Это не фобия «большого брата»-наблюдателя. Это осознанный выбор обычных, не знакомых друг другу людей. Какие причины заставляют не использовать смартфоны, отказываясь от удобства мессенджеров и прочих плюсов, расскажут герои сегодняшней статьи.
«Вокруг много интересного!»
Кристине 30 лет, она мама 6-летней девочки и полугодовалого мальчика. До отправления в очередной декретный отпуск трудилась заведующей аптеки. У Кристины в руках кнопочный телефон без выхода в Интернет.
Каких Вы придерживаетесь целей, не пользуясь смартфонами?
– Я долго не покупала смартфон, потому что на тот момент было дорого. Затем супруг подарил, но телефон не так долго прослужил. Разочарование. Конечно, если бы мы очень нуждались в таком аппарате сейчас, средства бы нашли. Хоть на всю семью, включая ребёнка. Но теперь принципиально не хотим пользоваться смартфонами. Дочке в школу купим обычный телефон, только для связи. Я думаю, что от всей, казалось бы, продвинутости техники, люди могут «двинуться» сами.
Что побуждает вас с мужем отказаться от использования смартфонов? Ведь это так удобно – родительские чаты с участием учителей, воспитателей, вы всегда в курсе любых изменений. Почему вы от этого ограждаетесь?
– Мы считаем, что всё в жизни должно быть в меру. Не думаем, что асоциальны. У нас дома есть ноутбук. Современному человеку не обойтись без инструмента, дающего возможность поработать, узнать последние новости, пообщаться. Муж работает и читает новости. Он эрудирован, это приятно. Общение дополнительное тоже никому не мешает. Дополнительное, но не основное.
Я веду переписку с разными людьми, состою всего в одной соц. сети, и мне этого хватает сполна. Люблю всё, что связано с фотографией. Ещё поэтому мне нужен компьютер. Всё, что меньше по размеру, не воспринимаю. Лично я. Муж неплохо управляется с гаджетами. Но ему они так же не нужны.
Расскажите, как чувствуешь себя с обычным телефоном после смартфона? Есть ощущение, что исчезло что-то надоедливое?
– Чувствую себя хорошо. Иногда вообще про телефон забываю. Часто его оставляю где-нибудь. Забываю, куда кладу. Даже обычный телефон для меня не такая уж важная вещь. Тем более я не работаю сейчас. И пользуюсь городским телефоном.
Много времени смартфон забирает на ерунду. Его и так забирает компьютер. Ребёнок начинает просить поиграть. В то время как он мог бы почитать или сделать что-то своими руками. У нас девочка. Ей 6 лет. Она смотрит мультики на экране компьютера. Может играть во что-то на ПК. Я ей разрешаю это каждый день по часу. Но если она систематически не слушается, сильно провинилась, я могу её лишить этого удовольствия на месяц и более. Сейчас у нас как раз такой период, до конца месяца. И вы знаете, она даже не вспоминает про компьютер. Запрет значит запрет. И находит, чем заняться. Зачем нужно такое изобилие всего, если есть компьютер с нормальным экраном. И для зрения не так вредно.
Все 3 летних месяца ребенок гулял во дворе почти весь день, с ребятами. И мультики с играми были забыты на это время. Ведь так интересно живое общение и настоящие игры со сверстниками.
В общем, не хотим слишком приучать детей к технике, переживаем за их здоровье, за их адаптацию в жизни. Человек с малых лет должен развивать фантазию. У нас поэтому и игрушек не было никогда много. А тут даже рисуют они без карандашей и красок на экранах смартфонов и в программах компьютеров. Иногда можно, но только иногда.
Нет ощущения выпадения из мира? Особенно когда выясняется, что занятия кружка отменились и «я же оповещала в вайбере!», а Вы соответственно были не в курсе.
– Иногда бывает. Обидно, когда пропускаем информацию по поводу переноса занятий по танцам у старшей девочки. Но это исправимо. Через соц. сеть и по тем же телефонам друг до друга можно дозвониться, дописаться. Тут уже всё от ответственности нашей, родительской, и организаторов, тренеров, воспитателей зависит.
Я как-то сказала тренеру, когда немного разозлилась (мы пришли на занятия, а их отменили, оказывается, из-за ремонта): «У нас нет смартфонов. Не бежать же нам теперь покупать их?!». На что она мне ответила: «Ну, вы тогда как-то сами звоните заранее, спрашивайте». На том и порешили. Не надо ни на кого серчать. Надо надеяться на себя.
Это к слову об ответственности. И мы теперь уточняем на всякий случай. Это привело к тому, что, наконец, люди запомнили, что меня нет в мессенджерах. Теперь Вконтакте пишет и тренер, и представительница родительского комитета её дублирует. Если одна забыла, другая пишет. И мы теперь начеку.
Когда Вы наблюдаете в транспорте или поликлинике всех этих людей, которые не вылезают из своих смартфонов, что хочется им сказать?
Посмотрели бы лучше в окно. Вокруг много интересного!
«Это деградация личности…»
Юлия – учитель изобразительного искусства по образованию, работает продавцом в магазине продуктов. Считает, что любая современная техника – компьютер, планшет или смартфон – разрушает человека, вызывает зависимость. Старшему сыну Юлии 19 лет, младшему – 4 года. У старшего Евгения, начиная с раннего дошкольного возраста, был неограниченный доступ к компьютеру. Младшего наша героиня, человек с сильным характером и способностью предоставлять «железные» аргументы, сознательно ограждает от техники. Да и сама Юлия пользуется кнопочным телефоном, хотя у неё есть смартфон и планшет.
Расскажите, как горький опыт старшего сына повлиял на тактику воспитания младшего.
– Шестнадцать лет назад, когда моему старшему было 3,5 года, компьютеры, можно сказать, были роскошью. Не у всех они были дома. Мы приобрели компьютер и позволяли играть неограниченно долго. Радовались, что ребёнок всегда занят, и его не надо чем-то развлекать.
Когда сын пошёл в школу, мы обнаружили, что ему очень сложно учиться: русский язык не давался, он не мог писать по-хорошему, сосредоточиться не получалось. Его интересовал только компьютер. Зачем писать, когда можно печатать? Когда мы начали ограничивать общение ребёнка с компьютером, запрещать, возникала агрессия. Я поняла, что от этой техники появилась зависимость.
Сейчас я смотрю на детей, сверстников моего 4-летнего Руслана, и мне страшно. Например, помогает мне с сыном подруга: забирает из садика, присматривает пока я на работе. У неё свой сынок, которому тоже 4. Он играет в жуткую игру на смартфоне – Гренни, где бабушка-зомби нападает на всех. Мальчик уже не спит по ночам, ему видится эта ужасная бабушка. Ребёнок агрессивен…
Приходят ко мне школьники в магазин и не могут выполнить простейшие математические действия. Девочка знакомая (пятый класс, по-моему) прибавляла к 15 рублям 16. Говорит ответ: «41. А нет, сейчас подождите, тётя Юль!». И что вы думаете, полезла за телефоном. Я ей тогда сказала: «Убирай телефон и включай мозги!».
А грамотность у них какая? Никакой! Если раньше дети писали текстовые сообщения, то сейчас всё гораздо проще – голосовые. Они друг другу наговорили, прослушали и всё замечательно. Дети разучились читать, писать и считать. Это деградация. Я вижу, что страдает зрение, здоровье детей.
Да что там дети. Моя сестра 1,5 года как отошла от компьютера. Она на 5 лет меня старше – ей сорок с лишним лет. Всеми ночами сестра играла в «танчики» на компьютере. Не снимая линз с глаз. Бедная сестра имела просто какой-то сумасшедший взгляд, красные глаза, как-то умудрялась ходить на работу в таком состоянии. Как только она входила домой, скорее бежала к компьютеру и начинала игру. Забывала про готовку, уборку. Меня поражает, как эта техника воздействует на человека, что он не может остановиться! А ведь что такое смартфон – это маленький компьютер, который помещается в руке. Он ещё более доступный, поэтому и зависимости от него больше.
Расскажите, как Вы, научившись на опыте старшего, выстраиваете воспитание младшего сына. Вы совсем убрали компьютеры и телефон из жизни?
У меня вся техника есть. Но я не считаю нужным в его возрасте пользоваться ею. Сын знает, что это есть дома, но не используется. Ему это не интересно. Я сама заряжаю планшет только тогда, когда надо, уже есть большая необходимость что-то сделать. Руслан обожает пазлы, у него их бесчисленное множество. Очень любит рисовать. Мы разрешаем мультики по часу в день.
Он не страдает, что его сверстники сидят в телефоне, а он нет. Он общается с упомянутым мной мальчиком Матвеем (с зависимостью от игры Гренни) где-то по 5 часов в день, пока я работаю. Подруга рассказывает следующее: «Матвей сидит играет в телефоне, в то время как Руслан играет в рыбалку, собирает кубики… Он даже не подходит к Матвею». Они могут подраться из-за рыбалки, но никак не из-за телефона. Руслан даже не просит смартфон у Матвея.
Любимая передача Руслана – «Играй гармонь!». Ему очень нравится танцевать под гармошку!
Боль современных родителей – родительские чаты в садах и школах. Что-то откладывается, переносится, на что-то срочно надо сдать деньги. Не страдаете от недополучения информации?
– Я могу эту информацию получить, когда прихожу в детский садик. Прекрасно понимаю, что когда школа начнётся, там будет по-другому. Сейчас мне это не нужно, такое родительское «общение» отнимает время. Я прихожу в 10 вечера с работы, забираю сына от подруги и начинаю готовить еду. Мне некогда. Банковские программы для оплаты у меня есть на телефоне смартфонного типа, я ими пользуюсь по необходимости.
Да, это удобно, что быстро получаешь информацию. Но сейчас в детском саду для чего это надо? У нас летом был случай. В совмещённую группу, в которую ходил мой сын, пришла новый воспитатель, не углядела за детьми. Мой Руслан и ещё какой-то мальчик получили серьёзные травмы на прогулке. У моего сына был синяк в пол лица, а у другого сотрясение мозга. Я прихожу в сад после этого случая и мне говорят родители: «Сейчас все родители обсуждают случившееся в вайбере, а вас нет там. Скажите, что вы думаете по этому поводу?» По словам этой женщины было бурное обсуждение из разряда «казнить воспитателя». Я высказала своё мнение, что если вы не доверяете своих детей воспитателям, то сидите с ними дома! Ведь может случиться всё, что угодно! Ну и зачем всё это обмусоливать в вайбере? Меня спросили, я ответила – всё!
То есть, как я поняла, Вы не ярый противник техники. Умеренное использование вполне допускаете.
– Моя цель – ограничить ребёнка от использования техники, а не убрать совсем. Не хочу, чтобы это перешло в зависимость, как у старшего сына. Я и себя сознательно ограничиваю и не чувствую, что чего-то недополучила. Честно скажу, сама, когда планшет постоянно работал, увлекалась нардами.
Дети, чрезмерно пользующиеся техникой, становятся агрессивными. Они приходят в магазин, а я стою за прилавком, всех их вижу. Если раньше место пожилым в транспорте подростки не уступали из наглости, то сейчас они сидят в смартфонах, чем себя оправдывают, мол не видим мы старичков.
Популярность телефонов без выхода в Интернет
Что-то меняется в этом мире. Люди устали от смартфонной зависимости, мелькания уведомлений. Установлен факт, что привязанность к гаджетам вызывает депрессию. За 2017 год возросли продажи простых кнопочных телефонов. Как сообщает РБК со ссылкой на Sky News, продажи смартфонов выросли на 2%, а старомодных кнопочных телефонов – на 5%.
Усталость от многофункциональности смартфонов приводит к желанию предоставить телефону выполнять только свои прямые функции – звонки и сообщения. Пользователи сознательно ограничивают себя от круглосуточного посещения соц.сетей.
Переход на кнопочные мобильники не есть полный отказ от использования подобной техники. Но у человека появляется выбор, какой аппарат брать с собой в повседневную жизнь, не дёргаясь от большого количества уведомлений, искусственно вызывающих стресс, и освобождаясь от зависимости.
Автор: Екатерина Соловьева
Комментировать