Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
ᲂу҆́бѡ вы́ ли є҆ди́ни є҆стѐ человѣ́цы, и҆лѝ съ ва́ми сконча́етсѧ премꙋ́дрость;
Святые отцы
Прочие
Исихий Иерусалимский, прп. (†433)
Ст. 1-2 И отвечал Иов и сказал: подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость
Иов говорит удивительно. Вместо того чтобы кратко сказать: «Тогда бы вы не были людьми», он ставит вопрос, и что же он спрашивает? Подлинно, [только] вы люди, и с вами умрет мудрость? Это значит: «Не повредилось ли в вас достоинство разумного существа? Знаете ли вы суды Божьи о грешниках и праведных?» Удобно, действительно, людям знать об этом. Тогда знайте, что Бог испытывает праведных и терпит грешных. Потому последние пребывают в благополучии, а первые подвергаются испытаниям, так как для грешников долготерпение Бога может стать поводом вернуться к покаянию, в то время как для праведников долгое сражение становится поводом увенчаться короной. Если бы вы это знали, не стали бы осуждать праведника, пребывающего в испытании, и не приняли бы за праведника пребывающего в благополучии грешника.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Высокий тон, с которым произнёс Софар первые слова своей речи (11:2,3), огорчил Иова. Он выражает своё огорчение в едкой иронии. Вы предлагаете свои мысли, хочет сказать Иов, с такою уверенностью, как будто бы они были основаны на опытности целого народа, тогда как они составляют только мнение немногих, заблуждающихся людей.
Что утверждал целый народ, то в древнем мире почиталось непреложною истиною; потому что многосторонние опыты, каковы опыты целого народа, редко бывают обманчивы, или заключают ложную мысль. Когда вы умрёте, то умрёт и мудрость.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость
Речь Софара началась обвинением Иова в пустословии, - глупости. Сообразно с этим он и отвечает прежде всего на данный упрек. Ироническое замечание: «подлинно только вы - народ», - только вы достойны носить название людей (евр. «ам» - «народ»; ср.: Ис. 40:7; Ис. 42:5) и раз вы, единственные их представители, умрете, то исчезнет с лица земли и мудрость, свидетельствует, насколько Иов не согласен с обвинением Софара.