Скрыть
Дерза́йте, ско́ти польсті́и, я́ко прозя́бнуша поля́ пусты́ни, я́ко дре́во при­­несе́ пло́дъ сво́й, виногра́дъ и смо́кви да́ша си́лу свою́.

Святые отцы

Прочие

Мефодий Олимпийский, Патарский, сщмч. (†311)

Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу

Так смоковница по своей сладости и красоте представляет бывшую сладость рая до преступления человека. Ибо случается, и очень часто, что Дух Святой использует плод смоковницы как образ добра, как мы покажем после. Виноград же, по причине веселья, происходящего от вина, и радости спасшихся от гнева [Божия] и потопа, изображает избавление их от страха и заботы и их перемену в радость.

Пир десяти дев

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Иоил.2:21-27

Теперь [Бог] обещает противное всему тому, чем Он выше угрожал. Выше (Иоил.1:19-20). Он сказал: огонь пожрал красу пустыни, и пламя попалило все дерева в стране. Даже и звери полевые, подобно полю, жаждущему дождя, устремили взоры к Тебе; потому что иссохли источники вод, и огонь пожрал красу пустыни. Теперь скорбь Он умеряет радостию и слезы превращает в смех. Не бойтесь, говорит, животные страны, ибо краса пустыни произрасла, ибо дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу, и будет такое обилие всего, что у вас не будет недостатка в хлебе, вине и елее, которыми вы будете насыщаться, гумна наполнятся хлебом и точила переполнятся вином и елеем, так что не только вы сами будете в состоянии есть, но и другим давать. Он говорит также в частности и чадам Сиона, чтобы они радовались и веселились, и не о чем-либо маловажном, а о Господе Боге их, который дал им пищу правды и, как перевели LXX, дождь ранний и поздний, чтобы они ели и радовались, и восхваляли имя Господа Бога своего, который соделал с ними дивное, чтобы они не посрамились и чтобы знали, что Господь Бог Израилев обитает среди них и кроме Него нет другого, ибо Отец в Сыне и Сын во Отце, и не посрамится народ Его (или Мой) во веки. Мы уверены, что все эти обетования Господни исполнились буквально, и прежнее бесплодие было вознаграждено чрез новые плоды, так что все то, что истребили саранча, черви, ржа и гусеница, было восполнено в последующие годы. Спрашиваем, почему гусеница названа силою или силою Господнею и не только силою, но силою великою? Как в казнях египетских могущество Божие обнаружилось чрез малых животных и в особенности чрез скнипов, то есть чрез столь малых мошек, что едва можно видеть их глазами; так и теперь чрез небольшого и медлительного червяка, который едва может двигаться и уничтожается от легкого прикосновения, проявляется могущество Божие и человеческое бессилие. Это не потому, будто бы Бог не может но Своему мановению и по величию силы разрушить землю и покрыть все потопом или пожечь молниею, но чрез малых [животных] и, так сказать, чрез бесконечно малые тела (рuncta соrроrum) Он дает видеть бессилие человека. Поэтому мы также Маркиону и прочим еретикам, терзающим Ветхий Завет, обыкновенно отвечаем, что Бог для того создал блох, мошек и клопов, чтобы показать тленность и слабость нашей плоти, которая настолько ничтожна, что уязвляется малейшими [животными]. Но если гусеница, медленно движущийся и небольшой червичек, сильнее человека, то почему тщеславится земля и прах (потому что человек, hоmо, получил название от земли, humо, из которой он происходит) и, возгордившись, презирает свойственное человеческой природе (humana)? Некоторые так объясняют это место: мы читаем, что с правой и левой стороны окружают Бога силы, которые греки называют δυνάμεις; с правой стороны херувимы и серафимы и все ангельские силы, с левой противные силы, о которых написано: посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми (Псал.77:49) и о которых Михей в книге Царств (или Царей) говорит: видех Господа Бога Израилева, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояше окрест Его одесную Его и ошую Его (3Цар.22:19). Я полагаю, что с левой стороны был дух, который выступил и стал пред Господом, говоря: аз прельщу Ахава, и изыду, и буду дух лжив во устех всех пророк его (3Цар.22:21-22). Этой противной силе, которая находилась с левой стороны и которая была способною обольщать и опытною в склонении к падению и уже многих обольстила, Бог говорит: прельстити и возможеши, изыди, и сотвори тако (3Цар.22:22). Также тот дух, который мучил Саула и о котором слуги его сказали ему: вот злой дух от Бога приводит тебя в исступление (1Цар.16:15), был из тех [духов], которые находятся с левой стороны и служат Господу для наказания тех, кои по причине грехов заслужили того, чтобы быть мучимыми. Ибо не только люди бывают слугами и исполнителями гнева Его по отношению к совершающим злое, и не напрасно они носят меч, но также противные силы, которые называются яростию и гневом Божиим и, отклоняя которые, пророк говорит: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Псал. 6:2). Подобного рода, так сказать, истязателям (quaestionariis) и мучителям апостол предал грешника во измождение плоти, чтобы дух был спасен (1Кор.5:5), и к ним принадлежит сатана, которому он предал других, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим.1:20). Это о том, почему гусеница названа силою Божиею. Перейдем к изъяснению духовного смысла по порядку. Не бойся, земля, но уповай и радуйся: ты прежде, вследствие своей сухости, утратила семена Господни, но Господь в Своем величии оказал тебе такое милосердие, что даже животные страны и пустынной степи имели изобилие на тучных полях, и дерево крестное приносить плод свой и сладчайшие дары Духа Святого на всех распространяются в изобилии. Также вы, которых справедливо после покаяния Я называю чадами Сиона и Церкви, радуйтесь и веселитесь, потому что Бог Отец дал вам учителя правды или даровал вам пищу правды и ниспослал на вас дожди ранние и поздние. Ранний дождь бывает тогда, когда мы впервые принимаем учение, а поздний дождь тогда, когда мы получаем плоды нашего труда и достигаем совершенного знания святых Писаний. Можно под ранним и поздним дождем разуметь Ветхий и Новый Завет. И не только, говорит, Он дал это, но и соделал то, что вы изобилуете новыми плодами добродетелей, и насыщаетесь и упояетесь хлебом, вином и елеем, о которых я часто говорил. Бог не хотел, чтобы для вас погибли те годы, которые вы прежде утратили для себя вследствие господства страстей, когда саранча, черви, ржа и гусеница уничтожали дела ваши. Теперь вы будете вкушать плоды правды, и насыщаться и восхвалять ими Господа Бога вашего, соделавшего дивное с вами. Если же Бог обещает такое изобилие во всем после покаяния, то что ответит Новат, отрицающий покаяние и возможность возвращения грешников в прежнее состояние, если они будут совершать достойные дела покаяния? Ибо Бог настолько принимает кающихся, что называет их Своим народом, и говорит, что они не посрамятся; Он обещает, что Он будет обитать среди них и что они уже не будут иметь иного Бога, но будут всем сердцем уповать на Того, Кто будет пребывать в них во веки.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу

См. Толкование на Иол. 2:21

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 21-22
Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу.

21. Дерза́й, земле́, ра́дуйся и весели́ся, я́ко возвели́чи Госпо́дь, е́же сотвори́ти.
22. Дерза́йте, ско́ти польсті́и, я́ко прозя́бнуша поля́ пусты́ни, я́ко дре́во принесе́ пло́дъ сво́й, виногра́дъ и смо́кви да́ша си́лу свою́.

И чтобы подробным описанием не продлить сверх меры слова, скажу, что и «скотам» повелевается также «дерзать»; потом что и дожди будут, как обычно, появится и трава, и корму будет в сытость; и виноградные лозы, и смоковницы, и другие плодовитые дерева будут обременены всякого рода плодами. Очевидно же, что к земле и к скотам обращает речь Бог не потому, что они разумны, но отовсюду заимствуя, что служило бы в утешение опечаленных. Посему, немедленно оставив неодушевленную землю и роды бессловесных, обращается к природе разумной.

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу

См. Толкование на Иол. 2:21

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль 2:12–26). В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием.

Дерзайте, скоти польстии, яко прозябнуша поля пустыни, яко древо принесе плод свой, виноград и смоквы даша силу свою

Вследствие засухи полевой скот, т.е. пасущиеся на полях животные, от недостатка корма, худели и погибали (Иоил. 1:20). Теперь поля прозябнули, покрылись обильною растительностью, потребною для питания пасущихся на них животных. – Равно и деревья, и между ними виноградные лозы и смоковницы принесли плод. Дождевая влага оживила в них силу, т.е. способность к плодоприношению.

Толкование паремии из книги пророка Иоиля

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу.

Не должны вперед бояться постигшего их несчастия и звери полевые, доселе стонавшие об уничтожении всех растений и трав: «не бойтесь, животные, – говорит пророк, настолько уверенный в исполнении обетования, что видит его уже как бы исполняющимся пред своими очами, – ибо пастбища пустыни произрастят траву», они покрываются уже травою, «дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу».  Из последних слов обетования нельзя, впрочем, заключать того, чтобы плоды дерев предназначались в пищу животным, тогда как на самом деле они Творцом предназначены в пищу человеку (Быт.1:28-29). Обетование по своему изложению носит характер риторического индивидуализирования, т.е. каждому предмету в отдельности: земле, животным и, как увидим из дальнейшей речи, людям свойственным образом возвещаются отдельные черты обетования, хотя в существе дела каждая из отдельных черт, возвещаемая одному предмету, в то же время с одинаковою силою относится и к другим предметам, и поэтому, для правильного понимания дела, нужно все отдельные черты обетования и все предметы обетования брать вместе, а не в их той обособленной отдельности, в какой те и другие изложены в речи пророка только для более живописного представления дела.

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible