Луки. Евфимий Зигаб. Jnterpret. ev. Luc.

4

Opиг. Dialogue de recta fide. Ипполит и др.

5

Orat- И adv. Julianum.

6

Catal. с. 17.

7

В Recognitiones, известных под именем Климента Римского, X. 41.

8

Ирин. Adv. haeres III, 1, у Евсев. Церк. Ист. V. 8. Тертул. Contr. Marcion. IV. 5. Ориг. у Евсев. Церк. Ист. VI, 25. Сам Евсевий там же III, 4. Иерон. /em> Catal. с. 17. (Афанас. В.). Synopsis sacr. Script, и мн. др.

9

Ирин. Adv. haeres. Ill, 1. 1. у Евсев. Церк. Ист. V, 8. Ориг. у Евсев. там же VI, 25 и др.

10

У Евсев. Церк. Ист. VI, 25.


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1

Комментарии для сайта Cackle