Скрыть
Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Соберите старейшины, и ссущия сосцы, чтобы всем, от младенцев до старцев, даже скотам, быть в сетовании и посте, по примеру Ниневитян.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 15–17 Вострубите трубою на Сионе, освятите пост, созовите собрание, соберите народ, освятите церковь, присоедините старцев, соберите младенцев и грудных детей: пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из горницы своей. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: пощади, Господи, народ Твой и не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не господствовали над ними народы: для чего говорят между народами: где Бог их

Он еще призывает их к покаянию до нашествия неприятельского войска. Выше Я, говорит, сказал трубите трубою на Сионе, вопите на святой горе Моей и прочее, потому что наступает день Господень, потому что близок день тьмы и мрака, день облачный и бурный, и возвещал Я вам, что придет многочисленный и сильный народ, который разорит ваши владения и города. Но так как Я благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, то снова заповедую и говорю: вострубите трубою на Сионе и проповедуйте среди народов покаяние, освятите пост, проповедуйте исцеление или собрание, о чем я уже прежде говорил, соберите народ, чтобы тот, кто грешил во время рассеяния, перестал грешить после соединения. Освятите церковь, чтобы в церкви никого не было, кроме святых, чтобы не было препятствий вашим молитвам и чтобы малая закваска не испортила всей массы (1Кор.5:6). Присоедините или изберите старцев, чтобы избрание их основывалось не на возрасте, а на святости. Соберите также младенцев и грудных детей, чтобы не было ни одного возраста, не обратившегося к Господу. Об этих младенцах и грудных детях в Псалмах и Евангелии мы читаем: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Псал.8:3; Матф.21:16). Петр называет их вскормленными словесным и чуждым коварства молоком (1Петр.2:2), и Павел говорит им (или о них): млеком вы напоих, а не брашном (1Кор.3:2); о них и Спаситель упоминает: да не презрите единого от малых сих (Матф.18:10). Пусть также выйдет жених из чертога своего и невеста из горницы своей, чтобы во время поста, призвания и собрания, освящения церкви, избрания старцев, собирания младенцев и грудных детей жених и невеста, которым и законом дозволено не ходить на войну, воздерживались от дел брака. Поэтому и апостол заповедует воздерживаться на некоторое время от брачных сношений, чтобы мы могли посвящать себя молитве (1Кор.7:5-6). Поэтому кто говорит, что он приносит покаяние посредством воздержания от пищи, посредством поста и милостынь, тот питает тщетные надежды, если он не выходит из чертога своего и не восполняет святой и чистый пост чрез целомудренное покаяние. В следующих затем словах: между притвором и жертвенником да плачут священники вместо притвора LХХ перевели выступ (сrерido). Симмах προπύλαιον, Акила πρόδομον, Феодотион поставил самое слово еврейское ulam, что́ мы можем перевесть чрез преддверие храма или портик. И заметь, что священникам, служителям Господним, повелевается плакать между притвором и жертвенником и говорить с апостолом: кто изнемогает, и не изнемогаю? кто соблазняется, и аз нее разжизания (2Кор.11:29)? и плакати с плачущими (Рим.12:15). Храм и жертвенник служат местом, удобным для покаяния и исповеди. Он учит также, что́ должны говорить священники или как молиться Господу: пощади, Господи, народ Твой, который когда грешил, то назывался не Твоим народом, а теперь, по удалении от грехов, он называется Твоим народом. И не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не господствовали над ними народы. Теперь раскрывается то, что было загадочным и темным. Ибо теперь яснее дается знать, что́ это за народ тот многочисленный и сильный, который выше быль изображен под именем гусеницы, саранчи, червей и ржи: чтобы, говорит, не господствовали над ними народы. Предается же наследие Господне на поругание, когда оно находится в порабощении у врагов и когда народы говорят: где, Бог их, которым они величаются, как своим упростителем и защитником? Мы можем под народами понимать и противные силы, которые в том случае, если мы не принесем покаяния, господствуют над нами, издеваются и спрашивают: Где Бог их?

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы

См. Толкование на Иол. 2:15

Феодорит Кирский, блж. (†457)

15. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.

16. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы.


Для поста и благоугождения Богу собрав весь народ, чтобы вся церковь усердно внимала покаянию. Жившие долее других да предшествуют, да предстанет же и всякий возраст, не исключая и грудных младенцев; и недавно приявшие на себя брачное иго, оставив брачные торжества, со всем народом да прольют слезы покаяния. 

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы

Пригласите старцев, LXX неудачно ἐκλέξασθε πρεσβ. Слав. «изберите старейшины»: речь идет о собрании всех до грудных младенцев включительно, а не об избрании представителей. Вместо слов отроков и грудных младенцев (olalim vejonkej) в слав. «младенцы, ссущия сосца».

См. также Толкование на Иол. 2:12

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

I. Паримия в среду Сырной седмицы (Иоиль 2:12–26). В сей паримии Господь устами пророка по случаю постигшего Иудеев бедствия от саранчи и засухи призывает их к покаянию и обнадеживает помилованием.

Соберите люди, освятите церковь (сонмище), изберите старейшины, совокупите младенцы, ссущия сосцы. Да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего

См. Толкование на Иол. 2:15

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 15-17 Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?» 

Для того чтобы увещанию своему придать более силы и убедительности, пророк в третий раз обращается (см. Иоил.1:13-14, Иоил.2:1) к священникам с требованием назначить всеобщее священное молитвенное, покаянное собрание во храме и при этом прилагает даже и самую молитву, которую должны они вознести к Богу от лица всего кающегося общества. «Вострубите трубою на Сионе (ср. Иоил.2:1), – говорит пророк священникам, – назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев». Грех так тяжек, вина народа так велика пред Богом, что все, даже младенцы, несвободны от нее, а потому и они наряду с другими должны участвовать в молитвенном покаянном собрании. Никто не должен быть исключен из него. Сами новобрачные, оставив брачные торжества и радости, должны наряду с народом проливать слезы покаяния: «пусть выйдет жених, – говорит пророк, – из чертога своего и невеста из своей горницы». А священники как посредники между Богом и Его народом должны возносить ко Господу покаянную молитву собравшегося общества. «Между притвором (храма) и жертвенником, – говорит пророк, – да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего», народа, который составляет твой удел [наследие], твое владение, твое достояние, «на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?», чтобы, видя страну народа твоего в том жалком состоянии, в том мрачном положении, в каком находится она, опустошенная саранчою, не смеялись над нами, не смеялись над нашею верою в Тебя как Бога истинного и всемогущего, чтобы в насмешке над нами не поносили твоего имени святого и не говорили, что Бог, которому кланяется Израиль, есть Бог бессильный, слабый, не могущий спасти своего народа от беды!

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible