Скрыть
И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть вместе, – и никто не потушит.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит

И будет крепость их яко стебль изгребия (льна) – то есть крепость непокорства их, – и делания их, яко искры огненныя, - которые упадают в изгребие, и всё обращается ими в пепел.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит

И будет крепость их яко стебль изгребия, и делания их яко искры огненныя. Из сего явствует, что для каждого будут дела его причиной мучительности наказания, потому что сами себя приуготовляем к тому, чтобы стать годными к сожжению, и, как искры огненные, возгнетаем в себе душевные страсти для возгорения геенского пламени, как и палимый жаждой в пламени богатый (см.: Лк. 16, 19–31) томим был за собственные свои удовольствия. Ибо по мере приемлемых нами в себя стрел лукавого подвергаемся большему или меньшему жжению.

И сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй. В другой уже раз в пророчестве поставлены вместе беззаконники и грешники. Выше: И сокрушатся беззаконнии и грешницы, а здесь: и сожгутся… Никто не обольщай себя невежественными словами: «Хотя я и грешник, но христианин, потому не впаду в геенну, где идолослужители. Мне поможет самое имя христианина, если и преступил я Христовы заповеди». Ибо слышишь: сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе. Для тех и других одна причина сожжения: в тех и других – стебль изгребия, то есть жизнь, удобно возгорающаяся и легко приемлющая в себя пламень; в том и другом по праву зажигает душу искра, которая теперь как бы таится еще в пепле, поскольку закрыта оболочками плоти, но возгорится от Божия суда в день отмщения, раздуваемая и воспламеняемая обличениями.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит

И буде крепость их яко стебль изгребия. Прежние сравнения взяты, чтобы показать безобразие, а это – слабость; все они весьма понятны, заключают в себе весьма ясный и выразительный смысл.

Яко стебель изгребия, т.е. слабы. И деяния их как искры огненные. Здесь он показывает, что зло – внутри их, что они сами себе причинили плен и воспламенили печь. Как упавшие искры производят огонь, так совокупные грехи их воспламенили гнев Божий.

И сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй. Опять Он угрожает им лишением спасения по той же самой причине, не для того, чтобы они отчаивались, но чтобы возбудить в себе живой страх, оставили свою великую беспечность; притом указывает здесь и на нечто другое, на непреодолимую силу свою, на то, что когда Он наказывает и отмщает, тогда никто не может противостать и прекратить бедствия.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит

И будет сила ваша, как пепел пакли. Вместо пепел Симмах перевел άποτίναγμα — вытрясенное, выброшенное, так как когда чешут паклю, то выбрасывается все негодное. Следовательно вся сила и гордость грешников и беззаконников Израиля, оставивших Господа и потому истребленных, которые приносили жертвы идолам и покраснеют за сады, которые они избрали, — будут обращены в хлопья пакли, быстро пожираемые пламенем. Ибо следует: и дело ея, то есть силы вашей или идолослужения, в котором вы блуждали, истребит малая искра. И будет гореть то и другое вместе: и не будет никого, кто погасил бы. То есть знание Иудеев и все дела, которые они совершают, или и идол, и Иерусалим, в котором был идол: и когда Господь зажжет, то никто не будет в состоянии погасить. Все это мы можем также понимать и относительно противных учений, — что и учители и ученики одинаково, погибнут и все дело их будет пищею огня.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И будет крепость их яко стебль изгребия, и делания их яко искры огненныя, и сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй

Премудрый Соломон сказал, что всякий связывается узами своих собственных грехов. Это изречение истинно. Ибо каждому из нас собственные грехи причиняют погибель и навлекают на нас наказания праведного гнева. Это и испытали на себе Израильтяне. Ибо они измыслили себе лжеименных богов и возложили на них надежду, что при помощи их могут победить врагов. Но это самое послужило для них только огнем и дровами. Ибо они за этот грех преданы огню, и притом неугасаемому, то есть ужасным и непрестанным бедствиям, потому что никто не помогает им. И это Он объясняет нам, говоря: и будет крепость их яко стебль изгребия, и делания их яко искры огненныя. И будет, говорит, мужество их как отребие, то есть пища огню и трут, и дела рук их как искры огня, бросаемые в них. Итак, сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе. Посему не нужно оскорблять Бога и делать это…. Ибо самые дела наши и будут огнем для нас и пищею огня, тогда как добрые дела поступающих праведно несомненно приобретают похвалу, славу и жизнь.

Толкование на пророка Исаию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

30-31. ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем, и дело его искрою; и будут гореть вместе, и никто не потушит.
30-31. Будут бо яко теревинф отметнувый листвия (своя), и яко вертоград не имый воды. И будет крепость их яко стебль изгребия, и делания их яко искры огненныя, и сожгутся беззаконницы и грешницы вкупе, и не будет угашаяй.

Ср. Иер.17:6.  И сильный (точнее: богатый, дающий свои богатства на выделку золотых и серебряных идолов, ср. Исх.32:2 и сл., Ис.2:20;40:19будет отрепьем, и дело его, т. е. идолы (ср. Ис.2:8), искрой – в том смысле, что идолослужение, как отступничество от Господа, источника жизни (ср. Иер.2:13), носит в себе зародыш разрушения, смерти. А так как разрушение и умерщвление в Ветхом Завете нередко, в переносном смысле, называется горением (см. Ис.9:19; Иер.4:4;21:12): то идолослужение – искра, от которой начинается умерщвление идолослужителей (ср. Ис.9:18).
Крепость их: вм. масор. התםׄו (богатый, сильный) 70 толковников читали הָתֵםֶן.. 
 

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.30-31   ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть вместе, – и никто не потушит.

Знойное восточное солнце во время продолжительного летнего бездождия до того раскаляет почву, что в ней нимало не остается влаги, так что и крепчайшие деревья, глубоко коренящиеся в земле, теряют свои листья и засыхают. Так гибнет теревинф(Теревинф иначе терпентинное дерево. Это красивое растение принадлежит к особенностям флоры Средиземного моря. Теревинф у евреев служил образом силы, гордости, богатства, славы, счастья; с этим деревом соединялось немало исторических воспоминаний: Быт.35:4; Нав.24:26; Суд.6:11,19,24; 1Цар.17:2,19; 21:9; 2Цар.18:9,14; 3Цар.13:14; Ис.6:13; 61:3 (Эдуард Рим))

Также бедствует и погибает плодоносный сад, если в нем нет потока или бассейна с водой: в это время он представляет грустную картину для своего хозяина, который, положив много труда на его возделывание, рассчитывал найти в нем покой и продовольствие, прохладу и негу и – жестоко ошибся!... Подобное будет с гордыми, знатными, но нечестивыми и непокорными князьями Сиона. Еще более грустную картину представляет нива, когда она, возделанная с тяжелым трудом многими делателями, в день жатвы представляет своему хозяину, вместо колосистой пшеницы, поле, сплошь поросшее тернием и сорною травой: тогда огорченный хозяин все пространство своего поля очищает пламенем... Подобное будет и с народом Израильским, который был «достоянием Господа». Когда жизнь его, после многовековых усилий многих посланников Божиих, не принесла добрых плодов, а напротив представляла грустную картину запутанных направлений и гнусных пороков; то Промысл Божий определил очистить избранный народ огнем бедствий (Ис.5:3-7,13-14,24-25). Люди гордые, властительные и богатые будут негодным буреломом, а дела их – искрами: их злодеяния будут причиной истребительных войн и гибели отечества. Будут гореть вместе все и потому никто не потушит пожара!...

Так изображая суд Господа над ветхозаветной церковью иудейской, великий пророк Божий вместе с тем предызобразил и последний суд Вседержителя над миром (Ис.66:24). Такими же чертами изобразил последний суд над миром и Христос Спаситель в «притче о плевелах на поле» (Мф.13:38-42).

Во все века, под всем небом и на всей земле слышалось и слышится это вещее и грозное слово великого Пророка о суде Божьем над неверным и богоотступным народом еврейским. Так, после Исаии, подобным же словом обличал своих, еще более развращенных, современников пророк Иеремия (Иер.2:5,12,20-22,26-27,30-34;9:7;12:4,10-11 и мн.др.), а благочестивый писатель третьей книги Ездры – назидал своих читателей (3Езд.1:6-7,26,28-31,39-40; 2:14,20-23 и пр.). Наконец, и православная церковь Христова, располагая сердца верующих к истинному покаянию, предлагает их благоговейному вниманию тоже грозное и вместе благостное пророческое слово Исаии в самые первые дни великого поста святой четыредесятницы.
Так слышит небо и внемлет земля, когда Господь говорит! (По уставу православной церкви, в понедельник первой недели ве­ликого поста, на шестом часе читается Ис.1:1-20 ; во вторник Ис.1:19-31,2:1-3)

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible