Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ѿвѣща́въ же і҆́ѡвъ, речѐ:
Святые отцы
Прочие
Исихий Иерусалимский, прп. (†433)
Ст. 1-2 И отвечал Иов и сказал: подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость
Иов говорит удивительно. Вместо того чтобы кратко сказать: «Тогда бы вы не были людьми», он ставит вопрос, и что же он спрашивает? Подлинно, [только] вы люди, и с вами умрет мудрость? Это значит: «Не повредилось ли в вас достоинство разумного существа? Знаете ли вы суды Божьи о грешниках и праведных?» Удобно, действительно, людям знать об этом. Тогда знайте, что Бог испытывает праведных и терпит грешных. Потому последние пребывают в благополучии, а первые подвергаются испытаниям, так как для грешников долготерпение Бога может стать поводом вернуться к покаянию, в то время как для праведников долгое сражение становится поводом увенчаться короной. Если бы вы это знали, не стали бы осуждать праведника, пребывающего в испытании, и не приняли бы за праведника пребывающего в благополучии грешника.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
В 12 , 13 и 14 главах Иов подробнее раскрывает ту важную истину, что заключение от земного счастия к добродетели и от земного несчастия к пороку – ошибочно. Начало этой беседы составляет негодование мудреца, которому хотят навязать уроки, которые он должен отвергнуть, и приписывают пороки, от которых он чувствует себя свободным (12:2–5). Он выражает затем мысль, что на этой земле нечестивому и притеснителю гораздо лучше, и доказывает её из царства животных и растений (6–10 ст). Это уже приметили древние и составили песнь о неравном разделении счастия между смертными, без отношения к их добродетели (11–25 ст). Подтверждение учения древних Иов находит в своём собственном опыте. Посему если его противники заключают по его страданиям о его виновности, то они несправедливы к нему и грешат против Бога, Которому хотят льстить своею несправедливостью (13:1–13). Иов торжественно призывает Бога объявить Ему причины его страданий, чтобы он мог доказать свою невинность (14–23 ст). Но Бог не исполняет его желания и продолжает преследовать мучениями его – лист ветром колеблемый, увядающую ветвь, засыхающий цветок, исчезающую тень, человека, который есть ничто (24–28 ; 14:1–22).