Скрыть
то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

то лучшего завета поручителем соделался Иисус

Изречение «бысть испоручник» обозначает данное Им за нас поручительство. И как, будучи Словом, «плоть бысть» и речение «бысть» относим мы к плоти, потому что она получила бытие и есть тварь, так и здесь сказано «бысть», чтобы это изречение принимали мы в последнем значении, поколику сделался Он человеком. Да знают же упорствующие и да откажутся от такого своего злоумия. Пусть слышат, что Павел означает этим не приведение в бытие Его сущности, ибо знает, что Слово есть Сын и Премудрость, и Сияние, и Образ Отца, то и теперь речение «бысть» относится к служению завета, которым приведена в бездействие смерть, некогда царствовавшая. И совершенное Им служение стало лучшим, потому что «немощное закона, в немже немощствоваше плотию, Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха, и о гресе осуди грех во плоти» (Рим. 8:3), то есть удалил от нее грехопадение, пленницею которого была всегда плоть, почему и не принимала в себя Божественной мысли, и саму плоть доведя до удобоприемлемости слова, сделал, что мы не по плоти уже ходим, «но по духу», и нередко говорим о себе: «мы не во плоти, но в Дусе» (Рим. 8:9). И Сын Божий пришел в мир, «не… да судит мирови», но да искупит всех и «да спасется Им мир» (Ин. 3:17). Ибо тогда мир как повинный судим был Законом, а теперь суд приняло на Себя Слово и, за всех пострадав плотию, всем даровало спасение. И это имея в виду, Иоанн воззвал: «закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Ин. 1:17). Но благодать лучше, нежели Закон; действительность лучше, нежели тень.

На ариан слово первое

Ефрем Сирин, прп. (†373)

то лучшего завета поручителем соделался Иисус

Итак, настолько лучшим пред прежними священниками соделался Иисус Христос Посредником того блага, о котором дал нам обетование в Новом Завете.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

То лучшего завета поручителем соделался Иисус

То есть поскольку клялся, что Он всегда будет священником. Ибо не клялся бы, если бы не был выше. Отсюда и Новый Завет выше Ветхого.

Евфимий Зигабен (†1118)

По толику лучшаго завета бысть испоручник Иисус

«По толику» – поколику «не без клятвы», как сказано выше. Ибо клялся, что священник Иисус будет существовать вечно. А если Его священство вечно, то и служение будет вечно, a следовательно будет вечен и завет, свойственный сему служению. И во всяком случае, имеющее быть постоянным лучше временнаго, почему это последнее, как безсильное и безполезное, отменено, а то, как сильное и полезное, заступает его место и пребывает вечно. «Испоручником» Апостол называет виновника.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-22 И как сие было не без клятвы, — ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, — то лучшего завета поручителем соделался Иисус

Лучшее достоинство Христова священства, его превосходство пред ветхозаветным, необходимость и неотъемлемость подтверждена Самим Господом - тем, что установление этого священства сопровождалось клятвою (ср. VI:16-18 ст.). - «Лучшего завета поручителем сделался Иисус…» В этом удостоверяет нас, кроме клятвы Божией, и сущность лучшего завета, и личность Поручителя. Сущность лучшего завета характеризуется тем, что он все доводит до совершенства и дает не только заповедь, но и «вся Божественный силы к животу и благочестию» (2Пет. 1:3). Соответствует сему значению лучшего завета, удостоверяя его, и личность Поручителя, явившего столь возвышенную любовь к людям со стороны Бога («тако возлюби Бог мир» Ин 3:16), и даровавшего людям столь высокую власть быть чадами Божиими (Ин 1:12), за которых Он является вечно живым Ходатаем, как взявший на Себя грехи их и положивший за них душу Свою.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И как сие было не без клятвы, – ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, – то лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;

Третье же доказательство находится в ст. 20–22, где указывается на предопределение с клятвой нового особого Иерея, в чём, по Апостолу, заключается его необходимость и неотъемлемость, а вместе и высшее достоинство самого Завета, в котором поручителем явился Иисус, Который своё поручительство исполнил прежде всего тем, что взял на Себя грехи людей, ставь их Спасителем, а потом и вечно живым Ходатаем, как говорится об этом далее в стихах 23–25.
 
Апостол указывает свидетельство о клятве в Пс.109:4385. Но всё это объединяет такой концепцией мыслей, что нужно удивляться как сложности его речи, так и способности читателей, долженствовавших быть достаточно осведомлёнными обо всём, что пишется, чтобы с возможной ясностью проследить за логикой мыслей Апостола и с полнотой восприять силу их доказательности и убедительности, что конечно, главным образом, зависело от понимания ими в мессианском смысле 109 псалма, на котором и зиждется главная сила обоснования Апостольской речи.
 
В Иерее же вечном 109 псалма видели указание на Мессию многие древние еврейские толковники. Поэтому, можно думать, что доказательства Апостола, несмотря на их великую сложность, не были чрезмерно отвлечёнными и такими, в которых некоторые слова будто бы подбирались для созвучия и стилистики вообще. Напротив, здесь всё отличается не только стройностью речи, но и такой строгостью развития мыслей, которая даёт возможность проследить последовательность их происхождения. Основной мыслью является единство и вечность новозаветного Ходатая, ясно превосходящего многих ветхозаветных, как умиравших и сменявшихся. И эта великая по содержанию мысль присоединяется к ряду других через простой союз «и», который был так обычен в ветхозаветных писаниях. Таким образом, Апостол умел быть в изложении своих мыслей и простым, и в высшей степени искусным, при многосложности предметов, входивших в область изложения. В смысле устойчивости левитское священство было изменчиво, как соединявшееся с умирающими членами его, а священство Христа – вовек непреходящее (εἰς τὸν αἰῶνό ἀπαράβατον), потому что Он всегда жив. Εἰς τὸν αἰῶνα (или еврейское לְעוֹלׇם, как обозначение долгого времени вообще, в приложении к будущему очень эластично. Но ниоткуда не следует, что здесь следует понимать его ограниченно. Напротив, в поэтических произведениях, каким был псалом, скорее до́лжно разуметь здесь время неограниченное и даже вечное, какое приписывается Богу, так как лицо псалма истинно божественное. Но всё это с непререкаемым авторитетом подтверждает Апостол, когда говорит, что имеющий священствовать вовеки «всегда жив сый» (πάντοτε ζῶν). Здесь, по выражению Вейсса, берутся все прежние моменты доказательств и приводятся к их последней полноте. Делич же говорит, что здесь ветхозаветное пророчество и надежда находят своё исполнение.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

И как сие было не без клятвы, - ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

Священство Христово утверждено клятвою Господа, как несомненно действительное и могущее спасти нас, как видно из слов псалма: клялся Господь и не раскается Ты священник вовек (Пс. 109:4). Тогда как левитское священство не имело подобного утверждения, следовательно, оно не могло служить верным ручательством непреложности завета с Богом и спасения людей. Священство же Христово может служить таким ручательством и со стороны Бога, Который с клятвою установил это священство как вечное, непреложное и достаточное для примирения людей с Богом, и со стороны человека, потому что поручитель (за него) Первосвященник его - Иисус есть, Богочеловек, взявший на Себя грехи мира и установивший, таким образом, лучший завет с Богом.
д). Наконец, в том превосходство Христова священства перед левитским, что первое есть вечное, а левитское временное (7:23-25)
 
Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible