Скрыть
Оу҆́хо бо словеса̀ разсꙋжда́етъ, горта́нь же бра̑шна вкꙋша́етъ.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи

Ум разбирает слова, и гортань распознает пищу. Это означает следующее: «Если бессловесные знают это, то тем более мы, наделенные разумом, а не только гортанью, чтобы есть, подобно тем». Или же: «Я не лишен разума, я знаю это. Ибо подобно тому, как Бог дал нам гортань для различения пищи, так и разум для принятия решений и время для обретения знания».

Комментарий на Книгу Иова.

См. также Толкование на Иов. 12:7

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Не ухо ли разбирает слова и не гортань ли оценивает вкус пищи?

Как гортань человека оценивает пищу и избирает то, что вкусно, так ухо испытует речи других и удерживает только те, которые ему нравятся; всякий избирает по своему вкусу. Бог дал человеку общее чувство истины, по которому он известные уроки принимает, как правильные, или отвергает, как неправильные. Самое ухо, кажется, уже испытывает и оценивает сии уроки во время слышания их, подобно тому, как гортань тотчас различает вкусную и отвратительную пищу.
Как Валдад (гл. 8:8) из древней песни хотел доказать ту истину, что временное несчастие есть следствие порока, так и Иов из древней песни хочет доказать, что беспорядок, господствующий на земле, и произвольное разделение счастия и несчастия, без всякого отношения к добродетели и пороку, зависит не от слепого случая, но от Самого Всевышнего Бога. Чтобы сообщить важность этой песни, из которой Иов хочет почерпнуть своё доказательство, он делает наперёд двоякое замечание – во первых, что надобно только услышать слова этой песни, чтоб убедиться в её истине; во-вторых (ст. 12), что сочинители древней песни, которые жили в патриархальное время, при своей долгой жизни имели более времени и случая собирать познания и чрез повторённые опыты сделать правильное суждение об устройстве мира.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-13 Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? В старцах - мудрость, и в долголетних - разум. У Него премудрость и сила; Его совет и разум

Для оправдания своей теории друзья ссылаются на авторитет предков (Иов. 8:8, 10). И никто, конечно, не станет отрицать, что долгая жизнь - школа мудрости (ст. 12). Но, во-первых, нельзя принимать на веру все сказанное ими. Это противно свойственной человеку способности лично познавать истину, различать правду от неправды («не ухо ли разбирает слова?» ср.: Евр. 5:14), как лично при помощи языка различать вкус в пище (ст. 11). С другой стороны, хотя старцы и обладают мудростью, но все же остается вопросом, способны ли они понять мироправление существа абсолютного (ср. ст. 12 с Иов. 21:22), обладающего для управления миром всеми необходимыми свойствами: премудростью - способностью познавать вещи и явления в их существе; силою, - способностью без всяких затруднений осуществить свои планы; советом, - способностью находить самые лучшие пути и средства для достижения известных целей, и разумом, - способностью различать между истиною и ложью, полезным и вредным (3Цар. 3:9, 11).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible