«И брось забивать себе голову вещами, в которых ничего не смыслишь. Я последовал этим предписаниям, что привело к счастливому (во всяком случае, для меня) исходу: моя жизнь была спасена, и я до сих пор жив». Джером К. Джером
На нашу психику разрушающе действует переизбыток информации. Необходимость справляться с нескончаемой чередой поступающих сведений, даже если в них не содержится ничего серьезного и пугающего, порой буквально давит на наше сознание, взламывая защитные психические механизмы. Еще тяжелее справиться с тревогой и стрессом, если нас захватывает поток негативных новостей.
Можно ли не переживать, если известия в самом деле ужасны? Плохие новости, конечно, травмируют нас сами по себе, но чрезмерные переживания в большинстве случаев — это неразумная, неадаптивная реакция на информационный стресс. Мы впадаем в сильную тревогу обычно не столько из-за самой информации, сколько из-за того, что мы постоянно перевариваем внутри себя, муссируем то, что узнали. Подобные непрекращающиеся размышления без остановки продуцируют негативные эмоции, особенно если они подпитываются всё новыми порциями информации. В результате мы фактически утопаем в своих чувствах, которые сами же взращиваем до формата непереносимых.
Но представим се6е, что будет, если врач вместо того, чтобы четко и уверенно помогать больному, будет, заламывая руки, рыдать от мысли, как же больно человеку. Очевидно, что и своевременную помощь он оказать не сможет, и себе невроз заработает. А если учесть, сколько у каждого врача больных, о которых он может поплакать, то такой врач, скорее всего, просто душевно сломается и не сможет выполнять свой врачебный долг. Ради жизни и здоровья другого человека врач обязан отсечь лишние эмоции и руководствоваться только нужной и проверенной информацией. Умение докторов не «накручивать» себя не раз спасало чью-то жизнь. Но не стоит думать, что критическое восприятие информации и отказ тонуть в эмоциях нужны только врачам и другим специалистам «для работы».
Прошения молитвы Оптинских старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день» и: «Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя» касаются всей жизни каждого человека.
Способность сохранять здравый смысл, привычка критически мыслить, умение в значительной степени «отключаться» от собственных эмоций, стремление отсекать от себя пагубные помыслы и преодолевать действие греховных страстей – это навыки, которые лежат в основе психологически здоровой, адаптивной жизненной стратегии, и они нужны каждому христианину, старающемуся достичь благодатных состояний трезвения и бесстрастия.
Первоочередной задачей при этом является управление потоком поступающей к нашему сознанию информации. Можно выделить два уровня такого активного контроля:
Внутренний уровень контроля информации
Часто мы спохватываемся, только когда информация уже проникла к нам в душу и провоцирует негативные переживания.
Когда мы говорим о негативной «мыслежвачке», то подразумеваем этап развития страстного помысла: прилепление нашего внимания к прилогу (в роли которого выступает провоцирующая страсти информация), когда, словами архимандрита Платона (Игумнова), «человек медлит с изгнанием помысла из сознания и останавливает на нем свое внимание с целью рассмотрения всего того, что несет в себе помысел».
«Медление в помысле выражается в проявлении интереса к пришедшему помыслу. Побуждаемое этим интересом внимание человека привлекается и приковывается к помыслу, который, благодаря таким способствующим его развитию факторам, раскрывается в целую мечтательную картину, заполняя собой всю сферу сознания и вытесняя из нее все другие впечатления и мысли. Поглощенное созерцанием этой обворожительной картины внимание служит импульсом к развитию целой ассоциации образов и переживаний, готовых доставить человеку чувство услаждения. Чтобы порвать нить этих ассоциативных образов и освободить от них сознание, необходимо отвлечение внимания напряжением воли, необходима активная и твердая решимость человека отвернуться от картины греха, больше на ней не останавливаться и к ней не возвращаться» (архимандрит Платон (Игумнов)).
Из психологических стратегий на этом уровне для преодоления «новостной» тревожности максимально эффективным будет метод остановки мыслей. Он заключается в устранении пугающих мыслей, а следовательно – и рождаемых ими эмоций. Научиться ему может каждый, он достаточно прост по своей сути. Если кратко, он сводится к тому, чтобы тормозить, останавливать усилием воли негативные мысли КАЖДЫЙ РАЗ, когда понимаешь, что ты их думаешь. Если вы из раза в раз будете переключать сознание с негативных мыслей на что-то другое, то постепенно вы научитесь не поддаваться панике, не тонуть в трясине страха и отчаяния.
Однако на практике соблазн не пользоваться этим методом бывает столь силен, что «остановка мыслей» не срабатывает. К сожалению, деструктивные мысли очень живучи, они ложатся на благоприятную почву — ведь человек легко воспринимает ту информацию, которую он готов принять — и подкрепляются чувственными переживаниями человека, переходящего на следующий этап развития греховного помысла — услаждение, когда «увлечение помыслом сопровождается сочувствием к нему со стороны сердца».
«Оно характеризуется тем, что к предмету греха, вслед за умом, прилепляется сердце. Оно приходит, когда, вследствие оказанного нами внимания к предмету греха, он начинает нам нравиться, мы находим удовольствие в умном смотрении на него, лелеем его в мысли, услаждаемся им в сердечном чувстве» (Гермоген Иванович Шиманский).
Важно понимать, что услаждение помыслом не означает, что человеку в этом состоянии хорошо и радостно. Этот этап может приносить человеку множество мучений, так как чувство, которое человек получает от сердечного пребывания со грехом – это не душевная радость, а извращенное чувственное удовольствие от следования греховным страстям, например, гнева, обиды.
«Сочувствие и услаждение помыслом представляет собой новую ступень нравственного падения личности. Подняться после этого нового падения и одержать победу над грехом теперь гораздо труднее, чем это можно было сделать тогда, когда помысел был в сфере сознания. Но и на этой ступени, когда чувство стремится пережить наслаждение, которое преподносится в мечтательном образе, возможны победа над страстным помыслом и изгнание его из области чувства и сознания» (архимандрит Платон (Игумнов)).
Если же человек продолжает услаждаться греховными помыслами, то он начинает пренебрегать нравственными принципами и в итоге пленяется греховной страстью.
Процесс развития страстного помысла, безусловно, предполагает свободное самоопределение человека, решившегося пойти этим путём. Но когда человек уже достаточно сильно увяз в страстях (что всегда нужно подозревать в самом себе, не полагаясь самонадеянно на собственную нравственную чистоту и стойкость), действие его не всегда осознаваемых пагубных влечений может достаточно быстро привести к греху.
«В состоянии пленения страстное желание бывает настолько интенсивным, влечение к воображаемому объекту настолько сильным, что воля человека или совсем без борьбы, или же почти без борьбы стремительно, бурно, охотно отдается во власть охватившей ее страсти, теряя самообладание и утрачивая господствующую, нормативно-контролирующую и руководящую власть над влечениями падшей природы» (архимандрит Платон (Игумнов)).
Чрезвычайно быстро толкает нас на грех страсть гнева – и чем больше гнева, негодования, ненависти вызывают в вас новости, тем больше риск стремительного пленения страстью. Поэтому нужно особенно избегать эмоциональных, провоцирующих гнев новостей.
Важно не упустить тот момент, когда можно еще довольно легко сознательным волевым усилием избавиться от греховных прилогов, ведь бороться с тревогой и прочими страстями, рожденными множеством негативных новостей, гораздо сложнее.
«Необходимо немедленное изгнание страстного помысла из сознания, во исполнение слов Священного Писания: «злого я не буду знать» (Пс. 100:4). Святые отцы Церкви учат о необходимости вступать в бескомпромиссную борьбу со страстными помыслами в стадии их зарождения, чтобы победить помыслы в «младенческом» состоянии (Пс. 136:9), пока они не развились в непреодолимую и губительную страсть» (архимандрит Платон (Игумнов)).
Профилактика гораздо эффективнее лечения, поэтому очень полезно изначально фильтровать поток информации, поступающей к нашему сознанию. Это осуществляется на втором уровне информационного контроля.
Внешний уровень контроля информации
Это ограничение количества информации и выстраивание своеобразного фильтра, пропускающего только приемлемого качества сведения.
Самое первое, чему следует научиться каждому, — это дозировать поступающую к нашему сознанию информацию. Например, просмотр и чтение новостей (неважно, из какого источника – ТВ, радио, Интернет, газеты) – не более 20–30 минут в день. Интернет-скроллинг познавательных лент (научно-популярная информация и т. п.) – максимум 2 часа. Исключением является рабочая необходимость.
Также стоит использовать простые приёмы (лайфхаки), которые уберегут вас от соблазна быть затянутым в трясину информации. Например, при поиске информации стоит пользоваться теми сайтами, которые делят текст на страницы, где нужно переходить со страницы на страницу при помощи списка номеров (т. н. пагинация). Этот формат обладает существенным преимуществом для нашего сознания перед методом бесконечного скроллинга, который используется в большинстве соцсетей. Благодаря «эффекту достижения конечной точки» пагинация даёт ощущение контроля, а еще она лучше позволяет отслеживать время, облегчает принятие решений и т. п. Все это способствует чувству уверенности, в то время как бесконечный скроллинг порождает исподволь тревожащее ощущение, что вы никогда не дойдете до конца (исследование Дэвида Кираса).
Можно установить себе четкое правило – переход не более, чем по 3 ссылкам «вглубь» информации.
Необходимо также развивать в себе умение эмоционально дистанцироваться от того, на что вы никак не можете повлиять, молитвенно оставив происходящее на волю Бога.
Воздействие неприятных новостей на состояние человека напрямую зависит от значимости для него информации. Но дело в том, что людей волнует не только то, что непосредственно имеет отношение к их повседневности или будущему. Большинство человеческих страхов иррациональны и основаны на склонности примерять на себя чужие проблемы. Именно поэтому людей так ужасают плохие вести о том, что на самом деле напрямую их не касается, и на что они никак не могут повлиять.
«Печалиться о бедствиях людей плачущих – следует; ибо таким образом сблизишься с страждущими, не показывая ни веселия по причине бедствий, ни равнодушия к чужим горестям. Но неприлично вместе с скорбящими вдаваться в излишества, как то: вопить или плакать вместе с страждущим, или в чем другом подражать и соревновать омраченному страстию < …> ибо сими средствами можно более увеличить, нежели облегчить бедствие» (святитель Василий Великий).
Если вы склонны избыточно погружаться в чужие беды, когда вы слышите об очередном устрашающем случае, вам могут помочь фразы, увеличивающие «дистанцию» между собой и услышанным, например: «Бывает же такое!», «Чего только в жизни не бывает!», «Надо же, как люди живут!» и т. п. После чего стоит помолиться о страдающих.
Можно пользоваться эффектом прерывания, не позволяющим глубоко погрузиться в эмоциональное сопереживание новостям, каждые несколько минут переключаясь на другие дела.
Ещё одним важным навыком является умение не допускать до себя некачественную – непроверенную и, тем более, недостоверную информацию.
Человек воспринимает информацию на основании своего жизненного опыта, знаний и личных убеждений. Однако большинство сведений СМИ любого формата касаются тех явлений и событий, для оценки которых у большинства людей недостаточно знаний и опыта. И тогда люди склонны доверять чужим знаниям (в ситуациях неопределенности на нас влияют мнения и поведение других людей). При этом мало кто всерьез озадачивается тем, насколько знающим в реальности является человек, сообщающий или комментирующий новость — обычно достаточно только уверенного «знающего» тона.
Подобная легковерность существенно отягощает психологическое состояние тревожных людей.
Для того, чтобы избежать ловушки эмоционального заражения от новостей, не надо всё принимать на веру. Особенно это касается негативной информации и раздувания страхов, паники. Конечно, невозможно лично проверить любую информацию, однако есть масса возможностей, пусть и не сразу, но с достаточной степенью уверенности понять, насколько достоверны те или иные сведения. Поэтому:
- Не делайте выводов о достоверности поступившей информации сразу же, как только ее получили. Неразумно сразу же доверять непроверенным слухам. Например, для того, чтобы убедиться, что опубликованные в интернете слухи правдивы или ложны, нужно минимум несколько дней, а то и недель. За это время могут поступить как подтверждения, так и опровержения информации. И если каждый раз вас будет качать из стороны в сторону: «ах, какой ужас – о, так это неправда» (или наоборот – «как здорово! – ах, нас обманули!»), то вы расшатаете свою нервную систему. Кстати, было даже несколько скандалов, когда не только в интернете, но и в научных журналах публиковали результаты различных исследований; люди, в том числе от науки, во всё это верили, основывали на этих данных новые исследования; и лишь спустя несколько лет горе-учёные признавались, что всё придумали. А уж «газетные утки» и название свое получили от новостного розыгрыша легковерных читателей. В наше время фальшивые новости — так называемые фейки — это распространенный способ намеренно «поднять эмоциональную волну».
- Не пересылайте другим непроверенную информацию. В идеале – вообще откажитесь от новостных репостов и веерных рассылок эмоциональных сообщений в мессенджерах, особенно если они заканчиваются чем-то вроде: «перешли всем», или «перешли 10 людям, включая меня», и содержат всякие «будет тебе счастье» («не прерви цепочку добра», «докажи пересылкой свое неравнодушие» и прочие манипуляции).
- Не встраивайте полученную информацию в свои представления о других людях, об их характерах и мотивах поведения, в своё видение мира в целом и оценку происходящего до тех пор, пока всесторонне не изучите информацию, приняв во внимание точки зрения оппонентов с их аргументами за и против. Очевидно, что анализ информации (особенно если она противоречива, не имеет однозначной оценки, категорически по-разному воспринимается разными людьми) — это дело непростое, требующее большого количества времени и знаний, интеллектуальных и эмоциональных усилий. Если вы поверхностно или недостаточно знакомы с проблемной темой и у вас нет готовности сильно «вложиться» в такой анализ, то самым разумным будет игнорировать непроверенную информацию, стараться избегать даже источников таких сведений – то есть идти путём информационного детокса.
Помните: бесконтрольное погружение в мир новостей и чрезмерно эмоциональное, некритичное восприятие информации опасны для души. Отсутствие чувства меры, непривычка к воздержанию и умеренности в чувствах приводят к пробуждению греховных страстей.
«Как необходимо <…> блюсти ум от неведения, так равно необходимо блюсти его и от противоположного неведению многоведения и любопытства. Ибо коль скоро наполним мы его множеством ведений, представлений и помыслов, не исключая и суетных, непотребных и вредных, то сделаем его бессильным; и он не возможет уже добре уразумевать, что пригодно к истинному самоисправлению нашему и совершенству. Почему надлежит тебе так себя держать в отношении к ведению о земных вещах, хотя иной раз и позволительных, но не необходимых, как бы ты был уже умершим; и собирая всегда ум свой внутрь себя сколь можно сосредоточеннее, оставлять его праздным от мыслей о всех вещах мира. Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения. Слушай, что говорит св. Василий: «Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказание мужей преподобных» (ч. 5 с. 52)» (преподобный Никодим Святогорец (Калливурцзис)).
Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Комментировать