Глава VI
После того, как дана будет благодать, начинают появляться и наши добрые заслуги
13. Этими и подобными им Божественными свидетельствами доказывается, что благодать Божия дается не по нашим заслугам: ведь мы видим, что она давалась и ежедневно дается не только без каких-либо добрых заслуг [человека], но даже и при предшествующих многочисленных злых заслугах. Но ясно, что когда она будет дана, начинают появляться также и наши добрые заслуги, в ней имеющие свое основание, ибо, если она удалится, человек падет, не воздвигнутый, а низверженный своим свободным решением. Поэтому даже когда начнет человек иметь добрые заслуги, он должен приписывать их не себе, а Богу, Которому в псалме говорится: Будь мне помощником, не оставляй меня79. Говоря: не оставляй меня, [человек] показывает, что если будет он оставлен, то сам по себе ни на что доброе не будет способен: поэтому и в другом месте сказано: Я сказал в изобилии моем: не подвигнусь вовек80. Ибо он полагал, что у него есть свое добро, причем в таком изобилии, что он не подвигнется. И вот, дабы явить ему, Чье есть то добро, которым он начал хвалиться как своим, благодать мало-помалу стала его оставлять, и он, вразумившись, говорит: Господи, по Твоей воле Ты дал силу доброте моей, а когда отвратил Ты лицо Свое от меня, я сделался смущен81. Потому для человека необходимо, чтобы благодать Божия не только оправдала нечестивого, то есть из нечестивого сделала его праведным, воздавая добром за его зло, но и чтобы, когда он уже оправдается верой, жил он с этой благодатью и опирался на нее, дабы не упасть. Поэтому в книге Песнь Песней о самой Церкви написано: Кто это восходит убеленной, опираясь на возлюбленного своего?82 Убелена та, которая сама по себе не может стать белой. И кем убелена, если не Тем, Кто говорит через пророка: Если будут грехи ваши как пурпур, как снег убелю83? Итак, никаким добром не заслужила она того, что была убелена, а сделавшись белой, уже живет в добре, если только постоянно опирается на Того, Кем убелена. Поэтому и Сам Иисус, на Которого опирается убеленная, сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего84.
Вновь об апостоле Павле
14. Итак, вернемся к апостолу Павлу, который, как мы находим, будучи лишен всяких добрых заслуг и вдобавок имея множество заслуг злых, приобрел благодать Бога, воздающего добром за зло. Посмотрим, что говорит апостол уже при приближении своего страдания [за Христа], обращаясь к Тимофею. Ибо я, – говорит он, – уже становлюсь жертвой, и время разрешения моего настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил85. Понятно, что здесь он уже вспоминает свои добрые заслуги; и тот, кто после злых заслуг сподобился получить благодать, после добрых заслуг получил венец. Однако посмотрите внимательно, что следует далее: А теперь готовится мне венец праведности, который в день оный воздаст мне Господь, праведный Судия86. Разве воздаст кому венец праведный Судия, если прежде милосердный Отец не даст благодати? Как возможен этот венец праведности, если не предшествует ему благодать, которая оправдывает нечестивого? Как будет воздано причитающееся по долгу (debita), если прежде не будет дано уделяемого даром (gratuita)?
Вечная жизнь воздается за заслуги, которые даровал Бог
15. Но поскольку пелагиане говорят, что лишь та благодать дается независимо от наших заслуг, которой человеку отпускаются грехи; та же благодать, которая даруется в конце, то есть вечная жизнь, воздается за наши предшествующие заслуги, то и тут следует дать им достойный ответ. Ведь если бы они так понимали наши заслуги, что признавали их дарами Божиими, то не нужно было бы отвергать приведенное выше положение, но поскольку они проповедуют о человеческих заслугах в том смысле, что, как говорят они, последние человек имеет сам по себе, весьма справедливо отвечает им апостол: Ибо кто выделяет тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?87 Поистине, мыслящим подобное можно сказать вот что: Бог увенчивает Свои дары, а не твои заслуги, – если заслуги эти у тебя от самого себя, а не от Него. Ибо если они таковы, то они злы, и не увенчивает их Бог, если же они добры, то суть дары Божий, ведь, как говорит апостол Иаков: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов88. Поэтому и Иоанн, Предтеча Господень, говорит: Не может человек ничего принять, если не будет дано ему с неба89. И понятно, почему с неба, – ведь оттуда пришел Святой Дух, после того как Иисус восшел на высоту, пленил плен, дал дары человекам90. Итак, если добрые заслуги твои суть дары Божии, то Бог увенчивает твои заслуги не как твои заслуги, но как Свои дары.
* * *
De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.