Как распознать у себя феномен самозванца
протоиерей Дионисий Свечников, Наталья Ярасова

Как распознать у себя феномен самозванца

(4 голоса4.0 из 5)

См. начало: Феномен («синдром») самозванца – норма или психическое нарушение?

Как распознать у себя феномен самозванца

«Я совершенно не умею принимать похвалы и комплименты. Когда меня хвалят, мне хочется сжаться, спрятаться куда-нибудь. Мне очень стыдно, потому что я совсем не такая, и я начинаю оправдываться, подчеркивать или даже выискивать свои недостатки, чтобы хоть как-то приглушить это острое чувство стыда. И так во всём. Если мне говорят, что я хорошо выгляжу, я начинаю бормотать: «Да ладно, ничего особенного, посмотрите, какие круги у меня под глазами, и платью уже сто лет». Если хвалят мои пирожки, я рассказываю, что тесто сегодня не подошло, да и передержала я их в духовке. Если мне дарят что-то, я говорю: «Ну зачем вы так потратились на меня, не нужно было…». Вынужденно принимая похвалы и подарки, вместо радости я чувствую едкий стыд. Я не верю, что все эти похвалы заслуженные. И подарков я не заслуживаю. Мне хочется, чтобы все перестали быть такими добрыми ко мне. Я им не верю. Они льстят мне, чтобы меня поддержать, но мне не нужно, чтобы меня успокаивали обманом. От этого я чувствую себя еще более виноватой». (Случай из практики.)

Причины феномена самозванца

Можно выделить целый комплекс причин, из-за которых у человека зарождаются типичные иррациональные (неоправданные и нелогичные) убеждения о себе, а затем закрепляется такой дисфункциональный стиль мышления.

На проявления феномена самозванства влияют и особенности воспитания, и черты характера, и отношения в обществе, в том числе факторы меньшинства и социального неравенства – национального, гендерного, расового и др. Рассмотрим основные причины склонности воображать себя самозванцем.

Стиль воспитания в семье

Исследователи выделяют несколько вариантов родительского поведения, приводящих к возникновению у ребенка феномена самозванца.

  1. Родители считают и регулярно называют ребенка менее умным, чем его братья-сестры. Слышащий такие родительские отзывы ребенок не будет ощущать себя умным, даже если он хорошо учится, получает более высокие оценки, чем другие дети в семье, достигает больших успехов, чем они. И эта неуверенность в себе не проходит с возрастом.
  2. Родители идеализируют ребёнка, много хвалят его, подчеркивают, какой он умный и способный, говорят, что он со всем может легко справиться. Однако рано или поздно ребенок дорастает до сложных задач. Чтобы не разочаровать родителей, он скрывает, что ему трудно. Взрослея, он начинает сомневаться в их правоте, но всё же продолжает верить им в достаточной степени. А раз он не соответствует их ожиданиям и отзывам, в итоге начинает чувствовать себя не просто посредственностью, а ничтожеством. Примеры нередко встречаются среди творческих людей, когда признанный талант ощущает себя бездарем и обманщиком, который может показать результат только через сверхусилия.
  3. Если семья не дает ребенку поддержку, не показывает одобрения его усилиям и успехам, он ощущает, что все его достижения никому не интересны, никому не нужны. Это вызывает чувство униженности и стыд, а в дальнейшем может преобразоваться в феномен самозванца. Особенно ярко это проявляется, если в семье царит культ интеллекта, мотивирующий ребенка соответствовать семейным стандартам и радовать родителей. Это порой вынуждает ребенка ради родительской любви действовать даже вопреки своим желаниям, своей природе. В итоге вырастает весьма способный, умный человек, который убежден, что его ум и способности ничего не стоят.
  4. Нарциссическая травма, связанная с необходимостью заслужить любовь родителей. Если ребенка одаряли любовью только при условии успехов в школе, послушания и т. п., особенно при завышенных ожиданиях родителей, ребенок будет в глубине души чувствовать себя не заслуживающим любви. На основании страха отвержения, страха не соответствовать чужим ожиданиям и формируется феномен самозванца. Джули Вонт и Сабина Клейтман в ходе исследования (2006 г.) выяснили интересный факт. Большинство прочих взрослых страхов коренятся в проблемных отношениях с матерью, а вот страхи «самозванцев» очень сильно зависят от чрезмерной заботы и опеки со стороны отца. Отношение матери влияет на них только косвенно как отражение отцовского стиля воспитания. Возможно, это связано с обусловленностью отцовской любви и, соответственно, стремлением детей соответствовать именно отцовским ожиданиям. Не исключено, что мать с обусловленным типом любви, что не является нормой, формирует похожие страхи.

Неоправданные ожидания «гладкого» будущего

Дети, которым всё легко давалось, взрослые, которые до поры до времени не сталкивались с реально сложными для них задачами, рано или поздно оказываются лицом к лицу с необходимостью прикладывать усилия, и порой немалые, для достижения какой-то цели. Сам факт необходимости усилий, особенно если что-то не получается с первого раза, вызывает у такого человека серьезный стресс и сомнения в своих силах, в своих способностях. Особенно если рядом есть более успешные и компетентные люди.

Обесценивание окружающими

  • Личное обесценивание со стороны близких и знакомых, подвергающих сомнениям способности человека: «Да разве женщина может что-то понимать в таком деле?», «Да ты не справишься». В результате любой успех кажется человеку случайным.
  • Социальное обесценивание – в нашем обществе принято требовать от человека быть скромным и не выпячивать свои личные качества и достижения, взамен подчеркивая чужой вклад в дело, и приписывать успех счастливому стечению обстоятельств: «Тебе просто повезло!», «Если бы не твои родители, тебя бы не взяли в этот вуз/ на эту должность!». Это прямо-таки внушение девизов воображаемого самозванца.
  • Косвенное обесценивание в интернете. Пользователи социальных сетей преимущественно презентуют лишь самые выигрышные события своей жизни, свои достижения, свои умения, свои красивые фотки и т. п. В итоге человек начинает ощущать, что все окружающие очень успешны, один он живет серой жизнью, полной сложностей. И начинает сам обесценивать свои способности и достижения.

Иррациональные убеждения воображаемых самозванцев

Феномен самозванца представляет собой особый склад ума, который появляется в результате когнитивных искажений (систематических ошибок мышления). Человек без объективной причины ощущает себя обманщиком, потому что в его сознании царят иррациональные убеждения. Их еще называют иррациональными мысленными установками, а по сути это не что иное, как заблуждения. Эти заблуждения оказывают прямое воздействие на чувства и поведение человека. Фактически они представляют собой внутренние девизы и приказы, которым человеку очень трудно сопротивляться.

Приведем примеры заблуждений, лежащих в основе феномена самозванца:

  • если ты по-настоящему умный, то у тебя всё должно получаться очень легко и идеально – причем в любой сфере;
  • если ты не знаешь чего-то, ты не можешь называть себя «профессионалом»;
  • любая ошибка – это трагедия, показатель собственной неполноценности;
  • за ошибкой непременно следует наказание;
  • во всех неудачах нужно винить себя, а все заслуги объяснять случайностями и т. д.;
  • все профессиональные успехи вызваны не личной заслугой, а случайностью (нечем гордиться), нельзя показывать удовлетворенность собой;
  • привлекать внимание и показывать свой успех неприемлемо, нужно сидеть тихо и не высовываться;
  • каким бы хорошим профессионалом ты ни был, этого всегда будет недостаточно.

Иррациональные установки формируются по большей части в детстве, поэтому их рассматривают в рамках теории жизненных сценариев – заложенных в раннем детстве типичных способов реагирования и поведения. С этой позиции основой феномена самозванца являются сценарные убеждения и базовые представления о самом себе и о том, как нас воспринимают другие люди. Особенность сценарных установок, да и многих мысленных установок вообще, в том, что они подобны самоорганизующейся системе. Сознание человека постоянно отсекает то, что могло бы разрушить его систему убеждений, и «коллекционирует» те сведения, которые соответствуют имеющимся умственным установкам.

Человек, убежденный в том, что нельзя привлекать чужое внимание и демонстрировать свой успех, время от времени вынужден рассказывать о своих достижениях, или же о них говорят другие. Каждый раз, когда в ответ он слышит: «Ничего особенного», «Нечем тут хвастаться», «Хвастаться плохо, мол, какой задавака», «Да ему просто повезло» или иные критические отзывы, он будет их очень остро воспринимать, запоминать каждый из них, не раз прокручивать в памяти. Ведь обесценивание и негатив полностью соответствуют его иррациональному убеждению «нельзя высовываться». Когда он будет слышать похвалы, восторги, одобрение, он испытает чувство неловкости и стыда. И это само по себе укрепит его мнение, что ни к чему хорошему демонстрация своего успеха не приводит. Но вдобавок будут работать и другие психические механизмы: такой человек не придаст значения этим похвалам, не поверит им и довольно быстро забудет. То есть одобрение как можно быстрее сотрется из его памяти, оставив непоколебимым убеждение в том, что показывать свой успех неприемлемо.

Поэтому общественное признание, похвалы, экспертное мнение бесполезны. Воображаемый самозванец не способен их услышать и принять всерьез – они отбрасываются его сознанием как не соответствующие его картине мира.

С точки зрения адаптации поверхностная сортировка информации, регулируемая когнитивными искажениями, — оправданный механизм, так как он стабилизирует нашу картину мира. Но этот процесс адаптивен, то есть полезен, только если сочетается с глубинным этапом переработки информации, когда человек при помощи критического мышления выявляет свои когнитивные искажения и противостоит им. А воображаемые самозванцы не способны к глубинной переработке тех сведений, которые касаются оценки их собственных качеств. Поэтому имеют и сохраняют неадекватные представления о своей роли в ситуациях успеха, а это чревато различными невротическими последствиями.

Типичные качества воображаемых самозванцев

Согласно Клэнс и Аймс, существует шесть типичных для воображаемых самозванцев качеств, и для того, чтобы предположить наличие феномена самозванца, у человека должно быть минимум два из них.

Потребность быть особенным, лучшим. Это не значит, что люди, которые хотят быть лучшими, обязательно станут ощущать себя самозванцами. Просто ощущение собственной никчемности, характерное для феномена самозванца, может вырасти из столкновения нереализованного желания быть лучшим с успехами и превосходством других людей. В школе ребенок еще компенсирует это чувство хорошими отметками (воображаемые самозванцы нередко отличники), но по мере взросления человек всё чаще сталкивается со своей неуникальностью. Поэтому он приходит к выводу, что, желая быть лучшим, переоценивал себя, и переходит к чрезмерно критичной самооценке.

Стремление соответствовать образу супергероя (аспект супервумен / супермена) и перфекционизм. Воображаемый самозванец требует от себя безупречности, соответствия нереальным стандартам. Он искренне убежден в том, что недостаточно старается – просто окружающие этого не замечают. Он ведь может лучше, а значит, и требовать с него надо больше! А поскольку люди не являются непогрешимыми сверхсуществами, то разочарование в себе неизбежно.

Боязнь поражения ошибок и неудач. Любые ошибки вызывают у «самозванца» стыд, а отсутствие успеха рождает ощущение униженности. Из-за нежелания испытывать эти болезненные чувства, человек с феноменом самозванца либо избегает тех дел, где может с ними столкнуться, либо действует с чрезмерными усилиями, выжимая из себя все соки, чтобы добиться желаемого и доказать свое соответствие чужим ожиданиям.

Отрицание собственной компетентности и неприятие похвалы. Человек с «синдромом самозванца» не может поверить в свои заслуги, он склонен приписывать успех каким-нибудь другим факторам – удаче, вмешательству других людей и т.п. Соответственно, он игнорирует положительные отзывы и объективные показатели успеха. Похвала заставляет его испытывать стыд из-за осознания себя обманщиком, получающим незаслуженные поощрения. Чем больше самозванца хвалят, тем больше у него стыда, вины и страха. Мало того, «самозванец» может пытаться переубедить окружающих, объяснить им, что они ошибаются: «Мне просто повезло», «если бы не коллеги, я бы никогда не смог…».

Страх отвержения, страх разоблачения и ощущение вины за собственный успех. «Самозванец» очень боится быть отвергнутым, поэтому нередко чувствует вину за свой успех, выделяющий его на фоне окружающих. Особенно страшно тем, у кого уже был травмирующий опыт упреков из-за превосходства над кем-то. Еще один возможный страх самозванца, что люди узнают о его несоответствии высоким требованиям окружающих. Поэтому он может отказываться от дополнительной ответственности, ведь она представляет собой риск раскрытия «обмана».

«На каждом этапе моей карьеры я боялась, чтобы вот-вот кто-то обнаружит, что я понятия не имею, чем занимаюсь большую часть своего времени!» (Нога Эдельштейн (Noga Edelstein), соучредитель UrbanYou и директор SBE Australia).

Самозванцем человек ощущает себя не всё время, а при столкновении с необходимостью пережить успех – или уже совершившийся, или только предстоящий. Ощущения воображаемого самозванца накатывают не все сразу, а последовательно наслаиваются одно на другое, и этот порядок повторяется каждый раз при новом испытании уверенности в себе – как приступ. Поэтому говорят о цикле самозванца.

Цикл самозванца начинается, когда перед человеком встает необходимость сделать что-то, что ориентировано на какое-то достижение. Это может быть новый проект на работе, новая книга для писателя, изменение круга обязанностей и т.п. По сути, вызвать феномен самозванца может любая новая задача, даже если она состоит лишь в повторении уже достигнутого успеха. При её появлении:

  1. У человека появляется тревога, что он не сумеет сделать или повторить дело хорошо. Эта тревога может быть у любого человека, но у воображаемого самозванца состояние «обогащается» специфическими переживаниями – он считает, что если бы реально был хорош в деле, то не чувствовал бы себя так неуверенно.
  2. Он прикладывает избыточные, непомерные усилия для достижения цели – либо сразу же, как узнает о задаче (и тогда речь идет о чрезмерной подготовке), либо затягивает с началом работы и начинает аврально трудиться после мучительной прокрастинации.
  3. После выполнения задачи кратковременное облегчение сменяется ощущением выгорания. Причиной являются как непомерные усилия, так и обесценивание сделанного, критика своих успехов. Самозванец уверен, что успех стал результатом либо приложенных усилий, либо везения, а его способности тут ни при чем. Стоит отметить, что признание приложенных усилий никак не противоречит обесцениванию своего вклада в успех. Воображаемый самозванец разделяет свои усилия и самого себя. Он не ощущает свой труд как свою заслугу.
  4. Похвала окружающих вызывает у человека, воображающего себя самозванцем, новую тревогу из-за ощущения своего «обмана» и страха разоблачения. Самозванец не способен здраво принимать похвалу, так как полагает её незаслуженной, и даже объективные критерии удачи его не устраивают, так как им он находит любые обоснования, кроме собственных способностей и усилий.
  5. Переживания воображаемого мошенничества угнетают человека.
  6. Если наступает период, когда не требуется выполнение новых задач, когда нет ужасающих самозванца ситуаций, при которых кто-то может оценить его способности, тягостные переживания могут утихнуть. У некоторых людей феномен самозванца может быть случайным, единичным эпизодом в жизни, но у «истинных самозванцев» подобные приступы не редкость. При появлении новой цели цикл повторяется, более того, чувство самозванства может нарастать с каждым новым делом, неважно, удачей или провалом оно закончилось.

Самозванцы в своих трудах постоянно испытывают перегрузки, они фактически считают их неотъемлемой ценой успеха, ведь эти усилия хоть как-то компенсируют их неуверенность в себе. Отказаться от перегрузок самостоятельно, без проработки проблемы с психологом, воображающие себя самозванцами люди почти неспособны. А сильное эмоциональное напряжение не проходит бесследно, оно истощает нервную систему.

Ожидания от себя у воображаемых самозванцев всегда завышенные, а любой успех, особенно собственная роль в его достижении, обесценивается. Это приводит к сильному контрасту между воображаемым (идеальным) и «реальным» (обесцененным) успехом. И раз результат хуже ожидаемого, то и сам человек – хуже того, каким его представляют другие и каким он сам хотел бы себя видеть. Но поскольку совсем отрицать успех самозванец не может, то появляется то самое ощущение своего несоответствия достижению и незаслуженности успеха. Это чувство разрастается с каждым новым случаем, как и уверенность в своем несоответствии ожиданиям – и своим, и окружающих, особенно значимых людей.

У меня куча дипломов и сертификатов, большой опыт работы, множество благодарных клиентов. Умом я осознаю свою высокую квалификацию, но в душе мне постоянно кажется, что я гораздо менее умна и способна, чем другие. Мне не раз предлагали учить других, но я всегда находила множество оправданий тому, что «не хочу» этого. На деле же я ужасно боялась, что, когда я начну преподавать, мои ученики и коллеги поймут, что на самом деле я совершенно некомпетентна, а мои рабочие успехи – случайность, результат симпатии клиентов. В какой-то момент я пересилила себя и согласилась на преподавание. В итоге я трачу огромное количество сил на подготовку к каждому занятию: изучаю тему так, словно пишу диссертацию, пытаюсь показать высший пилотаж на каждом уроке и т.д. Мой страх никуда не делся, я всё время стараюсь удержаться на плаву и не выдать того, что некомпетентна. Со стороны кажется – мне так говорят, – что у меня всё получается, и получается легко, но я-то знаю, что всё это – фикция. На самом деле мой успех – результат изнуряющих усилий. Это не то, чем я могла бы быть довольна. Я совершенно не способна на то, чего ждут от меня люди. Это меня угнетает. Стремление казаться такой, какой меня представляют коллеги и клиенты, превращает мою жизнь в мучительную гонку. (Случай из практики.)

Типы воображаемых самозванцев

Воображаемых самозванцев делят на:

  • истинных;
  • стратегических.

Стратегические самозванцы лишь притворяются, что сомневаются в своих достоинствах. Они могут напоказ говорить, как мало они сделали, как плохо они разбираются в чем-то, но на самом деле вполне уверены в своих способностях, а то и преувеличивают их. Истинные же воображаемые самозванцы искренне не видят своих заслуг.

Ощущение притворства, объяснение своих успехов внешними причинами, обесценивание своего успеха могут быть не только у истинных, но и у стратегических самозванцев. Но душевные терзания стратегических и истинных воображаемых самозванцев сильно отличаются.

Переживания и поведение стратегических «самозванцев» рассматриваются в психологии обмана и манипуляций. А в рамках феномена самозванца описываются чувства и поведение истинных «самозванцев». Именно среди них доктор Валери Янг (Dr. Valerie Young) выделила пять основных разновидностей феномена самозванца.

  1. «Перфекционисты» ставят перед собой завышенную планку. Даже малейшая ошибка на пути к цели воспринимается ими как показатель своей полной бездарности. Если им всё же удалось выполнить задуманное, они тут же обесценят успех, будут ругать себя за то, что не сделали или не способны сделать больше. Самозванцы-перфекционисты сравнивают себя с людьми, имеющими высочайшие уровни достижений, и страдают, что не дотягивают до их уровня. Если человек в науке, то он непременно будет равняться на величину Эйнштейна и Менделеева, если в музыке – сравнивать себя с Моцартом или с Монтсеррат Кабалье. Если он бизнесмен, то выберет для сравнения кого-то из завсегдатаев передовицы Форбс. Для таких перфекционистов чуждо понятие уникальности гения. Они не понимают, что и в обыденной жизни возможен крепкий личностно ценный успех, для простого человека сопоставимый с успехом гения в массах. Но что интересно, феномен самозванца встречается и у гениев – прочтите слова Эйнштейна в начале материала «Феномен самозванца – норма или психическое нарушение?». Самозванцы-перфекционисты могут не чувствовать смысла в том, чтобы делать что-то, так как не верят в то, что их дела чего-то достойны и кому-то нужны. Поэтому такой тип воображаемого самозванства способен блокировать созидательную активность человека.
  2. «Эксперты» – это люди, которым кажется, что они должны знать всё и обо всём. Любой, даже незначительный пробел в знаниях воспринимается ими как катастрофа, как показатель собственного непрофессионализма и тупости, малейшая неосведомленность словно обесценивает все остальные знания. А поскольку всё знать невозможно, они регулярно сталкиваются с мучительным переживанием собственной глупости. Они считают, что другие обманываются на их счет, полагая их умными. Они впадают в панику, если им приходится сталкиваться с неизвестным, но поскольку боятся разоблачения, не отказываются от предложенных им заданий, в которых ничего не понимают. В итоге они учатся новому, окунаясь в проблему, а также проходят различные тренинги и вебинары, собирают сертификаты «чтобы было». Они склонны к поиску излишне подробной информации, выходя далеко за рамки необходимого. Они боятся выглядеть глупыми, поэтому стесняются задавать вопросы на уроках и мероприятиях. «Эксперты» порой не решаются на новые проекты, так как опасаются проявить свою неосведомленность. Если же они вынуждены участвовать в чем-то подобном, то тщательно, до мелочей изучат вопрос, и всё равно будут считать себя неучами. Самозванцы-эксперты могут значительно снизить уровень своего напряжения в присутствии опытного наставника, но у этого способа облегчения есть предел: по словам Манфреда Кетса де Вриеса, наиболее угнетенными чувствуют себя самозванцы, которые становятся руководителями высшего звена, так как над ними уже нет наставников.
  3. «Природные гении» – это люди, которым в детстве всё легко давалось. Это могут быть и способные дети, и те, кого родители всячески оберегали от опыта неудач, помогая во всем. Такие люди не привыкли прилагать усилия для достижения цели и тем более не умеют переживать опыт неудач. В итоге, когда им приходится напрячься для усвоения нового, они напрягаются не только физически и умственно, но и эмоционально. Для них необходимость прикладывать усилия становится признаком собственной некомпетентности. Такие люди стыдятся, если не сумели чего-то сделать с первого раза, а уж если требуется не одна попытка, они испытывают чувство провала, ощущают себя никчемными самозванцами. И каждый раз, когда такой человек хоть в чем-то испытает неудачу, он будет ощущать себя ни на что не способным ничтожеством. «Прирожденные гении» часто избегают трудностей из-за страха неудачи. Поэтому они не склонны ввязываться в новые проекты, опасаются изменить уже имеющееся положение дел.
  4. «Яркие индивидуалисты», или «Солисты» считают, что должны всё делать сами, а обращение за помощью означает их несостоятельность. Неспособность самостоятельно справиться с чем-то вызывает у них чувство стыда и неполноценности. Принятие любой помощи для них – признак недопустимой, постыдной слабости, так как «по-настоящему способному, квалифицированному человеку помощь не нужна». Самозванцы-солисты нередко взваливают на себя гораздо больше обязательств, чем способны вынести. Они склонны нерационально жертвовать личными потребностями ради какого-то проекта, чтобы доказать свою способность сдюжить. Это нередко приводит к изолированности и потере эмоциональных связей с окружающими людьми.
  5. «Сверхлюди» («супермен» и «супервумен») пытаются добиться успеха сразу во всех сферах жизни и испытывают серьезный стресс при малейших неудачах. Они не просто трудятся, они «вкалывают». Но, несмотря на тенденцию к всеохватности, ради доказательства своих способностей они могут в работе над каким-то проектом начать игнорировать прочие стороны своей жизни – семью, друзей, хобби. У самозванцев по типу сверхлюдей чрезвычайно велика потребность в признании, именно она становится для них хоть каким-то доказательством успеха. Но если они сталкиваются с осознанием, что им хоть в чем-то далеко до своих коллег, все достижения обесцениваются ими, и самозванцы снова начинают доказывать свое право на успех.

Феномен самозванца может встречаться у одного и того же человека в разных формах, или же человек может быть склонен к какому-то конкретному варианту «самозванства». При этом в одной ситуации человек может ощущать весь комплекс чувств самозванца, а на другую отреагировать абсолютно адекватно. То есть феномен самозванца – явление ситуативное, обусловленное рядом факторов.

При этом многие специалисты сходятся во мнении, что в его основе лежит ложное «я», то есть искусственно созданная на основе чужих ожиданий воображаемая личность человека.

Признаки феномена самозванца

Нидерландский психолог Манфред Кетс де Вриес говорит, что вам стоит заподозрить у себя феномен самозванца, если:

  • Вы не умеете принимать комплименты и похвалу, вам кажется, что похвала формальна и к вам не относится. В ответ вы говорите, что вам повезло или вы на самом деле не такой «умный», «талантливый».
  • Вы думаете, что люди вокруг – коллеги, друзья и даже посторонние люди, которых вы практически не знаете, – лучше по многим «объективным критериям».
  • Вам кажется, что ваши достижения – дело случая. Например, должность вы получили случайно или по блату, а ваши друзья – это абсолютное везение, на деле вы не заслуживаете таких хороших людей рядом.
  • Вы полагаете, что выполняете свои задачи недостаточно качественно и не замечаете своих маленьких достижений, считаете их несущественными.
  • Вы постоянно ожидаете провала, каждый раз думаете, что не справитесь с новой задачей. Вы боитесь, что ваша некомпетентность скоро станет очевидной.
  • Каждую, даже незначительную ошибку, которую легко исправить, вы воспринимаете, как конец света. И переживаете вы не столько об ошибке, сколько о том, как и почему вы её совершили.
  • Вы не берете денег за свой труд или занижаете стоимость своей работы. Вам кажется, что ваша работа не может стоить столько, сколько берут за неё ваши коллеги с тем же стажем. Вы испытываете неловкость при назначении цены за услугу, даже если она всего лишь покрывает ваши затраты на материал и не учитывает ваш труд. А за небольшие проекты, которые кажутся вам нетрудозатратными, вы легко соглашаетесь взяться бесплатно.

В целом признаки феномена самозванца можно разделить на три группы:

  1. Обесценивание своих способностей и достижений («было слишком легко, да и само дело ничего не стоит»), приписывание успеха случайности и обстоятельствам: удаче, чьему-то доброму отношению и т. п.
  1. Ощущение «притворства» и незаслуженности своего положения и доброго отношения других людей.
  2. Страх «разоблачения» своей некомпетентности.

Эти проявления могут встречаться у одного человека все вместе или попарно, а может быть какой-то один вариант.

Все остальные симптомы исходят из этих трех, но сами по себе они могут встречаться и при других психологических проблемах (список Ксении Приданниковой):

  • болезненное отношение к критике;
  • завышенная требовательность к себе;
  • перфекционизм;
  • страх брать на себя ответственность;
  • невозможность принимать похвалу;
  • нацеленность на избегание неудач, а не на достижение успеха;
  • постоянное сравнивание себя с другими людьми;
  • страх ошибиться;
  • боязнь успеха;
  • прокрастинация;
  • нарушение творческого мышления;
  • трудности с самопрезентацией и самопозиционированием;
  • неспособность достигать своих целей;
  • повышенная тревожность;
  • постоянное чувство вины;
  • безынициативность;
  • отказ от интересных и выгодных предложений;
  • невозможность продвинуться по карьерной лестнице;
  • выполнение только легких задач;
  • преувеличение роли внешних факторов и обесценивание своих усилий при успехе;
  • игнорирование роли внешних факторов и приписывание себе вины при неудачах;
  • неумение просить о помощи;
  • невозможность работать в команде и т. д.

Психологические опросники

При помощи психологических опросников можно выявить наличие и степень развития синдрома самозванца.

Опросник Гэйла Мэтьюза

  1. Считаете ли вы, что ваш успех является ошибочным и вызван счастливым стечением обстоятельств, а не вашими личными усилиями?
  2. Думаете ли вы о том, что если вы смогли чего-то достичь, то это может сделать и любой другой человек (каждый)?
  3. Вызывают ли у вас чувство вины даже мелкие ошибки в вашей работе?
  4. Чувствуете ли вы себя подавленно, когда вас критикуют конструктивно?
  5. Вызывает ли у вас успех чувство вины и ощущение, что вы обманываете окружающих?
  6. Уверены ли вы в том, что рано или поздно все узнают о том, что на самом деле вы не столь компетентны, как выглядите на первый взгляд?

Все положительные ответы указывают на наличие в мышлении когнитивных искажений, связанных с воображаемым самозванством. Чем больше ответов «да», тем более ярко выражен феномен самозванца [G. Mattews, P. Clance, 2010].

Опросник для определения стадии развития феномена самозванца

Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

  • Я редко довожу начатые дела до конца даже в том случае, если они обречены на успех.
  • Когда мне в чем-то везет, за этим в большинстве случаев следует полоса неудач и неприятностей.
  • Я часто практически добиваюсь своих целей, но в последний момент отступаю, потому что понимаю, что мне чего-то не хватает.
  • Если у меня в жизни всё идет хорошо, всегда появляются проблемы в семье.
  • Я не люблю брать на себя ответственность, поскольку боюсь разочаровать других.
  • Большую часть времени я думаю не о том, как достичь успеха, а о том, как избежать провала.
  • Я не люблю хвастаться своими достижениями и способностями и делаю это крайне редко.
  • Для меня очень важно самому распоряжаться своим временем и планировать его.
  • Я предпочитаю избегать принятия серьезных решений, особенно тех, которые могут привести к необратимым последствиям.
  • Похвала других людей заставляет меня чувствовать себя неловко или вызывает страх, вину или стыд.
  • Я считаю, что мои родители были очень требовательны ко мне в детстве.
  • Когда у меня получается достичь чего-то важного, я всегда это порчу.
  • Я выбираю спокойную и размеренную жизнь и избегаю перемен и внимания окружающих.
  • Время от времени у меня появляется желание кардинально изменить что-то в своей жизни (обычно на прямо противоположное).
  • Успех вызывает у меня не радость, а подавленность, тоску, страх или стыд.

Интерпретация результатов:

Согласие с 3-5 утверждениями – это начальная стадия развития синдрома самозванца, с которой можно справиться самостоятельно.

Согласие с 5-7 утверждениями – это вторая стадия, на которой уже сложнее преодолеть синдром самозванца. Это реальная психологическая проблема, для избавления от которой необходима помощь психолога или психотерапевта.

Согласие с 7 утверждениями и более – это третья стадия, на которой синдром самозванца становится патологией и для лечения необходимо обращаться именно к психотерапевту (LaDonna, S. Ginsburg, C. Watling, 2018).

Существуют и другие профессиональные инструменты для измерения феномена самозванца. Самые известные – шкала феномена самозванца Паулины Клэнс и её русская адаптация, шкала феномена самозванца Джоан Харви, шкала субъективного обмана Коллигиан-Стернберга и шкала самозванца Лири. Найти тест для самоанализа можно в открытом доступе в интернете, в том числе, в онлайн-формате.

Степень выраженности указанных в тестах симптомов напрямую указывает на легкость и скорость преодоления феномена самозванца. Иногда с ним можно справиться самостоятельно, но чем больше его степень, тем более серьезная требуется психотерапия.

Итог

У некоторых людей, особенно склонных к невротизации, феномен самозванца становится «другом» по жизни, сопровождая их постоянно, в любых, даже незначительных, достижениях. Ярко выраженные, тяжело переживаемые симптомы феномена самозванца могут привести к различным невротическим расстройствам, социальной дезадаптации и депрессии.

Поэтому необходимо вовремя выявлять у себя иррациональные убеждения, провоцирующие воображаемое самозванство, и устранять их. Стержнем подобной работы должно быть трезвение как добродетельное христианское состояние. Внимательное отношение к собственной духовной жизни, здравая оценка своих сил и своего духовного состояния, познание и своей немощи, и своих способностей, — всё это помогает выявлять и преодолевать заблуждения феномена самозванца.

протоиерей Дионисий Свечников, Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

См. продолжение: Как преодолеть феномен самозванца.

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать