Скрыть
Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как во́лну убелю.

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю

И пророком Исаией, как прежде упоминал я, возвещено, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов.

Апология

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю

И прииди́те, и истя́жимся друг с другом

то есть если будете судить право и внимать голосу сирых и вдовиц, то приходите ко Мне и просите; Я услышу вас, говорит Господь.

И аще будут греси́ ваши яко багряное, яко снег убелю

Багряный цвет означает оскверненную и погрязшую во грехах плоть, а снег – цвет чистоты и непорочности. «Греси ваши…, яко снег убелятся» иссопом милосердия Моего.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии


Если видишь множество тайных грехов своих, это не должно делать тебя беспечным о своем спасении, потому что Господь твой может очистить тебя и убелить твою черноту. Если грех и глубоко проник в тебя, как краска в волну, то, по написанному у пророка (Ис.1: 18), Господь убелит тебя, как снег. Оставь только, грешник, беззакония свои, приди в сокрушение о грехах, соделанных прежде, и Он примет тебя милостиво.

Толкование на некоторые места плача Иеремии

Василий Великий, свт. (†379)

И приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко вóлну убелю

Во многих местах Писания находим подобные выражения, будто бы Бог нисходит на суд, поставляет Себя на одну степень с человеками. Таково, например, следующее: Сам Господь на суд приидет со старейшины людий и со князи их (Ис. 3, 14). То же и у Михея читается так: слышите слово Господне, Господь рече: востани, судися с горами, яко суд Господень к людем Его, и с людьми Его претися имать. Людие Мои! что сотворих вам, или чим оскорбих вас, или чим стужих вам? отвещайте Ми (ср.: Мих. 6, 1-3). Да и прилично, чтобы суд Божий был не насильственный, а напротив того, имел более общего с теми судами, какие бывают у людей, и подсудимым давал место к оправданию, чтобы человек, видя дело свое приведенным в ясность, и при наказании подтвердил неопровержимые суды Божии, согласившись, что наказание положено на него по всей справедливости, а также и при помиловании усматривал, что прощение дано ему по закону и в порядке. Писание же представляет сие олицетворенно, не потому что Судья каждому из нас будет предлагать вопросы или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какой-то несказанной силой, во мгновение времени, все дела нашей жизни, как на картине, напечатлеются в памяти нашей души. И таким образом услышим сие: ныне обыдоша их совети их, противу лицу Ми быша (Ос. 7, 2). И книги, упоминаемые у Даниила (см.: Дан. 7, 10), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела и чтобы мы видели, за что подвергаемся наказанию.

Посему после того, как омыт и очищен от скверны греховной, отъял лукавство от души пред очами Божиими, престал от лукавых дел и воспринял познание дел добрых: взыскал суда, избавил обидимого, судил и оправдал вдовицу, – Израиль призывается на состязание, приемля обетование, что будет убелен или как снег, или как вóлна. Таким образом, омовение само по себе недостаточно, чтобы омываемого довести до белизны снега или вóлны, а нужны дела и немалая тщательность; так что омовение производит очищение от скверны, а суд сиру и оправдание вдовицы доставляют и белизну, равную белизне снега или вóлны. Ибо иное и багряное может быть чистым, но не удостоиться убеления. Поскольку же багряное имеет бледно-красный цвет, и червленое – более красный и совершенно красный, то замечено отношение первого к снегу, а последнего к белой вóлне. Итак, красному цвету уподобляются наши грехи, потому что они убийственны для душ. И как неоднократно и тщательно погружаемое в красильный раствор получает цвет более прочный и несмываемый, а окрашенное слегка и как ни есть имеет на себе цвет линючий и легко смываемый, так и душа, напоенная грехом и снискавшая навык ко злу, отпечатлевает в себе невыводимое и как бы выжженное греховное пятно; а душа, менее и как бы слегка пребывавшая во зле, слабее окрашена и запятнана грехом, потому что соразмерно с грехами и цвет выходит сильнее или слабее. Но почему для уподобления из белых веществ избраны снег и вóлна? Потому что вóлна, будучи по природе бела, еще белее делается от тщательной обработки. Посему и жизнь человеческая, естественные пособия усовершая подвижничеством, может гораздо много преуспеть в добродетели. Так и снег, в существе своем будучи вода, от привзошедшего воздуха делается белым, когда влага, порывами ветра сбиваемая в облаках, вследствие сильного движения надувается в пену, отвердев же от охлаждения в воздухе и получив некоторую связность и тяжесть, по естественному влечению несется вниз. Подобно и душа, естественные пособия приумножив собственным подвижничеством и содействием Духа, на праведном суде Божием удостаивается светлости по благодати Божией, данной святым.

Толкование на книгу пророка Исаии


Готов исцелить немощь твою великий Врач душ, этот готовый Освободитель не одной твоей души, но и всех душ, порабощенных греху. Его это слова, Его это спасительные уста прорекли.

Послания

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю

А Отец воссядет, и одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна (Дан 7:9). Человекообразно представлено это. Почему? Потому что Он есть Царь людей, неоскверненных грехами. Ибо Он говорит: Грехи вашикак снег убелюи как волну. Через что означается отпущение грехов или даже безгрешное состояние.

Огласительные слова для просвещаемых

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю

А кто крестится, тот, кажется, и в соответствии с законом, и в соответствии с Евангелием очищен. С законом - так как Моисей побрызгал кровью агнца, использовав пучок иссопа; в соответствии с Евангелием - так как одежды Христа были белыми, как снег, когда Он показал славу Своего воскресения в Евангелии. Более снега убелен тот, кому грех отпущен.

О таинствах

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю

Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Надобно заметить, что везде у пророков ничего Бог так не требует, как защиты обижаемых. Так и в другом месте, как у Михея, когда иудеи говорят: «разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?», Он присовокупляет: «о, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:7-8). Также и пророк Давид говорит: «милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Пс. 100:1).

И придите. Он наперед представил оправдания, потом призывает на суд; наперед научил, как они могли бы избавиться от обвинений, потом и требует отчета, чтобы не осудить их, не имеющих защиты. И истяжимся, говорит, будем судиться. Судясь, Он бывает и защитником и врачом.

Далее, желая показать, что мы, хотя бы сделали великие дела, имеем и тогда нужду в Его человеколюбии для избавления от грехов, говорит: если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; берет совершенно противоположные свойства и обещает изменить одно из них на противоположное.

Если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Велика сила покровительства вдовицам, если оно душу, так оскверненную, что она как бы покрыта краскою нечестия, не только освобождает от зла, но и делает столь светлою.

Толкование на пророка Исайю


Поэтому, хотя бы и впал ты во все роды пороков, скажи самому себе: Бог человеколюбив и желает нашего спасения: Если, - говорит, - будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю, то есть изменю в противоположное состояние. Не будем же отчаиваться: не столь опасно пасть, как, упавши, лежать; не столь опасно быть раненым, как, будучи раненым, не желать исцеления… Говорю это не для того, чтобы сделать вас более беспечными, но чтобы удержать вас от отчаяния.

Гомилии на 1-е послание к Коринфянам


И зачем ты украшаешь тело, между тем как душа остается в небрежении и покрыта нечистотою? Зачем ты не столько заботишься о душе, сколько о теле? Ведь о ней следовало бы даже больше заботиться, но, по крайней мере, возлюбленные, будем иметь о ней хоть какое-то попечение. Скажи мне: если бы кто спросил у тебя, чего бы ты лучше желала - тело ли иметь чистое, здоровое и прекрасное, а одеяние носить бедное, или иметь тело уродливое и больное, но ходить в золоте и щеголять убранством? Не гораздо ли скорее ты захотела бы иметь благообразие в самой природе своего тела, чем в пышности одежд? Ужели же ты по отношению к телу пожелаешь этого, а по отношению к душе - противного? Имея душу отвратительную, безобразную и черную, ужели ты думаешь что-нибудь выиграть чрез золотые украшения? Не крайнее ли это безумие? Обрати лучше эти украшения внутрь и этими ожерельями убери свою душу. Когда они лежат на теле, они не служат ни к его здоровью, ни к красоте. Ведь они не сделают ни черного белым, ни безобразного - красивым и благовидным.

Беседы на Евангелие от Иоанна


Бог не отказывается защищаться пред людьми, но вопиет чрез пророка: «приидите и истяжимся, глаголет Господь». И не только защищается и судится, но еще учит, как избежать нам осуждения. Не просто сказал: «приидите и истяжимся», но наперед показал, что нам говорить и что делать, а потом повлек на судилище. Послушай же, что выше сказано у пророка. «Измыйтеся [и] чисти будите, отимите лукавства от душ ваших… научитеся добро творити, …судите сиру и оправдите вдовицу» (Ис. 1:16–17). И затем говорит: «приидите и истяжимся, глаголет Господь». Я не хочу, говорит, взять вас (на суд) совершенно беззащитными, но снабдив вас средствами к оправданию. Я призываю к ответу, и судиться с вами хочу не для того, чтобы осудить, но чтобы пощадить. Так говорит (Бог) и в другом месте: «глаголи ты прежде беззакония твоя да оправдишися» (Ис. 43:26). Есть у тебя жестокий и нещадный обвинитель; предупреди занять его место; загради его бесстыдные уста.

Восемь слов на Книгу Бытия. Слово 1

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю

Если будут грехи ваши как пурпур, то сделаются белы как снег, и если будут красны как багряница, то будут белы, как руно. Порядок мыслей замечательный: ибо недостаточно того, что сказал: омойтесь, если бы не присоединил будьте чисты (Ис. 1:16), чтобы после омовения водою имели чистоту сердца, ибо блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8); когда же получат чистоту сердца, то должны удалить зло из помыслов своих, не пред очами людей, но пред очами Бога, от Котораго ничто не может укрыться. В словах же: перестаньте поступать превратно (Ис. 1:16), слышится оное евангельское: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горшее ти что будет (Ин. 5:14). А так, удаляясь от пороков, пусть научается добру и заботится о правосудии, помогает притесненному, поддерживает сироту и вдову (Ис. 1:17), и если исполнить это, то грехи, бывшие прежде кровавыми подобно пурпуру, отпустятся, и дела убийства и крови заменятся одеждою Господнею, сделанною из руна Агнца (Откр. 7:14), за которым в Апокалипсисе следуют сияющие белизною девства.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Августин Аврелий, блж. (†430)

Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю

Что удивительного, если белоснежные одежды обозначают Церковь?

Проповеди на Книгу Бытия


Для человека необходимо, чтобы благодать Божия не только оправдала нечестивого, то есть из нечестивого сделала его праведным, воздавая добром за его зло, но и чтобы, когда он уже оправдается верою, жил он с этой благодатью и опирался на нее, дабы не упасть. Поэтому в книге Песнь Песней о самой Церкви написано: Кто это восходит убеленной, опираясь на возлюбленного своего (Песн 8:5)? Убелена та, которая сама по себе не может стать белой. И кем убелена, если ни Тем, Кто говорит через пророка: Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю? Итак, никаким добром не заслужила она того, что была убелена, а сделавшись белой, уже живет в добре, если только постоянно опирается на Того, Кем убелена. Поэтому и Сам Иисус, на Которого опирается убеленная, сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5).

О благодати и свободном решении

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 17-18 Научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу, и приидите, истяжимся, глаголет Господь; и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю

Показавши бессилие законного служения словами: что ми множество жертв ваших, глаголет Господь? Исполнен есмь и прибавивши к этому: кто бо изыска сия рук ваших? Опять благовременно указывает на достоинство жизни, сообразной с евангелием и показывает путь истинно святой жизни не в образах и сенях, но в самых делах и в созерцаемых в добродетели красотах, заключающих достославное. Ибо что говорит: научитеся добро творити. Но, скажи мне, говорил ли кто-нибудь, что он совершенно забывает о заповеди закона? И не позволяет ли он совсем оставить без внимания установленное Богом чрез Моисея? Но как потом мог сказать Христос: не мните, яко приидох разорити закон и пророки; не приидох разорити, но исполнити (Мф. 55:17)? И как Павел мог сказать: темже убо закон свят, и заповедь свята и праведна и блага (Рим. 7:12). При этом мы опять спрашиваем: так как закон благ, если понимать его духовно; то не освобождает ли нас всецело от закона Христос? Напротив, приводит нас к превосходному и лучшему, предустроивши воспитание чрез закон как бы некоторое основание в нас, и то, что в сенях и образах, предназначивши для древних как бы предуготовлением к истинному служению. К этому необходимо присовокупить еще и следующие: закон Моисеев учит воздерживаться от порока и греха и назначает наказание за постыдные дела. Поэтому Павел говорит: греха не знах, точию законом (Рим. 7:7). А учение евангельское побуждает нас заботиться о всякой добродетели, посему и в самом деле, в собственном смысле и по истине может быть названо благом. Ибо заповеди: не убий, не прелюбы сотвори удерживали от греха воспитываемых, но и не указывали еще вполне, в чем состоит благо, – не указывали, что не должно гневаться на брата, не иметь похоти, и не приводили к совершенству добродетели. Ибо превосходно побеждать гнев, иметь силу подавлять худые желания, и не позволять уму думать даже и о том, что служит поводом к безместной и постыднейшей похоти. Итак, поистине прекрасны учение Евангельское и сила жизни во Христе. Поэтому нужно сказать приверженцам письмен: научитеся добро творити, взыщите суда, то есть, научитесь судить правильно. Кроме других всех дурных дел, призванные к управлению иудейской синагогой болели еще и тем, что не творили, говорю, праведного суда во всяком деле; напротив подавали голоса неправедно и соблазнялись подарками и увлекались корыстолюбием и желающим поступить неправедно продавали согласие своей нечестивой воли. Ибо пророк говорит: начальники ее суд творили даров ради (Ис. 5:23). Поэтому для тех, которые желают жить согласно с евангелием, необходима и небесполезна для соблюдения справедливости заповедь – судить праведно, не только в делах внешних, но и в делах, касающихся ума и сердца Поэтому я говорю: когда Бог осуждает порок, сатана хвалит его; и когда закон Спасителя убеждает нас творить достойное любви добро, сатана увлекает нас в противоположную сторону. Тогда ум наш бывает как бы судиею и решителем; и кто похвалил добро и оказывает ему преимущество, тот взыскал суда; а кто дозволил пороку одержать победу, тот уже стал неспособным к праведному суду и справедливо услышит: горе глаголющим лукавое доброе и доброе лукавое, полагающим тму свет, и свет тму, полагающим горькое сладкое и сладкое горькое (Ис. 5:20). Поэтому евангельская слава состоит в праведном суде и в защите обижаемых. Ибо на это, думаю, и указывают слова: избавите обидимаго. При этом надобно оказывать сострадание и соблюдать беспристрастие: судите сиру, . Не суть ли они как бы тяжущиеся с Господом? Ибо, говорит, оправдится во словесех своих и победит, внегда судити Ему (Пс. 50:6). Ибо никто не будет чист от скверны, но и никто не похвалится иметь чистое сердце, но сами себя изобличат и произнесут над собою осуждение; если бы не была велика и достойна благоговения божественная слава, как пишет нам премудрый Павел: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18). Итак, тем, которые как бы переходят от жизни под законом чрез веру к превосходной христианской жизни, обещает отпущение прежних грехопадений. Ибо она (вера) есть начало нашего упования и начаток божественного к нам милосердия, как бы дверь и путь. А что для очищения как тех, которые сильно осквернены, так и тех, которые немного страдали этим недугом, достаточно будет благодати чрез веру, в этом он уверяет, говоря: и аще будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю. Ибо если очищает Бог, то ничто не может остаться неочищенным, как говорит Павел: Идеже умоножися грех, преизбыточествова благодать(Рим. 5:20). И опять: Кто поемлет на избранныя Божия? Бог оправдаяй, кто осуждаяй?(Рим. 8:33-34).

Толкование на пророка Исаию

Иоанн Дамаскин, прп. (†749)

Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю

При таких обещаниях со стороны Бога ты, человече, не долго думая и не медля, обратись ко Христу, человеколюбивому Богу нашему, и просветишься духом, и не помрачится лицо. Вместе с погружением в воде купели при святом крещении будут погребены навеки весь твой позор прежнего человека и вся тяжесть тяготевших над тобою грехов. Тогда ты начнешь новую жизнь свободным от всякого пятна и грязи прегрешений.

Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

18. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как во́лну убелю.
18. и приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю.

Червлёное и багряное своим цветом напоминали ту кровь, которой обагрены были руки иудеев. Грехи последних могли уподобляться багряному и червлёному, когда доходили до кровавых насилий над ближним (ср. ст. 15). Под условием, что иудеи научатся делать добро (ст. 17), Господь обещает простить им грехи их, как бы ни были велики последние. Снег есть символ белизны (Пс.50:9); а волна – чистоты (Дан.7:9). Господь смоет с иудеев их грехи, т. е. не будет их помнить более.

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят

Только при таком деятельном и искреннем покаянии Господь может допустить к Себе иудеев-грешников и разобрать с ними их дело. Совесть их при этом, конечно, будет страшно мучить их; они будут доходить до отчаяния, вспоминая соделанные ими преступления, и Бог поэтому успокаивает их надеждою на возможность получить прощение от всякого, даже самого тяжкого, греха.

Багряница по евр. schantm от слова schani. Так называлась у евреев густая красная краска, получавшаяся из яичек моллюска, водившегося в изобилии по берегам Финикии и вообще в Средиземном море. Секрет приготовления этой краски знали одни финикияне.

Пурпур по евр. tofe тоже обозначает красную краску. Оба эти синонимические выражения служат символами крови, которою, как выше сказано, были обагрены руки иудеев, и вместе указывают на сильную их греховность, которая не поддается исцелению так же, как не смывается с ткани пурпуровая или багряная краска.

Снег и вόлна (овечья очищенная шерсть, совершенно белая} — символы чистоты, которая у всех народов символически обозначалась белым цветом одежд (ср. Пс. 50:9; Дан. 7:9).

Будете вкушатьмеч пожрет. Здесь очевидная игра слов: или евреи будут вкушать плоды земли или их самих пожрет меч, который, как принято выражаться, въедается в тело того, на кого обрушивается (Втор. 32:42).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.16-18   Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как во́лну убелю.


     Руки, приносящие дар, возжигающие жертву и воскуряющие фимиам Богу, должны быть чисты, кровь должна быть смыта, чтобы на них не было следов злодейства. Добро, правда, милость, милосердие, любовь к ближним, самая беспристрастная во всех видах добродетель, вот те дары и жертвы, какие угодны Богу и приобретают Его благоволение и милосердие. Нужно поставить добро целью жизни и приобрести любовь к добродетели; нужно научиться делать добро и открывать зло в преступлении, прикрытом лестью, лицемерием и мздоимством, а потом уже являться пред лицом Бога; нужно спасать угнетенных от коварного приговора, а потом приносить дары; нужно защищать сироту от насилия хищников, а потом приносить жертвы; нужно вступаться за права беспомощной вдовы, а потом воскурять фимиам Богу. Только так и тогда возможно сохранить свое право на милость Божию (Ис.58:1-8; Иер.22:3-5, и др.). Тогда «если грехи будут как багряница, то, по милосердию Божию, сделаются белыми, как снег; если будут красны как пурпур, сделаются как белая волна». След первого преступления – краска стыда, след первого убийства – кровь. Так впервые грех гордости и ненависти облекся в багряницу. Но грех заглаждается покаянием. Покаяние и необходимо соединенное с ним желание добра и правды так переменяют душу человека, как переменяет внешний вид человека перемена плаща из пурпуровой ткани на плащ из белоснежной волны. Так покаянное чувство и слезы умиления смывают краску стыда и просветляют кровожадный взор даже злодея-убийцы.
 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible