Скрыть
Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 5-7 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим

А в лице Авраама, давшего десятину Мелхиседеку, и колено Левиино, от него имевшее произойти, также получило десятину от него; ибо Левиты, хотя и брали десятины, но брали их не с чужих, а от самих себя принимали десятины, то есть от братьев своих, сынов Авраама, брали десятины. Сему же, который не вписан в родословии Левитском, десятину дал Авраам, которому было дано обетование священства и которому было обещано, что в нем благословятся все народы. Каким же образом он мог нуждаться в благословении человека необрезанного? Не открывает ли это и не доказывает ли того, что если бы Авраам не был меньшим, чем Мелхиседек, то не имел бы нужды получить благословение от него?

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама

Теперь показывает, каким образом Мелхиседек выше Авраама, говоря, что священнослужители из колена Левия получали десятину от народа (Лев. 27:30-32), очевидно, как лучшие и почетнейшие люди ради достоинства священства. Ибо ради чего иного сам народ, подвергаясь тяжелым трудам и бедствиям, приносит десятины всякого рода священникам, не подвергающимся таким трудам и не возделывающим землю, как не ради того, что они более священны и служат высшему делу? Таково достоинство священства и настолько имеющие его выше собственных братьев, хотя и вышедших из одних и тех же чресл. Отсюда и Мелхиседек, получивший десятину от Авраама, и притом не будучи из его рода, ибо был иноплеменником, превосходнее и выше его. Ибо почему Авраам дал бы иноплеменнику десятину, если бы ему не принадлежала великая честь? Если же Мелхиседек, прообраз, превосходит даже самого Авраама, то гораздо более истинный Первосвященник превосходит священников закона.

И благословил имевшего обетования

Так как Авраама всячески возвышало то, что он получал обетования от Бога, то теперь он присоединяет, что такого и столь великого, удостоившегося беседы с Богом и имеющего Бога должником, благословил прообраз Христа.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 5-6 И приемлющии убо священство от сынов левиин заповедь имут одесятствовати люди по закону, сиречь, братию свою, аще и от чресл авраамовых изшедшую. Не причитаемый же родом к ним, одесятствова Авраама и имущаго обетования благослови

Вот сколь велико преимущество священства: оно имеет право брать десятину даже с братьев, хотя они и одного с ним рода и имеют одного и того же с ним предка. И действительно священники из сынов Левииных имеют заповедь брать десятины с народа – по закону, хотя он и одного рода с ними (Чис. 18:21). А Мелхиседек, не смотря на то, что произошел не из их рода и не был причисленк их роду, принял десятину от предка их Авраама, как превосходящий его преимуществом священства. Итак Мельхиседек выше Авраама, а Авраам выше Левия и всех тех, которые произошли от него.

И имущаго обетования благослови

Т. е. имеющаго обетования благословения: ибо Бог, как выше сказано, изрек Аврааму: благословляя благословлю тя и т. д. Апостол нарочито коснулся здесь обетований, по тому что Евреи всюду тщеславились этими обетованиями.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-10 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его

С неумолимою убедительностью и последовательностью апостол выяснением величия Мелхиседека ведет слушателей к признанию величия Сына Божия, прообразованного Мелхиседеком. Мелхиседек оказывается выше сынов Левии. Он получил десятину с Авраама, самого родоначальника Левиина, и, так сказать, от самого Левии (9-10 ст.), родоначальника ветхозаветного священства. Наконец, Мелхиседек даже благословил Авраама (и Левию), в чем проявилась, так сказать, крайнейшая степень превосходства Мелхиседека, ибо несомненно меньшее от большего благословляется. В своих сравнениях священства Мелхиседекова и Левитского апостол не оставляет мельчайших подробностей для доказательства превосходства первого над последним. Так, в 8 ст. он указывает превосходство и в том, что, между тем как в Левитском священстве десятинами почиталось, так сказать, родовое священство, постоянно освежаемое новыми и новыми носителями его взамен умирающих, в Мелхиседеке почтено как бы личное священство без отношения ко всякому преемству, в данном случае как бы несуществующему («имеющий о себе свидетельство, что он живет…» ср. 3 ст.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим.

В 5 стихе логическое ударение сосредоточивается на словах: οἱ ἐκ τῶν υἱῶν Λευῒ τὴν ἱερατείαν λαμβάνοντες, противоположением чему до́лжно считать то, что Мелхиседек не только не был из сынов Левия, но и не имел родословной, столь важной в Левиином колене. Однако он удостоился такого благоговейного почитания от самого праотца Левиина – Авраама. Таким образом, сила аргументации Апостола как относительно способов передачи десятины, так и оснований этого в общем смысле факта, а не в его частностях. Получающие священническое звание на основании происхождения от Левия, ἐντολήν ἔχουσιν ἀποδεκατοῦν τὸν λαὸν κατὰ τὸν νόμον. Говоря это, Апостол имел в виду изложенное в Числ.18:21–32. По этому закону должны были получать десятину левиты, которые потом в свою очередь должны были давать десятину священникам. Так было и при Неемии. Следовательно, левиты были собственно одесятствуемы. Но всё же то, что получали священники, было собираемо с народа, поэтому Апостол в своих словах является верным и закону, и действительности, хотя он, очевидно, не вдавался в эти мелочи важного дела в общем, как дела органически входившего в законное устройство народа.
 
В целях своей аргументации Апостол к слову λαὸν делает подробное пояснение: τοῦτ᾿ ἔστιν τοὺς ἀδελφοὺς αὐτῶν. Народ, плативший десятину левитским священникам, был не чуждый им: то были братья их, происшедшие из чресл Авраама, но стоявшие ниже их. Получавшие десятину были поэтому только первыми между равными и в этом заключалось указание на их высокое звание: даже братья платили десятину. Во всём этом Мелхиседек стоит выше. Он не их родословия. Священство его имеет своё основание не в плотском происхождении, но в силу присущего ему достоинства. Он получил десятину с Авраама, тогда как левитские священники получали её только с обыкновенных потомков его. Евреи давали левитам десятину по требованию закона, а Мелхиседеку Авраам дал десятину по добровольному желанию, в силу признания достоинства Мелхиседека. Наконец, Мелхиседек даже благословил Авраама, в чём со стороны Авраама явлено наибольшее признание превосходства Мелхиседека, ибо благословляемый несомненно мыслится ниже благословляющего.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.

Десятины (см. Лев. 27:30-32) по закону, народ израильский должен был давать левитам (см. Чис. 18:21), как представителям власти и славы Божьей на земле. Но Авраам - сам родоначальник левитов, сам получивший от Господа благословение и обетования. Благословляя, благословлю тебя, говорит ему Бог (Быт. 22:17), платит десятину человеку, совершенно чуждому рода еврейского и его обетований, следовательно, считает себя низшим его и подчиненным ему. Мало того, он еще получает благословение от него, следовательно, признает его высшим себя, представителем славы Божьей, и сообщителем даров Его.
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible