Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную;
Святые отцы
Прочие
- Олимпиодор Александрийский (†Vв.)
- архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Нил Синайский, прп. (†430)
открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную
Выводит на свет тень смертную, то есть Бог привел в ясность и всем обнаружил скрывавшееся прежде внутри естество греха. Но, слыша о естестве, не подумай, как предполагают иные, будто бы грех есть какое-то живое разумное существо. Ибо грех обыкновенно и начинается, и снова прекращает свое бытие в человеческом произволении.
Олимпиодор Александрийский (†Vв.)
открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную
В буквальном смысле речь идет о том, кто обнаруживает тайное для всех и спасает находящихся в опасности и при смерти. А тенью смертной он называет опасность, ибо как тень бежит впереди тела, будучи ближе всего к нему, так и опасность смерти находится при нем. А в духовном смысле он, вероятно, пророчески возвещает пришествие Господа, который сказал узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь» (Ис. 49:9), и посетил <… > просветить сидящих во тьме и тени смертной (Лк. 1:79).
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Бог открывает самые сокровенные намерения, самые тайные планы, которые цари составили для своего спасения или для покорения других, и разрушает их.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 17-25 Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла; покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет; открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную; умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные
Бог - далее - единственный виновник тех бедствий и нестроений, которые происходят от отсутствия или расстройства правительственной власти и, поражая всю нацию, заставляют страдать всех без различия. Так, «Он приводит советников в необдуманность» (ст. 17), или в буквальном переводе с еврейского: «уводит плененными советников народов», чему соответствует и чтение LXX: «проводяй советники пленены», и судей делает глупыми (ст. 17; ср.: Ис. 19:11-15; 29:14; 40:23; 44:25). Он лишает власти (перевязи) царей, - они отводятся в плен связанные веревками (ст. 18), вместе с ними туда же идут и священники (вместо «князей лишает достоинства» - ст. 19, буквально с еврейского: «уводит священников в плен», чему следуют и LXX: «отпущаяй жерцы пленники»), и гибнут все стойкие, твердые духом. Бог же лишает слова, дара убедительности в речах людей надежных (Нееманим), составляющих силу, оплот нации и умудренных жизнью - «старцев» (ст. 20) лишает такта («таам»), - уменья следовать правде и побуждать к этому других (ср.: 1Цар. 25:33); покрывает стыдом знаменитых (ст. 21; ср.: Пс. 106:40), ослабляет силу могучих (ст. 21; буквально «развязывает у сильных пояс»; ср.: Пс. 108:19; Ис. 23:10), отнимает у них способность к такой или иной деятельности, в частности, к борьбе (Ис. 5:27), лишая правителей ума (ст. 24; ср.: Пс. 106:40), приводит их в состояние полного духовного расстройства, расслабления, - «шатаются, как пьяные» (ст. 25, ср.: Ис. 19:14; Ис. 24:20; Ис. 29:9, 10; Иер. 23:9; Иер. 25:15; Иер. 49:12; Иез. 23:32). Одним словом, Господь приводит народы в такое состояние, что внутри государства некому бывает поддержать и восстановить порядок («судьи делаются глупыми»), некому даже подать доброго совета: советники отводятся в плен, умудренные жизненным опытом старцы принуждены молчать. В обессиленном внутренним разложением царстве нет сил сопротивляться врагам, организовать защиту, чтобы дать им отпор: цари отводятся в плен, гибнут стойкие и т. п. (Ср.: Ис. 3:2-3). И государство, созданное самим Богом (Притч. 8:15-16), Им же и разрушается (ст. 23). Если божественная премудрость и сила не руководится в своих проявлениях разграничением добрых и злых, - одинаково поражает тех и других, то для Иова нет ничего утешительного в совете друзей вверить себя и свою судьбу Богу. Очень возможно, что Он поразил его так же насильственно и несправедливо, как и многих других.
Толковая Библия.
См. также Толкование на Иов. 12:14