Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать девятую (Лк.17:12–19)
«Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца»! (Пс.144:3) Проказа есть повреждение всей крови, почему и содержащиеся в оной сосудцы, не имея чистительной своей силы, не очищают, ниже изгоняют кровные нечистоты и разнообразные частицы; от сего же бывают воспаления и возжжения и видимая перемена естественного цвета, изменение кожицы и плоти и повреждение членов. Болезнь проказы, если умножится и вкоренится, бывает совершенно неисцельною. Была некогда Иудеями исцеляема сия болезнь, как видно в законе Моисеевом: но потому, что они скоро при начале на сию обращали свое внимание, когда еще не умножилась, ни действовала, но только первый свой признак показывала. Богочеловек Иисус сию вредоносную и неисцельную болезнь одним словом совершенно исцелил. «Велий Господь наш и хвален зело, и величию Его несть конца»! Не единого, не двух, но десять прокаженных, отчаявшихся о исцелении от сей болезни, мгновенно чудодеятельною силою очистил всемогущий Спаситель. Краткое о сем повествование слышали вы в ныне чтенном Евангелии: теперь же внемлите и пространнейшему изображению и объяснению сего.
Лк.17:12. «Во время оно, входящу Иисусови в некую весь, сретоша Его десять прокаженных мужей, иже сташа издалеча.»
Сия весь, то есть, малый городок, между Самариею и Галилеею находилась. Ибо когда Господь наш Иисус шел в Иерусалим, проходя между Самариею и Галилею, на пути тогда сия была (Лк.17:11). Когда же к оной приближился и желал взойти в сию, попались Ему навстречу десять прокаженных мужей. Они далеко стояли, не смея приближиться к Иисусу Христу и пасть на колени; поскольку Иудейский закон запрещал прокаженным иметь обращение и общение с чистыми, повелевая: «отлучен да седит» (прокаженный), «вне полка да будет ему пребывание» (Лев.13:46). Почему и Иосиф Флавий так о Моисее засвидетельствовал: «прокаженных совсем изгонял из града, ни с кем не обращающихся и от мертвого нимало не отличающихся».
Лк.17:13. «И тии вознесоша глас, глаголюще: Иисусе наставниче, помилуй ны!»
Поскольку прокаженные в отдаленности были от Иисуса Христа, того для, да услышит их, возвышали свой глас и громко взывали: «Наставниче», то есть, Господи, попечителю, призрителю, «помилуй ны!» Они, следовательно, слышали о множестве удивительных чудес Христовых; почему веруя, что может их исцелить, просили исцеления от болезней своих, велиим гласом взывая: «помилуй ны!» Что же учинил Человеколюбивейший, услыша сожаления достойный сей их глас?
Лк.17:14. «И видев, рече им: шедше покажитеся священником; и бысть идущим им, очистишася.»
Коль скоро являлся на теле человеческом малый и еще сомнительный признак проказы, приходил немедленно таковый человек к священнику. Священник же чрез четыренадесять дней тщательно рассмотрев сию болезнь, с таковым решением отпускал его, что сия болезнь либо проказа есть, либо нет. И если по испытании оказывался человек зараженным проказою, отлучал такового от других людей и изгонял его вне полка, да и других не заразит (Лев.13:14). Потом паки, когда таковый человек признавал себя исцелевшим, приходил к священнику, который, внимательно рассмотрев и уверившись о точном его исцелении, приносил о очищении его жертвы и, объявляя его очищенным от проказы, позволял ему входить во град и в дом свой. Таковые установления были в Иудейском законе. Дважды, следовательно, по закону приходил прокаженный к священнику: во-первых, тогда, когда признавал себя прокаженным, потом, когда исцелевшим себя примечал. Поскольку убо десять прокаженные находились вне града, где встретились Иисусу Христу, и не дерзали приступить к Нему: следует, что они прежде приходили к священникам и болезнь свою показали, и теми будучи объявлены прокаженными, были изгнаны из града. И так, Богочеловек Иисус узрев и «видев», что они были истинно прокаженные и изгнанные из града, определив тайно, да сии в то самое время очистятся, в которое должны были придти к священникам, послал их к священникам не для того, да они рассмотрят их проказу, но да возвестят их здравыми и очищенными. И «бысть» так, как определил Всесильный: «идущим им», то есть, когда шли они к священникам, на самом пути «очистишася от проказы». Но сие: коль скоро прокаженные воззвали: «Наставниче, помилуй ны!» Наставник же Иисус, услышав молитвы их, немедленно очистил от проказы их, – есть изображением грешника, имеющего прокаженную душу, так как десять были прокаженные телом. И сей, если с сокрушением будет взывать так, как те: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя! многоблагоутробный тогда Иисус, прияв молитву его, помилует его, и очистит душу его от проказы беззаконий его. Как же поступили прокаженные, видя себя так чудно очистившихся?
Лк.17:15–16. «Един же от них видев, яко исцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога. И паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая: и той бе Самарянин.»
Из десяти очистившихся прокаженных един токмо явился благодарным. Он, видя, яко очистился от проказы, возвратился немедленно от пути и велегласно прославил Бога: и паде ниц к ногам Иисуса Христа, благодаря Ему за благодеяние Его. Самарянин же был сей благодарный человек. Поскольку же Самаряне ниже верою сходны были с Иудеями, ниже священников Иудейских почитали, ниже обращались с ними, сей же Самарянин обращался с прочими девятью прокаженными Иудеями, и без всякого прекословия ходил к Иудейским священникам, когда приказывал Иисус Христос сие им учинить: явствует убо, что сей родом хотя был Самарянин, единоверный однако был Иудеям, всему веровавший и все принимавший, чему только те веровали и что принимали. Для сего Иисус Христос не назвал его иноверным или не равно мыслящим, но иноплеменником, изъявляя, что он был человек другого поколения, а не другой веры.
Лк.17:17–18. «Отвещав же Иисус рече: не десять ли очистишася, да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей?»
Пoелику, сколько Богочеловек ни исцелял больных, сколько ни воскрешал мертвых, сколько ни творил других чудесных благодеяний, научая нас смирению и беганию тщеславия, не только ни от единого из облагодетельствованных никакой не требовал благодарности, но еще повелевал им молчать о благотворении Своем: для того, чтобы кто не подумал, что Бог никакой от нас не требует благодарности за благодеяния Свои, – когда очистившийся Самарянин благодарил Ему, обратившись к предстоявшим, поносил неблагодарных и принял благодарность признательного, говоря: десять очистились, где ж прочие девять? Те не возвратились принести Богу долженствуемую благодарность, но один только сей иноплеменник благодарным явился, пришед и изъявив благодарность. Иноплеменниками же были Самаряне, а не единоплеменниками Иудеям, потому что были родом Ассириане: ибо царь Ассирийский, покорив Самарию, преселил всех тамо живших Израильтян с царем их Осиею в страну Ассирийскую, вместо же их в Самарии поселил Ассириан, которые здесь и пребывали (4Цар.17:6, 24). Но для чего Богочеловек столько явственно показал, что сей благодарный человек был Самарянин и иноплеменник? Да всех научит, что Бог нелицеприятен, и что «во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть» (Деян.10:35). Сие сказав Иисус к предстоящим, обратившись потом к падшему на нозе Его Самарянину, рек:
Лк.17:19. «И рече ему: востав иди, вера твоя спасе тя.»
Виждь смиренномудрия наставление! Не Я, говорит, исцелил болезнь твою, но твоя вера. Вера очистила тебя от проказы: «вера твоя спасе тя» (Мф.9:22). Так сказал кровоточивой, то же сказал и слепцу Вартимею, исцелив его (Мк.10:52); то же и жене грешнице, отпустив грехи ее (Лк.7:50). Из сего явствует, что не только Самарянин, но и прочие девять прокаженных веровали Иисусу Христу: ибо, если бы не веровали, не очистились. Но только Самарянин по благодеянии явился благодарным, прочие же девять остались неблагодарными и нечувственными пред Благодетелем своим.
Беседа о благопризнательности пред Богом
Бог, будучи всемогущий и всесовершенный, без сомнения не требует человеческой признательности и приношений. «Яко благих моих не требуеши» (Пс.15:2), – тако воспевал пред Богом царь и Пророк Давид. Люди являют благопризнательность свою пред благотворителем или устною благодарностию, или чрез приношение даров. Бог никакой не имеет нужды в благодарности и прославлении нашем, поскольку Сам по Себе есть препрославленный: Божественное Его существо естественно имеет немолчную славу и хвалу; не требует делом, или чрез приношение даров приносимой Ему благодарности, поскольку будучи всесовершенным Духом, никакого участия не имеет в телесных и вещественных вещах, Ему приносимых. Но поскольку и словом и делом приносимая Ему благодарность есть неложный знак благонамеренного и благорасположенного сердца, того для сию Бог любезно приемлет: и слов и приношений благодарного человека не гнушается ради благопризнательного его сердца. Ибо благопризнательность есть великая добродетель; сей Бог от нас требует, сия весьма Ему приятна есть, ради сей удостоиваемся мы богатых Его щедрот.
Благорасположение есть добродетель вящая паче всех добродетелей. Оно есть соль, вкус услаждающая, и всякую добродетель творящая всесовершенною. Без сего всякая добродетель несовершенна и неблаголепна. Почему Бог узаконил, говоря: «всяк дар жертвы вашея солию да осолится: да не отставите соли завета Господня от жертв ваших, во всяком даре вашем да принесете соль» (Лев.2:13). Где же расположение, там и благопризнательность. Ни един благорасположительный не бывает неблагодарным, и всякий неблагодарный бывает зломышленным. От чего усматриваем мы, что добродетель благопризнательности обитает токмо в сердце святых и праведных мужей.
Первый из всех сущих в мире людей праведный Авель знал образ, како изъявлять пред Богом свою благопризнательность. Он знал и праведно судил, что Бог даровал ему и бытие, и жизнь, и все, что только он ни имел на земли, почему благое и праведное имея намерение, желал возблагодарить Благотворителю Своему: избрал убо первородная от овец своих, и от тука их, и принес сия в дар Богу. Как он сия приносил, не упомянуто в Священном Писании. Поскольку же мы видим, что и после святые мужи, что токмо Богу ни приносили, сожигали на жертвеннике, ими устроенном: правдоподобно заключаем, что и Авель таким же образом поступил. Но чтобы мы не сомневались о том, что дары его приятны были Богу, так показано в Божественном Писании: «призре Бог на Авеля и на дары его» (Быт.4:4); и сие являет то, что Бог любезно приял дары Авелевы и благословил его. Сими же словами научил всех, что Он приемлет приносимые дары, верою и благочестием растворенные, смотря на расположение и на намерения благодарного и на благопризнательность сердца жертвующего. Следовательно и мы, если в знак благодарности за Божеские к нам благодеяния приносим Ему курения, свещи, елей или другое что, нимало не должны сомневаться, что Он, прияв благопризнательность нашу, призрит на нас и на дары наши так, как призрел на Авеля и на дары его.
После потопа первый Ной, «обретший благодать пред Господем Богом», чрез него весь человеческий род от потопного погубления спасшему Богу приносил свою благодарность, поставив жертвенник и вознесши на всесожжение «от всех скотов чистых, и от всех птиц чистых» (Быт.8:20). А чтобы известно было, что Богу весьма угодна и приятна была благопризнательность Ноева, во-первых, упомянуто Моисеем так: «и обоня Господь воню благоухания» (Быт.8:21); потом присовокуплено: «и благослови Бог Ноя и сыны его» (Быт.9:1). Из сего и явствует, что добродетель благопризнательности есть весьма Богу приятна. Ибо с благопризнательностию приносимая Богу суть знаком и доказательством того, что мы веруем и исповедуем Его единственно Творцом твари, Промыслителем и Благодетелем. Посему приношение наше бывает душевною жертвою, приносимою Богу.
После Ноя Патриарх Авраам три поставлял жертвенника: один в Сихеме, под высоким дубом; другой в Вефиле, в знак благодарности пред Богом, обещавшим ему обетованную землю (Быт.12:7–8); третий же в Хевроне, когда слышал Бога, тако ему беседующего: «и сотворю семя твое яко песок земный» (Быт.13:16). Равным же образом и Исаак, когда Бог, по обещанию Аврааму, подтвердил ему сие, говоря: «и благословлю тя, и умножу семя твое Авраама ради отца твоего» (Быт.26:24–25), – немедленно приносил Богу благодарность, устроив жертвенник в дебри Гарарстей. Так же поступил Патриарх Иаков, когда купил часть села у Еммора, отца Сихемля, идеже постави кущу свою (Быт.33:19), – поставил, то есть, тамо жертвенник «и призва Бога Израилева», благоволившего ему стяжать землю, и поставить тамо кущу свою (Быт.33:20).
Уверяет еще нас в сем заповедание Божие, данное Патриарху Иакову, по которому Бог хощет быть нам пред Ним благодарными и требует изъявления признательности нашей. Когда Иаков, устрашась гонения Исава брата своего, бежал от дома отца своего и Бог, явився ему, укреплял его: «се Аз», говорил, «есмь с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши» (Быт.28:15); когда Иаков изъявлял признательность свою пред Богом, поставив камень яко столп, и дав клятву сию: ежели Бог возвратит меня с миром, будет ми камень сей в дом Божий, и когда, при помощи Божией благодати, счастлив и обогатившийся возвратился из Месопотамии, – Сам Бог тогда ему повелевал, да принесет Ему должную благодарность. «Рече же Бог ко Иакову: востав взыди на место Вефиль, и живи тамо, и сотвори тамо жертвенник Господу явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица Исава брата твоего» (Быт.35:1).
Видим же имевших добродетель благопризнательности не только сущих прежде закона, но и в законе праведников. Были и сии всегда пред Богом благодарными, так как и те. Воззри на Моисея: не он ли, победив Амалика поставляет жертвенник, и назвав его: «Господь прибежище мое», жертвует своею благодарностию? (Исх.17:15) Посмотри на Иисуса Навина: не он ли, истребив Гай, созидает жертвенник на горе Гевал и приносит благодарность Богу, укрепившему его против врагов своих? (Нав.8:30) Воззри на Гедеона и Самуила, поставляющих олтари и Богу благодарение приносящих. Гедеон жертвует потому, что Бог посылал к нему Ангела Своего (Суд.6:24); Самуил же, поскольку удостоил его создать дом свой в Армафеме, идеже бе дом Господень, то есть Кивот завета (1Цар.7:17).
Если же раскроем книги Нового Завета, узрим в сих добродетель признательности, дошедшую до совершенства, Богом предписанного. Самарянин, упоминаемый в нынешнем Евангелии, ни жертвенников не созидал, ни животными жертвовал, ни вещественные дары приносил Иисусу Христу, Благодетелю и Врачу своему: но сердцем и душею жертвовал Ему. Сердце его, осязая благотворение, тронуто сим было. Почему возвратился, «со гласом велиим славя Бога» (Лк.17:15–16). Душа его исполнена была чувствительности к Иисусу Христу: почему «паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая». Сокрушение сердца и благопризнательность отверзли уста его, и научили его словам благодарственным. Поскольку же сокрушение сердца есть приятная Богу жертва, – «жертву Богу дух сокрушен» (Пс.50:19): того для и принял Богочеловек словесную благодарность яко жертву чистую и всесожжение совершенное. «Востав», рече ему, «иди: вера твоя спасе тя» (Лк.17:19).
Богодухновенный Апостол Павел столько был благодарен Богу, с небеси призвавшему его и показавшему его Апостолом и проповедником Евангелия (Кол.1:24), что радовался во страданиях за Христа и предпочитал смерть самой своей жизни (Флп.1:23). Сей, говорю, небесный человек, в послании к Солунянам, предписал самое правило долженствуемой нами Богу благодарности: «о всем», сказал, «благодарите, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1Сол.5:18). Что значит то, что во всяком деле, и о всем, что только с нами ни случается, либо радостное, либо скорбное, либо здравие, либо болезнь, либо благополучие, либо смерть, должны мы приносить Богу благодарность, – во всяком нашем состоянии должно благодарить Бога, ибо сие угодно Самому всех Богу: «сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас».
Но как может, скажешь, человек быть благопризнательным пред Богом при случае неудоботерпимой болезни, или случившегося ему горестнейшего бедствия? Не имеет тогда места терпение; роптание порождается и подвержен бывает человек зловредному хулению. Когда я здоров, когда я благополучен, когда всем доволен, все убеждает меня быть признательным и благодарным; но когда немощен, несчастлив, злополучен, – может ли иметь при таковых обстоятельствах благопризнательность место? Убо сие учение Апостольское, «о всем благодарите», кажется неосновательным и есть неудобоисполнительное.
Погрешаешь, брате! Учение Павлово имеет причину важную и довольную. Не только благодеяние, но и самое наказание Божие есть благодеяние. Оно понуждает нас вспоминать о Боге: «Господи, в скорби помянухом Тя» (Ис.26:16). Мы когда страждем, вспоминаем тогда о Боге: наказание отверзает ушеса человеческие, так что он ниже противится, ниже противу глаголет Богу: «наказание Господне отверзает уши мои, аз же не противлюся, ни противоглаголю» (Ис.50:5). Оно призывает и обращает грешника на покаяние: «жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста» (Пс.22:4). Оно показывает, что Бог праведного любит, а грешного приемлет в покаяние: «егоже бо любит Господь, наказует; биет же сына, егоже приемлет» (Притч.3:12). Божеские наказания суть орудия и средства и образы, каковыми Бог праведных утверждает в добродетели, а грешных зовет на покаяние. И так, если бы отец твой когда тебя наказал, да пребудешь терпелив в творении добрых дел, и когда бы побил, да престанешь от злых твоих поступков: не должно ли бы тебе денно и нощно благодарить земному отцу твоему за его к тебе любовь, попечение и старание? Таким же образом небесный твой Отец поступает: наказывает тебя, да укрепишься в добродетели якоже Иов; биет тебя, да обратишься от греха, якоже Манассия. Ты ли убо дерзаешь говорить, что, когда тебя Бог наказывает, не должен ты Ему тогда приносить благодарности?
Врач, когда даст тебе чистительный порошок, огорчает уста твои, возмущает желудок твой, производит в тебе рвоту или послабление; хирургик, при необходимости, жжет испорченное тело от раны твоей и вырезывает согнившие твои члены: но однако ты и врачу твоему, и хирургу твоему тысячи приносишь благодарностей, и платишь им златом и сребром. Как же дерзаешь сказать, что меня побуждает быть благодарным пред Богом, находясь в несчастии? Он чрез скорбь очищает душу твою, и чрез казнь врачует язвы твои, и притом ради временной казни дарствует тебе вечное царствие: но ты говоришь, что Апостольское учение есть неосновательное? Помышления твои суть неосновательные, в которые если как должно вникнешь, сам узнаешь сие. Бог равно тебе благодетельствует, и когда обогащает, и когда убогим творит; и когда возводит, и когда низводит; и когда подает тебе здравие, и когда посещает тебя болезнию. Всегда и во всем изливает на тебя Божественные Свои щедроты: убо всегда и о всем должно Ему приносить благодарность. Что же сие учение не есть неудобоисполнительное, доказали многие праведные и святые мужи, а паче из всех людей – многобедственный Иов.
Он, не только находясь во всяком благополучии являл признательность свою пред Богом, жертвуя Ему во всякий день, но и среди горестных приключений, то есть, среди бесчадства, среди крайнего убожества, язв и жесточайшей болезни, взывал велегласно: «яко Господеви изволися, тако бысть» (Иов.1:21). Среди, говорю, толиких внезапных, купно случившихся и беспримерных приключений и скорбей благодарил, славил и благословлял Бога, вопия: «буди имя Господне благословено!» Был благодарным пред Богом и многочадным будучи, и бесчадным, и богатейшим и беднейшим, и здравым и немощнейшим, и в радости будучи и в скорби, и в счастии и в несчастии.
Христиане! «Елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася» (Рим.15:4). Буди убо, человече, во всем благодарен пред Богом, благословляяй Его «на всякое время, хвала Его» да будет выну «во устех» твоих (Пс.33:1). Если ты здрав, – здравие есть дар Божий; исповедуй убо благодеяние, и взывай с Давидом: «и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему» (Пс.27:7). Если немощен, – болезнь телесная есть спасение души твоей; благословляй убо с Иовом: «буди имя Господне благословено!» (Иов.1:21). Если богат и счастлив, – благодари, якоже Давид, «исполняющаго во благих желание твое» (Пс.102:5), и с ним воспевай: «благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс.102:2). Если же убог и несчастлив, великодушно прославляй Промыслителя, уготовляющего тебе вместо земного небесная, – взывай со Иовом: «якоже Господеви изволися, тако и бысть»! Все во всем, то есть, во всяком случае и обстоятельстве и состоянии, благодарите Бога. Да не отъимется от уст ваших хвала Божия: «о всем благодарите, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас» (1Сол.5:17–18). Ему слава и держава во веки веков, аминь.
Беседа о христианском совершенстве (в неделю тридцатую)
История нынешнего Евангелия не токмо Богоглаголивым Лукою, но еще прежде, как Богодухновенным Матфеем, так и Божественным Марком, в различные времена была написана. Един и тот же смысл есть Писания, кроме только того, что малые некоторые обстоятельства, одним Евангелистом не упомянутые, другим подробнее описаны. Пoелику же во вторуюнадесять неделю, в толковании Евангелия от Матфея, сию историю мы уже объяснили, не нужно убо паки то же самое повторять10. Чего для по толковании, которое предложено в помянутой неделе, побеседуем о христианском совершенстве, упоминаемом в сей истории, написанной тремя святыми Евангелистами. Очистите убо, братие, ум и сердце от всякого земного пристрастия, да разботеет небесное семя сего высочайшего учения. Возведите мысленные ваши очеса на те горы, на которые возводил очи свои Давид, да приидет к вам, якоже и к оному, «помощь от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс.120:2).
Князю, говорившему, яко от юности своей сохранял заповеди Божия: «вся сия сохраних от юности моея», таким образом ответствовал Богочеловек: «еще единаго не докончал еси» (Лк.18:22). Сим же показал Господь, что кто сохраняет только десять заповедей, есть хотя Богу любезен и приятен, и наследник Его царствия, но не есть совершенный, остается же еще ему едино, да взойдет на самый высочайший степень совершенства: то есть, нужно ему продать все имение свое и, раздав оное нищим, последовать Иисусу Христу: ревновать, то есть, добродетелям Его. «Еще единаго не докончал еси: вся елика имаши, продаждь и раздай нищим, и имети имаши сокровище на небеси: и гряди во след Мене».
Раздаяние имения нищим и последование Иисусу Христу кажутся не единое дело, но два; Богочеловек же оба назвал единым: «еще единаго не докончал еси». Какая же сему причина? Ибо неотлучны суть и неразделимы от преуспеяния в совершенстве добродетели. Кто хощет быть совершенным, если одно от другого отделит, не может достигнуть конца своего.
Богатый князь, упоминаемый в нынешнем Евангелии, желал быть совершенным в добродетели (Лк.18:23). Он хотя от юности своей все сохранил Божеские заповеди, почему и возлюбил его Иисус, по свидетельству священного Марка (Мк.10:21), однако со многим благоговением и смирением приступив ко Христу и преклонив колена пред Ним, вопрошал Его, говоря: «Учителю благий! что сотворив живот вечный наследствую?» (Лк.18:18) Хотел и намеревался быть совершенным, последуя и ревнуя Иисусу Христу, но любил купно и богатство свое и ни под каким видом не соглашался того оставить; возжелал единого, то есть, последовать Иисусу Христу, но другого, то есть, совершенного раздаяния богатства своего, не возлюбил. Сего же не возлюбив, и того, чего желал, не мог удостоиться, – ученичества, то есть, Иисуса Христа. «Он же, дряхл быв о словеси, отъиде скорбя» (Мк.10:22), – то есть, услышав сей ответ Иисуса Христа: «вся елика имаши, продаждь и даждь нищим» (Мк.10:22).
Равным образом и тот, кто если оставит все имение свое не ради любви Божией, ниже да последует Иисусу Христу, но ради других предположений и причин, не только не восходит на высочайший степень добродетели, но и падает во глубину нечестия и неразумия. Крат Лаэрций, философ, оставил свое имение и сребро свое бросил в море; но чрез таковой поступок не только никакой не сотворил добродетели, но еще явился и неправедным, и тщеславным, и неразумным. Неправедным, ибо обидел всех тех, которым мог чрез раздаяние имения своего благодетельствовать, и не благодетельствовал. Тщеславным, ибо ввергнув имение свое в море, напыщался и превозносился поступком сим, вопия: освобождается от порабощения Фивейский Крат. Неразумным и глупым, – ибо, не имея духовного и Божественного упования, хотя освободил себя от заботы и попечения о имении своем, но сам подпал под иго убожества и принужденным остался заботиться о насущном своем хлебе и о прочих касающихся до жизни необходимостях.
Виждь же, како стечение сих двух дел возводит человека на высоту совершенства в добродетели. «Любы» есть всего «закона исполнение» (Рим.13:10). И иной любит мало, а другой много, по слову Господню, реченному Симону Фарисею о жене грешнице: «егоже ради глаголю ти: отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много; а емуже мало оставляется, меньше любит» (Лк.7:47). Из чего явствует, что степень совершенства бывает по мере любви, так как и степень многоучености – по множеству учений. Чем превосходнее любовь, тем вящее совершенство: так, как чем более предметов учения, тем вящее просвещение. Кто ради любви Божией раздает малую часть имения своего нищим, таковый мало любит Бога и своего ближнего; кто раздает много, тот много любит. А кто все то, что только имеет, не щадит: таковый по всему любит, таковый любит совершенно и Бога и ближнего своего. И сие составляет великую и высочайшую добродетель: «расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе» (Пс.111:9). Еще же есть сие едино из тех крил, каковых требуя Пророк Давид, да полетит и почиет в покое совершенства, взывал: «кто даст ми криле яко голубине, и полещу, и почию?» (Пс.54:7) Другое же голубиное крило есть подражание жизни Иисуса Христа. Почему кто желает быть совершенным ищет и другого крила, да возлетит на горы совершенства и тамо почиет. И как искусный живописец, изображая икону, полагает пред собою образец и, вперив очеса в оный, всячески старается изобразить лице, наружность, свойство и все черты того образца, также показать изображение изображением живым и по всему сходным с изображаемым: тако и любитель совершенства полагает пред собою пресовершеннейший всяких добродетелей образ – Спасителя, говорю, мира – Иисуса и, прилепився к Нему мыслию и сердцем, старается при помощи благодати, сколько можно, поревновать поступкам, словам и деяниям, последовать всем стопам, и представить самого себя совершенным подобием изображаемого Иисуса Христа.
Почему бывает кроток и смирен сердцем, последуя учению Учителя своего, бывает покорным заповеданию Божию, яко поборник веры Иисуса, в клеветах незлобив, в поношениях долготерпелив, в гонениях неустрашим, в бранех противу козней диавольских силен. Душа его бывает украшена простотою и незлобием, мысль непорочностию и Божественною ревностию, сердце же исполнено тою любовию, о которой говорил Господь: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин.15:13). От чего всегда он готов бывает пожертвовать жизнию своею ради Возлюбльшего ны и предавшего Самого Себя на смерть для спасения нашего; таковой любви сладостнейший жар беспрестанно воспламеняет его сердце. Сего же последствием бывают непрестанные моления, благоговейные коленопреклонения, всенощные бдения, внимательные чтения Священных книг, умственное попечение о небесном, беспрестанное прилепление мысли к Богу. Не могу, братие, описать все деятельные и умственные добродетели того человека, который, будучи подражателем Иисуса Христа, достиг до меры совершенства. Усладившийся токмо сею манною, и видя и уразумев, может свой высочайший возвести разум, узнать и объяснить сие превосходство, множество, изрядство и знаменитость добродетелей, каковые имеет совершенный человек. «Вкусите», рече Бог, «и видите, яко благ Господь» (Пс.33:9). Но душа моя, поскольку нимало не причастилась сему, но есть алчна, нага и обнаженна всякой добродетели: убо я ни видел, ни познал, ниже могу по достоинству возглаголать о сем. Посему нисхожу долу: касаюсь, то есть, той трудности, с каковою сие небесное преуспеяние в Христианском совершенстве сопряжено.
Богочеловек Иисус, когда научал сему, чтобы раздавать все имение и быть Его последователем, и когда видел богатого князя весьма опечалившегося, тако изрек и утвердил, что поставил таковое совершенство для богатых весьма трудным делом. «Удобее есть», сказал, «вельбуду сквозе иглины уши проити, неже богату в царствие Божие внити» (Лк.18:25). И самые ученицы Его, не уразумев, что Учитель их не вообще о спасении беседовал, но частно – о совершенстве, ниже о сохранении заповедей, но о совершенной святости, подумали, что дело спасения есть дело невозможное, почему говорили: и «кто может спасен быти?» (Лк.18:26) Что же убо рекут о сем ученые люди нынешнего века? Что скажут ныне, услышав сей Евангельский глас: «еще единаго не докончал еси: вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди во след Мене»? (Лк.18:22) Пoелику ныне охладела вера, оскудело ревнование, попрана добродетель, угасла любовь: какого же ответа можно ожидать от уст нынешних человеков, кроме сего, что таковое дело превышает естественные силы и есть совершенно невозможно? И кто может быть, говорят, столько великодушным, что будучи богатым и славным, во всяком уважении и удовольствии живущим, согласится в одну минуту соделаться убогим, скудным и обстоятельствами нищеты угнетаемым? Кто имеет столько силы, сколько нужно есть для подражания и исправления вышеестественных добродетелей Господа Иисуса Сына Божия?
Людие! почто неразумием омрачаемся? Нет сомнения, что дело совершенства есть дело трудное, так как все важные, великие и чудные дела бывают трудны. Ибо какое величайшее здание, всенаилучшее и всеизящное, бывает без трудности? Какая победа многих мужественных и храбрых неприятелей не заключает многого поту? Какое бы было мудрое, истинное и совершенное знание без неудобопреуспеяния? Всякое дело сопряжено с трудностию, соответствующею его превосходству, изяществу, пользе и его употреблению. Без сомнения, трудное есть дело – Христианское совершенство; ибо есть высочайшее, превосходнейшее, Божественное и небесное. Претрудно есть, так как высочайшее, превосходнейшее, Божественное и небесное. Претрудно есть, так как Сам Спаситель наш подтвердил; однако Сей же Спаситель противное сему сказал, и решил недоумение, когда ученицы Его, почитая сие невозможным, говорили: и «кто может спасен быти?» (Лк.18:26) Он тогда, да не возмнят быти сие неудобным или невозможным, отдалил справедливое сомнение Своих учеников, почитавших сие невозможным, и реша их сомнительность, таким образом ответствовал им, яко невозможная силе человеческой возможна суть всемогуществу Божию. «Он же рече: невозможная от человек, возможна суть от Бога» (Лк.18:27). Пусть так, говорил, что человек своею силою не может совершить сего великого дела: но только бы человек захотел, – Бог, вся могий, может сие совершить, укрепляя его Своею благодатию, утверждая Божественною Своею силою и подая довольство ему к преуспеянию в сем деле. «И разделения действ суть, а Тойжде есть Бог действуяй вся во всех» (1Кор.12:6).
Ответ Господа Иисуса, данный Его ученикам, есть довольное доказательство к подтверждению сего, хотя бы и никакого мы не имели на сие примера; однако при сем, по содействию благодати Вседержителя Бога, тысячи тысяч и тьмы тем имеем примеров таковых людей, которые оставив все, что только ни имели, последовав Иисусу Христу и подражателями быв Божественным Его добродеяниям, на самом опыте невозможное показали возможным.
Первые из таковых, которые показали сие возможным и удобоисполнительным, были те же самые, которые прежде сие дело почитали за невозможное. Тако Петр не обинуясь предлагал Иисусу Христу: «се мы оставихом вся, и в след Тебе идохом» (Мф.19:27). И не мни, будто бы они оставили потому, что были убогие, и следственно малостоющие свои вещи удобно могли презреть: ибо убогий столько же печется и заботится о своей хижине, сколько богатый о своих палатах; столько старается о рубищах, сколько тот о светлообразных своих одеждах; столько о деревянных и глиняных посудах, сколько тот о златых и серебряных; столько хранит малые свои динарии, сколько и тот тысячи и тьмы своих пенязей, и никто не поверит сему, чтобы убогий любил своего отца или матерь, или братию, или сродников, или друзей своих менее, нежели богатый: сия любовь в равной степени бывает и в убогих и в богатых. Следует убо, что Апостолы столько же возлюбили Иисуса Христа, оставив ради Его сети, ладию, убогий дом, малое имущество, родителей, сродников, друзей, сколько и пребогатейший Ксенофонт, который ради любви ко Христу презрел многоценные сосуды, драгоценные вещи, палаты и все имение, раздав оное нищим, отшел в Палестинские обители, и тамо преподобно скончал жизнь свою, – сколько и великая Римская матерь, преподобнейшая Мелания, раздавшая нищим двадесять тысяч злата и сообитавшая с собранными ею девятьюдесять девицами, нищетствуя, раболепствуя им и всякий образ принимая пустыннической добродетели.
По Апостолах следует бесчисленное множество святых Мучеников. Между сими были люди всякого чина, возраста и поколения: военачальники, богачи, правители, почтенные мудрецы, благородные вельможи, министры царских дворцов, дети царские и самые цари: Логгин сотник, Феодор мудрец и изрядный воевода, Евстафий военачальник и богатством преизобиловавший, Артемий Дукс и Августалий, Сергий и Вакх знаменитые, Димитрий веры наставник, Григорий паче прочих благороднейший и воинскими почтенный достоинствами, Арефа правитель Нигра града во Ефиопии, Иаков знатный и славный министр Персидского царства, которого самый царь Исдигерд уважал, Гавдела сын Савория Персидского царя и наследник его престола. Не токмо же были мужеского полу, но и жены, и юные девицы, и обрученные в замужество; из числа таковых суть благородная и знатная первомученица Фекла, Екатерина царская дщерь и велемудрая Евфимия многославная, Василисса и Александра, царицы и супруги Римских царей, первая – Максентия, а вторая Диоклитианова, – и другие бесчисленные тысячи, яко песок морской и яко звезды небесные. Все сии ради любви Иисус Христовой не только оставили богатство, славу, честь, венцы, престолы, родителей, сродников и друзей и все свое имущество, но лютейшим себя самих предали мукам, излияли свою кровь и жизнию своею Ему пожертвовали.
Возведите теперь еще мысленные ваши очеса на Египетские пустыни, на Ливийские, Фиваидские, Пилуссийские, Понтийские и Иорданские: тамо узрите Павла Фивейского, Антония Великого, Харитона, Пахомия; узрите блаженных, Римского и Египетского, Арсения и Исидора, узрите Савву, Феодосия, Евфимия, Ефрема, и многочисленные лики пустынножителей. Тамо узрите и жен: Феодору, Иулитту, Марию, Пелагию, Евфросинию; тамо бесчисленное множество встретится очам вашим всякого чина людей. Все сии, слыша Евангельский Господний глас: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение свое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди в след Мене» (Мф.19:21), раздали все свое имущество нищим, оставили отечество, друзей, сродников, весь мир и вся яже в мире, и, да ничто воспрепятствует прилеплять им свою мысль единственно к Богу, отдалились в пустыни, в горы, в пещеры, в монастыри, в обители и, совершенно прилепившись к Богу, окончили жизнь свою в душевном и телесном целомудрии, в пощениях, в молитвах, в рыданиях, поживши на земли так, как живут на небеси Ангелы.
И хотя ныне немногие и малые таковые являются примеры; но поскольку «Иисус Христос вчера и днесь Тойже и во веки» (Евр.13:8): видим доныне таковых мужей, которые ради любви Иисус Христовой и ради истинной веры вся, яже суть в мире, презрев, не приняв злочестивого учения, изливают свою кровь, предают свою жизнь на смерть, и венчаются мученическими венцами. Видим доныне таковых мужей, которые, желая Христианского совершенства, оставляют вся и причисляются в число пустыннических ратоборцев, древним подражая святым пустынножителям. Подтверждают сие доныне Богоспасаемые обители, сущие на горах Афонской и Синайской и в пустыне Палестинской.
Толикий убо имуще облежащий облак примеров истинных, неложных, видимых, кто сказать может, что дело совершенства есть дело невозможное? Но скажешь: есть весьма трудное. Так; истинно трудное. Для того-то премудрейший и человеколюбивейший Бог положился в сем на произволение каждого: «аще хощеши», сказал, «совершен быти» (Мф.19:21). Великий Богослов Григорий весьма разумно о сем так написал, что Божеские заповеди всякий непременно должен исполнять: ибо если кто нарушит оные, подвергается крайней опасности касательно спасения своего; но совершенство есть дело самопроизвольное и не необходимое для спасения, и кто восходит на высоту оного, имеет особенную честь и воздаяние, а кто не восходит, не лишается своего спасения. «Яже суть, – говорит, – нашего законоположения, потребна добровольне вчиняющимся, обаче ниже подлежат опасности. Не принуждения, но изволения требуют, яже хранят честь и воздаяние, а не опасность»11.
Без сомнения, есть сие трудное дело; но для того, что трудное, имеет и многократные воздаяния. Виждь же, как Бог чрез Пророка Исаию отличил совершенных от несовершенных, и воздаяние совершенных от мзды несовершенных. «Сия глаголет Господь кажеником, елицы сохранят субботы Моя, и изберут, яже Аз хощу, и содержат завет Мой» (Ис.56:4). Се характеры совершенных! Они суть каженики, то есть, девственники; они сохраняют субботы Господни, то есть, чуждыми пребывают от всякой злой вещи; они содержат завет Господень, то есть, со всякою ревностию всегда хранят заповеди и оправдания Господня. Они также самопроизвольно избирают то, что хощет Бог: «и изберут яже Аз хощу». Чего же требует от нас Бог? «Будите убо», говорит, «совершени, якоже Отец ваш совершен есть» (Мф.5:48). Внемли же и характерам несовершенных: «и вся снабдящия субботы Моя не оскверняти, и держащия завет Мой» (Ис.56:6). Чуждыми бывают и сии всякого греха, и не замарывают себя нечистыми делами; содержат и сии завет Господень, то есть, охотно исполняют все Божеские заповеди, так как и совершенные; но чужды суть добродетели целомудрия, недостает в них произвольного избрания быть совершенными. Описывая же мзду совершенных и несовершенных явственно показывает преизбыточество первых, хотя и последних сынами и дщерями называет Своими. «И дам», говорит о совершенных, «им в дому Моем, и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет» (Ис.56:5). О несовершенных же тако глаголет: «введу я в гору святую Мою, и возвеселю я в дому молитвы Моея» (Ис.56:7).
И так, о вы, блаженные и преблаженные человецы, избранные сосуды, обиталища Божественной благодати, живые изображения Божеского совершенства, велегласные трубы Божеской святости, вы, говорю, которые возвели ум ваш от земли и земных, вся в тщету вменив, которые взяв Крест Господа Иисуса и Ему усердно последовав, ходили по земле яко бесплотнии и яко Ангелы во плоти сущие, жительствовали не сами, но Христос в вас; вы, которые, имуществом, кровию, жизнию и всем Христу пожертвовав сподобились мученической смерти, которые, избрав уединенную жизнь, преподобно и праведно совершили течение своей жизни: блажени есте и паче всех преславнии! Для вас в дому Божием, во ограде небесного Иерусалима, в селениях Господних, возлюбленных и вожделенных, изготовлено есть место именито, то есть, наслаждение Божественной славы, паче прочих чад Божиих, и имя ваше есть имя преславное: мученицы, то есть, Христовы и преподобнии; и таковое имя есть имя вечное, никогда неувядающее, но пребывающее в нескончаемые веки веков. «И дам им», – тако вещает Бог, – «в дому Моем и во ограде Моей место именито, лучшее от сынов и дщерей, имя вечно дам им, и не оскудеет» (Ис.56:5).
Но и вы блажени есте, братие, которые уклонились от всякой неправды, и не окаляли душу вашу нечистотою греховною, – вы, которые всячески храните заповеди Господни; для вас отверста дверь неба, приуготовлена гора Божия святая, святой Сион: внидите ту, и возрадуетесь радостию вечною. Тамо, в дому Господни, идеже непрестанно приносятся моления святых, Ангельские славословия, вселит вас Господь: «введу я в гору святую Мою, и возвеселю я в дому молитвы Моея».
О коль же, напротив, те будут несчастливы и скорбны, кои исполнены суть лукавства, беззакония, греха, нераскаяния! Чужды они будут радости, чужды Божественной славы, прогнаны от лица Божия: «отступите от Мене», скажет Бог, «вси делающии беззаконие!» (Пс.6:9) Господи милости! щедротами единородного Сына Твоего избави ны от сего страшного и горестного отвержения! Аминь.
* * *
Том I, двенадцатая неделя.
В 1 слове о столп.