Толкование на первое Послание св. Петра.
Глава I.
1Пет. 1:6–8. Мало ныне, аще лепо есть, прискорбны бывше в различных напастех: да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове, егоже не видевше любите.
Праведники подвергаются бедам, чтобы быть увенчанными, – грешники, чтобы понести наказание. Но не все грешники здесь наказываются, чтобы не отвергали многие воскресения; и не все праведники страдают, чтобы ты не считал зла заслуживающим похвалы и не возненавидел добродетели.
1Пет. 1:18–21. Ведяще, яко не истленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа, предуведена убо прежде сложения мира, явльшася же в последняя лета вас ради, иже его ради веруете в Бога.
Мы – творение Божие, но через грех сделались (слугами) диавола; затем нас (предавшихся) диаволу, Спаситель искупает Своею кровию, то есть, «куплени есте ценою» (1Кор. 7:23),– мы искуплены честною кровию. Как почтенный и добрый домовладыка, не считая негодного раба, сделавшего много проступков, достойным своего хорошего дома и совместной жизни, передает другому, чтобы научил его, а потом, когда увидит наказанным со стороны сурового господина, и говорящим: пойду к первому моему господину, потому что мне было тогда лучше, чем теперь, восстановляет его в чести и выкупает его, чтобы сделался особым (περιούσιος) народом (λαός), – так и Бог восстановляет нас. Как же бываем Его собственностью и не собственностью? Как творения – (Его) собственность; а как сделавшиеся чуждыми вследствие греха – не собственность. Не думай, что ты составляешь собственность Божию, если делаешься грешником; (тогда) диавол тебя приобретает; ты его стяжание. Человек греха, сын погибели, он покупает тебя не честною кровию, а бесчестною, покупает грехом, покупает прелюбодейством, так как – не чист; покупает убийством, так как он – убийца: «человекоубийца... искони, и во истине не стоит» (Ин. 8:44). Это его обычай.
Глава II.
1Пет. 2:7, 8. А противящымся камень, егоже небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла, и камень претыкания и камень соблазна.
Эти слова относятся ко Христу, так как в Евангелии Он приводит это пророчество, говоря: «несте ли чли николиже... камень, егоже... не брегоша зиждущии, сей бысть во главу угла» (Мф. 21:42). И через несколько слов: «камень, егоже... небрегоша зиждущии»; (под последними) разумеет иудеев, книжников, фарисеев, которые отвергали Его, говоря, «яко самарянин еси ты и беса имаши» (Ин. 8:48), и еще: «несть сей от Бога человек... но льстит народы» (Ин. 9:16; Ин. 7:12).
Глава III.
1Пет. 3:10. И устне свои еже не глаголати льсти.
Лесть – ложь, обман, клевета, обвинения, не заключающие истины, но приятные врагу истины, то есть, сатане, отцу лжи. Он лжец, говорит Спаситель, «и во истине не стоит» (Ин. 8:44). Святым нужно отвергнуть его стяжание, а более (держаться) того, что свойственно Богу, Который есть истина.
1Пет. 3:11. Да уклонится от зла, и да сотворит благо.
Не в нашей воле совершенно не допускать на ум что-либо такое; такие мысли часто как-то приходят ему, но если кто мудр, устраняется от них, а склоняется к лучшим и заключающим много полезного; это, я думаю, значит: «уклонись от зла».
Глава IV.
1Пет. 4:9. Страннолюбцы друг ко другу, без роптаний.
Если принимаешь как Христа, не будешь ни роптать, ни стыдиться, а скорее превозносись этим; а если принимаешь не как Христа, то не примешь. «Иже вас приемлет, – говорит, – мене приемлет» (Мф. 10:40). Если не так принимаешь, не имеешь награды. Людей мимоидущих принимал Авраам, считая их странниками, не предоставил однако всего рабам, а жене велел замесить тесто, хотя имел 318 домочадцев. Но он желал получить награду вместе с женой не только за расходы, но и за служение. Так нужно оказывать страннолюбие, делая все сами, чтобы нам освятиться.
Глава V.
1Пет. 5:2, 3. Пасите еже в вас стадо Божие... ни яко обладающе причту.
Христос говорит: «желающий между вами быть первым (Ό θέλων ἐν ύμῖν είναι πρῶτος), да будет вам слуга» (Мф. 20:26). «Иже... смирит себе (δς γάρ ταπεινώσει ἑαοτὸν), вознесется» (Мф. 23:12). Что ты говоришь: если смирю себя, буду высок? Да, говорит; таково Мое могущество, чтобы достигать одного посредством другого; Я владею средствами и искусством; не бойся; Моей воле повинуется природа вещей, а не Я следую природе.
1Пет. 5:6. Смиритеся убо под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время.
Не просто сказал: «вознесет», а прибавил: »во время», научая их ожидать того истинного возношения в будущем веке.
1Пет. 5:14. Мир вам всем о Христе Иисусе. Аминь.
Смотри, как, внушая подлежащее исполнению, отмечает это молитвою, полагая мир, как печать изложенного.