- Самовнушение и транс как естественные психические процессы
- Аутогенная тренировка по Шульцу
- Аутогенная тренировка. Базовый (основной) уровень
- Аутогенная медитация (высшая ступень аутотренинга) и йога
- Аутотренинг и майндфулнесс-подход
- «Нерелигиозные медитации» и молитва
- Гипноз в аутотренинге
- Риски самовнушения
- Для размышления
Вопрос читателя: Разрешена ли на сегодняшний день Православием медицинская терапия аутотренинга как метод психогигиены, расслабления и покоя?
Православие не запрещает и не разрешает использование тех или иных медицинских методов. Оно лишь дает оценку этим методам с точки зрения нравственности, этики, а также соответствия учению Христа, предупреждает о возможных последствиях. А что делать с этим знанием – это уже свободный выбор самого человека.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12).
Метод аутогенной тренировки создан в первой половине XX века немецким психотерапевтом Йоганнесом Генрихом Шульцем.
Согласно определению самого Шульца, аутогенная тренировка (АТ) – это самовоспитание с помощью специальных упражнений (развитие навыка самообладания). Сущность метода – саморегуляция путем самовнушения в трансовом состоянии.
Самовнушение и транс как естественные психические процессы
Самовнушение в повседневной жизни перемешано с «обычными» мыслями человека. Каждый, наверное, время от времени говорит себе, что утро вечера мудренее, или что пора вставать, а ведь это, в широком смысле, тоже формулы самовнушения. Можно ли устранить все подобные мысли без вреда для нормальной психической активности? Вряд ли. Мышление человека синкретично, оно состоит из очень многих мысленных операций, в том числе и самовнушения, например, при формировании мотива действий. В этом смысле самовнушение – естественный, присущий человеческому мышлению процесс.
То же самое можно сказать и о трансе, который иногда так и называют состоянием гипноза, гипнозом (хотя чаще все же под гипнозом понимается процесс создания транса). Любой человек периодически самопроизвольно впадает в трансовое состояние. Ученые в наше время сомневаются, является ли транс изменённым состоянием сознания. Возможно, транс – одно из основных, базовых состояний сознаний человека, наряду со сном и бодрствованием. Есть даже теория о том, что транс – это просто состояние повышенной мотивации.
Но в любом случае, самопроизвольный транс – это естественный, присущий нормальному человеческому сознанию процесс (хотя бывают и патологические виды транса, мешающие нормальной жизни, – психическое трансовое расстройство и трансовое расстройство одержимости).
Но несмотря на естественность транса и самовнушения, когда речь заходит о принудительном введении себя в какое-то состояние – с помощью гипнотизера или самостоятельно – возникает множество вопросов. Насколько оправдано такое вмешательство? Является ли оно вредным или полезным, причем не только с точки зрения физиологии, но и в духовном смысле?
Даже в отношении принудительного введения себя (или другого человека) в естественное состояние сна или бодрствования далеко не всё так просто и невинно, как может показаться на первый взгляд.
Например, если постоянно вставать по будильнику, не выспавшись (принудительно вводить себя в состояние бодрствования), то постепенно накапливается недосып, исподволь приводящий к снижению стрессоустойчивости и нервному истощению. Даже если будильник обладает приятным звонком или кто-то будит тихим голосом, ласково поглаживая при этом, недосып всё равно копится. От пробуждения слишком громким неожиданным звуком некоторые люди испытывают ещё и довольно сильное нервное потрясение. Многократные принудительные ночные пробуждения тоже выматывают человека. А если человека непрерывно принудительно лишать сна (вводить в состояние бодрствования), то с третьих суток у него снижается работоспособность, нарушается моторика, появляются галлюцинации. А две недели без сна приводят человека к гибели.
Методы намеренного введения человека во второе естественное состояние сознания (в сон) разнообразны: есть наркотический сон, электрический, а также гипнотический (разновидностью которого можно считать колыбельные). Принудительное введение в сон часто используется для лечения или успокоения человека, но тут тоже есть свои риски. Например, укачивание детей, в целом очень полезная и невинная практика, без соблюдения меры может лишить ребенка сознания или привести к «синдрому встряхнутого ребенка» (хотя такие случаи, конечно же, большая редкость). А наркотический сон (всем известный наркоз), несмотря на огромную пользу, которую он приносит при операционном лечении многих болезней, мягко говоря, не слишком полезен для организма в целом, многим людям он вообще противопоказан.
Получается, что несмотря на естественность состояний бодрствования и сна, принудительное введение человека в эти состояния вовсе не всегда безобидно. Очень многое зависит от способа и чувства меры при его применении, внешних условий, состояния самого человека, частоты подобных интервенций в нормальное функционирование сознания, и др.
Возможно, это справедливо и для трансового состояния? Логика подсказывает, что принудительное введение в транс может оказаться вовсе не безвредным.
Аутогенная тренировка по Шульцу
Свой метод Шульц вывел на основе личных многолетних наблюдений за телесными эффектами гипноза и самогипноза в тех психоневрологических учреждениях, где работал врачом. При этом он опирался на труды своего коллеги доктора Оскара Фогта, исследующего деятельность головного мозга, и на опыт использования самовнушения нансийской (Франция) школой психотерапевтов (например, «школа самообладания путем сознательного самовнушения» Эмиля Куэ). Изначально метод Шульца назывался «аутогенные упражнения для органов». Трудно сказать, сыграло ли роль на этом этапе врачебной деятельности Шульца то, что его отец был профессором теологии в Геттингенском университете, но известно, что созданию метода способствовало стремление Шульца избежать тех нежелательных эффектов гипнотерапии, которые являются одной из важнейших причин для критики гипноза христианским сообществом: пассивности индивида и зависимости от терапевта.
Наблюдая за многочисленными пациентами, для лечения которых применялся гипноз, Шульц заметил, что подавляющее большинство из них описывали гипнотическое состояние через субъективные ощущения тепла и тяжести. При этом было очевидно, что «ощущение тяжести возникает в том случае, если расслаблены скелетные мышцы, ощущение тепла — если сосуды расширяются и приток крови по ним увеличивается» (И. Г. Шульц).
В своих исследованиях Шульц проверял, возможен ли обратный эффект, может ли субъективное, воображаемое ощущение тепла и тяжести в теле вызвать состояние, похожее на транс, в котором тело расслабится, кровообращение нормализуется. Практика подтвердила эту теорию, и на основе полученных результатов Шульц разработал свой терапевтический метод.
Аутогенная тренировка. Базовый (основной) уровень
Базовая (основная) программа аутотренинга состоит из шести умственных упражнений. При помощи субвокальных (произносимых про себя) мысленных установок («Я абсолютно спокоен», «правая (левая) рука тяжелая» и т. п.), сопровождающихся буквальной (в виде написанных перед мысленным взглядом слов) визуализацией этих словесных установок, человек воображает, что чувствует спокойствие, а также тяжесть и тепло в различных зонах тела. При этом он пассивно, без усилий наблюдает за собственными ощущениями, за происходящими в них изменениями.
По сути, базовый уровень аутогенной тренировки «тяжело — тепло — спокойно» – это саморегуляция за счет концентрации внимания на своем теле и своих мыслях; такое погружение в себя позволяет значительно снизить или даже устранить психическое воздействие внешних факторов, а значит, расслабиться и успокоиться.
Стоит отметить, что современная наука опровергла ряд предположений Шульца, связанных с аутогенной тренировкой, но это касается не эффективности метода (о которой будет сказано ниже), а психофизиологических обоснований этой эффективности.
Например, Шульц приписывал положительный эффект аутогенной тренировки в лечении нервных болезней аутогипнотическому компоненту техники:
«Чистый или «пустой» гипноз (по Polzien) без дополнительного целенаправленного влияния извне является благотворным состоянием внутреннего сосредоточения, позволяющим отдохнуть и успокоиться. Поэтому испанские врачи-гипнотизеры предпочитают термин «самообладание» (И. Г. Шульц. Аутогенная тренировка).
Однако на данный момент, после многочисленных исследований, считается, что ключевое терапевтическое воздействие оказывает непосредственно релаксация, достигаемая при помощи созерцательного состояния. Именно расслабление, позволяющее отдохнуть и восстановить силы, обеспечивает эффективность основного этапа аутогенной тренировки.
Ограничиться использованием только первого этапа (АТ-1) рекомендуют многие исследователи аутогенной тренировки (модификации Мюллера-Хегеманна, Клейнзорге и Клумбиеса, И. Мировского и А.Н. Шогама, М.С. Лебединского и Т.Л. Бортник, А.В. Алексеева, Л.Д. Гиссена и др.). И именно АТ-1 получил широкое распространение во всём мире – в чистом виде или с добавлением визуализации воспоминаний о том, что приятно, доставляет удовольствие.
Базовые упражнения аутотренинга оказывают заметное влияние на здоровье человека, что доказано многочисленными экспериментами. Шесть упражнений «низшей» ступени аутотренинга воздействуют на вегетативную нервную систему и вегето-висцеральные функции организма. Например, установлено перераспределение крови во время аутогенной тренировки. В 2002 году был опубликован метаанализ 60 исследований в области прикладной психофизиологии и биологической обратной связи, в ходе которых были найдены значительные положительные эффекты при лечении аутотренингом ряда заболеваний (бронхиальная астма, гипертония и др.), в преодолении психосоциальных проблем (стресс, тревога, депрессия, управление гневом, бессонница, усталость, трудности с концентрацией внимания, памятью, принятием решений и др.), а также отмечено улучшение субъективного восприятия качества жизни людьми, практикующими аутотренинг.
Однако именно доказанная эффективность и делает применение аутогенной тренировки вовсе не безопасным.
В известной книге по аутотренингу Владимира Лобзина сказано: «В работах многих авторов было показано, что применение аутогенной тренировки совершенно неэффективно в одних случаях и противопоказано в других. Например, 5-е стандартное упражнение, направленное на вызывание ощущений тепла в эпигастральной области, приводит к усилению кровообращения в стенке желудка и повышению кислотности желудочного сока, поэтому его не рекомендуется применять при гиперацидных гастритах [Рожнов В.Е., 1979]. Не рекомендуется и не эффективно применение аутогенной тренировки во время острых соматических и вегетативных кризов (К.И. Мировский)».
«Упражнения на расширение кровеносных сосудов нельзя считать безобидными, так как изменение распределения крови может оказать сильное воздействие на организм. Поэтому упражнения на вызывание тепла следует проводить под медицинским контролем, так как врач может решить вопрос о противопоказаниях к таким занятиям» (И.Г. Шульц).
Соратник автора метода доктор Д. Ланген утверждает, что «чем моложе занимающийся, тем больше опасность развития осложнений при выполнении упражнений на регуляцию деятельности сердца».
Сам Шульц постоянно предупреждал, что недопустимо использование аутотренинга в формате самолечения, а начиная с 3-го упражнения «необходим пристальный врачебный контроль» (И.Г. Шульц).
То есть даже базовый аутотренинг, представляющий собой сочетание работы воображения, переключения внимания и самовнушения, может оказаться небезопасным для физического здоровья человека, особенно если применять его самостоятельно, без назначения и контроля врача. О том, безобидно ли использование воображения и самовнушения на этой ступени аутотренинга в духовно-психологическом смысле, порассуждаем после завершения обзора метода.
Аутогенная медитация (высшая ступень аутотренинга) и йога
Вторая (высшая) часть аутогенной тренировки (АТ-2) основана на медитации, её целью является «самокритика и самоконтроль через самоанализ в состоянии углубления».
Многие психологи/психотерапевты (особенно те, кто являются противниками второй ступени аутотренинга) предлагают разделить понятия, считая аутогенной тренировкой только первую, основную ступень, а аутогенную медитацию считать самостоятельной техникой. При этом сам Шульц считал, что основные упражнения АТ-1 являются подготовительными ко второй, высшей ступени аутотренинга: тренировке воображения (визуализации представлений) и нейтрализации аффективных представлений.
То, что эта ступень основана на тренировке воображения, является для православных людей поводом отвергать аутогенные медитации как метод, противоречащий совету святых отцов не увлекаться фантазиями. Стоит понимать, что фантазия – это явление природное, но способное стать патологическим мечтанием. Именно мечтания являются обширным полем деятельности врагов рода человеческого, стремящихся ухватить нас в свои сети, завлечь соблазнами и поработить страстями. Особенную опасность представляет седьмая медитация аутотренинга «ответ бессознательного».
У Шульца слово медитация употребляется не в смысле духовных практик Востока, а как название созерцательного состояния с выраженной концентрацией безоценочного внимания на каком-то предмете или ощущении (от латинского meditatio — размышление; meditor – размышляю, сосредотачиваюсь, обдумываю, концентрируюсь). При такой концентрации внимания отсекается влияние внешних раздражителей, при этом достигается состояние расслабления (глубокое аутогенное погружение) и у человека резко повышается уровень внушаемости, благодаря чему и появляется возможность создать у себя особое состояние, настроение.
Однако трудно поспорить с тем, что аутогенная тренировка – метод синтетический, и техники, используемые в этом методе, особенно на второй ступени, близки тем, что используют в своих медитациях йоги, только с устранением из них религиозного и оккультного содержания. И вот тут возникает повод для размышлений.
Сам Шульц утверждал, что:
«Аутогенная тренировка возникла на основе старых и надежных врачебных методик гипноза (частичного сна)» (И.Г. Шульц. Аутогенная тренировка).
То есть в основе аутотренинга лежит не йога, а исследования того, как гипноз (самогипноз, самовнушение) действует на тело, а через него на нервную систему. Шульц многократно говорил об этом, и именно результаты его наблюдений за гипнозом приведены в известнейшей монографии «Аутогенная тренировка».
Однако Шульц прекрасно знал о восточных медитациях, по некоторым данным, он специально исследовал феномен йогов. Но он был именно ученым и практиком от медицины, поэтому рассматривал медитации йогов именно как ученый. Для Шульца медитации – это не мистический опыт гениального Востока, который стоит ввести в терапевтическую практику, а частный случай самогипноза – издревле применяемый на Востоке вариант релаксации через введение себя в транс. Можно сказать, что это не Шульц использовал в своих разработках восточные практики, а наоборот, Шульц показал, что это йоги используют техники самогипноза. В психотерапевтическом сообществе одной из основных заслуг Шульца считается как раз то, что он освободил учение йоги от налета мистицизма.
Тем не менее, сообщество практикующих йогу очень любит подчеркивать тот факт, что аутогенная тренировка имеет общие черты с йогой, даже просто называют ее вариантом йоги (вопреки мнению самого автора метода). Доходит до того, что многие йоги (а за ними и некоторые некритичные православные авторы) уверенно пишут, что Шульц создал аутогенную тренировку на основе медитаций хатха- и раджа-йоги, которую он изучал у великих учителей в монастырях Индии, и что он чуть ли не собирался остаться там жить навечно, покоренный чудесами йогов. Однако все официальные источники свидетельствуют о том, что Шульц жил, работал, проводил все свои исследования над пациентами неврологических учреждений исключительно в Германии, сам он называл основой своего метода психотерапию гипнозом и основывался в своих трудах на опыте других врачей. Шульц был врачом, а не адептом духовных практик; целью его работы было оздоровление тела и психики человека, а не «возвышенная духовная деятельность».
Как же православному человеку относиться к сходству аутогенной тренировки и техник релаксации, используемых в йогических медитациях? Делает ли это сходство недопустимым использование подобного способа расслабления, отдыха, оздоровления?
С одной стороны, то, что йоги в ряде своих практик сидят на полу, не делает сидение на полу обязательным признаком занятий йогой и недопустимым для православного человека действием. Всё зависит от того, для чего человек сел на пол. Если для того, чтобы «достигнуть нирваны», – это однозначно часть духовной практики йоги. Если же для того, чтобы расслабить уставшие ноги, – то это уже не йога, а просто сидение на полу для отдыха. Так же то, что йоги расслабляют свое тело с оккультными целями, не делает оккультным физическое расслабление само по себе. По идее это правильно и для созерцательного (трансового) состояния: если его целью является гармонизация энергий в чакрах и т. д. — тогда это оккультное действие, чуждое Православию. А если сосредоточение на своих ощущениях — это просто психофизиологический акт, позволяющий осознанно волевым усилием переключить мозговую деятельность в естественный для организма режим отдыха, тогда созерцательное состояние будет всего лишь вариантом отдыха. Такой подход широко используется при использовании аутотренинга во многих сферах. По словам архимандрита Софрония (Сахарова) не следует смущаться из-за того, что некоторые практики, похожие на христианские, есть и в других религиях. Это объясняется единством человеческой природы. Психофизиологические техники, не имеющие религиозного содержания, также могут использовать люди разных религий.
И всё же в православном сообществе нет однозначного мнения о том, допустимо ли использование «нерелигиозного» самогипноза даже в медицинских целях, потому что остается вопрос – считать ли аутогипноз сам по себе вредоносным и оккультным действием.
Среди практикующих аутогенную тренировку великое множество тех, кто использует АТ-1 и элементы аутогенной медитации (воображение образов и пострелаксационное самовнушение), руководствуясь оккультными представлениями о некой мистической взаимосвязи нашего психического мира и всего, что нас окружает. Одно только постоянное используемое для обозначения целей аутотренинга слово «гармонизация» предполагает восстановление баланса неких энергий. Сами по себе слова «гармония», «гармонизация» вполне нормальны, в музыке они вообще прекрасны. Но вот в отношении «настройки человека» они в подавляющем большинстве случаев свидетельствуют об оккультном восприятии жизни. Возможно, аутотренинг – это в чистом виде психофизиологическая техника, просто огромное количество людей с эзотерическими взглядами используют его, наполняя своими оккультными представлениями. Но, может быть, аутотренинг сам по себе, особенно АТ-2 с его глубоким аутогенным погружением (аутогенная медитация), представляет собой оккультную технику?
Аутотренинг и майндфулнесс-подход
Попытки очистить аутотренинг от магизма делаются постоянно (начиная с самого Шульца). Среди психологов не прекращаются споры о допустимости использования в психотерапии вообще и в аутогенной тренировке в частности слов «медитация», «медитативные техники» – слишком уж эти слова в восприятии большинства людей пронизаны духовным смыслом оккультно-религиозных практик Востока, они уже давно являются неотъемлемой частью эзотерического мировоззрения.
Есть попытки заменить слово медитация словом mindfulness (майндфулнесс), или осознанное мышление, фитнес для ума. Самым близким русским аналогом этому понятию признано слово «осознанность», хотя оно не совсем точно передает его смысл (другие варианты – памятливость, внимательность, полнота осознания). «Mindfulness – это режим работы ума, характеризующийся сосредоточением внимания на опыте текущего момента без концептуальной проработки и/или эмоциональной реактивности» (Замалиева С. А. Be Mindful: система тренировки внимания и управления стрессом // Центр Mindfulness. 2018). Это определение фактически совпадает с представлениями Шульца о медитации.
Однако и Mindfulness-подход вовсе не нейтрален относительно восточных оккультных практик. Он появился в 1979 году благодаря профессору Массачусетского университета Джону Кабат-Зинну, который увлекался йогой и буддийскими медитациями, а потом поставил себе задачу очистить медитации от религиозного наполнения (по сути, проводя почти ту же работу, что и Шульц).
Однако эта очистка не удалась, осознанное мышление как практика тоже пропитано оккультизмом, характерным для восточных религиозно-философских учений.
Основные упражнения Mindfulness весьма просты и не имеют сами по себе никакой магической составляющей. Например, ставится задача сконцентрироваться на своем дыхании, отслеживая вдохи и выдохи, или сосредоточиться на звуках, вкусе, физических ощущениях. Да и цель выполнения этих упражнений вполне нормальна – это снижение стресса, то есть забота о своем здоровье. В этом смысле фитнес для ума можно сравнить с закаливанием, бегом, или же с классическим советом «досчитать до десяти».
Однако сторонники майндфулнесс-подхода называют эти упражнения медитациями. Введение нового термина ничего не изменило – вместо замены оккультного понятия «медитация» нейтральным словом «майндфулнесс» получилось новое понятие: «майндфулнесс-медитация». Майндфулнесс-подход в итоге означает использование медитаций для формирования у себя нового типа мышления, при котором учишься безоценочно воспринимать происходящее.
То, что ведущую роль в формировании стресса играет именно оценка человеком событий как негативных для себя, давно не секрет, поэтому эффективность у майндфулнесс есть – отказываясь оценивать происходящее, человек снижает тем самым у себя уровень стресса. То есть технически можно было бы назвать майндфулнесс просто упражнениями для ума, развивающими способность трезво, осознанно воспринимать действительность.
Но увы, сам по себе майндфулнесс-подход так и остался основанной на буддизме практикой, в основе которой лежат буддийские представления о мире, о месте человека в этом мире.
«В нас <православных> нет безразличия к окружающему миру, восточные же учения избегают углубляться в человеческие проблемы, стремятся сохранить свой мир и безмятежие. Православный же христианин непрерывно молится за всех, плачет обо всем мире. Радость, которая существует только для нас, но не для мира, не является подлинной радостью. И, наконец, мы не придаем большого значения психотехническим методам, а также различным положениям тела, хотя и считаем, что некоторые из них помогают сосредоточить ум в сердце. Молящийся стремится не к апатии (это отрицательное состояние), а к стяжанию Божественной благодати» (из беседы митрополита Иерофея (Влахоса) с одним из афонских старцев об основных отличиях православной Иисусовой молитвы от индийского типа йоги и медитации).
Йога и принесенные ею в западное общество медитации чрезвычайно популярны и широко распространены. Даже многие православные люди не понимают, что плохого в йоге как «просто» комплексе физических упражнений, в медитациях как переключении внимания.
Однако йога и медитации религиозны по сути и бессмысленны без своей основы – философии индуизма, буддизма и подобных восточных учений. Нерелигиозных форм йоги не существует. «Йога без философии» – это не йога, а своеобразный «фитнес», причём, в разработанных спортивными врачами комплексах упражнений гораздо меньше вреда. Польза йоги для здоровья надумана – большое количество болезней у «профессиональных» йогов доказано давно, в ходе национальной диспансеризации в Индии, проведенной еще в 20 веке. Тогда выяснилось, что йоги живут в среднем меньше, чем обычный житель Индии, и страдают массой заболеваний, например, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Современные медицинские исследования подтверждают опасность йоги, есть даже особое понятие «йоговские болезни», к примеру, «йоговский отказ ног» (yoga foot drop).
А вот снятие стрессов при помощи йогических медитаций возможно в той или иной степени, но при этом неотделимо от оккультных представлений об энергиях, чакрах, гармонизации и пр. Медитации тесно связаны с восточно-религиозными понятиями нирваны, самадхи и т. п.
Если же человек попытается не выстраивать свое мировоззрение в согласии с философией восточного мистицизма, то «медитации» будут служить способом активизации вытеснения (механизма психологической защиты, заключающегося в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания). Эта защита может способствовать снижению уровня стресса на время (недаром медитации – это не просто метод «от случая к случаю», а образ жизни). Однако при постоянном применении такие медитации способны породить немало психологических проблем. Снятие стресса без решения внутриличностных конфликтов, приводящих к чрезмерной реакции на стрессовые факторы, актуально лишь для экстренных ситуаций. В повседневном формате такое постоянное «механическое» снижение уровня стресса почти бесполезно и даже чревато вредными последствиями. Это лишь обезболивающее, из-за которого можно упустить тот момент, когда подавленные эмоции приведут к психоэмоциональным проблемам и тяжелообратимым изменениям в структуре личности.
А ещё у практикующих медитации людей не исключено появление галлюцинаций. В аутотренинге они рассматриваются как нормальные «эффекты разрядки». Например, Шульц описывал «ощущения чужеродности», когда кажется, что «пальцы распухли», «конечности исчезли», «рука увеличилась в размерах», «рука тяжелая, как свинец», «рука слилась с опорой, на которой лежит», «рука не принадлежит мне». Это признаки невротического расстройства – синдрома деперсонализации-дереализации. В случае сильных стрессов подобные симптомы могут быть следствием работы психических защит и быть лишь временной реакцией на тяжелые переживания. Однако, когда дереализация и деперсонализация являются результатом постоянного осознанного вмешательства в нормальное психическое функционирование, то их безобидность вызывает серьезные сомнения. Более того, после медитаций аутотренинга у некоторых людей возникают страхи и настоящие образные галлюцинации.
«Нерелигиозные медитации» и молитва
Помимо того, что релаксация и снятие стресса при помощи медитаций аутотренинга и майндфулнесс-подхода далеко не всегда и не для всех целесообразны и полезны с точки зрения физического и психического здоровья, для православных людей важно понимать еще и то, что медитации направляют мышление человека в сторону от Бога.
Именно об этом говорит схиархимандрит Софроний (Сахаров):
«Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу. Это может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетворится психическими результатами подобных экспериментов и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым».
И действительно, сравните установку аутотренинга: «Я абсолютно спокоен» и слова Молитвы оптинских старцев:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».
Очевидно, что вектор, направленность мышления при аутотренинге и в молитве очень сильно отличаются.
Возможно ли сделать синтез аутотренинга во всей его полноте (АТ-1 + АТ-2) и молитвы? Это сомнительно. Дело в том, что ключевая установка аутотренинга – вера в силу самовнушения – предполагает отказ от полагания на Божью волю, в то время как молитва, наоборот, представляет собой осознанное стремление к Богу.
Примером, иллюстрирующим уход от Бога в применении аутотренинга, является опыт одного из известнейших представителей АТ, называемого самым верным последователем Шульца, автора популярнейшей после труда самого Шульца книги об аутогенной тренировке, Ханнеса Линдемана. Линдеман посвятил всю свою жизнь развитию аутотренинга. Он совершил уникальное путешествие, в одиночку переплыв Атлантический океан на складной байдарке. Преодолел все испытания он при помощи аутотренинга, задавая себе формулы цели («Я справлюсь») и веря исключительно в свои возможности и в силу самовнушения.
Вот его собственные слова о том, что стало для него опорой в предельно сложном мероприятии:
«Аутотренинг поднимал мое настроение перед плаванием, во время мучительного путешествия снимал и прогонял страхи, заботы, боли и некоторые другие неприятности и помог мне в некоторой степени преодолеть самую тяжелую проблему во время плавания – проблему сна. Практически лишь благодаря ему это путешествие стало возможным. Ему я обязан тем, что благополучно добрался до противоположного берега. <…> Больше сотни людей во всех концах мира пытались совершить нечто подобное. Выжил только один. Благодаря аутогенной тренировке. <…> Каждый, кто пускается в такие приключения, должен представлять границы своих возможностей. Он должен знать пределы выносливости своего тела и лодки. Второй предпосылкой была для меня вера, причем в двояком смысле. Твердая вера в удачу – первый шаг к ее претворению в жизнь. Это относится к любому предприятию. Кроме того, позитивное мышление успокаивает и приводит к разрядке. Вера придает силы. Но я считал, что религиозной веры и молитв для этого недостаточно. Мне нужно было нечто большее – активная помощь подсознания, целенаправленная терапия против ожидаемого состояния слабости. Здесь мне должен был помочь аутотренинг».
Рассказ Линдемана прекрасно иллюстрирует то, что аутотренинг противопоставляется религиозной вере и молитве, ставится выше, подменяет ее.
Сравните его со словами из дневника Федора Конюхова, который он вел в одиночном плавании на весельной лодке через Тихий океан от берегов Чили до Австралии:
«Сохрани лодку мою, а с ней и мою жизнь, ибо я благоговею перед Тобою. Спаси, Боже, раба Твоего, уповающего на Тебя. Услышь, Господи, каждодневные молитвы мои. И помилуй меня, грешного, Господи», – с этих слов начинаю свой день». <…> Ночью лодку окружает мрак. Когда гребу, удается отвлекаться от мыслей, но как только перестаю, становится страшно. Лодка окутана сыростью и темнотой. Ничего не видно, даже лопастей весел, которые в двух метрах от борта. Нет ни луны, ни звезд. Слышно только дыхание океана, шум волн. В такие моменты особенно остро ощущаешь, что ты песчинка на маленькой лодке в Мировом океане. Спасает только Иисусова молитва».
Аутотренинг «Я справлюсь» и молитва «Спаси, Господи!» совершенно отличаются по смыслу и направленности души.
Стоит сказать, что для оправдания опыта медитаций часто пытаются смешивать понятия, сравнивая медитации (в том числе медитации аутотренинга) с молитвой. При этом говорят, что молитва – это разновидность медитации, полезная для здоровья человека. Молитву пытаются выдать за способ вхождения в особое состояние сознания, а значит – сделать ее равнозначной медитациям. Однако это не что иное, как подмена смысла. Молитва – это живое богообщение, а вовсе не ментальное упражнение, автоматически что-то меняющее в сознании человека.
Добавлю, что Линдеман чётко отвечает на вопрос о соотношении аутотренинга и молитвы:
«Аутогенная тренировка не может служить заменой для молитвы или религии и не может быть идентифицирована с ними».
Освобожденная от религиозного содержания аутогенная тренировка не равна медитации в духе восточных учений, не равна «йоге». Однако точно так же аутогенная тренировка (как и любая медитация) не равна молитве. В том числе с точки зрения электрической активности мозга: «Анализ данных, полученных ранее при исследовании особых состояний сознания другого рода (медитаций), обнаружил качественно иную картину изменения ЭЭГ» (Бехтеревский психоневрологический институт, исследование активности мозга при молитве).
Однако, если судить по отзывам, в умах большинства людей – как практикующих аутотренинг, так и анализирующих его применение, – все эти понятия перемешаны, представляя собой «кашу» из представлений. Все попытки очистить аутогипнотические техники саморегуляции, в том числе аутотренинг, от мистических представлений о жизни оказались бесполезны: эти техники по-прежнему полны оккультизмом.
Гипноз в аутотренинге
Если учесть всё, сказанное о медитациях, и последовать рекомендациям многих врачей, использующих аутотренинг, – то есть ограничиться только первым этапом АТ-1 с элементами визуализации, то вновь всплывает вопрос о самовнушении. Существенной причиной для критики метода аутогенной тренировки с позиций Православия является её гипнотический характер.
«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу. <…> И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (преподобный Нектарий).
«Гипноз – злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).
Гипноз – это введение человека (в том числе самого себя) в трансовое состояние с целью внушения, по сути – интервенция, внедрение в психику в обход критического мышления. Гипноз по цели и сути противоположен осознанности, к которой призывает Православие («трезвение»).
Иногда говорят, что ничего опасного в гипнозе нет, ведь современные исследования показали достаточную сохранность критического мышления у загипнотизированного человека. И действительно, при гипнозе в той или иной мере сохраняется способность сопротивляться нежелательным внушениям.
Во-первых, не каждого человека можно загипнотизировать без его на то желания и воли. Аутотренинг тоже неэффективен для людей с сильной волей, хорошо развитым логическим мышлением и активной натурой (Х. Линдеман). Но… люди с высокой внушаемостью легко поддаются даже незначительному гипнотическому влиянию.
Во-вторых, исследователи говорят, что загипнотизированного человека нельзя заставить сделать то, что идет категорически вразрез с его моральными установками. Но… если у человека моральные установки не слишком высокие, то в состоянии транса и под действием постгипнотического внушения – когда снижен или вообще отключён внешний контроль – он вполне может поступать аморально и преступно. А кто из нас может поручиться за свою нравственность с учетом нашей всеобщей греховности?
А ещё гипноз весьма эффективен в отношении телесных реакций, не имеющих яркой нравственной окраски. Тот же Шульц в ходе своих экспериментов столкнулся с негативным эффектом постгипнотического внушения – когда после опыта с холодной монетой и внушением человеку реакций на то, что это раскаленный металл, у юноши каждый день возникал на руке болезненный волдырь, который проходил через несколько часов, но утром появлялся снова – до нового сеанса гипноза, снимающего это внушение. В аутотренинге немалое значение придается снятию внушений, потому что длительно сохраняющееся чувство тяжести – очень частое последствие использования метода.
Вдобавок есть множество свидетельств того, что гипноз – это неконтролируемое действие, которое легко вызывает бред, галлюцинации, ложные воспоминания, психозы и т. п. Именно поэтому многие православные психиатры и психотерапевты называют гипноз взломом психики и даже причисляют его к оккультизму. Некоторые медики считают недопустимым и самовнушение, причем считается, что самогипноз оказывает гораздо более мощное воздействие, чем гипноз со стороны, так как доверие к себе как гипнотизёру гораздо выше, чем доверие к постороннему человеку.
Но категорически негативное мнение разделяют не все православные врачи и священники. Некоторые считают, что исключительно в медицинских целях, в исполнении или под наблюдением опытного врача, использование гипноза и самогипноза допустимо. При этом самовнушение лишено такого недостатка гипноза, как интервенция в психику человека; оно максимально лишено риска постороннего вмешательства и предполагает осознанность человека при выборе мысленных установок. А значит, риск при аутотренинге самовнушением минимален.
При этом стоит знать, что по мере развития аутогенной тренировки сам И. Шульц и большинство его учеников рассматривали аутотренинг как метод гипнотерапии и допускали его сочетание с другими методами внушения в гипнозе (L. Chertok, W. Kretschmer, D. Landen, D. Muller-Hegemann и др.).
Однако даже самогипноз, в том числе при аутогенной тренировке, может быть опасным.
Риски самовнушения
«Настоятельно предупреждаем читателей, не имеющих отношение к медицине, о недопустимости использования нашего метода самостоятельно или с посторонней помощью без врачебного контроля; так как по своей внутренней сути аутогенная тренировка направлена на перестройку сознания человека, ее необходимо осуществлять под медицинским наблюдением» (И.Г. Шульц).
Телесные эффекты релаксирующего самовнушения, способные навредить человеку, уже упоминались при описании базового уровня аутотренинга. Но одним из самых очевидных примеров возможного вреда АТ является опасность внушения себе ложного ощущения здоровья. Позитивное мышление, вырабатываемое в аутотренинге, может сыграть злую шутку, уводя человека от реальности. Когда речь идет о серьезных телесных заболеваниях, самовнушение благополучных ощущений может нанести непоправимый вред здоровью, позволяя человеку игнорировать нарастающие симптомы, пока не станет слишком поздно.
В духовном плане важно, что самовнушение способно оказывать значительное влияние на психику человека; осознанное самовнушение, как и гипноз в целом, относится к манипулятивным психологическим методам.
Задача аутотренинга (как в авторском варианте, так и во всех его модификациях) – это не просто расслабление (которое обычно достигается на первой ступени АТ), а та самая перестройка сознания, в первую очередь – формирование эмоциональной грамотности, позволяющей успешно преодолевать стрессовые состояния. Задача, казалось бы, хорошая, позволяющая человеку спокойнее относится к жизненным испытаниям.
При этом ряд психологов считают, что на мышление, состояние и поведение человека влияют лишь формулы самовнушения, а трансовое состояние не воздействует на структуру психики.
«Гипнотический транс не является терапевтическим сам по себе, но конкретные внушения и образы, передаваемые клиентам в трансе, могут глубоко изменить их поведение. Пробуя новые способы мыслить и чувствовать, они закладывают основу для будущих изменений» (гарвардский психолог Дейдре Барретт).
Но другие специалисты, например, известный в области гипноза Милтон Эриксон, считают, что транс целебен и сам по себе, потому что в его состоянии происходит бессознательное переструктурирование психики. Учитывая, что ведущую роль в эффективности аутогенной тренировки многие исследователи склонны приписывать именно релаксационному трансу, можно предположить, что в словах М. Эриксона есть резон.
Но как отследить, проконтролировать, что именно происходит при осознанном и, тем более, бессознательном переструктурировании психики?
Что привнесет во внутренний мир загипнотизированный (при помощи гипнотизера или самостоятельно) человек, сам того не желая? Даже если внушение не совершает какой-то человек со стороны, в трансовом состоянии внушаемость значительно повышается (особенно у некоторых людей), и какой-то звук или мелькнувшее воспоминание могут вызвать неотслеживаемую цепочку ассоциаций, породить случайную эмоциональную реакцию, которая в трансе способна легко закрепиться и стать не всегда желанной и полезной частью мировосприятия. Неосознаваемые переживания – идущие изнутри или внушенные – могут обрести власть над человеком, и никто не может гарантировать, что это будут добрые и хорошие устремления.
Для размышления
Из всего вышесказанного становится очевидно, что использование для перестройки сознания аутогенных медитаций второго уровня аутотренинга духовно неполезно для православного человека. Не говоря уж о том, что именно эти медитации, особенно без контроля врача, могут привести к тяжелым психическим расстройствам.
Первый уровень аутогенной тренировки в значительной степени психофизиологичен в плане релаксации. В состоянии стресса, например, чтобы удержать в узде гнев или страх, можно использовать разные стратегии: считать до 10, осознанно следить за вдохами-выдохами, или же – приучать себя осознанно, волевым усилием расслабляться и успокаиваться при помощи аутотренинга. Однако само по себе физическое расслабление без перестройки сознания малоэффективно для избавления от стресса (в лучшем случае – дает временный эффект).
В спорте аутотренинг используется не только для снижения усталости, но и для повышения уверенности, мотивации на успех.
В медицине аутотренинг служит для лечения нервных болезней, связанных с патологическими мысленными установками (неврозов, депрессий); он помогает избавиться от чрезмерных эмоциональных реакций, провоцирующих нервные расстройства, а значит, помогает и в лечении психосоматических болезней. Вот примеры формулировок самовнушения при «медицинской» аутогенной тренировке: «Я спокоен» (Шульц), «Я справлюсь» (Линдеман), «Я совершенно спокоен… Все безразлично мне» (Модификация К.И. Мировского и А.Н. Шогама). Или же аутогенная тренировка используется для «перепрограммирования» человека на позитивный образ жизни (при лечении алкоголизма, никотиновой зависимости и т. п.)
Однако, несмотря на доказанную эффективность использования аутотренинга (по крайней мере, его первой ступени с визуализациями и простыми формулами самовнушения), важно понимать, что он не является единственным, и тем более самым эффективным методом преодоления стресса. Многочисленные исследования давно доказали, что уровень стрессоустойчивости значительно выше у религиозных людей. Отказ от веры в Бога – одна из важнейших причин пандемии невротических расстройств, которые теперь приходится лечить аутотренингом и подобными ему методами.
То есть главным способом справиться со стрессом является, действительно, перестройка сознания. Но каким способом это делать – человек решает сам. Каждый выбирает для себя: пойти психотехническим путем или духовно-психическим. Настраивать свое сознание формулами: «Я абсолютно спокоен», «Я справлюсь», – или же вложить всю свою душу в «Господи! Спаси и помоги!».
Наталья Ярасова, психолог Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП