Скрыть
Проводѧ́й совѣ́тники плѣнє́ны, сꙋдїи̑ же землѝ ᲂу҆жасѝ:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми

И это действия промысла. По Божественной воле и суду и советники отводимы бывают в плен, и судьи переселяются. Вероятно, говорит это не о взятых в плен во время войны, но о гордящихся проницательностью, как бы говоря: поражает и мудрых, низвергает и отличающихся уменьем рассуждать, и тех, которые указывают другим, что нужно делать, приводит в такое состояние, что становятся неспособными понимать правильность своих действий и впадают в неразумие. Такое понимание выражают и Акила, и Симмах: первый говорит: «отводящий советников в добычу», а второй: «приводящий советников в неразумие». Смотри, как, показавши непобедимую силу Божию, изображает Его высшим по мудрости; речь же свою разделяет между теми, которые славны в жизни, и теми, которые велики по благочестию.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 16-17 У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение. Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми

Когда Бог всемогущий таинством Своей милости сделался человеком, Он сначала преподал учение снисходительности, на Суде же Он явит строгость Свою. Правильно, что выше премудрость упоминается прежде силы, ибо говорится о единородном Сыне Отца: У Него премудрость и сила (Иов. 12:13)… Поскольку всякий, кто пытается обманывать ближнего своего, бесчестен, а нечестивым Истина говорит: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:23), то как же в этом месте утверждается, что Господь знает вводящего в заблуждение? Но знание Богом иногда означает постижение, иногда - одобрение: Он и знает нечестивого, потому что, познав, его судит (ибо Он не судил бы делающего беззаконие, если бы его не познал), но Он все же и не знает нечестивого, так как дела его не одобряет. Итак, Бог и знает его, потому что его наблюдает, и не знает, потому что не признает в нем подобия Своей мудрости…

Единородный Сын Всевышнего Отца, который соделался человеком и проповедовал истины вечности, назван «Ангелом высшего совета». И мы правильно понимаем советников как тех проповедников, которые дают слушающим их совет к жизни. Но когда некий проповедник так проповедует вечное, чтобы достичь временных благ, то ожидает его конец глупца, ибо усердием он направляется именно туда, откуда праведным умом должно было бежать. Уместно и добавлено: и судей делает глупыми. Ведь все, кому приходится исследовать поступки других людей, справедливо и названы судьями. Но если тот, кому должно рассмотреть жизнь подвластных, не делает это тщательно либо попустительствует тому, кого должен исправить, то он делается глупым, тот, кому следовало бы судить, что есть зло, никогда не узнает того, что же он судит.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

 Он советников отводить в добычу и судей делает глупцами.

Если народ должен бедствовать, то Бог устрояет, чтобы Его правители, советники и судьи делали безумные советы или предпринимали такие средства к защите своей земли, которые оканчиваются пленом.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-25 Он приводит советников в необдуманность и судей делает глупыми. Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их; князей лишает достоинства и низвергает храбрых; отнимает язык у велеречивых и старцев лишает смысла; покрывает стыдом знаменитых и силу могучих ослабляет; открывает глубокое из среды тьмы и выводит на свет тень смертную; умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные

Бог - далее - единственный виновник тех бедствий и нестроений, которые происходят от отсутствия или расстройства правительственной власти и, поражая всю нацию, заставляют страдать всех без различия. Так, «Он приводит советников в необдуманность» (ст. 17), или в буквальном переводе с еврейского: «уводит плененными советников народов», чему соответствует и чтение LXX: «проводяй советники пленены», и судей делает глупыми (ст. 17; ср.: Ис. 19:11-15; 29:14; 40:23; 44:25). Он лишает власти (перевязи) царей, - они отводятся в плен связанные веревками (ст. 18), вместе с ними туда же идут и священники (вместо «князей лишает достоинства» - ст. 19, буквально с еврейского: «уводит священников в плен», чему следуют и LXX: «отпущаяй жерцы пленники»), и гибнут все стойкие, твердые духом. Бог же лишает слова, дара убедительности в речах людей надежных (Нееманим), составляющих силу, оплот нации и умудренных жизнью - «старцев» (ст. 20) лишает такта («таам»), - уменья следовать правде и побуждать к этому других (ср.: 1Цар. 25:33); покрывает стыдом знаменитых (ст. 21; ср.: Пс. 106:40), ослабляет силу могучих (ст. 21; буквально «развязывает у сильных пояс»; ср.: Пс. 108:19; Ис. 23:10), отнимает у них способность к такой или иной деятельности, в частности, к борьбе (Ис. 5:27), лишая правителей ума (ст. 24; ср.: Пс. 106:40), приводит их в состояние полного духовного расстройства, расслабления, - «шатаются, как пьяные» (ст. 25, ср.: Ис. 19:14; Ис. 24:20; Ис. 29:9, 10; Иер. 23:9; Иер. 25:15; Иер. 49:12; Иез. 23:32). Одним словом, Господь приводит народы в такое состояние, что внутри государства некому бывает поддержать и восстановить порядок («судьи делаются глупыми»), некому даже подать доброго совета: советники отводятся в плен, умудренные жизненным опытом старцы принуждены молчать. В обессиленном внутренним разложением царстве нет сил сопротивляться врагам, организовать защиту, чтобы дать им отпор: цари отводятся в плен, гибнут стойкие и т. п. (Ср.: Ис. 3:2-3). И государство, созданное самим Богом (Притч. 8:15-16), Им же и разрушается (ст. 23). Если божественная премудрость и сила не руководится в своих проявлениях разграничением добрых и злых, - одинаково поражает тех и других, то для Иова нет ничего утешительного в совете друзей вверить себя и свою судьбу Богу. Очень возможно, что Он поразил его так же насильственно и несправедливо, как и многих других.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Иов. 12:14

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible