Скрыть
И увѣ́дите, я́ко посредѣ́ Изра́иля а́зъ е́смь, и а́зъ Госпо́дь Бо́гъ ва́шъ, и нѣ́сть ино́го ра́звѣ мене́: и не посра́мят­ся ктому́ лю́дiе мо­и́ во вѣ́къ.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Иоил.2:21-27

Теперь [Бог] обещает противное всему тому, чем Он выше угрожал. Выше (Иоил.1:19-20). Он сказал: огонь пожрал красу пустыни, и пламя попалило все дерева в стране. Даже и звери полевые, подобно полю, жаждущему дождя, устремили взоры к Тебе; потому что иссохли источники вод, и огонь пожрал красу пустыни. Теперь скорбь Он умеряет радостию и слезы превращает в смех. Не бойтесь, говорит, животные страны, ибо краса пустыни произрасла, ибо дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу, и будет такое обилие всего, что у вас не будет недостатка в хлебе, вине и елее, которыми вы будете насыщаться, гумна наполнятся хлебом и точила переполнятся вином и елеем, так что не только вы сами будете в состоянии есть, но и другим давать. Он говорит также в частности и чадам Сиона, чтобы они радовались и веселились, и не о чем-либо маловажном, а о Господе Боге их, который дал им пищу правды и, как перевели LXX, дождь ранний и поздний, чтобы они ели и радовались, и восхваляли имя Господа Бога своего, который соделал с ними дивное, чтобы они не посрамились и чтобы знали, что Господь Бог Израилев обитает среди них и кроме Него нет другого, ибо Отец в Сыне и Сын во Отце, и не посрамится народ Его (или Мой) во веки. Мы уверены, что все эти обетования Господни исполнились буквально, и прежнее бесплодие было вознаграждено чрез новые плоды, так что все то, что истребили саранча, черви, ржа и гусеница, было восполнено в последующие годы. Спрашиваем, почему гусеница названа силою или силою Господнею и не только силою, но силою великою? Как в казнях египетских могущество Божие обнаружилось чрез малых животных и в особенности чрез скнипов, то есть чрез столь малых мошек, что едва можно видеть их глазами; так и теперь чрез небольшого и медлительного червяка, который едва может двигаться и уничтожается от легкого прикосновения, проявляется могущество Божие и человеческое бессилие. Это не потому, будто бы Бог не может но Своему мановению и по величию силы разрушить землю и покрыть все потопом или пожечь молниею, но чрез малых [животных] и, так сказать, чрез бесконечно малые тела (рuncta соrроrum) Он дает видеть бессилие человека. Поэтому мы также Маркиону и прочим еретикам, терзающим Ветхий Завет, обыкновенно отвечаем, что Бог для того создал блох, мошек и клопов, чтобы показать тленность и слабость нашей плоти, которая настолько ничтожна, что уязвляется малейшими [животными]. Но если гусеница, медленно движущийся и небольшой червичек, сильнее человека, то почему тщеславится земля и прах (потому что человек, hоmо, получил название от земли, humо, из которой он происходит) и, возгордившись, презирает свойственное человеческой природе (humana)? Некоторые так объясняют это место: мы читаем, что с правой и левой стороны окружают Бога силы, которые греки называют δυνάμεις; с правой стороны херувимы и серафимы и все ангельские силы, с левой противные силы, о которых написано: посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми (Псал.77:49) и о которых Михей в книге Царств (или Царей) говорит: видех Господа Бога Израилева, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояше окрест Его одесную Его и ошую Его (3Цар.22:19). Я полагаю, что с левой стороны был дух, который выступил и стал пред Господом, говоря: аз прельщу Ахава, и изыду, и буду дух лжив во устех всех пророк его (3Цар.22:21-22). Этой противной силе, которая находилась с левой стороны и которая была способною обольщать и опытною в склонении к падению и уже многих обольстила, Бог говорит: прельстити и возможеши, изыди, и сотвори тако (3Цар.22:22). Также тот дух, который мучил Саула и о котором слуги его сказали ему: вот злой дух от Бога приводит тебя в исступление (1Цар.16:15), был из тех [духов], которые находятся с левой стороны и служат Господу для наказания тех, кои по причине грехов заслужили того, чтобы быть мучимыми. Ибо не только люди бывают слугами и исполнителями гнева Его по отношению к совершающим злое, и не напрасно они носят меч, но также противные силы, которые называются яростию и гневом Божиим и, отклоняя которые, пророк говорит: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Псал. 6:2). Подобного рода, так сказать, истязателям (quaestionariis) и мучителям апостол предал грешника во измождение плоти, чтобы дух был спасен (1Кор.5:5), и к ним принадлежит сатана, которому он предал других, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим.1:20). Это о том, почему гусеница названа силою Божиею. Перейдем к изъяснению духовного смысла по порядку. Не бойся, земля, но уповай и радуйся: ты прежде, вследствие своей сухости, утратила семена Господни, но Господь в Своем величии оказал тебе такое милосердие, что даже животные страны и пустынной степи имели изобилие на тучных полях, и дерево крестное приносить плод свой и сладчайшие дары Духа Святого на всех распространяются в изобилии. Также вы, которых справедливо после покаяния Я называю чадами Сиона и Церкви, радуйтесь и веселитесь, потому что Бог Отец дал вам учителя правды или даровал вам пищу правды и ниспослал на вас дожди ранние и поздние. Ранний дождь бывает тогда, когда мы впервые принимаем учение, а поздний дождь тогда, когда мы получаем плоды нашего труда и достигаем совершенного знания святых Писаний. Можно под ранним и поздним дождем разуметь Ветхий и Новый Завет. И не только, говорит, Он дал это, но и соделал то, что вы изобилуете новыми плодами добродетелей, и насыщаетесь и упояетесь хлебом, вином и елеем, о которых я часто говорил. Бог не хотел, чтобы для вас погибли те годы, которые вы прежде утратили для себя вследствие господства страстей, когда саранча, черви, ржа и гусеница уничтожали дела ваши. Теперь вы будете вкушать плоды правды, и насыщаться и восхвалять ими Господа Бога вашего, соделавшего дивное с вами. Если же Бог обещает такое изобилие во всем после покаяния, то что ответит Новат, отрицающий покаяние и возможность возвращения грешников в прежнее состояние, если они будут совершать достойные дела покаяния? Ибо Бог настолько принимает кающихся, что называет их Своим народом, и говорит, что они не посрамятся; Он обещает, что Он будет обитать среди них и что они уже не будут иметь иного Бога, но будут всем сердцем уповать на Того, Кто будет пребывать в них во веки.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки

Ст. 26-27 И не посрамятся людие мои во век: и увидите, яко посреде Исраиля аз есмь, и аз Господь Бог ваш, и несть еще разве мене, и не посрамятся ктому вси людие мои во век. Ясно возвещает образ воплощения, и что с жителями земли будет вместе жить смиривший Себя и сделавшийся подобным нам, то есть – человеком (Фил.2:7), потому что тогда Он явился «посреде Исраиля», и мы избежали укоризны, избавились от позора, после того как пала смерть, уничтожен грех и принесено истинное ведение. Действительно, мы уже не покланяемся «твари паче Творца» (Рим.1:25), и кроме Него совершенно не принимаем какого-либо другого Бога. Поэтому-то мы и обогатились, живя в уповании известном (2Кор.1:7) и веровании в вечную жизнь, в святости и праведности поведения.

См. также Толкование на Иол. 2:25

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

27. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится во веки.

Из самого опыта дознаете, что, прилагая о вас попечение, соизволяю обитать с вами Я, Кому «небо престол, земля же подножие» (Ис.66:1); узнаете же бессилие ваших идолов, узнаете, что я единый Бог, и могу, как наказать прегрешающих, так и помиловать кающихся. Оставаясь же при сих помыслах, будете жить в совершенной небоязненности, не подвергаясь более укоризнам язычников. Так предвозвестив, что последует по возвращении, а именно избавление из рабства, богоданную свободу, благорастворение воздуха, обилие плодов, избавление от заблуждения, предрекши также и свет Боговедения, Господь возвещает и о тех многообразных дарах Божия Духа, которые по вочеловечении, спасительном страдании, воскресении и восшествии на небо Единородного, Бог всяческих преподал священным Апостолам, а чрез них всем уверовавшим в целой вселенной.

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 27-32 И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь

Благоволение Господа к народу не ограничится посланием только земных благ; с особенною силою это благоволение проявится некогда в послании благ духовных, в излиянии Св. Духа на всякую плоть. Ст. 27–32 в евр. Библии составляют особую главу (III-ю), так что наша III-я гл. будет в евр. Библии уже IV-й.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 24-27 И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится во веки. 

Господь пошлет эти дожди, «и наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия», в которые льется выжимаемое в точиле вино или масло, «виноградным соком и елеем», того и другого будет так много, что самые чаны не в состоянии будут вмещать их в себе, и вино и масло будет течь чрез края чанов. Чрез дарование обильных урожаев хлеба, винограда, маслин и других плодов Господь возвратит людям то, что пожрала у них саранча, возвратит урожаи годов. «И воздам, – говорит Иегова, – вам за те годы», собственно за те урожаи годов (причем разумеются урожаи не многих годов из года в год истребляемые саранчою, а одного только того года, в который однократно нашла саранча и поела все полевые и садовые урожаи. Так как это опустошение было очень велико, то пророк поэтически и употребляет слово год во множественном числе, желая этим выразить, что опустошение, произведенное саранчою, было столь велико и обширно, что равняется опустошению урожаев многих годов. Можно это множественное понимать и просто в такой же неопределенной всеобщности, в какой употребляется оно в книге Бытия), «которые пожирали саранча, черви, жуки и  гусеница  (ср. Иоил.1:4), великое войско Мое, которое послал Я на вас». Снова благодетельствуемые Богом, обогащаемые Его земными благословениями, сыны Иудины будут наслаждаться плодами своей земли: «и до сытости будете есть и насыщаться, – говорит им пророк, – и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами», который проявляет вам столь чудесное спасение, имеющее пребывать у народа вечно: «и не посрамится народ Мой во веки», говорит Иегова. «И узнаете», – продолжает Он обетование народу своему, и получив от Иеговы полное чудес спасение, опытно познаете чрез то самое, что «Я посреди Израиля», что Я не оставлю без своего промыслительного попечения и отеческой заботливости своего народа; «и Я – Господь Бог ваш, и нет другого», Я только один созидаю спасение народа и притом спасение вечное: «и Мой народ не посрамится во веки», утверждая свои слова, повторяет Он.

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible