Иерей Андрей Носков: «Стучите и отворят вам…» <br><span class=bg_bpub_book_author>Иерей Андрей Носков</span>

Иерей Андрей Носков: «Стучите и отворят вам…»
Иерей Андрей Носков

Иерей Андрей НосковИерей Андрей Носков родился в 1967 году в городе Боготоле Красноярского края. В 1984 году там же окончил школу и поступил на исторический факультет Томского государственного университета. Через год был призван в армию – три года прослужил в военно-морском флоте на острове Русский. Вернувшись в Томск, продолжил учиться уже на философском факультете ТГУ, который с успехом закончил в 1992 г., поступил в аспирантуру. В 1996 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1999 г. преподает в Томской духовной семинарии курс истории западноевропейской философии. Во иерея был рукоположен 21 ноября 2003 г. Сегодня отец Андрей служит при храме святого благоверного князя Александра Невского и является руководителем отдела религиозного образования и катехизации Томской Епархии.

В поисках духовного

В православии часто используют два образа, раскрывающие соответствующие пути, которыми человек приходит к Богу. Это путь Волхвов и путь Пастухов. Путь Пастухов предполагает некое откровение свыше, которое человек смиренно принимает и исполняет. Как это было с евангельскими пастухами, пред которыми явился Ангел Господень, и объявил о Рождении Спасителя Мира, Иисуса Христа. И переполнились радостью сердца пастухов, и движимые этой радостью, отправились они к вертепу на окраине Вифлеема.

С Волхвами было иначе. Много лет копили они всевозможные знания, готовили себя к чудесной встрече, и когда пробил ее час – оказались на высоте своего положения. Они вычислили новую Звезду, орбиту ее движения, и отправились в далекий путь, чтобы поклониться Логосу – источнику всякого Знания. Все было продумано в их действиях. Потому что путь Волхвов – это путь познания.

В большей степени, именно этим путем познания пришел к Богу и наш сегодняшний собеседник, иерей Андрей Носков.

– Меня всегда интересовали вопросы, связанные с духовностью, – говорит батюшка. Но далеко не сразу этот интерес стал касаться вопросов собственно религиозной жизни. Поначалу это была общая тяга к знаниям, приоткрывавшим тайны мироздания, человеческой личности, социальной жизни человека. Поэтому, окончив в 1984 году среднюю общеобразовательную школу, будущий священник поступил на исторический факультет Томского государственного университета. Учеба захватила, увлекла новыми знаниями и открытиями. Стали формироваться некоторые предпочтения для самостоятельных научных исследований, но, как говорится, человек полагает, а Бог располагает. Обучение было прервано призывом в армию, и не просто в армию, в военно-морской флот, на легендарный остров Русский. Опыт службы во флоте помог осмыслить и прочувствовать много нового. Недаром среди бывалых моряков существует поговорка: «Кто в море не бывал, тот Бога не знает».

Отслужив положенный срок, отставной матрос вернулся в свою «Альма-матер» – Томский государственный университет, где его ожидал приятная новость.

– Когда я уезжал, философского факультета в ТГУ еще не было – была только кафедра, – вспоминает отец Андрей. – А к моему возвращению открылся уже и факультет.

Это событие удивительно точно совпало с какими-то внутренними процессами, протекавшими в то время в душе молодого человека. Тогда родилось решение о переводе с исторического факультета на философский. Попав на философский факультет, молодой студент начал активно изучать историю западноевропейской мысли. На тот момент времени это было самое тесное сближение с «духовностью».

Время возможностей

Период студенчества Андрея выпал на конец 80-х – начало 90-х годов прошлого столетия.

– 90-е годы – поворотные для нашей страны, для целого поколения, – говорит батюшка. – Чувствовалось, как перед нами открываются новые возможности, недоступные раньше. Для нас это было время абсолютной студенческой вольницы – с одной стороны. С другой – полной неразберихи, особенно в экономическом плане. Менялись деньги, появились какие-то миллионы и биллионы, о которых мы и не слышали раньше. Питались по карточкам, талонам; студентам по талонам выдавались сахар, крупа, чай. Это все распределялось между людьми в определенном количестве. Помню, отдавал часть своих талонов сокурснику – мне крупы были не нужны, а у него к тому времени была семья – жена и двое детей. Стала доступна запрещенная литература, открывающая совершенно другое видение мира, событий. Это было уникальное время, совпавшее еще и с тем, что мы были молоды. А молодость в принципе всегда открыта для чего-то нового.

Постепенно, погружаясь в философию от одного автора к другому, от постулата к постулату, юноша понял, что гуманитарная наука и духовность – далеко не одно и то же. «Это вообще проблема нашего гуманитарного образования, – говорит батюшка, – гуманитарные науки, изначально призванные быть «науками о духе», дают сегодня только общие теоретические знания, отвлеченные от человека и его духовных проблем. Просто теоретические знания, как в математике. Они не к познанию духа ведут, а только занимают голову человека, заставляют думать о чем-то отвлеченном. Как при этом человек живет, что в его душе происходит – уже никого не касается».

Такие же чисто теоретические представления были у Андрея и о Боге.

– Как человеку, изучающему философию, мне было известно понятие Бога. Но одно дело знать понятие и уметь им оперировать, другое дело – верить в Бога, – задумчиво продолжает свой рассказ священник.

Как преодолеть пропасть

Тогда же, в годы «студенческой вольницы», произошло первое знакомство с Православием.

– В 90-м году я первый раз увидел священника, который пришел в университет для встречи со студентами-гуманитариями, – вспоминает отец Андрей. – Это был священник Красноярской епархии Георгий Персиянов. Аудитория, в которой проходила встреча, была переполнена. Пришли студенты с трех факультетов, нас было так много, что некоторые сидели не только за столами, но даже на подоконниках. И говорил тогда отец Георгий хорошо, аргументировано, его хотелось слушать».

Встреча со священником – совершенно необычное событие для советского университета – произвела тогда на студентов сильнейшее впечатление.

«И сейчас помню свои впечатления от этой встречи, – говорит батюшка. – Он был другой. Не такой, как наша университетская профессура. Чувствовалось, что он носитель другого знания, нам не доступного. Казалось, что он равновелик нашим преподавателям, и в тоже время – другой».

– Тогда я был уже на третьем курсе, работал лаборантом в деканате, – продолжается рассказ. – Отец Георгий зашел по какому-то вопросу в деканат и замдекана сказал ему: «Вот, это Андрей, тема его работы – философия Канта». Для начала 90-х эта тема была довольно необычна. Священник сказал тогда: «Между пониманием Бога у Канта и православным пониманием – пропасть». Казалось, как такое может быть? Кант, хоть и немного, но пишет о Боге. Почему пропасть? В тот момент я не понял его слов. Но запомнил. И только с годами я понял, насколько священник был прав.

В большую Церковь через малую

Первая встреча со священником стала для Андрея лишь началом знакомства с православным вероучением.

– То, что Православие – это практика, я узнал позже, благодаря своей жене, – улыбается батюшка.

Со своей будущей женой, Верой Ивановной Легостаевой, Андрей встретился еще в студенческие годы. Она тоже получила гуманитарное образование – закончила исторический факультет ТГУ. Но, кроме этого, Вера Ивановна оказалась верующим человеком. «В 90-м году она крестилась. Это был не случайный, а вполне осознанный поступок с ее стороны.

Свадьба состоялась в 1993 г.

– Одна из христианских новостей, которую я узнал от Веры Ивановны, состояла в том, что во Франции есть журнал, который называется «Вестник РХД» – журнал Русского Христианского Движения. Он издавался в Париже на русском языке. В Москве были люди, которые тайно получали посылки с этим журналом из-за границы и распространяли его по всей стране. Вера Ивановна была в то время одним из немногих «подписчиков» этого журнала в Томске, – делится воспоминаниями батюшка. – Дело в том, что у нас на философском факультете к русской философии было поверхностно-пренебрежительное отношение. Это связано с тем, что богословие у нас, естественно, не преподавалось, а понять русскую философию без православной основы невозможно. Никто особо и не стремился ее преподавать. Видимо, и не мог.

«Вестник Русского Христианского Движения» открыл для Андрея новый взгляд на русскую философию и Православие.

– Получается, именно жена мне Благую Весть принесла, – с улыбкой говорит батюшка.

Как в сказке

– Но это все была теория, без практики, – продолжает отец Андрей. – А практика началась тогда, когда в 1995 году у нас родилась дочь. Жена заговорила о Крещении дочери, а я сам был еще некрещеный. Тогда и решил принять Крещение.

К тому времени он уже закончил университет, стал кандидатом философских наук, преподавал в трех вузах – ТГУ, ТПУ и ТГПУ.

– Когда готовился ко Крещению, мне сказали – вот, в воскресенье надо ходить на службу в храм. А я всю неделю отработал на трех работах, считаю, что у меня заслуженный выходной и хочу провести его как сам хочу. Я устал, какая воскресная служба? Но, тем не менее, превозмогая себя, стал ходить, потому что дочь нужно было причащать. Ходили мы в храм Александра Невского. В храме тогда все было иначе – он был в два этажа, служба шла на втором. Там в коридоре стоял старый диван. Я приходил, садился на диван и наблюдал за службой из глубины темного коридора. Не стоял. А зачем? Мне казалось, что достаточно того, что я просто пришел, трудившийся праведным трудом всю неделю. Крестятся и кланяются пусть другие. А потом стало интересно, – продолжает о. Андрей. – Как в сказке про гадкого утенка, который сидел в своей пещерке, а потом решился выйти к прекрасным лебедям. Я тоже начал потихоньку выходить из своего коридора, участвовать в службе.

Семинария

К 1999 г. в карьере и личной жизни будущего священника прошли большие изменения.

– Протоиерей Олег Безруких, служивший тогда в храме Александра Невского, предложил мне работать в Томской духовной семинарии преподавателем философии. Я согласился. В том же году мы с женой повенчались. Курс философии я преподавал в разных университетах, но с началом работы в Семинарии моя программа изменилась. Работа в там была качественно другой. В Семинарии была небольшая нагрузка – одна пара в неделю. Но люди здесь были совсем другие. В Политехническом университете, например, у меня была аудитория 200 человек, и здесь надо было работать артистом, держать внимание аудитории и при этом пытаться еще что-то рассказывать о философии. В Семинарии же никого не надо было «строить», не надо было воспитывать. Не нужно было выдумывать какие-то приманки, чтобы привлечь интерес аудитории.

Ценным для Андрея оказался не только педагогический опыт работы в Томской духовной семинарии, но само общение с семинаристами. Сегодня в семинарию поступает много молодых людей – сразу после школы. А в первые годы после открытия ТДС туда поступали уже взрослые сформировавшиеся люди. И у них тоже можно было многому поучиться.

По молитвам Старцу Феодору

В поворотный для будущего пастыря 1995 год были обретены мощи святого праведного старца Феодора Томского. Нетленные останки были найдены на месте часовни, построенной в память о старце еще до революции и разрушенной в годы советской власти. Это событие стало знаменательным для Томска – обретение мощей явилось символом возрождения Христианской веры после долгих лет безбожия. Старец Феодор, небесный покровитель Томска, прославился своей праведностью и прозорливостью еще при жизни, а после его кончины люди стали говорить о чудесах, происходящих по молитвам старцу.

Тесно связано житие святого с историей города Томска. Здесь прожил он последние годы перед своей праведной кончиной, здесь происходили исцеления по его молитвам. Имя его овеяно легендами. По одной из них, популярной до настоящего времени, старец Феодор был никем иным как императором Александром Первым, ушедшим из мира, чтобы замаливать свои грехи. В пользу этой легенды говорят многие факты – переписка старца со знатными особами, идентичность подчерка и портретное сходство с императором Александром. Есть у легенды свои сторонники и противники. Но кем бы ни был старец до того как оказался в Сибирских землях, наделен он был от Бога даром чудотворения.

О чудесах и чудесных исцелениях, происходящих с ними по молитвам святому старцу Феодору Томскому, люди продолжают говорить и сегодня. К этому святому с молитвой обратился и Андрей Носков.

– Тогда как раз были обретены мощи старца Феодора Томского, – вспоминает иерей. – Я начал молиться ему, чтобы как-то определилась моя жизнь. Понимал, что больше не могу работать как раньше. К тому времени и обстоятельства сложились таким образом, что я решил уйти из всех университетов. Отказался от докторантуры. Вместо этого меня позвали заведовать кафедрой в Томском филиале Рязанской академии экономики и права, на что я и согласился».

К тому времени посещение богослужений всей семьей стало регулярным. В ней было уже двое детей – старшая дочь Серафима и сын Георгий.

Заповеди Божии

– В Академии я увидел работу уголовно-исполнительной системы. Меня брали туда начальником гуманитарной кафедры. Присвоили звание капитана – нужны были погоны. Благодаря этому месту работы удалось побывать в местах лишения свободы – увидел людей, совершавших преступления и тех, кто их охраняет. Услышал, как они общаются между собой. И те и другие – люди особенные, и общение у них, конечно, особенное. Сложно было разрабатывать программу по преподаванию профессиональной этики, касающуюся этого контингента.

Столкновение с уголовно-исполнительной системой заставило преподавателя на многое взглянуть иначе.

– Именно тогда актуальным для меня стал вопрос о Добре и зле, – вспоминает отец Андрей. – Я увидел, что правовая система до конца не разрешает этот вопрос. Она недостаточна.

Вопрос о Добре и зле вновь обращал мысли к православному вероучению. В нем он пытался найти объяснение тому, что видел в местах лишения свободы. И часто находил.

– У преступления есть три ступеньки – правовая, этическая, религиозная, – продолжает отец Андрей. – Преступник, прежде чем нарушить закон человеческий, нарушает Закон Божий. Ведь именно заповеди лежат в основе большинства законодательств. Они фундаментальны.

А еще стала ближе и понятней мысль, что вера наша Православная – это не только свод каких-то отвлеченных поучений о глобальном мире, но и слово, обращенное к нашему сердцу с напоминанием о ближних. Об их печалях и радостях, успехах и падениях…

Точка отсчета

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные…» – учит нас Святое Евангелие (Мф.7:15). Такими «волками в овечьих шкурах» для Андрея Носкова оказались многочисленные секты, с которыми он встретился во время работы в Академии.

– В конце 90-х годов очень много было сект, они стали проникать даже в колонии, тюрьмы, – вспоминает батюшка. – Когда я столкнулся с сектами, то мне пришлось искать какую-то точку отсчета, чтобы разобраться в них. Что-то, от чего можно было бы оттолкнуться.

Такой точкой отсчета стало Православие. Только истинное, первоначальное, чистое христианство, как прежде, так и сегодня, не допускает никаких «новаций» в вопросах исповедания веры.

– Будучи на кафедре, я написал пособие по распространенным сектам – всего их было описано 44. Работа была скорее составительская, так как много материала было уже наработано другими людьми. После завершения работы возникли трудности с ее публикацией – не было средств. Я решил обратиться к архиепископу (ныне – митрополит) Томскому и Асиновскому Ростиславу за помощью. Записался к нему на прием, рассказал о работе. Владыка помог тогда с изданием, совершенно неожиданно для меня. Это пособие, выпущенное при активной помощи Владыки, потом использовалось для обучения работников уголовной системы.

Зерна и плевела

– Через некоторое время я снова пришел к владыке Ростиславу и сказал: «Владыка, я хотел бы быть священником». Он ответил тогда: «Священник должен много знать». А я в то время был кандидатом наук, много где поработавшим. Думал, мол, я да чего-то еще должен знать?.. Помните сказку «Золотое кольцо»? Иван послал свою мать свататься к царской дочке. Мать приходит и говорит: «Мой Ваня хочет на вашей дочке жениться». А ей отвечают: «Да мы в этих женихах как в мусоре!» Вот и у меня так было. Когда Владыка сказал, что священник должен много знать, я думал, что я в этих знаниях, как в мусоре купаюсь. Но во многом эти знания действительно были мусором, потом я в этом убедился. Очень многое приходилось выкидывать, как мусор. Даже то, что стало уже привычным, родным, что годами нарабатывалось – все оказалось мусором.

Священство

Владыка Ростислав предложил прийти через год, если желание стать священником у него не пропадет.

– Этот год я специально к священству не готовился – работал, совершал обычное молитвенное правило. Владыка сказал, что читать мне нужно на церковнославянском – я в тот же день купил молитвослов на церковнославянском и начал читать молитвы по нему. А через год, в 2003-м, я пришел к Владыке и напомнил о его словах. Сказал, что желание стать священником не пропало. Тогда как раз началось сокращение на работе – меня бы не уволили, все-таки к тому времени у меня было трое детей (в июле 2000 года родился еще один сын – Кирилл). Но Владыка посоветовал за работу не цепляться. Я и не цеплялся. 13 октября 2003 года я был уволен с работы в связи с сокращением штатов, а 19 октября уже была диаконская хиротония. 21 ноября – священническая.

Начал свое пастырское служение иерей Андрей Носков в Воскресенском храме. Отслужив там 9 месяцев, батюшка был переведен в храм святого благоверного князя Александра Невского, где служит и сегодня.

За десять лет священства семья отца Андрея выросла. Один за другим родились еще четверо ребятишек – Варвара, Даниил, Сергей и Елизавета. 15 мая 2012 г. Губернатор Томской области Сергей Анатольевич Жвачкин наградил отца Андрея и матушку Веру знаками отличия «Родительская доблесть» – за укрепление института семьи и достойное воспитание детей.

Не прекращается сегодня и преподавательская деятельность отца Андрея – в Томской духовной семинарии батюшка продолжает вести курс истории западно-европейской философии. В 2012 году он сам закончил Томскую духовную семинарию экстерном.

О современном образовании

Как руководитель отдела образования Томской Епархии, отец Андрей дал несколько советов тем, кто сейчас стоит перед выбором будущей профессии.

– Сегодня у нас достаточно четкая дифференциация общества – православные, неверующие… Те, кто с Богом и кто без Него. Поэтому молодым людям, считающим себя православными, иногда сложно определиться с тем, в какое высшее учебное заведение пойти учиться – светское или православное. Учиться, на самом деле, можно хоть где, – считает батюшка. – Классический пример – Адам и в Раю согрешил, а Лот и в Содоме остался праведником. Но стоит ли искушать себя таким образом, чтобы идти туда, где тебя заведомо напичкают каким-то не очень доброкачественным продуктом? На сегодняшний день есть высшие учебные заведения, которые обозначили свою православную принадлежность. Например, Свято-Тихоновский Богословский институт. Я бы посоветовал молодежи, при желании получить гуманитарное духовное образование, поступать в семинарию или в Свято-Тихоновский институт. Конечно, знания можно получить и в светском учебном заведении. Но уверенным, что получаешь качественные знания, можно быть только в православном ВУЗе. Так что если хотите – поступайте в светский университет. Только знайте, что знания, там полученные, несут в себе мало ценного в духовном плане. Это не значит, что в светском ВУЗе плохо, что туда не надо ходить. То же самое я говорю, когда кто-то спрашивает: «Батюшка, а можно в обычном магазине крестики покупать?» Я отвечаю, что можно, но только в магазине можно ошибиться. Поэтому лучше покупать в Храме. Так и здесь. Самое главное – выбрать ту профессию, которая нравится. Когда это произойдет, Бог поможет вам найти лучшее место для учебы. Что же касается теологических факультетов при светских ВУЗах – здесь все спорно, – продолжает батюшка. – Первый такой факультет открылся еще в XI веке в Сорбонне. И после этого на европейском Христианстве можно поставить точку. Потому что когда для изучения теологии выделяется отдельная кафедра, то при этом вся наука отделяется от религии. В Царской России, например, богословие преподавалось всем студентам, которые заканчивали университет, на всех факультетах. Во Франции же теология изучалась отдельно, на отдельном факультете, а светские науки – на других факультетах, где теология вообще не преподавалась. То есть, если тебя интересует религия – иди на теологический факультет. Не интересует – занимайся наукой. Уже в XI веке на Западе теология превращается в отдельный теоретический предмет. Наука отделяется от религии. Сейчас, в веке XXI нечто подобное пытаются сделать и у нас. Если вдруг в университете откроется теологический факультет – то это лишь полдела, потому что преподавать теологию будут только там. А ведь знания о Боге необходимы студентам на всех факультетах.

– Быть христианином – значит, заботиться о душе, – завершает разговор отец Андрей. – И частью этой заботы может быть чтение православных печатных изданий. У каждого человека есть определенный календарь духовной жизни. Такой календарь есть у всей Церкви. И такая газета, как Томские Епархиальные Ведомости – это компас, который помогает в соответствии с этим календарем строить свою жизнь, узнавать о чем-то важном для духовной жизни. Конечно, чтение газеты не заменяет чтения духовных книг. Но и в газете могут быть опубликованы такие вещи, которые приведут человека к более глубокому пониманию Веры. Даже маленькая статья о святителе Макарии Невском или святителе Феофане Затворнике может оказаться дверью для ищущего человека.

***

Когда Волхвы пришли поклониться Христу, они принесли ему подарки: миро, золото и ладан. Тем самым, древние носители знаний, первые из земных людей, почтили в Богомладенце Его тройственную природу: миром – Человеческую, золотом – Царскую, ладаном – Божественную. Это были такие дары, которые навсегда вошли в ряд символов всего Христианского вероучения. Хороший пример того, что и сегодня идя к Богу путем знаний, важно не только верно «высчитать орбиту» Вифлеемской Звезды, но и помнить о дарах, которые мы несем Господу и Богу нашему, Иисусу Христу.

Дарья Королева

Источник: Томские епархиальные ведомости №5 (170) июль 2013 г. от Р.Х.

Комментировать