Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 7:4
Ви́дите же, ели́къ се́й, ему́же и десяти́ну да́лъ е́сть Авраа́мъ патрiа́рхъ от избра́нныхъ.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих
Кроме того Апостол возвеличивает священство язычников пред священством иудейским, когда говорит: смотрите, как велик сей, кому и десятину дал из всего патриарх наш.
Григорий Нисский, свт. (†394)
Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих
Ибо и Авраам не иначе принял благословение от Мелхиседека, как принеся иерею Божию начатки и лучшее. Под «лучшим» и «начатками» из добыч подразумевается сама душа и сам ум. А поэтому нам повелевается не быть мелочными, когда мы приносим в жертву Богу хвалы и молитвы, и не приносить Владыке нечто случайное, но посвящать Ему лучшее в [нашей] душе или, вернее, посвящать ее всю целиком, [делая это] со всей любовью и со всем усердием, чтобы, всегда насыщаемые благодатью Духа и укрепляясь силою Христовой, могли бы легко шествовать по ристалищу спасения. [Наши хвалы и молитвы Богу] делают легким и приятным подвиг ради праведности, поскольку Сам Бог помогает нам в рвении к трудам, совершая через нас дела правды.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих
После того как приноровил прообраз к истине, или то, что принадлежит Мелхиседеку, ко Христу, наконец с уверенностью показывает, что прообраз, то есть Мелхиседек, славнее самих действительных иудейских священников, и не только их, но и самого праотца. Если же прообраз превосходит их, то истинный Первосвященник Христос превзойдет их гораздо более. Итак, видите, говорит, как велик, то есть насколько превосходит тот, кому дары подносил не простой человек, но Авраам, столь великий патриарх; не без намерения присоединил слово патриарх, но чтобы возвысить личность. И из лучших добыч, то есть из наиболее превосходной и ценной добычи. И нельзя сказать, чтобы он отделил некоторое вознаграждение за труд как совместно сражавшемуся и помогавшему, но сидевшему дома. Поэтому и выше сказал: «встретил Авраама, возвращающегося после поражения царей». Если же он выше самого патриарха, что показывает даяние десятины, то гораздо выше священников закона.
Евфимий Зигабен (†1118)
Видите же, елик сей, емуже и десятину дал есть Авраам патриарх от избранных
Сочетав прообраз с истиною, он далее не обинуясь указывает преимущество Мелхиседека пред священниками Еврейскими. Если же прообраз истины выше их, то тем паче сама истина. «Видите», говорит, т. е. помыслите, сколь велик был Мельхиседек, «ему же и десятину дал есть патриарх Авраам» из добычи своей: дал он ему десятую часть, как высшему себя, хотя он и не участвовал в войне.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих
«Из лучших добыч своих…» Чтобы ярче обрисовать величие Мелхиседека, апостол называет Авраама, давшего ему десятины, почтенным наименованием патриарха (2Пар. XIX:8; Деян 7:8; Лк 1:73; Ин 8:53), и самую десятину возвышает в значении, называя ее - «из лучших добыч своих». Цель этого понятна: если столь великий патриарх столь отменно почтил Мелхиседека десятиною, как священника Бога Вышнего, то сколь же велик должен быть Тот, Которого Мелхиседек был лишь слабым подобием?
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Во 2–10 стихах Апостол раскрывает типологическое значение этого момента. Здесь словесное искусство Апостола и образ наведения мыслей по аналогии доходит, можно сказать, до верха совершенства. В имени Мелхиседека Апостол указывает прообразовательное значение «Царя правды», βασιλεὺς δικαιοσύνης показывая тем, что прообразованный им Христос есть Царь правды не потому только, что Он Сам праведен350, но потому, что Он есть источник правды или оправдания для других.
Но здесь естественно спросить: какое же лицо было для Апостола первым, с которого он переносил черты на другое? Большинство экзегетов отвечают, что первообраз есть Сын Божий, как вечный Первосвященник, с Которого и перенесены разные черты на Мелхиседека, чтобы сделать его прообразовательным типом Первосвященника и Царя-Христа. Этим и объясняется то, что в изображении личности Мелхиседека запечатлелась некоторая приподнятость, отражённая от безмерного величия Христова, что и требовалось в целях Апостола – умалить значение левитского священства, чтобы в умах и сердцах читателей дать место иному священству, по чину (образу) и духу Мелхиседека.
Во 2–10 стихах Апостол раскрывает типологическое значение этого момента. Здесь словесное искусство Апостола и образ наведения мыслей по аналогии доходит, можно сказать, до верха совершенства. В имени Мелхиседека Апостол указывает прообразовательное значение «Царя правды», βασιλεὺς δικαιοσύνης показывая тем, что прообразованный им Христос есть Царь правды не потому только, что Он Сам праведен350, но потому, что Он есть источник правды или оправдания для других.
Но здесь естественно спросить: какое же лицо было для Апостола первым, с которого он переносил черты на другое? Большинство экзегетов отвечают, что первообраз есть Сын Божий, как вечный Первосвященник, с Которого и перенесены разные черты на Мелхиседека, чтобы сделать его прообразовательным типом Первосвященника и Царя-Христа. Этим и объясняется то, что в изображении личности Мелхиседека запечатлелась некоторая приподнятость, отражённая от безмерного величия Христова, что и требовалось в целях Апостола – умалить значение левитского священства, чтобы в умах и сердцах читателей дать место иному священству, по чину (образу) и духу Мелхиседека.
священник Николай Рудинский (†1937)
Мелхиседек оказывается славнее самого патриарха Авраама, который приносит ему в дар десятину, и притом из всей своей наиболее ценной добычи. Если Мелхиседек выше и славнее патриарха Авраама, который дает ему десятину, то гораздо выше священников закона. Каким образом?