Скрыть
Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев; о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим

Cуд врагом Моим сотворю то есть накажу князей, ненавистников Моих, и корчемников и друзей их – врагов Моих.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев; о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим

Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе, крепкие во Израили. Это особенность Писания в словосочинении: вместо того чтобы сказать горе крепким, сказано: горе, крепкие. Сим выражается, что восклицание, произносимое в скорбях, едва выносимых, прилично тем, которые вскоре будут находиться в нестерпимой муке. Крепкие во Израили. И это не по догадке сказано Пророком, но по определению, вышедшему из уст нелживых. А под крепкими должно разуметь одних и тех же с князьями, которые, кроме того что не покаряются Богу, любят дары и гонят воздаяния, делают и все прочее, в чем они обвиняются. Горе крепким и непокоряющимся, потому что немощному, может быть, есть и извинение. Ибо малый достоин есть милости, сильнии же сильне истязани будут (Прем. 6, 6); и емуже предаша множайше, множайше истяжут от него (Лк. 12, 48). Посему горе и богатым, потому что, имея возможность утешить бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его. И если кто быстрее кого умом и не употребляет естественной своей крепости к исследованию истин Божественных, то горе и ему, когда истяжется дело по мере данных ему дарований. А если иные, получив предстоятельство в Церкви, не украшают дела своего жизнью, приличествующей проповеди, то и им горе.

Не престанет бо ярость Моя на противныя. Противники Богу – противоборствующие Его заповедям. И доколе они противники, не престанет на них упоминаемая Пророком ярость Божия. Ибо, пребывая в лукавстве, мы прилагаем грехи свои, как сгораемое вещество в огонь, и воспламеняем против себя ярость Божию, по сказанному: огнь возгорится от ярости Моея (Втор. 32, 22). А как скоро престали мы от греха, Господь говорит: суд врагом Моим сотворю. Сказано: Веруяй в Мя несть осужден, а не веруяй уже осужден есть (ср.: Ин. 3, 18). Посему виновники суда – враги, по сказанному: сих ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя (Еф. 5, 6). Но из сказанного: не престанет ярость Моя на противныя – не должны мы заключать, будто бы гнев Божий на раздражающих Бога нерассудителен. Хотя и раздражаюсь на противников, однако же не безрассудно наложу на них наказание, но рассудив достоинство и меру преступлений – сие значат слова: суд врагом Моим сотворю. А враги Богу – делающие неправду. Благому враждебно лукавство, Праведному враждебна неправда, Святому – нечистота, Истине – ложь. Посему на таковых не престанет ярость, доколе будут они противниками, и наказание на них, как сказано, наложено будет не без суда.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев; о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим

Сего ради такого глаголет Владыка Господь Саваоф, властитель Израиля, т.е. народа. Не напрасно пророк прибавил: властитель, но, желая напомнить иудеям о благодеяниях, полученных ими сверх чаяния, и о тяжких наказаниях, которые они потерпели. Так как они, согрешившие много и часто и пользуясь великим долготерпением Божьим, предавались беспечности, то он хочет показать, что Бог может наказать, когда захочет, и не иметь нужды ни в обстоятельствах, ни во времени, но все у Него близко и готово.

Горе крепким во Исраили: не престанет бо ярость моя на противныя моя. Что может быть несчастнее тех, которые имеют врагом своим Бога? Не престанет, говорит Он не для того, чтобы привести их в отчаяние, но чтобы, усилив страх, призвать к покаянию. Страшнее этих слов: не престанет ярость, следующие слова: на противныя моя. Ничто так не гневит Бога, как несправедливость к бедным.

Горе крепким, говорит Он, осуждая не просто силу, но силу, употребляемую во зло; а под силою разумеет здесь не крепость телесную, но власть, являющуюся от стечения обстоятельств.

И суд врагом моим сотворю: накажу врагов моих. Врагами своими Он называет тех, которые по своей наглости относятся враждебно к бедным; и говорит это для того, чтобы показать тебе значение несправедливости.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим

Посему так говорит Господь воинств, сильный Израилев. Вместо: сильный Израилев, что все одинаково перевели, одни только LXX, не знаю с какою целью, поставили: горе сильным Израиля, что мы можем объяснить тою мыслию, что обличаются также князья и сильные.) о которых написано: сильные сильно истязаны будут (Прем. 6:7) и: всякому, ему же дано будет много, много взыщется от него (Лк. 12:48). Мы пользуемся этим свидетельством, если оказывается нужным, и против предстоятелей церкви, своими поступками ниспровергающих свое достоинство.

О, утешусь Я над врагами Моими и отмщу неприятелям Моим. Опять и здесь LXX ставят то, чего нет в еврейском: ибо не прекратилась ярость Моя против врагов Моих. Обличает книжников и фарисеев, о которых и в Евангелии говорит: горе вам, книжницы и фарисеи (Мф. 23:13 и дал.), и в другом месте: род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка (Мф. 12:39). Премилостивый Отец скорбит о князьях грешащих и называет их своими врагами и противниками потому, что они погибают вследствие того, что не хотят покаяться, что не приняли Его пришедшего.

Ибо приближаясь к Иерусалиму Он заплакал и сказал: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе, коль краты восхотех собрата чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и ты не захотел (Мф. 23:39). Таким образом утешение Божие над врагами Его и противниками состоит в том, что не почувствовавшие благодеяний исправляются посредством наказаний.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость моя на противныя, и суд врагом моим сотворю

В имеющих власть указывает причину погибели Иерусалима, и вполне справедливо; ибо весь подчиненный им народ следует за ними, подобно тому, как следуют за пастырями стада, им порученные. И если они приводят их на тучное и обильное пастбище, то они делаются сильными и очень тучными; если же пасут их в земле соленой и обильной терниями, то они совершенно гибнут от недостатка пищи. То же самое по истине может случиться и с нами самими. Ибо от толкований писания, ведущих к справедливости, добродетели и безошибочному богопознанию, ум наставляемых как бы утучняется. Вследствие же советов, располагающих к нечестию, он весьма скоро приобретает склонность и готовность к постыдному. Нечто подобное испытали Израильтяне от преданий и наставлений книжников и фарисеев и погибли несчастные. Ибо они не позволяли им идти истинной и спасительной стезей, – стезею, говорю, чрез веру в Господа нашего Иисуса Христа. Когда он исцелил слепого от рождения и во всем Иерусалиме удивлялись величию знамения, – исцеленному от болезни и проповедующему о Враче, они, обязанные учить истине, прямо говорили: даждь славу Богу: мы вемы, яко человек сей грешен есть (Ин. 9:24). Один из святых евангелистов свидетельствует, что книжники и фарисеи согласились отлучать от синагоги того, кто исповедал бы Его Христом. Итак, весьма безрассудно предпочитая приписываемое ими себе значение собственному спасению, они совершенно лишились участия в славе Божией. Об этом говорит им Спаситель: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете? (Ин. 5:44). И в другом месте: горе вам, книжницы в фарисее лицемери, яко затворяете Царствие Небесное (Мф. 23:13). Они служили соблазном для народа, постоянно враждуя против славы Христа. Поэтому Он говорит о них: горе крепким: не престанет бо ярость Моя на противныя и суд врагом Моим сотворю. Видишь, как Он называет их противниками и врагами своими и говорит, что их постигнет великий божественный гнев. Ибо совершенно необходимо, чтоб они наказаны были более жестоко и отдали ответ Судии за погибель других. Если бы они правильно мудрствовали, то могли бы и сами спастись и другим всем указать путь, приводящий ко спасению. Поэтому, когда они приходили к крещению покаяния, божественный Иоанн возглашал им: рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева (Мф. 3:7)? Итак, совершился суд Божий над крепкими, то есть в особенности над сильными между ними, или начальниками, когда страна их была опустошена и предана весьма храбрым войскам Римлян. Об этом предсказал им и Спаситель: егда узрите обстоим Иерусалим вои, тогда глаголите горам: покрыйте ны и холмом: падите на ны (Лк. 21:20, 23:30). Страшно есть еже впасти в руце Бога живаго (Евр. 10:31), не потому, что Он жесток и неумолим, напротив, Он милосерд и благ; но потому что презираемый нами Он огорчается, особенно когда мы сами себя лишаем Его даров; но мы можем в достаточной мере пользоваться и наслаждаться ими, когда решаемся следовать Его законам и удаляться в жизни от лукавых и нечестивых учителей, которые своими словами усиливаются уничтожить чистоту веры и, изливая в души невинных людей яд своего упорства, располагают их к решимости на зло.

Толкование на пророка Исаию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

24. Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
24. Сего ради тако глаголет Владыка Господь Саваоф: горе крепким во Израили: не престанет бо ярость Моя на противныя, и суд врагом Моим сотворю:

"О, удовлетворю Я себя над противниками Моими", точнее с евр. «услаждусь Я мщением противникам Моим». Человекообразное выражение, приписывающее Богу движение Духа, недостойное Его святости, 70 толковников изменили в выражение, более согласное с Его правосудием: "не преста́нет... на проти́вныя". И последние слова стиха: "отмщу врагам Моим" в греко-слав. переводе (по тому же побуждению) заменены словами: "суд... сотворю̀". "Сильный Израилев" – название, по смыслу сходное с названием: «сильный Ратоборец» (Иер.20:11), и указывающее на те чудеса силы Господа, которые испытывали на себе враги Его воли (ср. Исх.6:1,6. Пс.9:6 и сл.). "Го́ре крепким во Израили": (οὐαὶ oἱ ἰσχύoντες Ἰσραὴλ): 70 толк. אֲבׅיר (сильный) прочитали как אֲבׅרֵי.
 

Толкования на Книгу Святого пророка Иеремии. Часть 1–2

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим! 

А! восклицательное междометие, выражающее вообще радость, печаль, а иногда сожаление или презрение (Иез.25:3) и почти равносильное междометиям: О! в некоторых местах Свящ. Писания, как, напр., у Исаии (Ис.1:24) и Э! (Мк.15:29); иногда употребляется в значении союза противительного (Иер.1:6).

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев; о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим

Здесь начинает говорить Сам Господь.

Сильный Израилев — так назвал Бога еще патриарх Иаков, желая указать, что Бог будет защитником всего его племени (Быт. 49:24). Теперь Этот Защитник Израиля восстанет против детей Израиля, которые стали врагами Божиими.

Удовлетворю Себя — выражение антропоморфическое, означающее строгость и неизменность суда Божия, ожидающего непокорных Богу иудеев.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.24   Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!


Неверность завету с Богом и враждебность народа против власти Божией возбуждают гнев Божий: оскорбленная правда Божия должна быть удовлетворена. И вот Господь, по требованию Своей правды, объявляет отмщение врагам своим. Он должен выполнить такое определение суда Своего, по условию поставленному при заключении завета с народом (Втор.29:10-15; 30:15-20).
Он может выполнить оное, потому что Владыка Израиля есть «Царь небесных воинств»
(Наименование Саваоф, точнее – Цеваот, есть еврейское слово и представляет множественное число имени существительного – женского рода цава что значит войско. Отсюда – «Господь Саваоф» значит Господь воинств, разумеется, преимущественно воинств небесных, т. е. анге­лов (Быт.32:1-2; Ис.6:1-2).

 

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible