В светской психологии, называемой так для отграничения от православной, изучение человека, по большому счету, ограничивается душевным уровнем его существования; религиозная жизнь в ней рассматривается как личностное проявление, причем не самое возвышенное, а духовность подменяется культурно-нравственной сферой.
Многие светские психологи недооценивают религиозность человека. Часть из них считают её «детской» стадией развития человечества – якобы это относительно незрелый способ существования, помогающий человеку избавиться от некоторых внутрипсихических конфликтов и удовлетворить определенные психологические потребности. По мнению психологов, придерживающихся этой точки зрения, религиозность актуальна, лишь пока человек не дорастает до такой зрелости, когда религиозность ему уже будет не нужна для полноценного ощущения свободы и ответственности.
Некоторые светские психологи вообще негативно относятся к религиозности и полагают её деструктивным фактором в жизни человека. Они считают интерес к религии признаком неразрешенных внутриличностных конфликтов. Примером из классики психологии служит психоанализ Зигмунда Фрейда, определяющий религию как универсальный или коллективный невроз, усваивая который, человек избавляется от своего личного невроза, но, по сути, лишь меняет один невроз на другой.
Третьи полагают религиозность неотъемлемым свойством зрелой человеческой психики, но при этом приписывают религии роль еще одной психической функции, которая имеет свои практические задачи. Для таких психологов несущественно, какую религию исповедует человек, важно лишь, помогает ли она ему вести гармоничное существование. Например, Эрих Фромм говорил, что религия – это способ удовлетворения присущих людям потребностей в системе ориентации и объекте служения: «под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения» (Эрих Фромм. Психоанализ и религия). Положительная или отрицательная роль религии в развитии человека с точки зрения Фромма зависит от того, какие религиозные ценности разделяет человек: одни религии развивают человека, другие его парализуют. То есть суть в том, несет ли религия в себе гуманистические ценности. Несмотря на попытки подобных психологов изучить отношения человека с Богом, такой подход – это психология религии вне Бога. Потому что, хотя тот же Фромм склонялся к тому, что психолог и священник – союзники на пути совершенствования души, даже сам Господь в этих теориях рассматривается фактически лишь как еще одна психическая функция.
Есть еще и психология с извращенной религиозностью. Большинство весьма распространенных в нашей стране направлений западной психологии представляют собой довольно опасное явление, так как в западной психологии много оккультных, а то и псевдонаучных идей, несовместимых не только с христианством, но и вообще со здравым смыслом. Это и вегетотерапия основоположника телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха, и чрезвычайно популярное оккультное учение о биоэнергетике Александра Лоуэна, и магический метод системных расстановок Берта Хеллингера, и др.
Опасность кроется даже в широко распространенных, официально признанных в нашей стране направлениях психотерапии. Это и уже упомянутый психоанализ Фрейда, до крайности сводящий всю психическую жизнь человека к действию инстинктов и категорически отвергающий не только божественное участие в жизни человека, но порой и разумно-волевое начало человеческой психики. Это и гештальт-терапия Фредерика Перлза, которого в свое время называли великим старцем из Эсалена (институт Эсален в Калифорнии – мировой центр эзотерических духовных практик). Опасность этих психологических теорий усугубляется тем, что они представляют собой смесь из весьма здравых, интересных положений и оторванных о жизни ненаучных или оккультных представлений.
В основе очень многих оккультных психологических (а по сути псевдопсихологических) теорий лежат представления из восточных оккультно-религиозных учений: буддизма, кришнаизма и т. п. Но что интересно, направления эзотерической психологии, кажущиеся выходцами с Востока, на самом деле родились преимущественно на Западе у психологов, увлекавшихся восточными оккультно-религиозными учениями. Например, второй уровень аутогенной тренировки Шульца разработан по образцу йогических медитаций, а очень модная практика осознанности майндфуллнесс — еще одна форма медитаций. Вегетотерапия Вильгельма Райха и теории его последователей (А. Лоуэнн и др.) основаны на лженаучных оккультных представлениях об энергии Ци. Эмоционально-образная терапия Николая Линде базируется на очередной наукообразной форме энергии Ци и, по словам её автора, не чурается эзотерических концепций.
Довольно часто увлеченные восточными практиками психологи вместо изучения психических проявлений души – работы сознания, свойств личности, способностей, поведения и т. д., концентрируются на экзистенциальной, духовной области нашего существования. Но они не пытаются познать тот высокий смысл, который определяет поведение человека, мотивирует его деятельность, направляет всю его жизнь. Духовная жизнь для них – средство обслуживать утилитарные нужды человека. В центре внимания таких психологов обычно «духовное» саморазвитие, цель которого – управление не только собственной жизнью, но и другими людьми, а порой и Вселенной (у них это обычно нечто вроде всемирного разума). И рекомендации их часто оторваны от реальной жизни человека и лежат в мистической плоскости. Эти психологи весьма вольно фантазируют о том, как и за счет чего человек существует, и как можно сделать его существование еще более приятным. Стоит заметить, что, по мнению Лосского, мотивом увлечения буддизмом у представителей европейской культуры является гордыня – он довольно подробно объясняет эту мысль. (Лосский Н.О., Христианство и буддизм)
Оккультная психология устремляется в небеса, перепрыгнув реальные физические, биологические, а порой и нравственные законы, и вместо того, чтобы возвышать человека, выстраивать его самого по камертону совести и вести к Богу, начинает принижать, притягивать в обыденность небесное, духовное. Психологи-оккультисты приписывают особое значение обычным житейским явлениям. Происходит сакрализация обыденности, когда чуть ли не для каждого действия человека, даже самого простого, а иногда даже для физиологических проявлений тела, у них находится какой-то высший смысл – психологический, а порой и якобы духовный. Казалось бы, они привносят в понимание человеческой жизни больше духовного, прямо-таки дышат «особыми смыслами», но по факту, мистифицируя чуть ли не каждый чих, они обесценивают, опошляют духовность, извращают её высокие смыслы.
Но даже если оккультизм в психологии остается за кадром, выплывая на свет только при тщательном критическом анализе наукообразного учения, транслируемая такой «психологией» псевдодуховность далека от нравственной чистоты. Примером может служить организованная Райхом сексуальная революция.
А некоторые якобы психологические теории далеки не только от религиозной нравственности, но и от здравого смысла, так как основаны на псевдонаучных или лженаучных представлениях о жизни человека (тета-хилинг, системно-векторный анализ Бурлана).
Но даже в русле научных теорий светской психологии невозможно полноценно решать проблемы православных людей. Ведь христианину важно не только устранить какой-то конфликт, не поддаться на манипуляцию, избежать внутренних противоречий, усвоить навыки саморегуляции и т. п., но и уберечь от греха свою душу. А в светской психологии отсутствуют понятия греха и греховных страстей. Совесть и страх Божий выступают там скорее как факторы невротизации. Все возможности светской психологии, лишенные полноценного религиозного осмысления, недостаточны для православного человека. Светский психолог рассматривает лишь отдельные пласты психической жизни человека, игнорируя духовную сферу, которая определяет очень многое. А не видя всей полноты картины, легко упустить главное и сделать неверные выводы.
Порой обращение к светским психологам не только недостаточно эффективно, но и душепагубно. Именно поэтому православным людям рекомендуется при необходимости обращаться к православным психологам – это дает максимально возможную гарантию того, что вас не вовлекут в действия, несовместимые с Православием.
Мы критически упомянули некоторые психологические концепции, которые зарегистрированы в качестве официально признанных направлений психотерапии. Не стоит думать, что если психологическое направление есть в реестре Минздрава, то его можно считать приемлемым и допустимым с точки зрения Православия и спокойно применять. Это легко понять на примере абортов. На данный момент аборты в России разрешены законом и входят в систему обязательного медицинского страхования. Однако, с точки зрения Православия, аборт – грех человекоубийства, и совершение аборта недопустимо для христиан. Так же и с психологией – не всё, что разрешено законом или рекомендовано психотерапевтом в больнице или психологом-консультантом, можно использовать, по крайней мере, оставаясь православным.
Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Комментировать