Считать ли психологию наукой?
Наталья Ярасова

Считать ли психологию наукой?

(2 голоса3.0 из 5)

Интересующиеся психологией люди слышали, что психология – это наука, которая возникла в XIX веке с появлением экспериментальной лаборатории Вильгельма Вундта.

Другие люди уверенно заявляют, что психология – не наука, а совокупность противоречивых недоказуемых теорий, и, ссылаясь на критерии научности, очень активно дискутируют с теми, кто считает психологию наукой.

Третьи не могут ответить на вопрос о научности психологии, потому как знают, что психологи проводят какие-то эксперименты и что-то доказывают, и значит, психология вроде как наука. Но в то же время они знают и то, что психологи не могут ничего гарантировать и предсказать в поведении человека, в отличие от физиков, которые точно скажут, что камень с высоты упадет вниз. Да и многие вещи в психологии вообще нельзя доказать – сплошные субъективные теории.

Проблема научности психологии определяется двумя моментами:

  1. Тем, что считать наукой.
  2. Тем, что считать психологией.

Немного о критериях научности

На данный момент признаками наук являются доказательность (рациональность), непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость опытного материала, общезначимость, системность, единая терминология и др.

Но критерии научности – это не какие-то особые свойства самих наук. Нельзя сказать: вот области знаний, у них такие-то признаки, поэтому они являются научными.

Критерии научности – это установленные человеком требования к организации познавательного процесса и полученных в его результате знаний. Соответствие этим требованием и позволяет придать области знаний статус науки. По сути, критерии научности – это некий искусственный фильтр, получившийся в результате договоренности ученых: «Научными мы будет считать деятельность и знания, соответствующие таким-то требованиям, подчиняющиеся таким-то предписаниям».

Не каждая наука может соответствовать всем критериям научности. Набор критериев уточняется в зависимости от научной отрасли: физика считается эмпирической наукой – в ней возможны опыты, их проверка, их повторение, а вот в истории воспроизводимость опытного материала почти невозможна, при этом исторические знания стремятся к системности и объективности.

Строгость требований к способу познания обеспечивает максимально возможную в данный момент времени достоверность полученных знаний.

Именно в этом и кроется причина многочисленных споров о научном статусе психологии: сознанием многих, даже очень образованных, людей правит сциентизм (см. ниже). Для них вопрос «считать ли психологию наукой», это вопрос – стоит ли верить психологии.

Но, во-первых, неверно думать, что точные знания – исключительно научное достояние. Во-вторых, абсолютно истинного знания в науке не существует.

Напротив, один из главных критериев отнесения области знаний к научным дисциплинам – это возможность опровергнуть эти знания. И именно это одна из ключевых причин того, что психологию не относят к эмпирическим наукам – многие психологические гипотезы невозможно проверить в экспериментах, а значит, и опровергнуть.

С позиции строгих критериев (которые, если глубоко вникать в проблему, тоже вовсе не аксиома и постоянно дискутируются), научными дисциплинами не являются не только психология, но и история, биология, экономика, математика, астрофизика.

Но мало кто решится настаивать на лживости биологии и математики. При этом убежденность в точности всех этих знаний тоже будет ошибкой – любая наука включает в себя массу непроверенных, возможно, ложных теорий.

А всё дело в том, что критерии научности служат не для различения истины и лжи, хотя благодаря некоторым из них, действительно, становится очевидна несостоятельность тех или иных учений. Критерии научности – это не критерии истинности знаний. Они служат для отделения научного метода от других методов познания.

Если вы читаете учебник по физике, написанный серьезными учеными, вы познаёте мир и, скорее всего, получаете достаточно точные сведения о мироустройстве. Научной деятельностью ваши познавательные усилия не являются. Однако то, что вы познаете реальность не научным методом, никак не обесценивает получаемые вами знания.

В данном случае вы можете возразить, что это из-за того, что вы читаете научную книгу, где исследования провел кто-то другой. Но и в самой физике хватает знаний, не соответствующих строгим критериям научности, что вовсе не делает их недостоверными и не лишает физику статуса науки. Просто в физике, как и в любой другой науке, есть достоверные знания, есть обоснованные предположения и есть область пока не обоснованных, порой очень противоречивых гипотез.

Но ваше личное познание касается не только научных трудов. Если вы видите, как на улице кошка гоняет голубей, то это факт (если, конечно, вы не склонны к галлюцинациям). Это знание ненаучно и получено вами не от ученых. Но оно тем не менее достоверно.

Итак, научность не всегда равна достоверности знаний. В науке опровержение принятой всеми учеными теории – самое обычное дело. Относительно истинным считается только ядро науки – фундаментальные знания в каждой научной дисциплине, и то, даже они могут полностью измениться, например в результате научной революции, что бывало не раз.

Очевидно, что статус науки не означает достоверности всех знаний какой-то сферы познания, так же как и отсутствие научного статуса не обязательно делает знания ложными.

Место психологии среди наук

Несмотря на то, что споры о строгих критериях научности какой-либо сферы знаний, в том числе психологии, не смолкают, они всё же касаются больше ученых, занимающихся систематикой, классификацией, философией науки.

В большинстве случаев столь ювелирное разделение наук и не наук совершенно не нужно, и используется рабочее определение науки, позволяющее отсеять шарлатанов.

Науку определяют как особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности (Гольберг, Симонов). С этой точки зрения выделяют:

  • естественные науки (биология, химия, физика, астрономия),
  • социальные науки (экономика, социология, психология, история, антропология, политология),
  • формальные науки (логика, математика, информатика),
  • прикладные науки (инженерия, медицина),
  • междисциплинарные науки (биоинформатика или кибернетика, когнитивистика).

А также наукой называют исторически развивающуюся совокупность систематизированных определенным образом результатов интеллектуальной деятельности и общественный институт, в рамках которого она осуществляется. С этой точки зрения психология – одна из самых древних наук, так как она с древности изучалась в рамках философии как отдельное учение – о душе. Со времен Вундта началась «научная», в смысле «экспериментальная», психология, а не психология вообще.

На данный момент в психологии есть три признанные научными в строгом смысле дисциплины, опирающиеся на экспериментально подтверждаемый опыт:

  • нейропсихология,
  • психофизиология,
  • поведенческая психология.

Эти отрасли касаются процессов материальных, которые можно достоверно исследовать при помощи современного оборудования. В этих областях психологии есть даже возможность в той или иной мере «предсказывать результаты преобразования предметов практической деятельности», то есть четко прогнозировать реальность, что тоже является строгим критерием научности.

Социальной наукой называют те разделы психологии, которые предоставляют собой организованные и обоснованные знания о человеческой психике и закономерностях человеческого поведения, проверяемые в социальных исследованиях и экспериментах: конфликтология, социальная психология, педагогика, возрастная психология и др.

Но не всякая психология – наука. В ряде направлений психологии нет не только эмпирической (опытной) воспроизводимой части исследований, там нет даже условной объективности.

Субъективность психологии

В психологии, как и в других дисциплинах, есть установленные в многочисленных наблюдениях и экспериментах факты. Например, является фактом наличие у человека эмоций, обусловленных тем, что с ним происходит, и связанных с его психофизиологией. Есть знания о том, как изменяются те или иные психические качества. Установлены определенные закономерности. Это всё тоже можно отнести к фактам.

Но, опять же, как и в других науках, есть в психологии также просторная область истолкования этих фактов, полная предположений о причинах, механизмах, смыслах, перспективах и прочих аспектах установленных явлений. Можно сказать, что это идеология учения. И вот эта идеология зависит от мировоззренческого и личностного контекста исследователей.

Это напоминает историю из знаменитой сказки Н. Носова «Незнайка на Луне», когда коротышки выдвигают свои теории о происхождении лунных кратеров: одни утверждали, что кратеры произошли от вулканов, другие – что это следы падения крупных метеоритов. А Знайка выдвинул свою теорию – о том, что луна когда-то была раскаленным шаром, а кратеры – следы вырывавшихся из горячего ядра и лопавшихся пузырей с газами, оставшиеся на остывающей поверхности Луны. Выдвинул это предположение он по аналогии с пузырями на жареных блинах. (После посещения Луны Знайка поменял свою точку зрения.)

Наличие кратеров на Луне – факт. А всё остальное – толкования этого факта, зависящие от знаний, личных убеждений и собственного опыта ученых коротышек.

В любой сфере знаний толкование фактов зависит от ряда условий.

Важен глобальный взгляд ученого на мироустройство: материалист может истолковать факт не так, как верующий человек. И не стоит думать, что это касается только психологии – так во всех науках, сферах знания. Вспомните теории о причинах зарождения жизни! Для православных творение мира – аксиома, но помимо креационизма существует больше десятка гипотез, которые можно осмыслить, но невозможно на данный момент проверить.

Оказывает влияние на выводы ученых и общая грамотность толкователя – высокоэрудированный специалист может учитывать множество факторов и предложить максимально достоверную на данный момент гипотезу. Менее образованный человек выдвинет объяснения в рамках своего кругозора, не имея возможности рассмотреть проблему с другой стороны. Многие суеверия – как раз результат неграмотности толкователей, видящих закономерности на пустом месте и считающих доказательством своей правоты то, что у кого-то примета сбылась.

Влияет на толкование фактов научная направленность человека. Например, в рамках психоанализа рассказы под гипнозом долгое время считались, да и сейчас некоторыми людьми считаются, абсолютно правдивыми воспоминаниями. А вот за пределами классического психоанализа даже представители современной его версии – психодинамической терапии – вовсе не считают рассказанное пациентом под гипнозом его настоящим прошлым, так как давно установлены феномены ложных воспоминаний, индуцированных воспоминаний и прочие искажения гипнотической информации.

Не меньшее влияние на толкование фактов, особенно при выработке прогнозов и способов изменения реальности, оказывают нравственные убеждения специалиста. Например, некоторые психологи ошибочно полагают, что эмоциональные проблемы человека связаны с тем, что его сексуальность подавляется нравственностью, и, соответственно, решать эти проблемы нужно сексуальным раскрепощением. На этом убеждении выросло несколько психологических школ, наибольшую известность из которых имеет вегетотерапия Вильгельма Райха – основоположника телесно-ориентированной психотерапии и идеолога сексуальной революции. А вот православная психология категорически убеждена, что психологические проблемы человека тесно связаны с его нравственным искажением.

Личные взгляды и интересы человека также влияют на то, как он воспримет обнаруженные им факты, какое значение им придаст, в какую сторону направит свои размышления в попытках понять суть явления. Широко известен факт, что даже данные научных экспериментов ученые порой толкуют предвзято, пытаясь доказать свою гипотезу.

И даже настроение ученого, состояние здоровья, отсутствие или наличие вдохновения влияют на то, какие выводы он сделает из фактов, попавших в зону его внимания.

Степень объективности и субъективности психологических знаний в той или иной степени зависит от перечисленных факторов. Однако, когда речь идет о серьезных ученых, исследователях от науки, нужно учитывать, что эти люди изначально учатся научному подходу, а затем годами вырабатывают у себя профессиональную позицию, которая позволяет им проявлять скептицизм по отношению к собственным убеждениям и логическим заключениям. Они воспитывают у себя умение творчески относиться к критике, воспринимать её как помощницу в исследованиях. Они развивают способность противостоять когнитивным искажениям (иллюзиям восприятия). Они склонны многократно проверять даже самые очевидные выводы, не боясь, что их мнение окажется ошибочным, потому что они стремятся найти пресловутую научную истину, а не доказать свою способность правильно думать.

Такая профессиональная позиция позволяет, насколько это вообще возможно для человека, отсечь личное в процессе исследования. Ученые многократно проверяют и перепроверяют свои выводы, причем делают это не в одиночку. Научность предполагает, что и другие ученые получают те же самые результаты. Так нивелируется влияние настроения, личных убеждений, нехватки знаний и прочих субъективных факторов.

Достоверность психологических знаний

В массе психологических учений есть достаточно достоверные, признанные научными системы знаний, обоснованные сведениями о физиологии человека. Это те самые нейропсихология, психофизиология и поведенческая психология. В этих отраслях есть и факты, и их обоснование – с разной степенью уверенности в точности выводов. Стоит помнить, однако, что сами факты при любом толковании остаются фактами.

Есть отрасли психологии, система знаний которых обоснована в многочисленных наблюдениях и социальных экспериментах и считается достоверной: конфликтология, кризисная психология, педагогика, возрастная психология, психология развития, психология способностей и труда, психология эмоций, психология мотивации и др. Отчасти эти разделы психологии опираются на психофизиологию и т. п.

Есть психологические теории, которые в данный момент времени невозможно ни доказать, ни полностью опровергнуть. Обычно это те или иные толкования сути личности, личностных процессов, личностных проблем. Такой недоказуемой, например, считается значительная часть теории Фрейда. Значительная часть, а не вся, потому что некоторые очень важные положения теории Фрейда (например, его мнение о сущности и роли либидо) признаны неверными. А отдельные понятия, введенные в психологию Зигмундом Фрейдом, например «бессознательное» и «психологические защиты», признаны обоснованными и получили развитие в трудах многих других психологов.

Есть также психологические теории, которые, несмотря на большое количество последователей, ученым сообществом признаны ненаучными – но уже не в том смысле, что их метод познания не соответствует критериям научности, а потому что установлена ложность этих теорий, они опровергнуты из-за несоответствия известным науке фактам. Например, лженаучные основы имеют уже упомянутая теория Райха и подобные ей учения, основанные на представлении о некой не существующей в реальности «биологической», или «жизненной» энергии.

Ну и нельзя не упомянуть о сонме психологического мусора – псевдопсихологических, лжепсихологических, порой оккультных теориях. Таковы, например, системные расстановки Берта Хеллингера, основанные на «существовании» некоего общего информационного поля, фактически магического пространства, через которое можно получить информацию о любом человеке. Или системно-векторный анализ, сводящий сложность человеческой психики к системе, напоминающей заданные векторы развития социальных насекомых (муравьев, пчел). Или тета-хилинг, замахнувшийся на управление ангелами.

Именно такие популярные представления обычно больше всего дискредитируют психологию – до такой степени, что здравомыслящим людям проще анафематствовать психологию вообще, чем пытаться найти в ней что-то положительное.

Но серьезная, научная психология есть, хоть её порой нелегко найти под шелухой бессмысленных и бесполезных околопсихологических учений.

Психология, сциентизм и Православие

Сциентизм – это философская позиция, представление о том, что естественные науки – это единственный источник истины. Забавно, но само это утверждение совершенно ненаучно.

Наука – это не единственный способ изучения мира. Это лишь одна из сфер творческой и познавательной деятельности человека. Есть еще философская, художественная, эмпирическая, религиозная, идеологическая и другие деятельности, направленные на познание мира. Достоверность объяснений того, что происходит с человеком, при опытном или философском познании может быть ничуть не меньше, чем при научном исследовании. Кстати, некоторые абсолютно ненаучные творческие предвосхищения порой оказываются очень точными и, получая доказательства или достоверное истолкование, формируют научное знание.

Плохо, когда люди начинают поклоняться науке, забывая, что наука – это не что-то сверхъестественно безгрешное, а человеческое творение. Что наука – это метод познания, выработанный людьми ради определенной практической цели – более эффективного познания мира с возможностью его преобразовывать для собственных нужд. Науки эмпиричны – они о том, что можно исследовать материально-опытным путем. Грубо говоря, всё, что нельзя пощупать или увидеть так, чтобы потом обдумать умом, нельзя и изучить с помощью науки. Научные предположения – это чувственный опыт, обработанный интеллектом.

Но человеческая душа как носитель образа Божьего вообще принципиально непознаваема интеллектом человека. Её невозможно пощупать, невозможно увидеть обычными органами чувств. Своим умом её существование человек может только предположить. Он может лишь ощутить что-то сверхъестественное в человеческой сути, поверить в это. И потому в высоких сферах души наука вообще по большей части бесполезна – это не её компетенция. Душа познается совсем другими способами. В отношении психологии человека строгая наука лишь помощница, исследующая силами психобиологии и психологии поведения самый «низкий» слой человеческого существования: проявления души в материальных процессах.

Но возможности психологии простираются шире, когда сама психология открывается в пространство духовного и становится частью общего знания о человеке. Изучением всех уровней человеческой психики занимается та психология, которая соединяет знания науки и религии. Таковой является православная психология, которая опирается на научный способ познания мира, но не ограничивается им. Для православной психологии наука служит не высшим идеалом познания, а инструментом для исследования той части душевного мира, которую можно изучать научными методами. Это своеобразное воплощение разумности распределения сил: «кесарю – кесарево». Истину же православная психология видит только в Боге, в Его учении о человеке и о смысле человеческой жизни.

Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать