Скрыть
И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город

Оставится дщерь Сионя то есть все города Иудейские и, по преимуществу, Иерусалим; яко куща в винограде, и яко овóщное хранилище в вертогрáде Иудея, по опустению своему, подобна куще (палатке, шатру) в убранном винограднике, и овощному хранилищу в вертограде (в саду), в котором плоды уже сняты, потому что в куще и овощном хранилище бывают стражи, пока плоды еще не собраны, а когда собраны плоды, и стража уже не нужна.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде

Воздаяние равным за равное служит доказательством Божия правосудия. Поскольку оставила Господа дщерь Сионя, то и она оставится. Но Господь сохраняет еще к ней Свое человеколюбие, именует ее дщерью, называя прежним именем, какое имела до своего отчуждения.

Оставится, яко куща в винограде. Для охранения плодов в виноградниках ставятся кущи. Посему, когда виноградник изобилен свойственными ему плодами, о куще заботятся и прилагают всякое попечение, чтобы сторож смотрел из нее, не обирают ли винограда проходящие мимо; когда же виноградник бесплоден, то необходимо небрегут об охранении винограда. Посему Бог угрожает израильскому народу оставлением за то, что не приносит надлежащих плодов.

Писание же нередко в переносном смысле называет виноградом Израиля, например: Виноград из Египта пренесл еси (Пс. 79, 9), и виноград бысть Возлюбленному (Ис. 5, 1), и Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен (Иер. 2, 21). А ежели Израиль – виноград, то куща сего винограда – дом и, может быть, храм. Ибо он называется селением славы (ср.: Пс. 25, 8) и селением, идеже вселися в человецех (ср.: Пс. 77, 60). Посему пока виноград сей приносил многие плоды, стояла и куща для сбережения плодов. Но поскольку Насадивший его ждал, да сотворит гроздие, и он сотвори терние (ср.: Ис. 5, 2), которым увенчали Господа, и весь обратился в горечь, ибо сотворил грозд желчи и грозд горести, почему и в снедь Господу дали желчь, то за сие оставлена куща винограда. Ибо сказано: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Тогда исполнилась сия угроза, ибо Израиль оставлен, как куща в винограде; с тех пор уже заповедано и облаком, еже не одождити на виноград (ср.: Ис. 5, 6). Поэтому нет у них пророков, нет небесной благодати, но стали они ляд Иной, годной к попранию (ср.: Ис. 5, 6). Разорены ограждения народа сего, то есть защита святых Сил: если и по закону что сделают, и то послужит им в погибель. Посему ныне обымают мимоходящии путем, озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде (ср.: Пс. 79, 13–14): ныне попирают их невидимые Силы.

И яко овощное хранилище в вертограде. Для сбережения овощей строят осенью хранилища. Почему вертоград есть место, приносящее плоды временные, скоро пропадающие, служащие более к услаждению, нежели на пользу. Но таков и закон, который имеет кратковременное употребление. Ибо служение было временное и процветало ненадолго, потом предоставило продолжение жизни пище истинной и более твердой – евангельскому учению. Итак, оставится Сион и яко овощное хранилище, место, в котором хранятся овощи. Но овощи – не твердая и постоянная, а нежная и временная пища. А таков закон, имеющий в себе подобие служения, а не самую истину, почему он есть образ и стен небесных (ср.: Евр. 8, 5).

Между угрозами сказано и то, что оставится, яко град воюемый. Нас ожидают неприятели, поджидая, когда расслабеем, чтобы напасть на нас, неосторожных. Как в городе, который взят приступом, по расхищении находившегося в нем богатства, остаются ворота незапертыми, на стенах нет бодрствующих стражей, так и душа, лишенная находившихся в ней по Божиему дару сокровищ, остается в пренебрежении, как недостойная уже Божиего охранения. Посему и сказано: Всяцем хранением блюди твое сердце (Притч. 4, 23).

Толкование на книгу пророка Исаии

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Ст. 7-8 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город

Исаия почти за тысячу лет видел Сион как кущу, тогда как град этот еще стоял, был украшен торжищами и был в славе. И другой пророк говорит: Посему за вас Сион распахан будет как поле (Мих 3:12), предсказывая то, что ныне при нас исполнилось. Примечай же точность в пророчестве; оно говорит: Осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Ныне на местах этих везде почти огуречные гряды.

Огласительные слова для просвещаемых

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Оставится дщерь Сионя, яко куща в виногради, и яко овощное хранилище в вертограде

Сравнения, особенно те, которые употребляются в Писании, много способствуют к усилению речи. А дочерью Сиона пророк называет Иерусалим, потому что он лежит при этой горе.

Как шатер в винограднике, как шалаш в огороде. Когда расхищены плоды и уведены земледельцы, тогда уже излишни здания города.

Как осажденный город. Это – намек на их слабость и беспомощность. Когда нет никакого помощника, тогда бывает необходимо запереться, ожидая защиты единственно от стен.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город

Будет оставлена дочь Сиона как шатер в винограднике и как шалаш в огороде. Что виноградником назван весь Израиль, об этом же в последующем пророк свидетельствует, говоря: виноградник бо Господа Саваофа дом Израилев есть, и человек Иудин новый сад возлюбленный (ниже 5, 7), и в Псалме: виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки и насадил еси и (Пс. 79:9). Пока этот виноградник приносил весьма обильные плоды, он имел стражем Бога, о Котором пишется: се не воздремлет, ниже уснет храняй Исраиля (Пс. 120:4); Когда же обобрали виноград в нем все мимопроходящие по пути и опустошил его вепрь лесной, то Господь оставил храм Свой и разгневанный говорит вставая: востаните, идем отсюду (Ин. 14:31), и: оставится вам дом ваш пуст(Мф. 23:38).

И чрез Иеремию: оставит дом Мой, оставит достояние Мое; быть Мне достояние Мое яко лев в дубраве даде противу Мене глас свой: сего ради возненавидет ее (Иер. 12:7). А сравнение опустошения храма и Иерусалима взято от земледельцев, которые до тех пор, пока виноградник бывает полон гроздов, ставят сторожей в шатрах; также и в огороде, который LXX переводят овощное хранилище, делаются небольшие шалаши, чтобы укрываться в них от жара и солнечных лучей и отгонять оттуда и людей и зверьков, которые обыкновенно вредят молодым плодам. Когда же снимаются эти плоды, то шалаши из засохшего кустарника и шатры остаются в запустении по удалении сторожа, которому уже нечего стеречь.

Так и всемогущий Бог оставил храм и сделал город пустым, чего нет нужды доказывать словами, в особенности нам, видящим Сион пустым, Иерусалим разрушенным и храм уничтоженным до основания. А что называет Сион дочерью, то это указывает на любовь премилостивого Отца. И не удивительно, если Сион называется дочерью, когда и Вавилон весьма часто называется дочерью. Ибо все мы по природе сыны Божии, но по своей вине делаемся чужими. В иносказательном смысле, виноградником Божиим и плодовым садом может быть названа душа наша, которою если будет управлять ум, то есть νοδς? то она имеет стражем ума — Бога; если же будут опустошать нас пороки, как некие зверьки, то мы оставляемся стражем — Богом и все наше придет в запустение.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Оставится дщерь Сионя, яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый

Достойное жалости явление. Ибо не достойно ли плача и слез то, что бывшая некогда дочерью, почтенная таким званием и живущая под защитою чадолюбивейшего отца-Бога, упивавшаяся Его нежностью и любовью, увенчанная от Него славным жребием, и покорявшая врагов своих, защищаемая бесчисленным множеством населяющих ее, всеблаженная и прославленная гора Сион, то есть Иерусалим, – будет, говорит, оставлена, то есть станет пустынею. Ибо она остается лишенною и крепости спасающего и жителей ее. Оставлена же будет так, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, и как осажденный город. Поставленные быть стражами виноградников, когда еще не выдавлены виноградные ягоды, сохраняют их в возможно большей безопасности и устрашают хищников, желающих срывать их, и прогоняют разных животных. Точно так же обыкновенно поступают и сторожа овощных гряд или их хозяева. Когда же бывают собраны виноградные ягоды и истоптаны и когда сняты бывают овощи с гряд, тогда жилище сторожей наконец оставляется. И те, которые оставляют свои собственные шалаши, дают свободный доступ тем, которые желают пользоваться остатками. Пророческое слово учит нас, что то же самое совершилось и в несчастном Сионе. Ибо пока он имел плоды правды, Бог удостаивал его безопасности, охранения и всякого милосердия. Поэтому он и сказал: Аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славу буду посреде его (Зах. 2:5). И блаженный Давид поет: Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля (Пс. 120:4). Пока Израиль был виноградником Господа Саваофа, он был охраняем и удостаиваем защиты. Но он породил терния и предан был Богом тем, которые привыкли поступать неправедно. Ибо Господь говорит: отыму ограждение его, и будет в разграбление: и разорю стену его и будет в попрание. И оставлю виноград мой, и ктому не обрежется, ниже покопается (Ис. 5:5-6). Поэтому опустошал его лесной вепрь и пожирал его дикий осел, потому что Бог забыл о винограднике и оставил его, как учит Спаситель говоря: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланные к тебе, коль краты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под крыле, и не восхотесте? Се оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37-38). Об этом Он предвозвестил также и чрез пророка, говоря: Оставих дом мой, оставих достояние мое, дах возлюбленную душу мою в руки врагов ея. Бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве, даде противу мене глас свой: сего ради возненавидех е (Иер. 12:7-8). Иосиф (Флавий), начертавший печальную картину страданий иудейской земли, упоминает, что не задолго до взятия Иерусалима священники слышали в храме голос как бы ангелов, восклицающих в нем «прейдем отсюда». Кто может сомневаться в том, что когда город был осаждаем, все живущие в нем изыскивали средства убежать из него; из этого уже можно заключать о страданиях страны иудейской. Ибо осажденные желали лишь одного: спасти только свою жизнь; о доме же, имуществе, или же о самом городе у них уже совсем не было речи. Надобно знать, что часто случается, что душа человека оставляется Богом, если она не хочет исполнять повелений закона, не подчиняется словам Господа и не приносит плодов благочестия. Если кто и назван был сыном или дщерью Бога, если кто и сделался Сионом, что значит созерцание; то это возможно было только для того, кто умел возвышенною мыслью и чистейшим умом созерцать тайны. Если же потом будет делать противное правде, будет огорчать Святаго Израилева, то будет оставлен Им и, подобно неохраняемому винограднику, предан будет сатане и страстям плоти, окажется лишенным всякой добродетели, обнаженным от украшений доброй жизни и исполненным всякого зла.

Толкование на пророка Исаию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

8. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
8. Оставится дщерь Сионя яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде, яко град воюемый.

Дочь Сиона = иудеи, для которых Иерусалим, лежащий на горе Сионе, был отечественным городом (ср. Ис.16:1;37:22), жители Иерусалима, не отделяемые в настоящем случае от самого города. Город с своими жителями ещё не тронут неприятелем (4Цар.16:5); но он "яко куща в винограде и яко овощное хранилище в вертограде" = он одинок среди опустошённой страны, как одинок сторожевой шалаш в виноградинке, или – ещё лучше – как одиноко хранилище овощей в огороде по окончании сбора овощей. Последнее из двух сравнений в евр. тексте может иметь отличный от греко-слав.  перевода смысл, именно: «как ночной приют (для сторожа) в огороде». При таком переводе, сравнение указывало бы на лишения, которые должны были испытывать жители Иерусалима, стеснённые в нём неприятелем, подобно сторожу, который в огороде естественно не строит себе помещения, приспособленного к более или менее непринуждённой удобной жизни. Евр. слово, переведённое русским: шалаш или «ночной приют», может также значить ту висячую постель, которую путешествующие в жарких восточных странах и сторожа виноградников привешивали на дерево и проводили в ней ночь, предохраняя себя таким образом от диких зверей. (Niebuhr, Beschr. von Arabien S. 158. Wetzstein in Delitzsch’ Iob. 2 Aufl. 348).
В таком смысле понимаемое сравнение пророка Исаии напоминало бы одно место из летописи ассир. царя Санхириба, где он об осаде Иерусалима при Езекии говорит в следующих выражениях: «его самого (Езекию) я запер, как птицу в клетке» (См. Schrader, Die Keilinschriften und das Alte Testament, 2 Aufl. Стр. 293:304). "яко град воюемый" = как осаждённый город. Эти слова показывают, что в строгом смысле осады Иерусалим ещё не испытывал, что враг ещё не приблизился к городу. Но жители Иерусалима видят, что другие города кругом столицы сожжены огнём и страна вся опустошена, что враг наводнил страну и хозяйничает в ней, – в таком положении иерусалимляне боятся выходить из крепости, опасаясь попасть в руки неприятеля. В таком же смысле можно понимать и относящееся в тому же положению Иерусалима замечание 4Цар.16:5: евр. текст здесь может быть понят в том смысле, что сирияне и израильтяне стеснили Ахаза. 
"Оставится дщерь Сионя": уединение, стеснение Иерусалима представляется делом будущих дней, – 70-ть толковников в евр. слове וְנוֺתְרָה начальную частицу приняли за вавъ возвратное, и потому глагол поставили в будущ. вр., между тем как связь с предыдущим ст. требует времени прошедшего или настоящего (частица вавъ – просто соединительная).

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город

Дщерь Сиона — главный город Иудейского царства Иерусалим. Население города представляется под видом дочери или дочерей, чтобы показать его беззащитность и слабость.

Шатер в винограднике приют стража в винограднике, как теперь так и прежде, состоял только в деревянной лачуге, покрытой ветками (Гейки. Святая земля и Библия, т. 1, с. 141).

Как осажденный город тяжесть осады состоит в том, что все пути сообщения у осажденного города отрезаны и он должен страдать от голода и жажды. Из этого сравнения видно, однако, что речь произнесена была еще тогда, когда настоящей осады, в полном смысле этого слова, еще не установилось.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.


   Иерусалим – дочь древнего Сиона. Первоначально заселен был естественно укрепленный холм Сион, а впоследствии от него уже по соседним холмам и долинам распространился город. Находясь почти в средине Палестины, Иерусалим с разных сторон был обезопасен многими укрепленными городами; но главным оплотом его был храм, где присутствовал истинный Царь народа – Господь Иегова (Ис.2:2-4).
Но вот Господь оставит свой город, и его постигнет жалкая участь: Иерусалим, прежде многолюдный, обстроенный крепкими стенами, теперь будет «как палатка в винограднике, как шалаш в огороде». По снятии винограда и собрании плодов, когда удалится хозяин из виноградника или огорода, палатка и шалаш в них остаются беззащитными, делаются хилыми, разоряются зверями, расхищаются ворами, тлеют от дождя, падают от ветра. Также бедственно и печально будет существование Иерусалима, когда его оставит Господь: когда «виноградник Божий» будут расхищать враги, когда народонаселение страны пойдет в плен (Ис.5:1-6,7,9-10,13-14,26-30); то столица её, Иерусалим будет бедствовать как «город подвергшейся осаде, из него никто не выйдет и в него не войдет, под страхом неизбежной смерти. В таком страхе некогда находились хананеи – жители Иерихона, осажденные войском Иисуса Навина (Нав.5:16), а теперь столь же несчастную судьбу испытает Иерусалим: кругом него страх,– то пожар, то грабеж, то убийство (2Пар.28:6-8,17).
 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible