Скрыть
И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И возревнова Господь о земли Своей, попираемой необрезанными. И пощаде люди Своя, – пощадил и отведенных в плен, и заключенных в Иерусалиме.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Иоиля

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18–20 Возревновал Господь о земле Своей, и пощадил народ Свой. И ответил Господь, и сказал народу Своему: вот Я пошлю вам пшеницу и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание среди народов. И пришедшего огнь севера удалю от вас и изгоню его в землю непроходимую и пустынную, передние части его к морю восточному, а задние к морю отдаленному. И пойдет зловоние от него, и поднимется смрад от того, который поступал высокомерно

Когда священники стали молиться за народ, говоря: пощади, Господи, народ Твой, и не предай наследия Твоего на поругание, и народ исполнил то, что было заповедано, освящая пост, проповедуя исцеление, собирая народ, освящая Церковь, избирая старцев, собирая младенцев и грудных детей, и вышел жених из чертога своего и невеста из горницы своей, и когда стали они служить не плоти и наслаждению, а духу и плачу, то возревновал Господ о земле Своей, которую Он прежде презирал, как чужую, и которую попустил саранче опустошить и разорить, и оказал такое снисхождение к приносящим покаяние, что удостоил их Своего ответа и сказал, что так как саранча, черви и ржа истребили все плоды ваши, то Я дам вам пшеницу и прочее, описываемое пророком, и не предам вас на пленение. Я удалю от вас ассириян и халдеев, которые приходят с севера и о которых выше (Иол. 2, 2-3) написано: народ многочисленный и сильный перед ним огонь пожирающий, а за ним палящее пламя; вид их, как вид коней. И изгоню его, говорит, в землю пустынную, и передние части его погибнут в море восточном, а задние в море последнем, и поднимется зловещие от него, то есть от пришедшего с севера, и смрад, потому что он поступал высокомерно. Часто я напоминал, что под образом саранчи изображается нападение халдеев, чрез которое была разорена Иудея. Таким образом здесь продолжается метафора и сообразно с положением страны, говорится так, как будто бы речь идет не о неприятелях, а, по-видимому, о саранче. Так же и в наши времена мы видели, что стаи саранчи покрывали Иудею, и впоследствии, по милосердию Господа и благодаря священникам и народу, молившимся Господу между притвором и жертвенником, то есть между местом распятия и воскресения, и взывавшим: пощади народ Твой, поднимался ветер, и [саранча] низвергалась в море первое и последнее. Под первым морем, находящимся близь пустыни и простирающемся к востоку, разумей то, на месте которого были некогда Содома, Гоморра, Адама и Севоим, и которое теперь называется Мертвым, потому что там никакое живое существо не может жить. Последнее же море находится на западе, оно ведет в Египте и на берегу его расположены Газа, Аскалон, Азот, Иоппия и прочие приморские города. Когда берега того и другого моря наполняются кучами мертвой саранчи, выброшенной водою, то от нее бывает столь вредное зловоние и смрад, что портится также воздух и происходит мор скота и людей. Образованный читатель может спросить: когда это в буквальном смысле исполнилось над халдеями? Немного спустя после произнесения этого пророчества, так как у Исаии (гл. 37) мы читаем, что сто восемьдесят пять тысяч халдеев при царе Езекии жестоко были истреблены ангелом в одну ночь. Это мы сказали применительно к истории. Но в иносказательном смысле всякая душа есть земля Господня, на котором домовладыка сеет семя свое. Когда же она, произведши плевелы, то есть дикий овес и куколь, вместо пшеницы и оскорбивши Господа своего, приносит после того покаяние и с плачем взывает: пощади, Господи, народ Твой; то Господь ревнует о земле Своей и щадит ту, которую Он прежде презирал, и удостаивает ее Своего утешения, говоря: пошлю тебе пшеницу, о которой написано: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично над на земли не умрет, мо само едино пребываем, аще же умрет, мног плод сомворим (Иоанн. 12, 24), и вино, веселящее сердце человека, и елей, распространяющий радость на лице, так что прежняя скорбь о грехах растворится радостию о пшенице, вине и елее, то есть о добродетелях, и будут иметь такое обилие всех благ, что исполнятся ими и насытятся. Достигши этого, они не будут более предаваться на поругание народам, о которых апостол говорит: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержателем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12). Также пришедшего с севера, о котором Иеремия говорит: от лица севера возгорямся злая на всех обитающих на земли (Иерем. 1. 14) и о котором Соломон пишет: «северный ветер самый суровый“, Я удалю от вас и изгоню его в землю непроходимую и пустынную, которая не имееть познаиния о Боге и в которой не обитает Дух Святый. Образ (facies) его будет в море первом и в море последнем, в тех, кои открывают ему дверь грехов и у которых они остаются до последнего времени жизни, и ??оние от него и смрад поднимается также в тех, кои питают великие надежды и падают чрез гордость, ибо никогда человеческая немощность не бывает в безопасности, и чем более мы возрастаем в добродетелях, тем более должны опасаться ниспадения с высоты. Соответственно буквальному смыслу, стаи саранчи более приносятся обыкновенно с юга, нежели с севера, то есть они приходят не из холодных стран (ех frigore), а из теплых; но так как [пророк] говорил об ассириянах, то, уподобляя их саранче, он назвал их севером, чтобы мы разумели не действительную саранчу, приходящую обыкновенно с юга, но чтобы под саранчею понимали ассириян и халдеев.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-20 И возревнова Господь о земли своей, и пощади люди своя. И отвеща Господь, и рече людем своим: се аз послю вам пшеницу, и вино, и масло древяное, и насытитеся их, и не дам вас ксему на поругание во языцех: и сущаго от севера отжену от вас

Заметь, как скоро следует помилование. Думаю, что скорбь упреждает тишина, покаянную слезу – благодать Милосердого, потому что не только милует пострадавших, но и ревнует о том, чтобы укорить обидчиков, которые и были исполнителями наведенного на них бедствия: как бы негодует Бог всяческих на Вавилонян за то, что они более, чем следует, сурово поступили с теми, которые подпали гневу Божию. Так, Он говорил: «аз вдах я в руце твои , ты же не дала им милости» (Ис.47:6), также и к Захарии: «сице глаголет Господь: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки налегшыя на мя: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша» в зло (Зах.1:14–15). Таким образом, поревновав о народе своем, обещает изобильно подавать средства к жизни, благополучие, соответствующее прежнему несчастью, яства до насыщения и сверх того твердую уверенность в том, что они не будут преданы в руки врагов, не будут, попав к ним в рабство, проводить горькую жизнь в нужде. Кроме того обещает уничтожить «сущаго от севера», то есть живущего ближе к северу, потому что страна их (Ассириян) лежит скорее к востоку. Если же кто полагает, что нашествие саранчи совершается с северной стороны Иудеи, то нет никакого препятствия к правильности и такого понимания речи.

Равным образом, если у кого-либо гибнут сердечные блага и богатство духовной производительности, когда на них подобно саранче нападает полчище демонов и устремляются начала, силы и власти (конечно, лукавые), то пусть совершает плач, пусть помышляет о покаянии и проливает пред Богом слезы, потому что вскоре услышит человеколюбивые слова: вот я даю вам «пшеницу, и вино, и масло», ибо Он соделает сердце его плодородной землею, садом, украшенным плодовыми деревьями, благолозным виноградником, умастит также и елеем («умастил еси елеом главу мою» (Пс.22:5)), прогонит от него «сущаго от севера», то есть охлаждающего сатану, не допускающего попавших под власть его жить духом. А охладеет, как говорил Господь, любовь «за умножение беззакония» (Мф.24:12); но присные Христовы пламенеют духом и никогда не перестают охладевать к чуждым удовольствиям, ибо «плоть свою распяша со страстьми и похотьми» (Гал.5:24).

Толкование на пророка Иоиля

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 17-19
Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?»
И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой.
И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. 

17. Между́ степе́ньми же́ртвенника воспла́чутся жерцы́ служа́щiи Го́споду и реку́тъ: пощади́, Го́споди, лю́ди твоя́ и не да́ждь достоя́нiя твоего́ на укори́зну, да не облада́ютъ и́ми язы́цы, да не реку́тъ во язы́цѣхъ: гдѣ́ е́сть Бо́гъ и́хъ?

18. И возревнова́ Госпо́дь о земли́ свое́й и пощадѣ́ лю́ди своя́.

19. И отвѣща́ Госпо́дь лю́демъ свои́мъ и рече́: се́, а́зъ ва́мъ послю́ пшени́цу и вино́ и ма́сло древя́ное, и насы́титеся и́хъ, и не да́мъ ва́съ ксему́ на поруга́нiе во язы́цѣхъ: 

Собор же иереев при вратах храма и пред жертвенником, который близ сих врат, сетуя и молясь, да умилостивляет Бога всяческих, и да взывает: 
 пощади́, Го́споди, лю́ди твоя́ и не да́ждь достоя́нiя твоего́ на укори́зну, да не облада́ютъ и́ми язы́цы, да не реку́тъ во язы́цѣхъ: гдѣ́ е́сть Бо́гъ и́хъ?
Здесь ясно показал Пророк, что моление сие совершаемо было по причине Сеннахиримова нашествия, когда царь Езекия просил великого Пророка Исаию, принести Богу молитву за народ. Из последующих же слов видно, что и земные плоды были повреждены в следствие ниспосланных от Бога казней; потому что Владыка, прияв покаяние, обещает дать им и пшеницу и вино, и елей, и дать с величайшею щедростью. Ибо Пророк присовокупил: и насы́титеся и́хъ, то есть, будете пользоваться ими в сытость.
и не да́мъ ва́съ ксему́ на поруга́нiе во язы́цѣхъ: 
Даяние соответствующее прошению. Поскольку молившиеся говорили: «не даждь достояния Твоего на укоризну, да не рекут во языцех: где есть Бог их?» – то Бог дал и ответ согласный с сим прошением: не попущу, чтобы вы послужили посмешищем для соседей, но покажу промышление Мое о вас, чтобы из совершившегося с вами и соседи ваши дознали крепость Бога вашего.

Толкование на пророка Иоиля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам.

Возвещение о прекращении бедствия в послании обильного урожая

По рус. переводу в ст. 18–19 речь идет о будущем. Но при таком понимании стихов связь с предшествующим неясна. Поэтому согласно руководству древних переводов (LXX в Вульг.) лучше вместе с большинством комментаторов глаголы vajjomer, vajaan, vajjachmol, vojjekane, понимать не в смысле так наз. perfectum propheticum, а в смысле perf. historicum, т. е. переводить не будущим временем, как в рус. т., а прошедшим (как у LXX и в слав. возревнова, пощаде, отвеща, рече; в Вульг. zeiatus est, pepercit, respondit, dixit). В ст. 18-19 мы имеем историческое замечание о том, что Господь помиловал еврейский народ. Так как в ст. 15-17 пророк давал надежду на такое помилование только под условием обращения народа, назначения поста и торжественного собрания, то, очевидно, все это были исполнено, хотя пророк и не упоминает об этом. И ответит Господь, и скажет народу Своему: пророк, вероятно, хочет выразить только общую мысль, что Господь услышал молитву народа и исполнил его просьбы.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 18-20 И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам. И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его – в море восточное, а заднее – в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла. 

Проповедь пророка не осталась бездейственною в сердцах слушателей. Внимая голосу ее, священники, как видно из дальнейшей речи пророка, действительно установили в доме Божием день всеобщего поста, покаяния и молитвы, от имени всего народа они молили Бога умилосердиться и пощадить свое наследие. В свою очередь и Господь не остался холоден к искреннему раскаянию молящегося общества. «И тогда возревнует Господь о земле Своей, – говорит пророк, – и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам». Таким образом, вред, нанесенный саранчою в соединении с засухою, будет исцелен. Земля снова будет цвести и изобиловать своею благословенною плодовитостию, и язычникам не будет уже более повода к насмешкам над уделом Иеговы. Что же сделается с самим врагом, принесшим земле столь страшное опустошение и возвестившим собою судный день Иеговы? Гонимый ветром, он погибнет, погибнет быстро, хотя и не весь вдруг, не весь в одном месте, а постепенно и по частям. «И пришедшего от севера», т. е. саранчу, пригнанную на Палестину северо-восточным ветром от сирийских пустынь, «удалю от вас, и изгоню, – говорит пророк, – в землю безводную и пустую (в Аравийскую пустыню), переднее полчище его -  в море восточное (Мертвое, ср. Иез.47:18; Зах.14:8), а заднее - в море западное» (Средиземное, ср. Втор.11:24). Там в этих морях он и погибнет, и затем выброшенный волнами на берега морские он сгинет, «и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад». Такая участь постигнет врага, «так как он много наделал зла», потому что он, превозносясь своею великою силою, произвел в стране великое опустошение (ср. другие примеры наказания неразумных тварей и Божия воздаяния им за причиненное ими зло человеку Быт.9:5; Исх.21:28-32).

Пророк Иоиль

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible