Скрыть
и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе; город правды, столица верная

И восставлю судии твоя якоже прежде – как во времена Давидовы.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная

И приставлю судии твоя якоже прежде. Почему, миновав царей, Пророк упомянул о судьях, хотя и между царями были некоторые, с похвалой начальствовавшие над народом? Или потому, что правление судей было свободнее, сообразовалось с природой и народ жил тогда по своим законам, признавая царем одного Бога; а цари поставлены впоследствии по собственному их неразумию. Почему надлежало, чтобы облагодетельствованные возвратились в блаженное состояние. И поэтому Бог, даруя им свободу, обещал приставить не царей, а судей. Ибо не бяше царя во Израили, но кийждо, еже право пред очима его, творяше (ср.: Суд. 17, 6). Или поскольку по пришествии истинного Царя не царей уже было время, то обещал дать судей, подобных прежним, то есть учеников Господа, о которых сказано: сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (ср.: Мф. 19, 28).

И советники твоя яко от начала. Опять и здесь, сохраняя им свободу, говорит, что даст им не повелителя, но советника. Ибо царю свойственно давать приказы подчиненным, а советнику – посредством совета убеждать в полезном. Ибо не всякий имеет достаточные силы сам собой найти, что нужно. Посему благодеющий Бог дает советников, а не властителей.

И по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион. Пророк показал, какой конец имеют частные благодеяния. Ибо вместо града убийц – град правды, и вместо града блудницы – мати градовом, то есть и другим городам подаст пример целомудрия. И опять град верный, каким был до осквернения блудом. Так украшенная приличными ей украшениями, то есть советниками и судьями, Церковь во Христе может быть названа мати градовом, потому что она как бы высылает от себя какие-то поселения для жизни по Богу.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная

И опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале. Здесь он говорит о возвращении из плена. После истребления неисцельно больных, после исправления способных к раскаянию, он благовременно прилагает и остальной вид врачевания – предстоятельство хороших начальников и общество добрых советников, чтобы, при уврачевании тела лекарствами и при отличных врачах, части города пришли в благосостояние во всех отношениях. Действительно, немаловажный вид благодеяния – получить добрых начальников.

И по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион. Но мы не находим, где бы прилагалось такое название к городу Иерусалиму. Что же можно сказать на это? То, что он говорит здесь о названии, выраженном делами. Это не мало поможет нам, когда иудеи потребуют от нас объяснения имени Еммануила. Если Исаия сказал, что Христос будет назван таким именем, а между тем Он нигде так не назван, то мы можем сказать им, что пророк назвал Его по значению дел Его. Так точно и здесь.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое

И обращу руку Мою на тебя, выжгу дочиста изгарь и уничтожу весь свинец твой. Вместо изгарь (scoria), как перевел Симмах, Акила перевел στέμφυλα, то есть виноградные; выжимки, Феодотион γιγαρτώδες, то есть косточки винограда; одни только LXX: недоверчивых или неповинующихся, переводя более смысл, нежели слова, Ибо так как выше сказал: серебро твое обратилось в изгарь, то теперь удерживает метафору, и говорит, что Он обращается на него, то есть простирает руку Свою для наказания и очищения и выжжет всю нечистоту и пороки грехов, что бы отделении свинца осталось чистое серебро, что без огня быть не может, и этим показывает, что они будут терпеть мучения.

И в Малахии читаем о Господе: ״сам выйдет как огонь горнила и как очищающая трава валяльщиков и сядет расплавляя и очищая, как серебро и золото, и очистит сынов Левия“ (Мал. 3:2-3) “чтобы после того как они очистятся, было сказано о них: ״ и будут приносить Господу жертвы в правде. Также и Иезекииль говорит, что весь дом Израилев смешан с медью, железом, оловом и свинцом и затем будет очищен, чтобы по очищении познал, что Он есть Господь (Иез. 22:18-22). Но и в Евангелии под другою метафорою выражается тот же смысл: Ему же лопата в руку Его, и отребит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем негасающим (Лк. 3:17).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 25-26 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: город правды, столица верная

Во-вторых, для очищения, так как Господь праведников Своих за некоторые малые и легкие грехи их и для уничтожения высокого их мнения о чистоте своей предал различным искушениям, чтобы в настоящее время, очистив их от всякой скверны помыслов и, говоря словами пророка, очистив примесь (Ис 1:25), представить их в день будущего испытания подобными чистому золоту, не имеющими в себе ничего, что служило бы пищею искушающему судному огню и требовало бы мучительного очищения его.

Собеседования

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 25–28 И наведу руку Мою на тя, и разжегу в чистоту, непокаряющихся же погублю, и отъиму всех беззаконных от тебе, и всех гордых смирю. И приставлю судий твоя якоже прежде, и советники твоя яко от начала; и по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион. С судом бо спасется пленение его и с милостынею. И сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе, и оставившии Господа скончаются

Бог наводит руку Свою, как бы поражающую; ибо так всегда поступают наказывающие. А что это наведение руки, то есть стремительность бедствий и испытание ее будут для них совершенно бесполезными, и наказания не останутся для них безразличными, но уверовавших сделают достойными заботы и попечения, а добрым доставят благодать спасения, – об этом Он ясно учит. Так как Иерусалим, некогда противившийся Богу, многообразно прелюбодействовал, служа иным богам, то Бог навел на него свою руку и предал его как бы некоторому огню, бедствиям войны. Но когда Отец послал с неба Сына, Спасителя и Искупителя, Иерусалим упорно восстал против Него, и совершил дела, свойственные совершенному безумию, и не переставал жестоко оскорблять своим непослушанием Того, Кто оправдывает нечестивого и освобождает чрез веру от древних прегрешений. И опять Он навел на Него свою руку и, как художник, посредством огня расплавил его на составные части: славный и избранный род уверовавших сохранил для себя, а нечистых и ее имеющих достоинства предал погибели и истреблению. Итак, как расплавляющие в огне медь или серебро очищают вещества, так и я, говорит, сожгу для чистоты. Написано же, что отмыет Господь скверну сынов в дщерей Сионских, и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя (Ис. 4:4). Еще сказано устами одного из святых пророков: внезапу приидет в церковь свою Господь, егоже вы ищете, Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель. И кто стерпит день пришествия Его, и кто постоит в видении Его? зане той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих. И сядет разваряя и очищая яко сребро и яко злато (Малах. 3:1-3). И другим способом изъясняет нам это премудрый Матфей, говоря о Христе: Аз убо крещаю вы водою в покаяние: грядый же по мне, креплий мене есть, емуже несмь достоин сапоги понести: Той вы крестит Духом святым и огнем. Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим (Мф. 3:11-12). Итак, пшеница собирается в житницу, а все бесполезное, то есть шелуха будет пищею огня. Если же кто желает узнать, каким образом это будет, тому уясняют это приведенные слова. Ибо Он тотчас сказал: непокаряющихся же погублю, и отъиму всех беззаконных от тебе, и всех гордых смирю. Ибо древле сонмище Израильтян, нечестиво поступивши против Христа и отвергши Искупителя, погибло; истреблены были все гордые и живущие беззаконно, то есть начальники иудейской синагоги, архиереи и фарисеи. Не беззаконны ли и ненадменны ли они, и думают ли сколько-нибудь об уважении к закону и не поднимают ли рога в высоту и не говорят ли они неправду против Бога? Ибо вопияли: возми, возми, распни Его. Истреблены были начальники народов, потому что на их места назначены святые апостолы, о которых говорит: и приставлю судии твои якоже прежде, и советники твои яко от начала. Ибо божественные ученики сделались ничуть не меньшими древнейших святых, которых он называет и судиями, и советниками; потому что они совершили и то и другое: и обличают согрешающих как судьи, и подают слабым советы, полезные для их духовного укрепления. Так премудрый Павел коринфского блудодейцу предал сатане во измождение плоти, чтоб дух был спасен: он же дает добрые советы и говорит: аще некий брат именем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник: с таковыми ниже ясти (1Кор. 5:11). О судиях и советниках, о которых здесь упоминается, блаженный Давид в Духе Святом говорил к самому Иерусалиму: вместо отец твоих быша сынове твои (Пс. 44:17), то есть место отцов заняли у тебя дети; ибо божественные ученики были Иудеи и сыновья тогдашней синагоги. А что они сделались отцами уверовавших, об этом выслушай слова Павла: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1Кор. 4:15). И опять: чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. 4:19). И другой из святых пророков Его напоминает вам о Христе, Спасителе всех нас, и о проповеди святых Его учеников и говорит: се царь праведный воцарится и князи с судом владети будут (Ис. 32:1). Ибо предводители иудейской синагоги и жизнь вели самую беззаконную и не умели управлять с судом, то есть с правдою. Когда же воцарился на земле Христос, божественные ученики Его сделались праведными и благими и с судом действующими начальниками. Когда же поставлены были они, городом правды и столицею верною опять назван Сион, то есть церковь. А что не без разбору, как я сказал, но с заботою и мыслью, соединенной с справедливостью, совершено Богом сожжение, или испытание, – это делает ясным род, прославившийся верою. Прибавляет говоря: с судом спасется, пленение его и с милостынею. И сокрушатся беззаконии и грешницы вкупе и оставившии Господа скончаются. Ибо после того, как разделены были роды, как я сказал, один славный, который уверовал, другой, подвергшийся тяжким страданиям, – избранный был спасен, но погибло все, что было в них позорного и отвратительного, причастного безумию, жившего нечестиво, пренебрегшего Христом подающим спасение, прощающим грехи и оправдывающим благодатью.

Толкование на пророка Исаию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

26. и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».
26. И приставлю судии твоя якоже прежде, и советники твоя яко от начала: и по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сион.

Угрожая (в ст. 23 и сл.) беззаконным князьям погибелью, Господь обещает народу снова поставить над ним судей, "якоже пре́жде, от нача́ла". Так как под управлением этих судей Сион имел сделаться «городом правды, столицей ( = "ма́ти градовым", μητροπολις) верною» (ср. ст. 21): то слова: «якоже и прежде» и «от начала» указывают на времена древнейших правосудных управителей израильского народа: Соломона, Самуила и других, в собственном смысле так называемых, судей народа израильского, Моисея и – может быть – даже Мелхиседека ( = Царя правды), хотя этот последний был царём не израильского племени.  

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе; город правды, столица верная

Судьи как прежде. Так как здесь речь идет об Иерусалиме, то судьями в прежнем роде пророк называет лучших правителей из династии Давидовой и их министров (ср. Иер 33:15 и cл.).

Столица верная, т.е. настоящий столичный город теократического государства, где в точности соблюдается закон истинного царя — Господа. Такой столицей Иерусалим, конечно, должен стать в последние времена мира: это — новый Иерусалим, который видел в Откровении святой Иоанн Богослов (Откр 21:2).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.26   и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».


В настоящее время князья народа пренебрегают законом, презирают права подданных; насилие, хищение и убийства непременные свойства их своеволия (Ис.1:23; Ис.2:12-13; Ис.3:12-15).
Но когда Господь изменит нравы народа действием сильных бедствий и обратит его к Себе, то блюстителями его благочестивой жизни поставит благоразумных, верных и ревностных вождей, каких Он воздвигал прежде, в начале исторической жизни Израиля.
Те были доблестные хранители веры, нравов и сил народа. Так, даже женщина, Деввора, питая глубокую любовь к отечеству, мужественно взялась за оружие против врагов, Гедеон, ревнуя по вере праотцов, изрубил идола и разрушил жертвенник Ваала, Иеффай, храня ненарушимо святость обета Богу, посвятил Ему свою единственную дочь, Самуил был строгим хранителем правосудия и общественного порядка.
Но впоследствии, когда, по желанию народа, явились цари и, по своеволию, при царе Иеровоаме 1-ом совершилось разделение Еврейского царства, то идолопоклонство проникло в народ, и он стал богоотступником.
И вот Господь вместо царей беззаконных предназначает судей, которые не угнетали бы народа насилием и не развращали бы идолослужением. В Иерусалиме опять утвердится правосудие и верность закону; Сион уже не будет «блудницею» (Ис.1:21), напротив, его обитатели пребудут в непоколебимо твердом и святом союзе с Богом.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible