Источник

Глава 13

«Гл. 13. О Сеятеле» [1, 71].

«Еще надежда. Например, кто-нибудь просит у известного своею добротою и щедростию человека – помощи себе. Он обещает с удовольствием и говорит: теперь мне не время вам дать или – теперь нет с собою, а приходите ко мне в такое-то время, в такой-то час: я буду в таком-то месте и дам вам. С полною уверенностию, что обещание будет исполнено, я жду назначенного часа или дня и прихожу к этому щедрому человеку – и он, вижу, приготовил уже мне обещанное и с веселым лицом отдает его. Не подобное ли надо сказать о надежде христианской? Господь Бог есть этот Щедрый Домовладыка, Которого сокровищницы Царствия преисполнены благами духовными, вечными, превышающими всякое описание и меру, по причине их несказанной красоты, живительности и безграничности, и ожидают нас. Возьми Евангелие и читай притчи Христовы о Царствии (Мф. 13:1–52; Мф. 18:23–35; Мф. 20:1–16; Мф. 21:28–44; Мф. 22:1–14; Мф.25)» [8, 154].

Мф.13:5. «иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.»

«Помни, что если во время молитвы не празднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи, без силы (как шелуха без зерна), но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. Это дело самое естественное, как естественны и обыкновенны в природе плод и оболочка его. Но если ты слова бросаешь попусту, без веры, не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся: шелуху бросаешь, шелуха к тебе и воротится; семя бросаешь, колос целый тебе принесет, и чем лучше, тучнее семя, тем обильнее колос. Так и с нашими молитвами: чем искреннее, сердечнее будешь произносить каждое слово, тем больше плода от молитвы: каждое слово, как зернышко, принесет тебе плод духовный, как зрелый колос. Кто из молящихся не испытал этого. Не напрасно Спаситель сравнивал семя с словом, а сердце человеческое – с землею [См. Мф. 13:5]. Это же надо сказать и о словах молитвы. Еще: кто не знает, что дождь орошает землю, растения и напояет их? Так слово Божие, да и наше слово, сказанное с верою, не возвратится к нам без того, чтобы не напоить нашей души или души благопослушные и верующие. Это точно так же естественно, как естественно дождю поить и питать землю и растения и способствовать их произращению» [5, т. 2, 396].

Мф.13:9. «Кто имеет уши слышать, да слышит!»

«Чтобы отучить нашу растленную природу прельщаться временною греха сладостью, Господь устроил так, что самые приятные чувственные удовольствия, на которые мы с жадностью бросаемся, бывают вредны и по самому свойству их и по причине нашей жадности и неумеренности; таковы все почти лакомые кушанья, все приятные напитки, таковы удовольствия сладострастия. Слава благости и премудрости Отца Небесного, всеми способами отклоняющего нас от ниспадения в чувственность или в грубые удовольствия чувственности. Имеющий душевные очи видети и уши слышати, да видит все это и слышит [Ср.: Мф. 13:9]. Итак, христианин, самый вред от чувственных наслаждений, разрушительных для нашего тела, показывает, что мы не для них сотворены и живем на земле, а для наслаждений высших, духовных, вечных! Так в Боге покойся и наслаждайся, душа моя! Вот такое совершенное, безвредное, истинное, вечное наслаждение! Ты испытала его уже много раз. А все земные наслаждения прелестны, вредны, преходящи и носят в самом начале своем зародыши тления, лишь только мы коснемся их. Боли и болезни от них служат тому доказательством» [5, т. 2, 404].

Мф.13:11. «Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,»

Мф.13:12. «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;»

Мф.13:13. «потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;»

«Сокровище сокровищ на поле – это Церковь (См.: Мф. 13:44); сокрыто это сокровище правдою Божиею от мнящихся быть мудрыми – ученых века сего. Ходят кругом и около этого Божественного сокровища, а не найдут его, или и видя, как бы не видят, и слыша, не разумеют... (Ср.: Мф. 13:13) Сказать на эту тему проповедь» [4, 44].

«Милостыня человеческая боязлива: боится как бы не дать тому, кто имеет, или не дать много; милость же Господня не такова: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его (Пс. 144:9). Иже имать, говорит Господь, дастся ему и преизбудет ему, а иже не имать, и еже мнится имея, взято будет от него (Мф. 13:12; Мф. 25:29)» [10, 236].

Мф.13:14. «и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите,»

Мф.13:15. «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.»

Мф.13:16. «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат»

«В молитве просительной главное – вера в Бога и искреннее, твердое желание тех благ, о коих просим, и нежелание впредь или отвращение от тех грехов, в коих каемся. – А то мы языком и мыслию желаем, а сердце остается бесчувственно или языком будто отвращаемся, а сердцем – нет; коснеем в тех самых грехах, о избавлении от коих ежедневно молимся. И сбывается на нас пророчество Исаино (Мф. 13:14): приближаются Мне людие сии усты своими... сердце же их далече отстоит от Мене (Мф. 15:8; Ис. 29:13).

Живое чувство грехов своих необходимо на молитве, как и во всякое время» [11, 148].

«Ст. 16. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» [1, 71].

Мф.13:17. «ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.»

"Ст. 17. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» [1, 71].

Мф.13:18. «Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:»

Мф.13:19. «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.»

Мф.13:20. «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;»

Мф.13:21. «но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.»

Мф.13:22. «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.»

Мф.13:23. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.»

"23 ст. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать(Мф. 13:23). Слово Божие, как солнечные лучи, упадающие на плодоносную почву, быв выслушано и понято добрым человеком, непременно делает плодоносною душу человека, потому что оно живо и действенно и острейше всякого меча обоюду остра. В земной почве есть богодарованные силы произращать по роду и по подобию известные растения; солнце только возбуждает своим светом и теплотою эти силы. В душе человека также есть богодарованные силы плодить из себя также по роду и по подобию, или по известным формам, добрые мысли, чувства и дела. Слово Божие возбуждает эти уснувшие для добра силы, сообщает им энергию и самую сильную способность приносить плоды сам-сто, сам-шестьдесят, сам-тридцать» [1, 71].

«Негодуем ли мы на тех, которые, видя, что мы стоим над пропастью на гнилой доске, указывают нам крепкий мост, устроенный над этой пропастью, по которому безопасно могут проходить путешественники, идущие к горнему жилищу? – Нет. А таковы именно те, которые взимают наше тленное достояние – наши деньги, пищу и питие, к которым мы привязываемся в этой жизни и на которые надеемся, как на гнилую доску, переброшенную чрез пропасть. Чрез жалость и тугу сердца вследствие потери нашего достояния они выводят нас из ослепления, в котором мы находились, надеясь на деньги, на пищу и питие, и указывают нам надежный мост к вечно блаженному, горнему жилищу – заповеди Евангелия. Поистине деньги, пища и питие, имение – гнилые доски, лежащие над пропастью, по которым мы ходим, на которые надеемся, вместо того чтоб надеяться на единого Господа, и которые скоро, скоро готовы переломиться и свергнуть нас в бездну адскую. Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими... (Лк. 21:34), а еже в тернии сеянное<...> сии суть... печали века сего, и лесть богатства, и о прочих похоти входящия подавляют слово, и безплодно бывает (Ср.: Мф. 13:22; Мк. 4:18, 19). – Видишь, какая беда от богатства: пристрастия к пище и питию подавляют Божие слово? – Чье? – Божие – слово Живота вечнаго (Ср.: Ин. 6:68). Не враги ли злейшие деньги, пища и питие, если мы пристрастны к ним, и тем более опасные, что они – льстивы» [10, 497].

«Помни, что если ты во время молитвы не празднословишь, а с чувством говоришь слова молитвы, то слова твои не возвратятся к тебе тощи (Ср.: Ис. 55:11), без силы (как шелуха хлебная без зерна), но непременно принесут тебе те самые плоды, которые заключаются в слове, как плод в оболочке. – Это дело самое естественное, как естественны и обыкновенны в природе плод и оболочка его. Но если ты слова бросаешь попусту, без веры и не чувствуя силы их, как шелуху без ядра, то пустыми они к тебе и воротятся: шелуху бросаешь – шелуха к тебе и воротится, семя бросаешь – колос целый тебе принесет, и чем лучше, тучнее семя, тем обильнее колос; так и с нашими молитвами: чем искреннее, сердечнее будешь произносить каждое слово, тем больше плода от молитвы: каждое слово, как зернышко, принесет тебе плод духовный, как зрелый колос. Кто из молящихся не испытал этого? – Не напрасно Спаситель сравнивал семя с словом, а сердца человеческие – с землею (См.: Мф. 13:19–23). Это же надо сказать и о словах молитвы. Еще: кто не знает, что дождь орошает землю и растения и напояет их, – так слово Божие, да и наше слово, сказанное с верою, не возвратится к нам без того, чтобы не напоить нашей души или души благопослушные и верующие. Это естественно точно так же, как естественно дождю поить и питать землю и растения – и способствовать произращению» [10, 161].

Мф. 13:24. Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;

Мф.13:25. «когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;»

Мф.13:26. «когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.»

Мф.13:27. «Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?»

Мф.13:28. «Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?»

"Не доброе ли семя сеял еси на селе твоем (Церкви Твоей); откуда убо имать плевелы (Мф. 13:27): ереси, расколы, допущение новых догматов; всякие пороки: гордость, лицемерие, тщеславие, желание господства, главенства в Церкви католической; искажение Богослужения, Таинств, обрядов (опресноки)? Господь отвечал: враг человек сие сотвори (Мф. 13:28), гордость и злоба человеческая. Хочешь ли, говорят Ангелы, мы пойдем выполем худую траву? Нет, говорит Хозяин поля (Церкви и сердца человеческого), оставьте расти то и другое до жатвы, и т. д.; пшеницу собирайте в житницу Мою (Ср.: Мф. 13:28–30), а плевелы сожгите огнем негасимым (Ср.: Мф. 3:12). Говорится о Церквах, православной и еретической, и о нравах христиан» [4, 60].

"Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем (Церкви Твоей)? откуда же на нем плевелы (Мф. 13:27): ереси, расколы, допущение новых догматов, всякие пороки, желание господствовать, главенство в церкви католической, искажение богослужения, таинств, обрядов (опресноки)? Господь отвечает: враг человек сделал это (Мф. 13:28), гордость и злоба человеческая, но Господь дает расти всему до конца, а в будущем веке даст оценку каждому по делам его» [6, 36].

Мф.13:29. «Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,»

Мф.13:30. «оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.»

"30 ст. Оставьте расти вместе то и другое (и пшеницу и плевелы) до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Я должен быть непременно пшеницею, потому что на то я родился, на то и все рождаются. На что плевелы домовладыке – Господу нашему? Они только в печь годны. Но если я – грешник, то я – плевелы. Дай Бог быть мне пшеницею» [1, 71].

Мф.13:31. «Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,»

Мф.13:32. «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.»

«Мф. Гл. 13, [31–32] ст. Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. Говорится о внутреннем царствии в человеке, которое есть Небесное Царство по тем небесным дарам, которые получает душа верного христианина. Оно поначалу, действительно, как незаметное горчичное зерно и постепенно возрастает все больше и больше, так что, наконец, становится как бы большим сеннолиственным деревом, под которым могут укрываться многие. Примеры: Пресвятая Дева Богородица, Которая осеняет покровом Своим весь мир; апостолы, в богомудрых посланиях коих, исполненных духа и силы и всеобщей пригодности, укрываются все благочестивые люди, как в ветвях большого дерева птицы, находя в них и пищу и покой; святые Божии, например Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, Антоний и Макарий Египетские и другие, которых писания и деяния служат для жаждущих благочестия душ прибежищем, к духовному услаждению и спасению» [1, 72].

«11 августа. Логика христианская, кажется, не трудна и легко может быть понимаема и изучаема, и слишком жизненна для того, чтобы полюбить и изучить, и усвоить ее всем сердцем; а между тем ее-то, эту христианскую логику, и забыли почти все: и простые, и ученые (мнимоученые), именно в нее не вникают и не изучают с усердием, как другие земные и утилитарные науки, искусства и художественные мастерства; и оправдана эта небесная логика и премудрость чадами ея (Ср.: Мф. 11:19), вроде Серафима Саровского, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского, Митрофана Воронежского и всеми древними, средневековыми и новыми святыми угодниками Божиими. Кто из мирян ныне ищет эту драгоценную жемчужину (душа по образу и подобию Божию), это сокровище, сокрытое в поле, это зерно горчичное, эту закваску, которую женщина положила в три меры муки (См.: Мф. 13:45, 44, 31–32, 33)» [4, 42].

"Отче наш – да приидет Царствие Твое (Мф. 6:9–10).

Подобно есть Царствие Небесное (в человеке) зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем, еже убо малейше есть от всех семен: егда же возрастет, более всех зелий есть и бывает древо, яко прийти птицам небесным и витати на ветвех его(Мф. 13:31–32). Как всякое дерево в начале бывает ничтожным семенем и после, при благоприятных условиях грунта земли, света, теплоты, влажности, постепенно развивается и растет, все нужное для себя получая не из себя, а из земли, воды, из воздуха, света и теплотвора, так и Царствие Божие в человеке поначалу бывает только едва заметно, как маленькое зерно, все в нем бывает грех и область диавола. Человек творит волю плоти своей грешной и похоти отца своего диавола (Ср.: Ин. 8:44); но когда человек предает себя водительству благодати Божией, тогда Царствие Божие начнет в нем расти и распространяться все больше и больше, наконец, обнимет собою всю область его мыслей, желаний, намерений слова и деятельности – так что наконец в сердце человека совершенно воцаряется Христос и он говорит о себе: живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). – И в этом благодатном царстве, так же как в царстве природы, человек все условия к своему духовному возрастанию получает исключительно не из себя, а от Бога: все благие мысли, желания, расположения, намерения, дар благодатного слова, все добродетели – веру, надежду и любовь, кротость, смирение, милосердие, воздержание. Иисус Христос – для человека благодатного бывает и землею питающею, или хлебом жизни (Ин. 6:35), и водою, утоляющею его жажду духовную, и воздухом, и светом, и животворящею теплотою. Как дерево, укоренившись в земле, растет, одевается листьями и приносит плоды, так и христианин, утвержденный сердечною верою во Христа, растет духовно и приносит плоды добродетелей для жизни вечной. – Потому всякому христианину необходимо полагать всю свою надежду на Христа, Им дышать постоянно, Его благодатию напояваться, в Нем непрестанно утверждаться своим сердцем, как дерево утверждает свои корни в земле, – и пускать в Нем как можно шире и глубже свои сердечные корни. – Ископа и углуби (Лк. 6:48). – Отсюда очевидно, что в христианине противна и всякая тень гордости: ибо что он имеет, по Апостолу, егоже не прият (Ср.: 1Кор. 4:7)? – Блажени нищии духом: яко тех есть Царство Небесное (Мф. 5:3). Нищета духовная, или смиренномудрие, по преимуществу есть принадлежность христианина, лучшее его украшение и прочное основание для всех добродетелей; христианин всегда живо помнит, что Царствие Божие в нем было вначале едва заметно, как зерно горчичное, и потом только благодатию Божиею возросло в дерево, что все у него Божие и ничего нет своего. – Благодатию Божиею, говорит он, есмь, еже есмь (1Кор. 15:10)» [8, 263].

Мф.13:33. «Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.»

"33 ст. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф. 13:33). Царство Небесное подобно закваске, которая способна ничтожным количеством своим заквасить множество растворенной муки. Так и было, и есть. Двенадцать апостолов (очень незначительная закваска для такого количества людей, как весь мир) обратили к Царству Христову весь мир» [1, 72].

«20 августа. Святого пророка Самуила. Благодарю Господа всем сердцем за скорое, милостивое, благопослушливое, державное избавление меня от духовной смерти, скорби и тесноты, постигших меня праведно за раздражение и гнев на священника Сукина (из Питера), пригласившего меня исповедовать его во грехах. Я сказал: ступайте прочь и идите к другому священнику; я болен и не могу заниматься с вами. – Я глубоко и сильно каялся Господу тайно – и Господь, видя глубину покаяния, простил и оживотворил меня, и я с миром служил Литургию и сказал одушевленную, разумную проповедь на притчу Христову о закваске: Царство Небесное подобно закваске (Мф. 13:33). Благодарю Господа, умудряющего меня и дарующего слово для проповеди. Умудряй и впредь во славу Твою и во спасение верных людей Твоих. Аминь. Вечер. 9 часов» [4, 54].

Мф.13:37. «Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;»

«37 ст. и далее. Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13:37–43). Как противоположна участь праведников участи грешников после всеобщего Суда. Одни просветятся, как солнце, в Царствии Отца Небесного, а другие – во тьме кромешной будут вечно плакать и скрежетать зубами от страшных мучений и в гневе на себя самих!» [1, 72].

Мф.13:43. «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!»

«Вы видите, как светлы солнце и звезды: праведники некогда будут сиять так же, как солнце [Мф. 13:43], от внутреннего, невещественного света Божия. – Когда Ангелы являются на земле, они почти всегда осиянны светом. Стремитесь к этому просветлению, отбросьте дела темные. Мы можем возвысить свою природу до причастия божественного Естества; а Бог есть Свет несозданный, превосходящий всякий сотворенный свет» [5, т. 1, 141].

«Все настоящее есть только одна тень будущего: свет – тень будущего неизреченного света; сладости земные – слабая тень будущих неизреченных, бесконечных сладостей; огонь – слабая тень будущего огня геенского, который будет опалять грешников во веки веков; чистая радость земная – тень будущих неизреченных радостей; чертоги царские приукрашенные – ничтожная тень пресветлых райских обителей, уготованных любящим Бога и исполняющим заповеди Его; славные одеяния мужей и дщерей человеческих не могут идти в сравнение с тою одеждою славы, в которую облекутся избранные, ибо они облекутся во Христа и просветятся, яко солнце, в царствии Отца их [Мф. 13:43], по неложному обещанию Спасителя» [5, т. 1, 176].

«Для Господа дать плоть другому какому угодно существу животному ли, растению, то же, что для нас сшить, надеть на себя одежду; взял – сшил да и надел. Кожею и плотию мя облекл еси, костьми же и жилами сшил мя еси [Иов. 10:11]. А какое бесконечное множество и разнообразие вещества-то у Господа, из которого Он, Зиждитель, творит разные одежды, на разные покрои тварям Своим (животные, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся)! А нас Он оденет некогда светом яко солнечным в царствии Своем! Предста Царица... в ризах позлащенных одеяна [Пс. 44:10]. Праведницы просветятся яко солнце [Мф. 13:43]. А теперь мы одеты землею, водою, воздухом, теплотою, такова наша одежда. И как премудро и удобно сделаны и приведены в сочетание все эти стихии в нашем существе! Оно и не тяжело и благообразно. О, премудрый и всемогущий Художниче! животворящий Художниче! Как у Тебя все прекрасно, удобно, оживленно! У Тебя и прах оживлен, у Тебя и прах движется» [5, т. 1, 194].

«Все блестящее на земле очень любим: злато, сребро, драгоценные камни, хрусталь, блестящие одежды, – отчего не любим будущей славы, к которой Господь призывает нас? отчего не стремимся к просветлению наподобие солнечного? Праведницы, сказано, просветятся яко солнце в Царстве Отца их [Мф. 13:43]. Оттого, что грехом извратили природу души своей и вместо неба прилепились к земле, вместо нетления к тлению, полюбили земной блеск, временный, тленный и прелестный. Но отчего у нас такая сильная любовь к блеску? Оттого, что душа наша создана для света небесного и вначале была вся свет, вся сияние; ей врожден свет, врождено чувство и желание света. Направьте это стремление к исканию небесного света» [5, т. 2, 298].

«Выражение христианской надежды по отношению к земной жизни – прощение грехов, в коих мы живем всю жизнь: аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу... и Той очищение есть о гресех наших [1Ин. 2:1, 2]. По отношению к будущей жизни: узрим Его, якоже есть [1Ин. 3:2]... Просветятся, яко солнце [Мф. 13:43]... Иде же есмь Аз, ту и слуга Мой будет... Иду уготовати место вам [Ин. 12:26; Ин. 14:2]... Наше житие на небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего [Флп. 3:20, 21]» [5, т. 2, 524].

«Высокое существо – человек, чудное создание Божие, по образу Его сотворенное! Если в состоянии падения он способен ко многим удивительным делам, которые он произвел и производит, как мы постоянно видим это и в истории и в современном нам мире, то к чему он способен в состоянии святости и совершенства? Но более всего в нем заслуживает внимания, удивления, благоговения, благодарности всесердечной то, что он может уподобляться своему Создателю – Богу, что он предназначен к бессмертию, к вечному блаженству в Боге и с Богом, что он некогда просветится, как солнце, в Царствии Отца своего Небесного! Господь, предвидя эту славу верных избранных Своих, говорит: тогда, во Втором пришествии, праведницы просветятся яко солнце, в Царствии Отца их [Мф. 13:43]» [5, т. 2, 374].

«Прочитывая со вниманием церковные службы святым на каждый день года и духом созерцая их подвиги, не могу надивиться их самоотверженной ко Господу любви и неизреченному к ним снисхождению Божию, и любви Божией к ним. Сколько дарований духовных получили они от Бога; какие чудеса творили, какой дар пророчества имели; и при жизни и по кончине Бог прославил их, и вселился в них, и почтил их славою и честию несказанною. Иные святые как солнце просиявали (Ср.: Мф. 13:43) при самой кончине, и Ангелы были спутниками их на небо! Вот что значит душа человеческая, очищенная от грехов и возлюбившая всем сердцем Создателя своего! Бог не остается должником» [4, 30].

Мф. 13:44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

"44 ст. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Так было и есть: во все времена и во всех местах земного шара много было людей, которые, нашедши сокровище Царствия Небесного, с радостию оставляли все, что имели, и принимались за это сокровище. Было много и богачей, которые, для того чтобы купить это сокровище, продавали все, что имели, и покупали это сокровище милостынею и пожертвованиями. Искать нужно добродетель» [1, 73].

«Какое сокровище драгоценнее сокровища веры Христовой, веры православной? Поистине, нет драгоценнейшего сокровища, как сокровище истинной веры: потому что истинная вера дает нам познание об истинном Боге и соединяет с Богом, – а в соединении с Богом всякое благо и блаженство; потому-то и Сам Начальник нашей веры Господь Иисус Христос называет веру в Него и сокровищем, скрытым на поле, и бесценным бисером (Ср.: Мф. 13:44, 45). И это сокровище истинной веры передали нам, на родном нашем языке, упомянутые два равноапостола и родные брата, святые Мефодий и Кирилл. – Наши предки, как и все славяне – моравы, сербы, чехи, поляки и другие, во времена древние были идолопоклонниками, воздавали славу, приличную единому живому Богу – бездушным истуканам; так, русские поклонялись Сварогу, или Перуну, Дажбогу, или солнцу и огню, и многим другим мнимым богам и истуканам, приносили в жертву Перуну живых детей, как некогда евреи – Молоху; не знали о сладчайшем Спасителе человеков, Иисусе Христе, Сыне Божием, и о вечной жизни, дарованной верующим в Него, – и погибали в своей многобожной или безбожной вере. Но Господь Вышний, в деснице Коего судьбы народов, Который предвидел готовность славянских племен к принятию света истины и веры истинной, избрал к обращению их от прелести язычества к животворной вере Христовой двух родных братьев – славян Мефодия и Кирилла, как некогда двух братьев Петра и Андрея, Иакова и Иоанна призвал от ловитвы рыбы к ловитве человеков, и эти новые апостолы много потрудились и перенесли скорбей при просвещении славянских племен верою Христовою; славяне не знали грамоты, не имели письмен: нужно было изобрести письмена или грамоту, и святой Кирилл изобрел для них грамоту; нужно было переложить Слово Божие и богослужебные книги на язык славян: и два брата исполнили это трудное дело, научили темных славян грамоте, вере, молитве, заповедям Господним, построили для них церкви, дали им священников, и началось служение истинному Богу в земле, которая до тех пор осквернялась идолопоклонством и бесовскими жертвами. От славян моравов христианская вера, славянская грамота, священные и богослужебные книги перешли к славянам руссам, и стала земля Русская служить Богу истинному, просвещаться и освящаться и согреваться верою Христовою. Сначала Аскольд и Дир, потом равноапостольная княгиня Ольга, звезда русская, а за нею внук ее – равноапостольный князь Владимир, красное солнце земли Русской, привели народ русский к познанию единого живого истинного Бога и Сына Его Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, и Духа Святого – Троицы Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной» [9, 144].

Мф.13:45. «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,»

"Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Ныне равноапостольный князь Владимир, просветивший Русь Крещением, уподобляется этому евангельскому купцу, ищущему добрых бисерей. Чтобы купить многоценный бисер веры Христовой, он вдруг отвергнул язычество и свои буйные страсти и покорился легкому игу Христову» [1, 73].

Мф.13:47. «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,»

Мф.13:48. «который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.»

Мф.13:49. «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,»

Мф.13:50. «и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.»

"Ст. 47–50. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную. Какое прекрасное, бесподобное сравнение! Будущие духовные события представлены так ясно и наглядно в самых простых, обыкновенных действиях и предметах! Представь, как будут извлекать потом из этого житейского моря невод, который брошен рукою Небесного и Вечного Ловца человеков от начала мира и будет вытащен по кончине его; как сядут у этого невода, в котором будут не рыбы – а всё души человеческие, или люди, и станут хороших складывать в сосуды Царствия Небесного, а злых выбрасывать вон – в страшный тартар, на вечное уничтожение! Слава, Господи, слову Твоему святому» [1, 73].

Мф.13:57. «И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.»

«При чтении или слушании истинно священных произведений почти сердечно в людях, которые произвели их, – образы Бога-Слова или Самого Бога-Слова, вещающего чрез них. Помни всегда при чтении книги духовного или мирского содержания, что человек есть образ Божий и этот образ Божий в его мысли, слове и духе, которым он говорит. Приучи себя всегда смотреть на всякого человека с высоким почтением, как на образ Божий, но особенно, когда он говорит, и преимущественно, когда он говорит о Боге. О! Тогда он Божествен. От привычки к людям, от знакомства с ними, с их обыденною жизнию, от привычки к дару слова в себе и в людях мы мало ценим дар слова и иногда презираем его в других, – и диавол чрез наше самолюбие и невнимательность хулит таким образом в людях образ Божий. Всячески смиряться надо сердцем и гордый ум свой попирать, чтобы не быть нам подобными современникам пророков, смотревшим на них как на песнивцев сладкогласных, благосличных – не больше, они не хотели исполнять их велений, даже презирали, преследовали, били и убивали их, чтобы и нам не уподобиться тем людям, для которых пророк неприятен во отечествии своем (Ср.: Мф. 13:57; Мк. 6:4; Ин. 4:44). – Сколь бы ни был человек по видимому мал и незначителен, но почти в нем образ Божий, особенно когда он говорит, особенно когда он говорит с любовию; преимущественно когда говорит и делает дела любви» [8, 121].


Источник: Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская православная духовная акад., 2009. - 382 с. : портр. (Посвящается 200-летию Санкт-Петербургской православной духовной академии).

Комментарии для сайта Cackle