Источник

Глава 10

Учение о нерасторжимости брака (1–12). Благословение детей (13– 16). Разговор с богатым юношей (17–22) и с учениками об опасностях богатства (23–27). Награды ученикам и последователям Христовым (28–31). Новое предсказание Христа о своих страданиях, смерти и воскресении (31–34). Просьба сынов Зеведеевых (35– 41) и наставление ученикам о смирении (42–45). Исцеление слепого Вартимея (46–52).

Мк.10:1. «Оттуда»: вообще из Галилеи, (Мф.19:1), в частности из Капернаума, где происходила последняя беседа (Мк.9:33. Ср. Мф.17:24). – «В пределы иудейские»: «Господь часто оставлял Иудею по причине ненависти к Нему фарисеев, но теперь опять приходит в Иудею, потому что приближалось время Его страданий. Впрочем, Он идет не прямо в Иерусалим, но сначала только в пределы иудейские, чтобы оказать пользу незлобливому народу, тогда как Иерусалим, по лукавству иудеев, был средоточием всякой злобы» (Феофил.) – «За Иорданскою стороною»: см. прим. к Мф.19:1. – «Опять»: так как пред сим, ходя по Галилее, Он держался вдали от народа (Мк.9:30).

Мк.10:2–12. Изложение разговора Христова с фарисеями о святости брака в сущности совершенно сходно с изложением его у ев. Матфея, только внешний ход речи представлен несколько иначе, переставлены некоторые изречения, что впрочем нисколько не изменяет сущности дела (ср. Мф.19:1–12 и прим.). – «Позволительно ли разводиться мужу с женою»: искусительность вопроса состояла собственно в словах – «по всякой причине» (Мф.19:3) позволительно ли разводиться, ибо развод по известной причине позволен был прямо законом Моисеевым, а потому простой вопрос – позволительно ли вообще разводиться – не имел смысла в устах фарисеев. – «Он сказал им» и пр.: по ев. Матфею речь Господа указывает сперва на установление отношений между женой и мужем в раю, а потом уже на отношение их по закону Моисееву; по Марку же, наоборот, сначала указывается на закон Моисеев, потом на райский; соответственно сему, о законе Моисеевом, по ев. Матфею, спрашивают фарисеи Христа, а по ев. Марку – Христос фарисеев. В сущности это конечно все равно. Оба евангелиста передают речь Иисуса Христа в сокращенном виде, а при этом обыкновенно обращается внимание на то, чтобы сущность передать верно, частные же черты рассказа подлежат изменению по усмотрению повествователя. Так и здесь. В сущности речь Господа и Матфеем и Марком передана верно, до буквального сходства, частности же, не имеющие существенного значения, изменены.

«Опять спросили Его о том же» и пр.: вопрос этот по важности, какую придавали ему в обыденной жизни, так занял учеников, что они и после спора с фарисеями, когда Господь был уже в доме, спросили о том же. Господь ответил им между прочим то же, что и фарисеям (ср. Мф.19:7–9), – «Если жена разведется» и пр.: По этому сказанию кажется, будто женщина у иудеев имела право оставлять своего мужа или разводиться с ним, но такого права не было ей дано по закону Моисееву. Впрочем, примеры этого бывали: жена Ирода Антипы оставила своего первого мужа (Филиппа), чтобы выйти за Ирода. Ввиду таких случаев Спаситель, установляя законы брака для своего нового общества, и указывает на то, на что в законе Моисеевом указания хотя и не было, но что случалось в обыденной жизни, чего однако же не должно случаться в новом обществе Христовом. Развод позволяет Спаситель только в одном случае: если нарушен первоначальный закон брака, установленный в раю, прелюбодеянием одного из супругов (ср. Мф.19:9).

Мк.10:13–16. О благословении детей Спасителем у ев. Марка рассказывается несколько подробнее, чем у ев. Матфея, с некоторыми особенными чертами (ср. Мф.19:13–15 и прим.). – «Чтобы Он прикоснулся к ним»: чтобы возложил на них руки, помолился о них и благословил их. – «Вознегодовал»: черта, указанная только ев. Марком. Вознегодовал потому, что ученики делали то, что Он не одобрял, чего Он не повелевал и что было и само по себе делом недобрым. Негодование – на своих учеников, хотя вызванное может быть добрыми их целями и намерениями. – «Кто не примет Царствия Божия» и пр.: надлежит принять Царствие Божие в свое сердце, чтобы быть принятым в него. Царство Божие, которое принимается в сердце, есть Христос с Его благодатью и учением; Царство Божие, в которое принимаются, есть общество верующих в Христа или церковь Его. – «Как дитя»: см. прим. к Мф.18:3, т. е. с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, как чистое дитя. – «И, обняв их» и пр.: выражение глубокой чистой любви к чистой природе дитяти, в которой заключается высший образ чистой и невинной человеческой природы в ее восстановлении искуплением Христа. Родители принесли детей к Господу с тем, чтобы Он только коснулся их; Господь делает больше: Он обнимает их, возлагает на них руки и благословляет их в научение не допускавших их к Нему учеников и всех своих последователей.

Мк.10:17–31. Разговор с богатым юношей и учениками об опасности богатства для получения спасения у ев. Марка изложен совершенно одинаково со сказанием об этом ев. Матфея, с некоторыми лишь особенными чертами, отчасти восполняющими сказание Матфея, отчасти видоизменяющими его (ср. Мф.19:16–30 и прим.). – «Подбежал некто, пал пред Ним на колени»: у ев. Матфея просто – приступил. Черты, указанные ев. Марком, восполняя сказание ев. Матфея, указывают в юноше особую, свойственную юношескому возрасту, стремительность и горячность в желании достигнуть цели своей и вместе искренность его уважения к Господу, как премудрому Учителю, – черты весьма доброго нрава, в котором хранились зачатки великих добродетелей. – «Не обижай»: не причиняй неприятности и притеснения ближнему каким бы то ни было образом. Заповедь эта, не выраженная прямо в Десятисловии, выражена именно так в другом месте закона Моисеева (Лев.19:13) и имеет особенную важность в приложении именно к богатому, каков был юноша, так как богатый имеет и более способов, и более поводов, и более поползновений причинить обиду ближнему так или иначе.

«Взглянув на него, полюбил его»: черта, указанная только ев. Марком. Случившееся вслед за этим показывает, что юноша любил Спасителя менее, чем свое богатство, и отказался следовать за Ним из-за привязанности к своему богатству. Однако же Спаситель полюбил его; достойна была любви в нем именно эта искренность и стремительность в искании пути к Царствию Божию, свидетельствующая о добрых качествах его природы, и это строгое внешнее исполнение закона, хотя непрочное в основе, тем не менее требовавшее усилий и нравственной борьбы и свидетельствующее о значительной степени законно-нравственного совершенства этого юноши. И тем более прискорбно было для Господа видеть, что этот достойный любви юноша всецело поглощен страстью к богатству и готов пожертвовать для него всем, каковая скорбь или глубокое нежное соболезнование и выражается в дальнейшей речи Господа к ученикам.

«Одного тебе недостает»: юноша, похвалившись, что он с детства исполняет заповеди закона, спрашивал – чего еще ему недостает (Мф.19:20), и Господь указывает – чего ему недостает, если он хочет быть совершенным исполнителем закона. Оказалось, что если бы он и захотел исполнить слово Христово, то не мог бы, потому что страсть к богатству совершенно отняла у него добрую волю – стяжать высшее нравственное совершенство. – «Ужаснулись от слов Его»: богатство такая вещь, которой все так желают и к которой стремятся; богатство и по закону есть знак благословения Божия человеку, а между тем Господь поставляет его таким сильным препятствиям на пути к Царствию Божию! Ученики ужаснулись строгости этого учения и чрезвычайно изумлялись (ст. 26).– «Дети»: выражение нежной любви к ученикам, успокаивающее их душевную тревогу, возбужденную странной для них строгостью или суровостью учения Христова о богатстве. – «Надеющимся на богатство»: этим выражением заменяется предшествующее – «имеющим богатство». Не само в себе богатство опасно, но в том случае, если человек на него надеется) если все упование счастья своего в нем заключает, если привязан, если любит его более всего.

«Мы оставили все» и пр.: подразумевается вопрос: «что же нам будет» за сие? (Мф.19:27). – «Нет человека» и пр.: награды за самоотвержение, проявленное в разных видах, ради Христа и Его учения, разделяются на награды еще в здешней жизни и награды в будущей жизни. – «Во сто крат»: очевидно символическое обозначение несравненно большего возмездия за оставленное, чем сколько стоит это оставленное.– «Более домов» и пр.: очевидно речь иносказательная, т. е. нельзя разуметь здесь в собственном смысле домов, как нельзя разуметь в собственном смысле братьев, сестер, отца и пр., ибо сие последнее в буквальном смысле невозможно: следовательно, все это изречение (ст. 30) надобно понимать в смысле несобственном, о благах духовных, о наградах духовных, т. е. что духовные блага, даруемые Христом его последователям, столь обильны, что несравненно более вознаграждают отказавшегося ради них от всех благ житейских, если последние отклоняют от последования Ему. Духовные связи религии несравненно более дороги человеку и крепки, чем кровные и чувственные связи, если эти последние препятствуют высокой религиозной жизни, и потому слишком вознаграждают отрекшегося от этих последних, за отречение от них; таковой может приобрести гораздо более дорогих сердцу братьев и сестер, духовных отцов и матерей и детей.

И это еще здесь «ныне, во время сие, среди гонений», которым, по предречению Христову, имели подвергнуться Апостолы и вообще последователи Христовы. Относя сие ко всем последователям Христовым во все времена, надобно понимать эти изречения так, что вообще в церкви Христовой, воинствующей еще на земле, истинные последователи Христовы, – если отказываются от всего, что может препятствовать им быть истинными христианами, как бы это оставленное ни было для них дорого и близко, – в духовных благах церкви Христовой обретут для себя высшее вознаграждение за оставленное; в веке же грядущем, по смерти, сподобятся жизни вечной, нескончаемого блаженства в общении с самим Иисусом Христом Богом и со всеми святыми.

Мк.10:32–34. Новое предсказание Господа о своих страданиях, смерти и воскресении изложено у ев. Марка теми же словами, как и у ев. Матфея, но опять с некоторыми особенными частными чертами, восполняющими сказание Матфеево (ср. Мф.20:17–19 и прим.). – «Иисус шел впереди»: как бесстрашный вождь, предшествующий своим воинам на битве духовной, какую готовилось дать всему иудейству малое воинство Христово, под водительством своего великого Вождя. – «Еще же упреждением всех и поспешностью своею на пути Господь показывает и то, что Он поспешает к страданию и не убегает от смерти нашего ради спасения» (Феофил.). – «Они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе»: им страшно теперь было идти со своим Учителем в этот город, в который и они прежде и другие шли с духовной радостью, с благодарной молитвой на устах и с сердечным умилением, – предстать пред лицом Иеговы. Они боялись за своего Учителя, против которого, они знали, фарисеи и книжники, и начальники народа строили ковы и искали умертвить Его; страх их еще более увеличивался от того, что и сам Учитель их не раз уже предсказывал им, что Его ожидают ужасные страдания и позорная смерть. Они еще не знали, когда это будет, и не совсем понимали речи Спасителя о сем, но неизвестность эта только еще более могла увеличивать страх их: не теперь ли предстоит сие? Не на эти ли страдания теперь идет Учитель их? Господь восхотел еще раз прямо открыть им тайну своих страданий, и, отозвав их от прочего народа, следовавшего за Ним, прямо открыл им, что Он именно во время этого пребывания своего в Иерусалиме, куда Он теперь идет вместе с ними, подвергнется страданиям, о коих Он и прежде говорил им, и смерти, и после трех дней воскреснет. – «Оплюют Его»: оплевание – выражение крайнего презрения и уничижения. Так предвидел Господь самые частные черты своих страданий (ср. Мф.26:67).

Мк.10:35–45. Просьба сынов Зеведеевых, ответ на нее Господа и наставление ученикам по сему случаю изложены у ев. Марка буквально сходно со сказанием Матфеевым о сем (ср. Мф.20:20–28 и прим.), с тем различием, что здесь просящими представляются ученики, а там их мать. – «Подошли к Нему сыновья Зеведеевы», вместе с матерью их Саломией. Вероятно, их всех троих занимала предложенная просьба, и сыны Зеведеевы, чтобы или дать некоторую благовидность поступку, или «стыдясь других учеников» (Феофил.), или надеясь вернее получить просимое по просьбе матери, научили ее подойти к Господу, и вслед за ней подошедши, «т. е. особо, отдалясь от прочих» (Феофил.), подкрепили просьбу матери, когда Господь, спросив мать, чего она желает и, услышав странный ответ, спросил о том же и самих учеников. – «В славе Твоей»: когда Ты сделаешься славным царем царства Твоего, когда сядешь на славном престоле царском (разумея чувственное царство, ср. Феофил.).

Мк.10:45–52. Различие сказания ев. Марка об исцелении слепого иерихонского от сказания ев. Матфея (ср. Мф.20:30–34 и прим.) о сем то, что по Матфееву сказанию исцелено двое слепых, а по Маркову один, названный у него и по имени, Вартимей или сын Тимеев. – Различие это отнюдь не есть противоречие: ибо Марк, говоря об одном только слепом, не делает никакого намека на то, чтобы тут не было и другого, о котором говорит ев. Матфей. Он упоминает об одном только вероятно потому, что этот именно слепец, которого он называет по имени, был более известный человек, может быть, один из жителей иерихонских, более известный народу, и которого исцеление по этому самому более подействовало на народ, чем одновременное с ним исцеление еще другого слепца, менее известного народу (ср. Феофил.). Ев. Марк имеет обычай так делать, т. е. говорить о таких только лицах исцеленных, которые были более известны почему-либо, умалчивая о других в то же время получивших исцеление (ср. Мк.5 и дал. с Мф.8 и дал.).

– Сбросил с себя верхнюю одежду»: широкую обыкновенно, которая накидывалась на плечи и застегивалась около шеи (см. прим. к Мф.5:40). Полный радости при мысли о своем скором исцелении от тяжкой болезни (так как и из переданного ему слуха, что Господь зовет его, он мог питать надежду на исцеление), слепой сбрасывает верхнюю одежду, чтобы не мешала она ему идти поспешнее к Господу Целителю. – Раввуни: «учитель» мой,– выражение показывающее искренность и сердечность слепого в отношении к Господу. – «Вера твоя спасла тебя»: обычное в таких случаях изречение Господа, когда сильная вера больного привлекала на него милосердие Господа, сопровождавшееся исцелением больного. Пусть слышит народ, как сильно действие веры, как велика сила ее, когда она способна привлечь к верующему чудотворящее милосердие Господа. – Ев. Марк не говорит, чтобы прозрение этого слепого сопровождалось каким-либо внешним действием Спасителя, как то было в других случаях; но из повествования ев. Матфея несомненно видно, что Господь прикоснулся к очам больного, и он «тотчас» прозрел и последовал за Ним.


Источник: Толковое Евангелие (в 3-х томахе) / Епископ Михаил (Лузин) - Издатель: Белорусский экзархат, 2004. - 1884 с. / Книга вторая. Евангелие от Марка и Луки. ISBN 985-6503-67-1

Комментарии для сайта Cackle