Глава 3
Иоанн Креститель и его проповедь (1–20). Крещение Христово (21–22). Родословие Иисуса Христа (23–38).
Лк.3:1–2. «В пятнадцатый год правления Тиверия »: Тиверий был сын и преемник на римском императорском троне Октавиана Августа, в правление коего родился Господь Иисус. Август умер в 767 году от основания Рима, Тиверий за два года был объявлен соправителем ему, следовательно 15-й год его правления падает на 780 год, когда Иоанну Крестителю и Христу было за 30 лет или около 30 лет (ср. ст. Лк.3:23; обыкновенно же принято считать 30 лет, круглое число). – «Понтий Пилат» начальствовал над Иудеей: см. прим. к Мф.27:1. – «Ирод» (Антипа) был и пр.: см. прим. к Мф.2:22. – «В Итурее»: область по восточную сторону Иордана (древний Галаад); название свое получила от Иетура, одного из сыновей Измаила (Быт.25:15. 1Пар.1:31), потомки которого, обитавшие в этой местности, были покорены при завоевании Палестины при Навине коленами Рувиновым, Гадовым и половиной колена Манассиина, водворившимся тут (ср. 1Пар.5:19).– «Трахонитской области»: область эта лежала также на восток от Иордана, северо-восточнее Галаада. Филипп управлял этими странами до самой своей смерти в 786 году от основания Рима, или 40 году по Р. Хр. – «Четвертовластником» (Тетрах): слово это первоначально означало правителя четвертой части известной страны или области, но со временем стало прилагаться вообще к правителям. – «Лисаний в Авилинее»: Авилиния – Сирская область, примыкавшая с северо-востока к Галилее, с главным городом Авилой, от которого и получила название. Лет за 30 слишком до Р. Хр. в этой области был правителем Лисаний, которого умертвил один из бывших триумвиратов римских Антоний, из-за известной Клеопатры. Упоминаемый же здесь Лисаний был второй с этим именем правитель, о котором, впрочем, Иосиф Флавий и другие историки не упоминают. Что не в очень продолжительное время в одной и той же области было два правителя с одинаковыми именами, это не невероятно и во всяком случае возможно.
– «При первосвященниках Анне (Анане) и Каиафе»: о Каиафе см. прим. к Мф.26:3. Анан был тесть Каиафы (Ин.18:13) и был прежде первосвященником. Таковым он сделался при Квиринии Лк.2:2), сменен при Вителлие – правителях иудейских. Он упоминается в евангелиях наряду с Каиафой, как первосвященник, частью потому, что был в родственных отношениях с сим последним и потому имел влияние на ход дел, частью потому, что он кажется пользовался вообще большим авторитетом, как человек сильный характером, умный и ревнитель национальности иудеев, не очень долюбливаемый римским правительством за это. Сын его Ионафан был преемником Каиафы в звании первосвященника. – «Был глагол Божий», или особенное чрезвычайное откровение Божие, призывавшее Иоанна к особенному и чрезвычайному пророческому служению (ср. Иер.1:1. Ис.38 и дал.) Какой это был глагол Божий, как совершилось это призвание, евангелист, равно как и прочие, умалчивает; но несомненно, что это именно было призвание к чрезвычайному пророческому служению, которое и начал Иоанн вслед за этим. – «Сыну 3ахариину»: ср. Лк.1 и дал.– «В пустыне»: ср. Лк.1:80.
Лк.3:3. «И он проходил» и пр.: начав свою проповедь в пустыне, где получил откровение (ср. Мф.3:1. Мк.1:4), Иоанн с этой проповедью проходил по всей окрестности страны Иорданской, по ту и другую сторону Иордана – по Иудее и Галааду.– «Крещение покаяния»: см. прим. к Мф.3и Мк.1:4.
Лк.3:4–6. «Как написано» и пр.: в явлении и проповеди Крестителя евангелист, равно как и Матфей и Марк, указывает исполнение пророчества Исаии (Ис.40 и дал.), которое евангелист Лука приводит полнее, чем оба предшествующие евангелиста (ср. прим. к Мф.3:3). – «Всякий дол» и пр.: образ взят от уравнения дороги для путешествия войска, под образом которого у пророка представляется возвращение народа еврейского из плена вавилонского, которое в свою очередь служило образом пришествия Мессии, имеющего освободить искупленных Им из плена греховного. – В приложении этих образных выражений к деятельности Предтечи Христова они означают вообще приготовление им Народа еврейского к принятию Мессии (ср. прим. к Лк.1:76–77) Устранение по возможности препятствий к принятию Его. – «И узрит всякая плоть» и пр.: всякая плоть, т. е. все люди (ср. Деян.2:16); «спасение Божие», т.е. спасение совершаемое Богом (ср. Лк.2:20). В речи пророка представляется, что все народы должны взирать (с удивлением) на великое дело Божие – избавление своего возлюбленного народа из плена; но образ видимо шире образуемого, и более может быть приложен к другому духовному избавлению человечества будущим Искупителем, каковое избавление действительно привело в изумление народы и приводит доселе как величайшее дело любви Божией к грешному человечеству.
Лк.3:7–8. «Иоанн говорил»: речи Иоанна к приходившим креститься от него изложены у евангелиста Луки подробнее, чем у предшествующих двух евангелистов, с некоторыми особенными чертами. – «Народу»: строгость речи Иоанновой к народу объясняется тем, что она, по сказанию евангелиста Матфея, обращена была главным образом к фарисеям и саддукеям, особенно испорченным нравственно (ср. прим. к Мф.3:7); такой же строгой встречи достойны были, без сомнения, все те из народа, кто стоял под нравственным влиянием этих ложных руководителей народной нравственности. Строгая речь нужна была и вообще народу, как призыв его к строгому покаянию. Впрочем собственно с народом или тем из народа, кто искренно обращался к Иоанну, он говорил гораздо мягче (ст. Лк.3:10–14, 18), строгие же выражения относятся к фарисеям и саддукеям.– «Порождения ехиднины» и пр.: см. прим. к Мф.3:7–10.
Лк.3:10–11. «Спрашивал народ» и пр.: смущенный строгостью речи пророка, народ спрашивает его: что же нужно делать, чтобы приносить плоды достойные покаяния и быть участниками в Царстве Мессии? Ответы Иоанна евангелист передает кратко, хотя упоминает, что многому и другому поучал он народ (ст. 18); указываются только характеристические черты, сущность ответов. Во всех ответах своих Иоанн требует дел любви и милосердия, так как и проповедуемое им царство есть царство любви и милосердия. Так народу вообще на вопрос – что делать – он отвечал: «у кого две одежды» и пр.: общий смысл этих частных требований тот, чтобы помогать бедным ближним кто чем может, у кого что есть лишнее – дела любви и милосердия. Такие дела составляют лучшее доказательство религиозно-нравственной чистоты, и степень усердия в исполнении таких дел указывает верно на степень нравственного усовершенствования человека; они же служат в частности лучшим свидетельством и выражением покаянного настроения духа, какового требовал Иоанн от народа (ср. Ис.58:3–5. Дан.4:24).
Лк.3:12–13. «Мытари»: см. прим. к Мф.5:47. – «Ничего не требуйте» и пр.: сборщики податей для римского правительства, как откупщики-монополисты, имели возможность разными способами притеснять народ, взимая с него под разными предлогами более чем сколько следует. Иоанн поучает их, что они должны брать с народа не более, чем определено от правительства, и это – как дело любви – будет свидетельством их покаяния. Иоанн не осуждает самого их занятия, не советует им переменить его, хотя иудеи с отвращением и негодованием относились к ним, как агентам ненавистного им ига притеснителей; он запрещает только им брать лишнее. Народ должен платить подати, налагаемые правительством, но не должен платить лишнее для удовлетворения корыстолюбия сборщиков.
Лк.3:14. «Воины»: нет достаточно ясных признаков, по которым можно было бы решить, что это были за воины, – природные ли иудеи, или же прозелиты из язычников; то или другое, во всяком случае это были люди также ожидавшие наступления нового царства, проповедуемого Иоанном. Состоя на службе римского правительства, ненавистного иудеям, солдаты легко могли подвергнуться таковым порокам, как обида ближнего, или клевета на него, или лихоимство в прибавок к получаемому ими от правительства содержанию. – Иоанн требует как свидетельства их покаяния, чтобы они воздерживались от этих пороков. Он не порицает их службы, а требует только, чтобы они проходили оную честно, оказывая любовь и сострадание к ближним.
Лк.3:15. «В ожидании»: народ в это время с нетерпением ожидал обещанного ему издревле Мессию. Давно уже не было среди него пророка, и вот, когда явился Иоанн с сильной проповедью своей в Духе и силе древних пророков, народ и начал думать – не Мессия ли это сам. Так думал не только народ, но и некоторые из представителей и руководителей народных (Ин.1 и дал.). Так думать об Иоанне побуждало также вероятно образовавшееся в то время мнение, что Мессия когда придет, будет крестить, что теперь делал Иоанн. Эту черту народного мнения об Иоанне указывают из евангелистов только два – Лука и Иоанн.
Лк.3:16–17: «Я крещу вас» и пр.: см. прим. к Мф.3:11–12. – «Развязать»: то же, что снять и понести.
Лк.3:18: «Благовествовал»: проповедью Иоанна началось благовествование (Евангелие) о пришествии в мир Сына Божия (ср. Мк.1:1), а потому и самая эта проповедь, приготовлявшая людей к принятию Мессии, называется благовествованием (Евангелием).
Лк.3:19–20. «Ирод же» и пр.: вводное повествование об отношении Ирода к Иоанну Крестителю. Подробнее об этом говорится в евангелиях от Матфея (Мф.14 и дал.) и Марка (Мк.6 и дал.). – «Заключил Иоанна в темницу», а потом и умертвил там. Это случилось не в это время, когда Иоанн проповедовал и крестил, а гораздо после; евангелист же упоминает здесь об этом потому, что не имеет в виду повествовать о дальнейшей жизни Иоанна (кроме одного случая – Лк.7 и дал.), и к слову о нем здесь кратко сообщает, что было с ним в последствии; «повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие» (Феофил.).
Лк.3:21–22. Евангелист повествует о крещении Христовом короче, чем евангелист Матфей, и более сходно с евангелистом Марком. – «И молился»: особенная черта, упоминаемая только евангелистом Лукой. Это событие было началом служения Иисуса в качестве Мессии, и следовательно событие важнейшее в Его жизни, и евангелист замечает, что при этом Господь молился. – «Дух Святый низшел» и пр.: см. прим. к Мф.3:16–17 и Мк.1:10–11.
Лк.3:23–38. «Начиная» свое служение: то есть в то время, как принял крещение, чем и началось торжественное Его служение. – «Лет тридцати»: собственно около тридцати (ὡσεὶ), по смыслу выражения – или несколько более тридцати или несколько менее того. По более точным хронологическим соображениям надобно полагать, что Ему было несколько более 30 лет (см. прим. к ст.1). «Как думали»: «как полагали Иудеи, а на самом деле Он не был сыном Иосифа» (Евф. 3игаб.). – «Сын Иосифов, Илиев» и пр.: при сравнении родословия Христова по Евангелию от Луки с таковым же родословием по Евангелию от Матфея (Мф.1:1–16), представляется немало разностей, объяснение которых издревле несколько затрудняло толкователей и вызвало несколько мнений. Главное различие их в следующем: 1) по родословию Евангелия Матфеева, отец Иосифа обрученника Иаков (ст. Мф.1:16) по родословию Евангелия от Луки – Илий (ст. 23). 2) Cалафииль и Зоровавель по обоим родословиям имеют разных отцов и сыновей. По Матфею Салафииль – сын Иехонии (ст. 12), по Луке – сын Нирия (ст. 27), по Матфею сын Зоровавеля – Авиуд (ст. 13), по Луке – Рисай (ст. 27). 3) По Матфею Иосиф обрученник – потомок Давида через Соломона (ст. 6 и 7), по Луке – через Нафана (ст. 31). 4) Имена их членов родословия от Давида до Салафииля (Мф. ст. 7–12. Лк. ст. 31–27) и от Зоровавеля до Иосифа (Мф. ст. 13–16. Лк. ст. 27–23), по обоим родословиям разные, и число членов неодинаково. Объяснения этих разностей были и есть следующие: 1) евангелист Матфей излагает родословие Иосифа обрученника, а ев. Лука – Девы Марии, так как и он и Она происходили от Давида, только по разным линиям. Но против этого прямые слова евангелиста Луки, показывающие, что и он ведет родословие, так же как и ев. Матфей, Иосифа (ст. 23). Притом, не было обычая вести родословные таблицы по женской линии, хотя и несомненно, что Мария происходила также из рода Давидова. 2) Предполагают, что лица обоих родословий одних и те же, только имена другие, так как у евреев было в обычае давать одному и тому же лицу несколько имен. – Это – догадка, несогласная ни с прямыми указаниями родословий на то, что одно из них ведется от Давида через Соломона, а другое – через Нафана, двух разных лиц, ни с числом членов того и другого родословия, из коих по одному таковых более (Лука), по другому менее (Матфей). 3) Самое вероятное объяснение этих разностей – объяснение законом ужичества, по которому брат или ближайший родственник умершего бездетным должен был взять его вдову и от нее продолжать род (ср. прим. к Мф.1:12); рожденные таким образом дети имели как бы двух отцов: одного по плоти, другого по закону (умершего). Таким образом Салафииль называется у евангелиста Матфея сыном (по закону) Иехонии – бездетного, а ев. Лука называет отца его по плоти Нирия, который восстановил род бездетного Иехонии. – От усыновленного Салафиилю Зоровавеля родились Авиуд и Рисай, и евангелист Матфей ведет родословие по первому, а ев. Лука по второму, точно так же как первый ведет родословие от Давида чрез Соломона, а последний через Нафана, и по этим двум линиям – первый доводит родословие до Иакова, а последний до Илия, которые оба называются отцами Иосифа обрученника, что произошло так: Илий, сын Матфата, умер бездетным, Иаков, сын Матфата, его ближайший родственник, от его вдовы восстановил его род, родив Иосифа, который таким образом по плоти был сын Иакова, а по закону – Илии. Вот вкратце эта родословная в рассматриваемых пунктах:
Такое объяснение разностей в родословиях ведет начало свое от писателя 2-го века Юлия Африканского, который слышал его от остававшихся еще тогда в живых родственников Пресвятой Девы (Евсев. Церк. Ист. 1, 7). Это объяснение самое правдоподобное и принято было многими отцами и учителями Церкви. Два случая применения закона ужичества очень возможны во времена, тонкие для дома Давидова, – во время плена вавилонского и перед пришествием Христовым, когда род Давидов уже не царствовал в Иерусалиме. – «Фаррин, Нахоров» и пр.: евангелист Лука ведет родословную таблицу Христа далее, чем ев. Матфей, за Авраама. В этой части родословная вполне согласна с родословными таблицами и историческими указаниями на эти книги Бытия. – «Адамов, Божий»: «рождение Господа, как бессеменное, встречало недоверие. Поэтому евангелист, желая показать, что и в другое время человек произошел без семени, от низших восходит до Адама и Бога. Он говорит как бы так: если ты не веруешь, как второй Адам родился без семени, то прошу – обратись умом к первому Адаму, и ты найдешь, что он сотворен Богом без семени и – после сего не будь не верен» (Феофил.).