Скрыть
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Ст. 32-33 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца

Все, следовательно, что было написано, как было уже сказано, было написано духовно на нашу пользу. Как, например, Бог, предвозвещая о Христе, обещал воздвигнуть Его Царем Израилю, дать Ему престол Давида, отца Его, и построить Иерусалим в веках, и Царству Его, говорит (Бог), не будет конца, и Он будет господствовать от края и до края земли, и, кратко говоря, Бог обещал восставить Его Избавителем и Царем и Властелином народа израильского. И вот видим в видимых (вещах), что ничего из этого не случилось, ибо ни Христос не воцарился в Иерусалиме явно, ни построил его, но, напротив, провозглашенный Царем, Он был наказан крестом, и Тот, Кого Царству, как говорит Писание, не будет конца, в видимом ни начал царствовать, ни избавил Израиля, ни воссел на престоле Давида, но, наоборот, как было сказано, был заплеван, и обесчещен, и заушен, и распят, этот ожидаемый Царь. Что, следовательно? Пророчество бездеятельно, и слово Божие ложно? Вот, в видимых вещах ничего из этого не случилось, если только Бог духовно и таинственно не проговорил через святых, и духовно и воистину произошло и происходит. Ибо пришел Избавитель, Господь, истинный Царь Израиля, то есть Царь души, падшей от врагов и от страшных начальников зла и низведенной от первого преступления человека. Пришел Христос избавить ее, пришел Царь, обещавший построить Иерусалим и падшую скинию Давида, то есть самую душу, отпавшую во зло страстей. Пришел собрать весь Израиль, то есть все рассеянные мысли самой чистой природы души, рассеянные злобою в этом веке, то есть собрать святых горнего Иерусалима. Пришел и воссел на Своем престоле, на человеке, и воцарился над Иерусалимом, над душою, вовеки, и Царству Его не будет конца над всякой душой, которую Он искупил от власти тьмы и представил в Свое Царство, и воссел на ней, и воцарился над истинным Иерусалимом, над самой душой и над истинным Израилем, над самим человеком. И Он освободил душу от греха вовеки, в ней Он царствует и обитает, и Царству Его не будет конца.

Об этих тайнах говорили пророки, и об этом искуплении они предсказывали, и об этом Царстве, и об этом Иерусалиме, и об этом престоле, как мы доказали из самих вещей, — воистину исполнились все писания святых пророков.

Собрание рукописей типа I. Слово 24

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 32-33 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца

Вопрос: Если Давид царствовал над одним только Израилем по плоти, а Израиль по плоти отверг Царство Христово - почему оно и перешло к язычникам (Деян. 13:46), - то как сбудется речение Архангела: И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки?

Ответ: Это трудное место, как кажется мне, имеет вполне ясное и понятное объяснение. Ибо если не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его, но детей обетования признает Бог за семя; и хотя бы сыны Израилевы были числом как звезды небесные и как песок морской, только остаток спасется (Рим. 9:6-8,27), то ясно, что Израилем является верный народ, который посредством праведных дел и через истинное ведение по вере «видит Бога», будет ли он по плоти вести род от Израиля, или же будет из числа язычников. Ибо кто носит в себе ясное и чистое начертание веры Авраама, Исаака и Иакова, тот не отчуждается от призвания и благодати истинного Израиля.

Но и сам блаженный Давид царствовал [только] над верными во Израиле. Поэтому Израиль, как только погасил в себе светоч веры, сразу же отпал и от царства Давидова. Итак, [тут нужно разуметь] духовный престол Давида, умопостигаемое царство разумных душ, верный дом Иаковлев, святой и великий народ, который Бог пророчески обещал Моисею учредить вместо телесного и ропчущего Израиля - его или Того, Кто символически понимается под этим народом. [Ибо Бог] говорит: Остави Мя, и потреблю народ сей зараз, и сотворю тя в язык велик и страшен паче сих (Втор. 9:14). Но не неверный и ропчущий дом Иаковлев, и не народ грешный, и не семя лукавое, и не сынов беззаконных, и не князей Содомских и людей Гоморрских, и не тех, которые отвратились лукавым отвращением, оставили Господа, огорчили Святого Израилева, не познали и не уразумели Бога, поражены неисцелимой язвой неверия, не принимающей никакого разумного способа врачевания, исцеляющего неверие души. Ибо [Священное Писание] гласит: Увы язык грешный, семя лукавое, сынове беззаконии, остависте Господа, и разгневаете Святого Исраилева. Что еще уязвляетеся, прилагающе беззаконие? Несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания (Ис.1:4-6). Не тех [здесь нужно разуметь], которые хромали на обе плесне (3Цар. 18:21), отвратились от истины и извержены от божественного наследия, подобно Каину, Исмаилу, Исаву, Рувиму, Иру, Онану, Манассии, Елиафу и Амнону, первенцам патриархов и пророков, изверженным и отвергнутым. Ибо говорит [Господь]: Сын Мой первенец Исраиль (Исх. 4:22); но [не говорит] «единственный», поскольку Он надеялся на усыновление божественного и благочестивого народа, созидаемого по Богу и приводимого к усыновлению в благодати через отвержение первородного и неверного народа израильского, восставшего на духовного Авеля и убившего [его] подобно Каину, насмехавшегося над божественным нравом духовного Исаака подобно Исмаилу, неистовствовавшего против духовного Иакова подобно Исаву, излившего семя веры и праведности по ней на землю заблуждения и страстей подобно Иру и Онану, отрекшегося от Церкви Божией, как они от Фамари, усвоившего забвение добродетелей подобно Манассии, досадовавшего из гордости на принятие царства духовным Давидом и за то презренного подобно Елиафу и ставшего творцом неслыханного беззакония подобно Амнону. Не этих сынов чужих охромоша от стезь своих (Пс. 17:46), дышащих безумием и убийством, подлинно плотских и сынов одной только плоти, чуждых благодати, бог которых - чрево, и слава их - в сраме (Флп. 3:19), память о неверии которых погибе с шумом (Пс. 9:7), но, как я сказал, верного и духовного Израиля, видящего Бога через веру, собранного от всех народов по избранию благодати (Рим. 11:5), людей, взятых в удел, народ святый, царственное священство (1Пет. 2:9), и обещал Бог пророчественно через Ангела Деве дать Того, Кто родится от Нее, во Спасителя всем. Всё это по самому ходу вещей получило себе подтверждение, когда Господь исполнил обетования, [данные] отцам, благословил и усыновил в духовном Аврааме все народы,поставил самого Авраама в духе и через веру отцом всех народов, воссел на духовном престоле Давида и царствует над верным домом Иакова во веки, Царством, не имеющим предела.

Вопросоответы к Фалассию

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 31-33 И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца

«И вот, зачнешь» – этого преимущества не удостоилась еще никакая другая дева. Сказал: «во чреве»; этим показывается, что Господь существенно воплотился из самых ложесн Девы. Пришедший для спасения нашего рода справедливо назван «Иисусом», ибо имя сие в переводе на греческий язык означает «спасение от Бога». Иисус, по толкованию, – значит Спаситель, потому что и спасение называется «иаo». «Он будет, - говорит, – велик и наречется Сыном Всевышнего». Велик был и Иоанн, но еще не был и сыном Всевышнего, а Спаситель – велик по Своему учению и – «Сын Всевышнего» тоже по учению, ибо Он учил как Имеющий власть, и по совершению дивных чудес. Называется Сыном Всевышнего видимый Человек: ибо так как Лицо было одно, то поистине был Сыном Всевышнего Человек, Сын Девы. Слово было Сыном Всевышнего и прежде веков, но не называлось так и не было известно; когда же воплотилось и явилось во плоти, тогда и назван Сыном Всевышнего Видимый и Творящий чудеса. Слыша о «престоле Давида», не подумай о царстве чувственном, но разумей о Божественном, которым Он воцарился над всеми народами Божественной проповедью. «Дом Иакова» суть уверовавшие как из евреев, так точно и из других народов, ибо таковые собственно суть Иаков и Израиль. Как же говорится, что Он воссел на престоле Давидовом? Слушай. Давид был меньший между братьями своими; и Господь был в презрении и поношении как любящий есть и пить вино, и сын плотника, и в бесчестии даже у Своих братьев, сыновей Иосифовых. «Ибо и братья Его, – сказано, – не веровали в Него» (Ин. 7, 5). Давид, несмотря на благотворительность, был гоним; и на Господа, творящего чудеса, клеветали и бросали камни. Давид победил и воцарился кротостью; и Господь воцарился, приняв крест по кротости. Итак, видишь ли, в каком смысле говорится, что Он воссел на престоле Давидовом? Как Давид принял чувственное царство, так Господь принял духовное царствование, которому «не будет конца». Ибо царствованию Христову, то есть богопознанию и христианству, не будет конца. Ибо мы и в гонении сияем благодатью Христовой.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Ст. 30-33 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца

Какова эта благодать? – Которая возможна только единому Могущему совершить невозможное, и которая только за Тобою сохранена прежде всех веков. Ибо – «се зачнеши во чреве»; услышав же о зачатии, – говорит он – отнюдь не предполагай, что девство Твое отменено, и потому не тревожься и не смущайся; ибо когда слова «се зачнеши», говорятся Деве, – он указал, – это означает, что зачатие будет рука об руку течь с девством.

Итак, «се зачнеши…, – говорит, – и родиши Сына»; ибо обладая тем, чем Ты обладаешь и при сохранении ненарушимого девства, Ты зачнешь и родишь Сына Вышняго. Ибо это и Исаия, предвидя за много лет до сего, предсказал: «Се Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис.7:14), и что: «Приступих к Пророчице» (Ис.8:3). Как Пророк приступил к Пророчице? – Так, как ныне Архангел приступил к Ней; ибо то, что ныне видел Архангел, это и тот Пророк предвидел и предсказал. Что же касается выражения: «Пророчица», – то это относится к Деве, потому что Она имела пророческий дар, что удостоверит всякого желающего Ея песнь Богу в Евангелии (Лк.1:46–55). Итак, приступил, говорится, Исаия к Пророчице, – в пророческом, конечно, духе, – и (Она) прият во чреве, и прежде чем наступили, избежала родительных болезней, и родила Сына. Архангел же ныне говорит Ей: «Родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус (что в переводе означает – «Спаситель»), Сей будет велий». А Исаия опять сказал бы так: «Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века». Сему согласует ныне и Архангел, говоря: «Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется».

Почему же он не сказал: «есть велий и Сын Вышняго», но – «будет» и «назовется»? – Потому, что он говорит только о человеческой природе Христа, а вместе и являя, что Он будет познан всеми и будет всем провозглашен, как Таковой; как и Павел имел позднее сказать: «Бог явися во плоти, проповедан бысть во языцех, веровася в мире» (Тим.3:16). Но Ангел прибавляет, говоря: «Даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца»; а Тот, Чье царство, сущее во веки, не имеет конца, – Тот есть Бог. Но Он имеет отцом и Давида; это значит, что Он есть также и Человек. Таким образом, Имеющий родиться есть Бог и вместе – Человек, Сын Человеческий и Сын Божий, принимающий, как Человек, от Бога и Отца несменяемое царство, как это видел и предвозвестил Даниил, говоря: «Зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе… и се на облацех небесных, яко Сын Человечь, идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь, и царство Его царство вечное, и иным царем не воспримется» (Дан.7:9, 3 и сл. 40).

Воссядет же на престоле Давида и воцарится над домом Иакова: потому что Иаков, воистину, является Патриархом всех благочестивых, а Давид, первый из всех царей, благочестиво и богоугодно царствовал во образ Христа, Который патриаршее и царское служение сочетал в одно небесное начало.

Омилия 14. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы

Григорий (Лебедев), сщмч. (†1937)

Ст. 32-33 Он (Иисус) будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца

Особенно откликнись этому Божиему слову! Ведь Божие обетование распространяется и на тебя! Не ради тебя ли является «Сын Всевышнего» и не под тобой ли воздвигается престол Его? Войди же в Его Царство!.. Будь сыном Его!.. И пусть Господь царствует в душе твоей во веки и пусть «Царству Его» над тобою «не будет конца»! Велико обетование! Счастливы принявшие его – сыны Господнего Царства.

Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца

Сколько горя и несправедливости, а то и злой смерти терпят бедные люди на земле от людей. И если бы не было надежды на изменение этих страданий, то жизнь была бы сплошным ужасом. Но на земле христианин не ищет себе утешения. Здесь только иногда, как искорки, как отблески прекрасного дня наступают периоды относительного покоя, свободные от террора и войн… А там, в жизни будущей, воссияет Царство Христа Бога – Всемогущего, Кроткого, Вселюбящего, то Царство, где исстрадавшиеся, измученные люди найдут действительный, желанный покой, которое уже не сменится иным царством, а будет вечным! Какая отрадная истина для людей!

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 31-33 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца

Умирив Девическую душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Божий вестник глаголет точно до подробностей. Зачнешь во чреве, то есть в теле; как и Псалмопевец употребляет схожее выражение: «и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50:12). Подчеркивая во чреве, архангел словно желает заведомо предостеречь против лжеучения еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека.

Имя Иисус, или, по-еврейски, Йешуа, также значимо. Имя сие носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную и тем прообразовал роль и дело Иисуса Спасителя, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царствие Небесное.

Все прочее, сообщенное архангелом, рассчитано на то, дабы уверить Деву: Ее Сын будет ожидаемым Мессией. Он наречется Сыном Всевышнего, получит от Бога престол Давида и будет царствовать над домом Иакова вовеки – все сие в сознании всякого израильтянина, тем паче в сознании духовно воспитанной Девы Марии, относится исключительно к ожидаемому Мессии. Архангел глаголет Деве не все о Господе Иисусе Христе, но лишь то, что Ей как пророчество известно и понятно из Священного Писания. Он не говорит Ей о всемирной и всечеловеческой роли Иисуса, не говорит о Нем как о Спасителе всех народов и племен, как об Основателе духовного Царствия, Судии всех живых и мертвых, а еще менее – как о Слове Божием, Одной из Трех вечных Ипостасей Святой Троицы. Если бы он сказал Ей это, он еще более смутил бы Ее. Она не всеведуща, несмотря на Свое целомудрие и чистоту. И Она имеет многому научиться от Сына Своего и во времени, и в вечности, сохраняя все слова Его в сердце Своем (Лк. 2:51; Ин.2:4). Архангел строго придерживается рамок израильских представлений. Он в органической связи приводит все то, что рассеяно в пророческих книгах и что Она знает (Ис. 9:6-8, 10:16, 11:1; Иер. 25:5, 30:9; Иез. 34:24; Ос. 3:5; Мих. 5:4; Пс. 131:11; Дан. 2:44; и др.). Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: «от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» (Пс. 131:11). «Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля» (Ис. 9:8).

Беседы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца

Над домом Иакова: то есть над народом еврейским, происходящим от 12 сынов патриарха Иакова, почему он на языке Писания и называется иногда домом или фамилией Иакова. Мессия - Царь над всеми народами земли, Царь царства, состоящего из избранных от всех языков, и колен, и племен. Но поскольку по плотскому происхождению принадлежит к еврейскому народу и к фамилии Давида, и поскольку спасение произошло для всего мира от иудеев (Ин. 4:22): то и говорится о царствовании и только над народом избранным, хотя подразумеваются и все прочие народы. «Слыша о престоле Давидовом не подумай о царстве чувственном, но разумей о божественном, которым Он воцарится над всеми народами божественной проповедью. Дом Иакова — суть уверовавшие как из евреев, так и из других народов» (Феофил.).

Во векине будет конца: Он Царь над всем, вечный по божеству и вечный по обоженному человечеству, Царь над земной церковью и над небесной, — единственный вечный Царь, невидимо царствующий и имеющий царствовать вовеки.

Толкование на Евангелие от Матфея


И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
 

«Не бойся»: рассеивая смущение Девы и предупреждая страшливость непорочной, Ангел говорит Ей – «не бойся», или, что то же, – дерзай, не смущайся. «Успокаивает сердце ее от страха, чтобы Она приняла божественный ответ в невозмутимом спокойствии: ибо в состоянии смущения Она не могла бы должным образом выслушать имеющее сбыться потом» (Феофил.)
– «Обрела благодать у Бога»: Бог благоволит к Тебе особенно, преимущественно перед другими, а потому не смущайся моим явлением и необычайным приветствием; я приношу Тебе радость, и не только Тебе, но и всему миру через Тебя, а потому отложи страшливость и дерзай.
– «Зачнешь во чреве» и пр.: Ангел выражается словами пророка Исаии (Ис.7:14), предвозвестившего в них рождение Мессии от девы, словами, которые без сомнения знала св. Дева как из чтения пророков в синагогах в дни субботние, так и из чтения книг священных дома, при домашнем упражнении в законе. Есть предание, что Ангел предстал пресвятой Деве именно в то время, когда Она, перечитывая книгу пророка Исаии, остановилась и размышляла об этих словах (Чет. Мин. 25 Март.).
– «Наречешь Ему имя»: см. прим. к Мф.1:21.
– «Он будет велик»: и о Предтече Ангел возвестил, что он будет велик, но прибавил – пред Господом, т. е. велик как раб пред Господом, об Иисусе же Ангел выражается просто «велик», т. е. безусловно велик, или величайший. – В чем будет состоять Его величие, Ангел объясняет тотчас же, под покровом ветхозаветных образов, без сомнения понятных пресвятой Деве, искусной в разумении Писаний сызмлада, как говорит предание; в словах Ангела Она могла уразуметь сопоставление замечательнейших пророчеств о Мессии гл. 2Цар.7. гл. Ис.7,9. гл. Мих.5 и др.
– «Наречется»: т. е. будет (ср. прим. к Мф.5:9,19:21,13 и др.).
– «Сыном Всевышнего»: Сыном в особенном, собственном смысле, как Сын Единородный (Ин.1:14). «Всевышнего»: т. е. Бога Отца, именуемого так, потому что Он, как Вечный и Творец, неизмеримо выше всякой твари на небе и на земле (Мк.5:7). От вечности Сын Божий Единородный, второе лицо достопоклоняемой Троицы, стал во времени Сыном Всевышнего Единородным, воплотившись в лице Господа Иисуса Христа. «Слово было Сыном Вышнего и прежде веков, но не называлось так и не было известно; когда же воплотилось и явилось во плоти, тогда и назван Сыном Вышнего видимый и творящий чудеса» (Феофил.).
– «Престол Давида»: имеющий родиться Младенец будет царем, наследником и обладателем царского достоинства Давидова.
– «Отца его»: Давид называется отцом Мессии Иисуса Христа потому, что Он происходил от Давида по прямой линии – и по матери, и по нареченному отцу своему (ср. прим.Мф.1:1,16, выше – ст. Лк.1:26). Бог обетовал Давиду, что он управит престол его до века, то есть вечно будут цари из рода Давидова, и это обетование исполнилось во Христе – вечном Царе Церкви.
– «Над домом Иакова»: то есть над народом еврейским, происходящим от 12 сынов патриарха Иакова, почему он на языке Писания и называется иногда домом или фамилией Иакова. Мессия – Царь над всеми народами земли, Царь царства, состоящего из избранных от всех языков, и колен, и племен. Но поскольку Он по плотскому происхождению принадлежит к еврейскому народу и к фамилии Давида, и поскольку спасение произошло для всего мира от иудеев (Ин.4:22): то и говорится о царствовании Его только над народом избранным, хотя подразумеваются и все прочие народы. «Слыша о престоле Давидовом не подумай о царстве чувственном, но разумей о божественном, которым Он воцарится над всеми народами божественной проповедью. – Дом Иакова – суть уверовавшие как из евреев, так и из других народов» (Феофил.)
– «Во веки – не будет конца»: Он Царь над всем, вечный по божеству и вечный по обоженному человечеству. Царь над земной церковью и над небесной, – единственный вечный Царь, невидимо царствующий и имеющий царствовать вовеки.

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 32-33 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца

Здесь изображаются свойства и деятельность Сына Пресвятой Девы.

«Он будет велик» – велик именно тем, что наречется или будет (ср. Мф.5:9–19) Сыном Всевышнего, конечно, как человек, потому что по Божеству Он вечно сын Вышнего Бога (блж. Феофилакт).

«Престол Давида, отца Его». О пришествии великого Царя из рода Давида предсказано было самому Давиду (2Цар.7:12–19). Но если Сын Пресвятой Девы называется здесь потомком Давида, то этим самым ясно показывается, что Пресвятая Дева происходила из рода Давидова: Она только одна – без Иосифа – здесь выступает рождающей Мессию, потомка Давидова, Который таковым здесь представляется именно по Матери.

«Над домом Иакова». Пока Мессия изображается только как Царь народа избранного, речь Ангела движется в кругу пророческих представлений о мессианском Царстве, согласно которым, действительно, это Царство будет основано прежде всего в израильском народе. Конечно, этим не исключалась возможность и язычникам с течением времени стать членами этого Царства.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 32-33 сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца

И о Предтече Ангел возвестил, что он будет велий (велик, ст. 15), но – велик пред Господом, а не безусловно велик или величайший из всех. Чем будет велик, Архангел говорит далее: Сын Всевышняго, т. е. Бога Отца, – превысшего всякой твари небесной и земной, как воплотившийся Единородный Его Сын (Ин. 1:14) наречется. И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И воцарится в дому Иаковли (над домом Иакова) во-веки. Давид называется отцом И. Христа, потому что Он происходит от Давида и по Матери, Св. Деве Марии, и по названному отцу Своему Иосифу (Чит. объясн. 27 ст. и (Мф. 1:1-16). О происхождении Мессии – вечного Царя из рода Давидова предсказано было Давиду от Бога (2Цар. 7:12-15; Пс. 131:11)

Над домом Иакова. Здесь разумеется главным образом народ еврейский, который произошел от 12-ти сыновей патриарха Иакова, но разумеются и все другие народы, которые уверуют в Мессию. Говорится же здесь только о царствовании над еврейским народом потому, что Иисус Христос по плоти произошел от сего народа, и потому, что спасение всего мира долженствовало произойти от иудеев, как избранного для сей цели народа (Ин. 4:22). «Слыша о престоле Давидовом, пишет блаж. Феофилакт, не подумай о царстве чувственном, но разумей о божественном, которым Он воцарится над всеми народами божественною проповедью;» почему и сказано Ангелом: царству Его не будет конца. Земное царство Давидово было только образом и сению духовного царства Христова.

Толкование на Евангелие от Луки

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О почитании Пресвятой Богородицы.
 

Мф.1:16,20,21-25. От пречистой Девы Mарии родился Иисус Христос: «Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф.1:18), по пророчеству Ис.7:14; и Ангела: Лк.1:27,34. Ее будут ублажать все роды: Лк.1:48. Иисус Христос и на кресте не оставляет Её Своим сыновьим попечением: Ин.19:26, как же нам, грешным, оставаться непочтительными к Той, Которую и Ангел назвал: благословенна ты между женами: Лк.1:28.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О почитании Пресвятой Богородицы.

Мк.3:33-35. Это не значит, что Дева, родившая от Духа Святаго Еммануила: Мф.1:23, стала чужой Сыну Своему. Здесь нам дается знать, что близость к Богу основывается главным образом на духовно-нравственной связи, так у кого же еще больше было этой связи, как не у Матери Божией? Лк.1:30-49;11:27 – не оставил Своим попечением Ииcус Христос Её и тогда, когда был уже на кресте: Ин.19:26-27.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible