Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Книга пророка Иоиля 2:31
Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
- архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный
См. Толкование на Иол. 2:30
Василий Великий, свт. (†379)
Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный
См. Толкование на Иол. 2:30
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный
См. Толкование на Иол. 2:30
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный
См. Толкование на Иол. 2:28
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный
См. Толкование на Иол. 2:30
Феодорит Кирский, блж. (†457)
31. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.
31. со́лнце обрати́тся во тму́, и луна́ въ кро́вь, пре́жде не́же прiити́ дню́ Госпо́дню вели́кому и просвѣще́нному:
Сие предвозвестил и Господь в священном Евангелии; ибо говорит: «будут знамения» на небе, «в солнце и луне и звездах» (Лук.21:25). Днем же великим и просвещенным Пророк называет Второе пришествие Спасителя нашего; потому что в первое пришествие Он родился от бедной Жены в вертепе, по рождении положен в яслях, и пока не начал творить чудес, многим был неизвестен; тогда же узрят Его «грядущим на облацех» (Мф.24:30), тьмы тем будут предшествовать Ему и тысячи тысяч песнословить Его, и «поклонится Ему всяко колено небесных и земных и преисподних» (Флп.2:10). И Пророк справедливо день сей нарек «просвещенным».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный
Пророк говорит не об обыкновенных солнечных и лунных затмениях, потому что он указывает знамения чудесные, необычные. Нет основания, также, понимать слова пророка в смысле аллегорическом, как указание на душевное состояние людей пред наступлением дня Господня, когда от тяжести страданий небесные светила им будут казаться затмившимися (Феодор Мопсеус., Кольвин, Генгстенберг). Пророк говорит именно о страшных знамениях в природе.
См. также Толкование на Иол. 2:27
Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)
II. Паримия в праздник Пятидесятницы (Иоил. 2:23–32). В сей паримии обещается сынам Израиля, пострадавшим от бесплодия земли вследствие опустошения саранчею и засухи, обильное плодородие; затем предрекается обильное излияние Св. Духа на всякую плоть и предуказываются знамения грядущего суда.
Солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню, великому и просвещенному
См. Толкование на Иол. 2:30
архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)
Когда пророк предызображал народу земные Божия благословения, то рядом с этими благословениями у него шло предвозвещение суда Божия над современными ему врагами народа Божия: саранчою и засухою. То же и теперь. Рядом с возвещением высших благословений, благословений духовных, у пророка идет возвещение суда Божия над всеми врагами Бога и Его народа, но только уже не над саранчою и засухою, а над всеми враждебными народами мира. Необыкновенные знамения, совершающиеся на небе и земле, будут посланы Богом как предвестники этого суда: «И покажу , – говорит Господь, – знамения на небе и на земле», на земле «кровь и огонь», напоминающие собою египетские язвы: превращение воды в кровь (Исх.7:17) и огненный град (Исх.9:24) и означающие страшные кровопролития и опустошительные войны, «и столпы дыма», находящие свой прообраз в древнем сошествии Господа на гору Синай, которая от этого сошествия вся дымилась, и дым из которой выходил, как дым из печи, и предуказывающие на дым, восходящий от горящих во время войны городов и селений.Таковые знамения близости и начала своего суда Господь выставит на земле, а на небе Он выставит следующие знамения: «солнце превратится во тьму и луна - в кровь», т.е. примет кроваво-красный цвет. Эти знамения имеют свой прообраз во тьме, поразившей Египет, они повторяются вместе со знамениями на земле при всех великих катастрофах в человечестве и проявятся во всей своей силе при последнем суде, при этой последней катастрофе в человечестве (ср. Ис.13:10,34:4; Иер.4:23; Иез.32:7-8; Ам.8:9;
Мф.24:29; Мк.13:24; Лк.21:25), находя свой смысл и объяснение в самой тесной, реальной, действительной связи человека с природой, а не воображаемой только верою благочестивого человека, поражающегося необыкновенными и страшными явлениями природы, связи, установленной Творцом при творении мира и человека и недостаточно понимаемой или даже вовсе часто не признаваемой человеческим знанием. Все эти знамения Господь выставит «прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется», спасется только истинный чтитель Иеговы, будет ли то сын Израиля или сын язычников, как объясняет это место апостол Павел, говоря «здесь нет различия между Иудеем и Еллином,потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:12-13). Почему же спасутся от погибели в страшный день Иеговы только одни истинные чтители Иеговы? «Ибо, – объясняет пророк причину этого, – на горе Сионе и в Иерусалиме», т. е. только в месте обитания Божия, в Церкви Божией, в царстве Божием только «будет спасение». Там только находящиеся и обитающие будут изъяты от погибели, «как сказал Господь», прибавляет пророк, указывая на изречение Господа у пророка Авдия (Авд.1:17 "на горе Сионе будет спасение, и будет оно святынею"), «и у остальных», продолжает он определение имеющих спастись, т.е. в числе уцелевших от суда погибели, в числе спасенных, «которых призовет Господь», будут только призванные Иеговою ко спасению истинные чтители Его.