Источник

Глава 17

О соблазнах (1–2). О прощении согрешающего брата (3–4). Об умножении веры (5–6). Притча о рабе (7–10). Исцеление десяти прокаженных (11–19). О наступлении Царствия Божия и пришествии Сына Человеческого (20–37).

Лк.17:1. «Ученикам»: фарисеям (Лк.16:14) заграждены были уста (Лк.16:5–31), и Господь снова обращается к наставлениям своим ученикам, т. е. всем последователям своим, теперь слушавшим Его. – «Невозможно не придти соблазнам» и пр.: речь о соблазнах начата, может быть, ввиду соблазнительного поведения фарисеев (Лк.16:14), в настоящем случае для ограждения учеников от подобных соблазнов (ср. Феофил.).– «Горе тому» и пр.: ср. прим. Мф.18:7, 6.

Лк.17:3–4. «Наблюдайте за собою»: будьте внимательны к себе, по связи речи, ввиду соблазнов, могущих подействовать на вашу душу и вовлечь ее во грех. Такие соблазны могут быть особенно опасны, когда в душе нет всепрощающей любви к ближнему, или когда слаба такая любовь; надобно усилить ее, и она укрепит душу и предохранит от соблазнов. – «Если согрешит» и пр.: см. прим. к Мф.18:15.

Лк.17:5–6. «Умножь в нас веру»: приложи веры, усиль веру. Требование Господа прощать ближнему преступления его в случае раскаяния его показалось Апостолам столь трудным в исполнении, что они почувствовали при этом нужду в усилении веры своей и просили Господа об этом. Всепрощение ближним – это высокое торжество любви, это величайшая победа над эгоизмом; и такое торжество, такая победа могут быть только плодом сильной веры. – «Если бы вы имели» и пр.: см. прим. к Мф.17:20. Господь не отрицает этим присутствия веры в душе своих учеников, но в то же время показывает, как еще далеко степень их тогдашней веры от той степени, на какую они со временем должны были войти и вошли. – «Смоковнице сей»: вероятно Господь указывал при этом на какое-либо близ растущее смоковничное дерево. – «Послушалась бы»: дерево представляется как бы одушевленным и смыслящим; оно повиновалось бы повелению Апостолов, если бы они достигли такой степени веры, какая требуется для этого.

Лк.17:7–10. «Кто из вас» и пр. Связь этой притчи с предшествующим наставлением Спасителя такова: вера ваша, когда она возрастет в душе вашей, будет такова, что будет производить великие чудеса, но – наблюдайте на собой – берегитесь при этом гордыни и самомнения о своих собственных заслугах, чтобы не утратить вам плодов такой веры (ср. Мф.7:22–23). – Это – дар Божий, который надобно принимать и которым надобно пользоваться с глубоким смирением, каковым смирением этот дар еще более возгревается. Таким образом Господь, не отвечая прямо на просьбу учеников своих об усилении их веры, приточно указывает им способ усиления ее (смирением) и вместе предостерегает от опасности при этом, какое предостережение тем более нужно было тогда Апостолам, что они еще водились некоторыми несовершенными воззрениями, спорили о первенстве в Царстве Мессии, ожидали Себе особых наград внешних и т. п. Как ответ на подобные их еще детские желания и ожидания наград, и как предостережение, как при усилении их веры через смирение, следующая притча научает их, что: 1) они будут вознаграждены как служители, 2) они должны ожидать этого, как слуга ожидает благоволительного слова господина своего, и 3) на это они не должны смотреть как на заслуженную ими самими награду, но как на благодатный дар Божий не по заслугам, а по благоволению Божию.– «Пашущего или пасущего»: две из трудных обязанностей раба, которыми указывается на трудность и апостольского служения.

«Подпоясавшись, служи»: ср. прим. к Лк.12:37. – «Не думаю»: раб должен исполнять повеления господина своего, и не ожидая благодарности от него особенной. – «Рабы ничего не стоящие»: выражение истинного глубокого смирения пред Богом. Если Господь допускает нам сделать что-либо доброе и дарует нам что-либо особенное, это, строго говоря, не потому чтобы мы заслужили это, а единственно по Его великой милости. Это потому 1) что заслуги человека перед Богом, собственно говоря, быть не может (Иов.22:2); 2) силы и средства исполнить что-либо, как волю Божию, человек получает от Него же, как дар; 3) все, что сделает человек доброго, он должен делать как обязательное для него, и наконец 4) лучшие действия человека, вообще говоря, далеко несовершенны, и пред судом божественной правды имеют лишь относительную цену. – Такое глубокое сознание пред Богом собственного недостоинства, содействуя нравственному совершенствованию человека, предохраняет его и при великих дарованиях Божиих от самомнения и нравственного падения.

Лк.17:11. «Идя в Иерусалим»: это было путешествие Господа из Галилеи в Иерусалим на последний, во время Его общественного служения, праздник Пасхи, когда Он был распят.– «Между Самариею и Галилеею»: ср. прим. к Мф.2и Мф.10:5. – Направляя путь свой в Иерусалим, Господь шел отчасти по границе между Галилеей и Самарией, заходя в селения, лежащие в той и другой близ граничной черты их.

Лк.17:12–14. «Прокаженных»: см. прим. к Мф.8:2. – «Которые остановились вдали»: вдали от Господа и от селения, так как закон не позволял им близко подходить к здоровым и входить в селения из опасения заразы (Лев.13:46. Чис.5:2–31). Из 4Цар.7видно, что прокаженные соединялись иногда между собой в целые группы, может быть для взаимных услуг и помощи. – «Помилуй нас»: свидетельство их веры в Господа Иисуса и прошение от Него помощи, исцеления от тяжкого и мучительного недуга их (ср. прим. к Мф.20:30).– «Пойдите, покажитесь священникам»: см. прим. к Мф.8:4. Эти слова показывали, что Господь Своей чудотворной силой исцеляет их от болезни: ибо Он посылает их к священникам для того, чтобы они освидетельствовали исцеление от проказы, при чем приносилась известная жертва и получалось дозволение жить в обществе. Покорность прокаженных слову Господа – идти на освидетельствование к священникам – доказывает их живую веру в Господа, так как Он не сказал им прямо об исцелении и не употребил никакого внешнего знака, какие Он употреблял при других случаях чудотворного целения. – «Очистились»: уже, когда повинуясь гласу Господа, они шли, на дороге заметили они, что болезнь миновала и они выздоровели.

Лк.17:15–16. «Возвратился»: пораженный чудом своего внезапного исцеления от болезни, этот человек, прежде чем идти к священнику для засвидетельствования исцеления, возвратился к Господу для выражения Ему своей благодарности за исцеление и для прославления перед Ним Бога за такую Его милость к нему. В евангельском сказании нет указания, что он после этого исполнил слово Господа – идти к священнику, но что он пошел туда – это несомненно надобно принять: ибо без освидетельствования священнического он не мог получить разрешения жить в обществе, и притом он не мог оставить без исполнения повеления исцелившего его Чудотворца. – «Это был Самарянин» (ср. прим. к Мф.10:5), один из тех, кого иудеи презирали как грешников, в чем они жестоко ошибались, как показывает рассматриваемый случай и притча Господа о милосердном самарянине (Лк.10:30–35). Самаряне, по душевному настроению, оказывались иногда лучшими, чем иудеи, даже представители их религиозной жизни – священники и левиты. Лк.17:17–19. «Кроме сего иноплеменника»: Господь выражает удивление, что природные иудеи не показали такого высокого чувства благодарности к Нему, какое показал иноплеменник. Он всем им повелел идти к священникам, все повиновались, по вере в слово Его, но – вот один, кроме такой веры, показал еще другую высокую добродетель, – благодарность к Исцелившему, и Господь восхваляет такое душевное расположение исцеленного, и снова подтверждает ему, что он исцелен, спасен по вере его.

Лк.17:20–21. «Спрошен фарисеями»: о побуждениях и самом характере вопроса евангелист не говорит, но можно догадываться, что едва ли добросердечно предложен был он; на это указывает непрямой и предостерегающий ответ Господа и дальнейшее наставление Его ученикам Своим. Бл. Феофилакт высказывает такую догадку: «Господь часто в своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом, когда оно придет, в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете. Ибо никто из прежде бывших учителей и пророков не упоминал о нем, т. е. Царстве Божием». Может быть также, что они уловляли Его или искушали, что совершенно соответствует характеру отношений фарисеев к Иисусу Христу в это время. – «Когда придет Царствие Божие»: т. е. Царство Мессии (ср. прим. к Мф.3:2) когда откроется, наступит? Господь уже не раз обличал их, что они не хотят понять признаков того, что это Царствие Божие уже наступило, что сам Царь этого Царства среди них (Лк.12:54–57 и парал.). Здесь тот же самый в сущности ответ на вопрос Фарисеев, только он облечен в несколько иную и отчасти загадочную форму, потому что Господь не отвечает им прямо, «оставляет их блуждать относительно подобно-именности царствия, и не открывает им (прямо) ни того, о каком Он царствии говорит, ни того, что царствие это не похоже на царство мирское, но есть Царствие премирное (Ин.18:36). Умолчав об этом, так как они, по произвольной своей глухоте, недостойны были слышать об этом, Господь о времени пришествия царствия говорит, что оно не неизвестно и не подлежит наблюдению» (Феофил.). «Не придет Царствие Божие приметным образом» и пр.: приметным образом– собственно доступным для наглядного наблюдения, разительно противоположным и не соответствующим обычному ходу жизни образом. Речь идет о Царстве Божием благодатном, основанном Иисусом Христом на земле. Это – царство не от мира сего, царство духовное. Жизнь мира будет идти обычным путем, но в нем явится новая духовная закваска, новая духовная сила, которая не внешне, но внутренне будет преобразовывать мир и преобразует его постепенно, так что сначала оно и не будет заметно. Этим ответом Господа устранялся предрассудок иудеев, которого особенно держались фарисеи о наступлении Царства Божия под видом внешнего чувственного мирского царства с внешним блеском и славой, так как они мечтали, что Мессия явится в качестве земного величественного царя этого царства. Господь не отрицает, что это царство наступит, но – наступит оно не в таком виде, как они ожидают, не с внешним блеском и помпой, не в виде царства земного, а смиренно, неприметно, как царство в духе.

«Не скажут: вот, оно здесь» и пр.: когда земной царь путешествует в своем царстве, он делается предметом разговоров своих подданных: «Где он? Куда поехал? – Вот там он, или вот здесь он». Господь говорит, что Мессия явится (или явился) в смиренном виде раба, не произведет внешнего шума, не признается Мессией царем, за исключением немногих верующих; основывает Он свое царство духовное неприметным образом, так что не говорят о нем: вот оно здесь или там. – «Ибо Царствие Божие внутри вас». Двояко толкуется это изречение: или так, что Царство Мессии основывается уже среди вас, среди народа иудейского, хотя вы и не примечаете его, а потому и спрашиваете – когда настанет оно, чем и подтверждается слово Христово, что Царствие Божие не придет приметным образом; или так, что это Царство Божие – внутри, в душе человека, царство духовное, внутреннее, а не внешнее, земное, чувственное, подобное царствам мирским (ср. Феофил.). Первое толкование имеет, кажется, преимущество по связи речи, хотя и последнее само в себе несомненно истинно. 1) Чтобы Царство Божие было в душах вопрошавших лукаво фарисеев; – сомнительно, чтобы Господь сказал им это; если же слово вас относить ко всем верующим, это конечно будет правда, но этого не позволяет состав речи (Господь говорит это в ответ фарисеям, и только после этого говорит уже к «учеиикам», ст. 22). 2) И в других местах Евангелий та же мысль – о наступлении Царства Мессии среди народа иудейского неприметно – выражается также (Ин.1:26, 12:35. Лк.7:16, 11:20). 3) При первом толковании ответ Спасителя представляется более соответствующим намерению вопрошавших. Впрочем, и последнее толкование само в себе верно, а потому можно принять их оба.

Лк.17:22–24. «Сказал также ученикам»: фарисеям ответ кончен на их вопрос. По поводу его, может быть в присутствии их же, Господь дает наставления ученикам, весьма знаменательные. Он обращает их внимание на пришествие Сына Человеческого как на суд с родом этим, не приметившим наступления Царства Мессии и отвергшим самого Мессию, также и на будущее второе Его Пришествие, каковые черты в некоторых отношениях одинаковы (см. прим. к гл. Мф.24), почему и самая речь Господа несколько сходна, а в некоторых чертах буквально, с речью Его о разрушении Иерусалима и кончине мира (Мф.24). – «Придут дни» и пр. Если относить эти изречения Христовы к первому таинственному пришествию Его на суд с народом иудейским в разрушении Иерусалима, то они означают великость бедствий, какие тогда будут. Время будет столь тяжкое, бедствия так велики, что ученики Господа пожелают хотя малого облегчения их, «хотя один из» светлых «дней» из жизни Господа пожелают «видеть, но не увидят»: ибо Господь как бы скроет лицо свое в знак гнева над народом, и суд Его над Иерусалимом совершится в тяжких бедствиях. – Если же все это относить ко второму пришествию Христову (ср. прим. к Мф.24 и дал.), то речь Господа указывает на тяжкие времена перед этим Его пришествием. «Скажут вам» и пр.: см. прим. к Мф.24:23–26. – «Как молния» и пр.: см. прим. к Мф.24:27.

Лк.17:25. «Много пострадать» и пр.: см. прим. к Мф.16и парал.

Лк.17:26–27. «Как было в дни Ноя» и пр.: см. прим. к Мф.24:37–39.

Лк.17:28–30. «Как было и во дни Лота» и пр.: подобное в сем отношении, что было во времена Ноя пред потопом, случилось во времена Лота. Указывается на событие, описанное в гл. Быт.19, как истреблены были нечестивые города Содом и Гоморра, как только вышел из них праведный Лот со своим семейством. Жители их вели обычный род жизни, были беспечны и не думали о грядущей на них беде, и – вдруг эта беда разразилась над ними. – «Дождь огненный и серный»: нечестивые города разрушены были вулканическим извержением, которое наглядно и человекообразно представляется как особенное действие Божие, пославшее дождь огненный и серный (см. прим. к Мф.10:15). – «Так будет» и пр.: также неожиданно будет и пришествие Христово, как первое – таинственное на суд с Иерусалимом при разрушении его, так и второе – на суд с родом человеческим при конце мира.

Лк.17:31–32. «Кто будет на кровле» и пр.: см. прим. к Мф.24:17–18. – «Вспоминайте жену Лотову» (Быт.19:26): выходя вместе с семейством из Содома, она, вопреки повелению, оглянулась назад и за то была наказана Богом. Для подтверждения повелений своих спасаться во время бедствий при таинственном пришествии своем на суд с Иерусалимом Господь и указывает на этот пример из ветхозаветной истории, чтобы и с учениками не случилось того же, что с женой Лотовой, чтобы и они не были наказаны Богом, если не послушаются прямых повелений Господа в те дни.

Лк.17:33. «Кто станет сберегать» и пр.: см. прим. к Мф.10:39.– В связи речи здесь изречение это значит то же, что и предшествующие: спасайтесь от бедствий в эти страшные дни разрушения Иерусалима, и заботьтесь о спасении души своей (ср. Лк.9:24).

Лк.17:34–36. «Двое на поле» и пр.: см. прим. к Мф.24:40–41.

Лк.17:37. «Где, Господи»: где последует все то, о чем Ты говоришь? – Где труп и пр.: см. прим. к Мф.24:28.


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1

Комментарии для сайта Cackle