Скрыть
Дерза́й, земле́, ра́дуйся и весели́ся, я́ко воз­вели́чи Госпо́дь, е́же сотвори́ти.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Иоил.2:21-27

Теперь [Бог] обещает противное всему тому, чем Он выше угрожал. Выше (Иоил.1:19-20). Он сказал: огонь пожрал красу пустыни, и пламя попалило все дерева в стране. Даже и звери полевые, подобно полю, жаждущему дождя, устремили взоры к Тебе; потому что иссохли источники вод, и огонь пожрал красу пустыни. Теперь скорбь Он умеряет радостию и слезы превращает в смех. Не бойтесь, говорит, животные страны, ибо краса пустыни произрасла, ибо дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу, и будет такое обилие всего, что у вас не будет недостатка в хлебе, вине и елее, которыми вы будете насыщаться, гумна наполнятся хлебом и точила переполнятся вином и елеем, так что не только вы сами будете в состоянии есть, но и другим давать. Он говорит также в частности и чадам Сиона, чтобы они радовались и веселились, и не о чем-либо маловажном, а о Господе Боге их, который дал им пищу правды и, как перевели LXX, дождь ранний и поздний, чтобы они ели и радовались, и восхваляли имя Господа Бога своего, который соделал с ними дивное, чтобы они не посрамились и чтобы знали, что Господь Бог Израилев обитает среди них и кроме Него нет другого, ибо Отец в Сыне и Сын во Отце, и не посрамится народ Его (или Мой) во веки. Мы уверены, что все эти обетования Господни исполнились буквально, и прежнее бесплодие было вознаграждено чрез новые плоды, так что все то, что истребили саранча, черви, ржа и гусеница, было восполнено в последующие годы. Спрашиваем, почему гусеница названа силою или силою Господнею и не только силою, но силою великою? Как в казнях египетских могущество Божие обнаружилось чрез малых животных и в особенности чрез скнипов, то есть чрез столь малых мошек, что едва можно видеть их глазами; так и теперь чрез небольшого и медлительного червяка, который едва может двигаться и уничтожается от легкого прикосновения, проявляется могущество Божие и человеческое бессилие. Это не потому, будто бы Бог не может но Своему мановению и по величию силы разрушить землю и покрыть все потопом или пожечь молниею, но чрез малых [животных] и, так сказать, чрез бесконечно малые тела (рuncta соrроrum) Он дает видеть бессилие человека. Поэтому мы также Маркиону и прочим еретикам, терзающим Ветхий Завет, обыкновенно отвечаем, что Бог для того создал блох, мошек и клопов, чтобы показать тленность и слабость нашей плоти, которая настолько ничтожна, что уязвляется малейшими [животными]. Но если гусеница, медленно движущийся и небольшой червичек, сильнее человека, то почему тщеславится земля и прах (потому что человек, hоmо, получил название от земли, humо, из которой он происходит) и, возгордившись, презирает свойственное человеческой природе (humana)? Некоторые так объясняют это место: мы читаем, что с правой и левой стороны окружают Бога силы, которые греки называют δυνάμεις; с правой стороны херувимы и серафимы и все ангельские силы, с левой противные силы, о которых написано: посла на ня гнев ярости Своея, ярость и гнев и скорбь, послание аггелы лютыми (Псал.77:49) и о которых Михей в книге Царств (или Царей) говорит: видех Господа Бога Израилева, седящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояше окрест Его одесную Его и ошую Его (3Цар.22:19). Я полагаю, что с левой стороны был дух, который выступил и стал пред Господом, говоря: аз прельщу Ахава, и изыду, и буду дух лжив во устех всех пророк его (3Цар.22:21-22). Этой противной силе, которая находилась с левой стороны и которая была способною обольщать и опытною в склонении к падению и уже многих обольстила, Бог говорит: прельстити и возможеши, изыди, и сотвори тако (3Цар.22:22). Также тот дух, который мучил Саула и о котором слуги его сказали ему: вот злой дух от Бога приводит тебя в исступление (1Цар.16:15), был из тех [духов], которые находятся с левой стороны и служат Господу для наказания тех, кои по причине грехов заслужили того, чтобы быть мучимыми. Ибо не только люди бывают слугами и исполнителями гнева Его по отношению к совершающим злое, и не напрасно они носят меч, но также противные силы, которые называются яростию и гневом Божиим и, отклоняя которые, пророк говорит: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене (Псал. 6:2). Подобного рода, так сказать, истязателям (quaestionariis) и мучителям апостол предал грешника во измождение плоти, чтобы дух был спасен (1Кор.5:5), и к ним принадлежит сатана, которому он предал других, чтобы они научились не богохульствовать (1Тим.1:20). Это о том, почему гусеница названа силою Божиею. Перейдем к изъяснению духовного смысла по порядку. Не бойся, земля, но уповай и радуйся: ты прежде, вследствие своей сухости, утратила семена Господни, но Господь в Своем величии оказал тебе такое милосердие, что даже животные страны и пустынной степи имели изобилие на тучных полях, и дерево крестное приносить плод свой и сладчайшие дары Духа Святого на всех распространяются в изобилии. Также вы, которых справедливо после покаяния Я называю чадами Сиона и Церкви, радуйтесь и веселитесь, потому что Бог Отец дал вам учителя правды или даровал вам пищу правды и ниспослал на вас дожди ранние и поздние. Ранний дождь бывает тогда, когда мы впервые принимаем учение, а поздний дождь тогда, когда мы получаем плоды нашего труда и достигаем совершенного знания святых Писаний. Можно под ранним и поздним дождем разуметь Ветхий и Новый Завет. И не только, говорит, Он дал это, но и соделал то, что вы изобилуете новыми плодами добродетелей, и насыщаетесь и упояетесь хлебом, вином и елеем, о которых я часто говорил. Бог не хотел, чтобы для вас погибли те годы, которые вы прежде утратили для себя вследствие господства страстей, когда саранча, черви, ржа и гусеница уничтожали дела ваши. Теперь вы будете вкушать плоды правды, и насыщаться и восхвалять ими Господа Бога вашего, соделавшего дивное с вами. Если же Бог обещает такое изобилие во всем после покаяния, то что ответит Новат, отрицающий покаяние и возможность возвращения грешников в прежнее состояние, если они будут совершать достойные дела покаяния? Ибо Бог настолько принимает кающихся, что называет их Своим народом, и говорит, что они не посрамятся; Он обещает, что Он будет обитать среди них и что они уже не будут иметь иного Бога, но будут всем сердцем уповать на Того, Кто будет пребывать в них во веки.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 21-24 Дерзай, земле, радуйся и веселися, яко возвеличи Господь, еже сотворити. Дерзайте, скоти польстии, яко прозябнуша поля пустыни, яко древо принесе плод свой, виноград и смокви даша силу свою. И чада Сионя, радуйтеся, и веселитеся о Господе Бозе вашем, яко даде вам пищу в правду и одождит вам дождь ранний и поздный, якоже и прежде: и наполнятся гумна… пшеницы, и преизлиются точила вином и елеем

В обычае у святых пророков от благ частных и относящихся к немногим возводить слово к всеобщим и более общедоступным. А это – блага Христовы. Таким образом опять речь у нас сводится к тому же. Действительно, когда земле дано должное дерзновение? Или «когда возвеличи Господь, еже сотворити»? Не тогда ли, когда Слово, будучи Богом, сделалось человеком, чтобы, орошая поднебесную горними благами, стать для верующих в Него как бы рекою мира, источником наслаждения, дождем ранним и поздним и подателем всякой духовной производительности? Именно тогда и для самых несмысленных (они-то и называются «скотами польскими») возросла некая духовная пажить – слово учащих; «тогда прозябнуша поля пустыни». Пустынею именует церковь, согласно изречению: «радуйся, пустыня жаждущая, да веселится пустыня и да цветет яко крин» (Ис.35:1): а «поля» их – это начальники людей и могущие руководить (ими), которые божественными дарованиями с неба делают дух плодоносящим, обильно цветущим, благоухающим цветами догматов и увенчанным свежей зеленью. Они увеселяют дух оскотевших, чтобы возвести их к разумению, достойному человека. Сказал также, что «древо принесе плод свой, виноград и смокви даша силу свою», уподобляя плодам смоквы и винограда, как я думаю, твердую речь учащих, в которой есть и сладость, есть кроме того и свойство увеселять. Но по всей справедливости следовало бы более тупым по уму и отличающимся невежеством предлагать и учение, свойственное скотам, более близкое к земле, произрастающее у изучающих малое наподобие травы по своему виду и значению, а уже совершенным – плод возвышенный и растущий на плодовитых деревьях, – относительно святой и единосущной Троицы, или нравственного наставления, представляемого как бы на высоте. Поэтому-то их называет скотами, а Сионом – чад более совершенных, которым и повелевает веселиться о Господе Боге нашем, потому что всякая радость духа нашего – Христос, от Которого всякая полнота благ и подаяние небесных дарований любящим Его, мыслимое под видом дождей ранних и поздних, пшеницы, переполняющей гумно, вина – точило, и елея, обильно льющегося. Нужно заметить, что и в смысле таинственного исполнения обетование истинно: нам под видом дождя дается живая вода святого крещения, в виде пшеницы – хлеб животный, и под видом вина – кровь. Присоединяется и употребление елея, исполняющее совершенством, оправдываемым во Христе святым крещением.

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 21-22
Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу.

21. Дерза́й, земле́, ра́дуйся и весели́ся, я́ко возвели́чи Госпо́дь, е́же сотвори́ти.
22. Дерза́йте, ско́ти польсті́и, я́ко прозя́бнуша поля́ пусты́ни, я́ко дре́во принесе́ пло́дъ сво́й, виногра́дъ и смо́кви да́ша си́лу свою́.

И чтобы подробным описанием не продлить сверх меры слова, скажу, что и «скотам» повелевается также «дерзать»; потом что и дожди будут, как обычно, появится и трава, и корму будет в сытость; и виноградные лозы, и смоковницы, и другие плодовитые дерева будут обременены всякого рода плодами. Очевидно же, что к земле и к скотам обращает речь Бог не потому, что они разумны, но отовсюду заимствуя, что служило бы в утешение опечаленных. Посему, немедленно оставив неодушевленную землю и роды бессловесных, обращается к природе разумной.

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-23 Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде

Ввиду избавления от бедствия пророк приглашает к радованию землю, животных и людей, как ранее приглашал их к сетованию и плачу.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.

Ввиду обещаемой погибели врага и обетованного дарования земле прежнего благословенного плодоносия эта самая земля, доселе страдавшая под бременем несчастия, принесенного ей роями саранчи и засухою, вперед не должна уже более страшиться этого несчастия, теперь она вместо страха должна радоваться и торжествовать: «не бойся, земля, – взывает пророк, – радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это», ибо Иегова посылает полное великих чудесных дел спасение земле и погубление врагов ее.

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible