Кривляющиеся школьницы в метро или на крупных улицах города, не стесняясь окружающих, делают серии селфи-фотоснимков, сообщения о безумных экстрим-селфи на башнях и крышах домов… Селфи — что это и откуда взялось? С вопросами мы обратились к заштатному диакону Николаю Андрееву, профессиональному фотографу и психологу.
Что такое «селфи»?
— В последние годы с развитием цифровых технологий получение фотографического изображения ничего не стоит, разве что ресурса фотоаппарата или телефона со встроенным объективом. Мы можем наблюдать массовое увлечение, тем, что раньше называлось автопортретом.
«Селфи» — иностранное слово, заполнившее наш лексикон, и уже знакомое даже тем, кто не понимает в фотографическом процессе ни капельки. Можем сказать для читателей, впервые встретившее это слово на нашей странице, что это разновидность фотографического автопортрета.
Итак, автопортрет. Фотограф без посторонней помощи получает собственное изображение, используя возможности современной техники. Немного окунёмся в историю. До тех «счастливых» времен, когда можно было купить селфи-палку — устройство, позволяющее удерживать камеру или телефон на вытянутой руке — фотографу приходилось устанавливать камеру на штатив, взводить автоспуск и под его жужжание отбегать на некоторое расстояние, успев принять нужную позу до щелчка затвора. Все просто и ясно. Можно получить индивидуальный портрет, можно сняться с группой приятелей. Мы не будем касаться технической стороны — получения качественного изображения. Здесь и вопросы оптики, и неподвижность камеры и многое другое.
Нас интересует другое, а именно массовое увлечение этим самым селфи. «Я тут», «я здесь», «я с ним», «я с ней», «я около». Я, я, я, я… Что это? Фото на память? Самолюбование? Тем более, повторюсь, без материальных затрат, плёнку-то, не нужно покупать! Желание увидеть себя через …дцать лет, какой я был?
Действительно есть явление, которое хотелось бы понять.
Думается, что в этом явлении мы можем наблюдать психологическую зависимость, страсть, боязнь перед будущим, «каким я буду, и что со мною будет, я не знаю, но запомните меня, дорогие друзья, и не очень дорогие, и вовсе не друзья», ибо фото помещаются для всеобщего любования в интернет, какой я сейчас есть. А если вы меня «заценили» — ставьте «лайки» (сердечки) под фото, и моя самооценка таким образом завысится ещё более. Гордыня…
Это то греховное состояние человека, известное ещё со времен, описанных в Библии на первых её страницах. Я — центр Вселенной, я — основа основ, и все и всё остальное вокруг меня и для меня.
Из истории селфофотографирования, если так можно выразиться, уже известны случаи, и их, увы, не мало, гибели молодых ребят, которые хотели запечатлеть себя на вершине высотной башни или на краю моста. Кончалось всё это трагически. Это были последние в их жизни фотографии…
Какие корни такого желания? Всё та же гордыня. «Посмотрите, как я «крут»!» И даже эти последние в жизни фотографии набирают максимальное количество «лайков». Такова реальность. Тут, думается, поле не паханное для психологов, священников и фотографов, которые бы объясняли пагубность этого увлечения. Каждый со своей колокольни.
Опытный фотолюбитель рассказал бы, что получение автопортрета (себя любимого) — это целое искусство, которому нужно учиться, и ещё не каждый профессиональный фотограф возьмется за такой достаточно сложный жанр, как автопортрет. Психолог укажет на маниакальную зависимость, о которой, кстати, уже поговаривают и психиатры, а это, как сами понимаете, уже край… Духовник расскажет о гордыне, и чем она отличается от гордости. Есть чем заняться. Только нужны совместные усилия представителей трёх мною названных профессий, или призваний, если хотите.
Интересно всё-таки, можно ли с помощью автопортрета справиться с депрессией или кризисом среднего возраста, когда человек пытается привыкнуть к стареющем облику?
— Мы всё-таки говорим о селфизависимости, как о массовом буме. Бездумное щёлкание себя везде, где только можно и даже нельзя. В этом проблема. А автопортрет это другое, здесь цели иные. Да и потом о стареющем облике человека, который лет тридцать назад себя снимал с помощью палки и телефона, мы и поговорим через тридцать лет. Это пока явление достаточно молодое. И нет тех людей, которые глядя на экран своего гаджета сказали бы: «Вот, было времечко!», «В наше время….»
Думаю, что любой бум, когда-то заканчивается. Интерес пропадает. Ну есть игрушка, стоит дешево, получается мило, почему бы и нет? Опасность в другом. Это и автопортреты на проезжей части, и в таких местах, о которых уже говорили. Мосты, башни-высотки.
Что бы Вы посоветовали читателям — однозначно выкидывать селфи-палки или всё-таки есть место селфи в жизни современного человека, может быть даже христианина?
— Не селфи-палка, так иная игрушка будет, придумают, не одно, так другое. Нужно трепетно относиться к изображению Божьего мира и человека, как образа Божьего. Есть заповедь: возлюби ближнего, как самого себя. Мы много говорим о любви к ближнему, забывая подчас вторую часть заповеди о любви к себе.
Эта любовь к себе любимому не должна быть эгоистична, просто к себе мы должны относиться как к образу и подобию Божию. «Вы суть храм живущего в вас Святого Духа. А всякий храм есть храм Бога». Эти слова принадлежат апостолу Павлу. Фотографируя человека, не важно как: селфи, или профессионал это будет делать в условиях студии, нужно прежде всего видеть в человеке образ Божий. Это сродни иконописанию, ведь икона тоже образ Спасителя, Божией Матери или святых. Всё, что касается человека, должно совершаться со страхом Божиим и верой. И так к любому делу, где главным является ЧЕЛОВЕК!
Беседовала Екатерина Соловьева
Комментировать