Питер Гиллквист. Возвращение домой. От протестантизма к православию <br><span class=bg_bpub_book_author>Питер Гиллквист</span>

Питер Гиллквист. Возвращение домой. От протестантизма к православию
Питер Гиллквист

Питер Гиллквист родился 13 июля 1938 года в Миннеаполисе, штат Миннесота, в лютеранской семье. Во время учебы в университете Миннесоты он стал членом протестантского «Студенческого крестового похода в поисках Христа» (Campus Crusade for Christ). После Гиллквист продолжил учебу в Далласской Теологической семинарии, по окончании которой стал штатным сотрудником Campus Crusade, а затем и директором одного из его региональных отделений. Еще будучи сотрудником Campus Crusade, Гиллквист и некоторые его коллеги начали изучать церковную историю и пришли к выводу, что Православная Церковь была единственной неизменной церковью в истории. Стремление к апостольской преемственности побудило их присоединиться к Антиохийской православной архиепископии Северной Америки в 1987 году.

***

Книга американского православного священника о. Питера Гиллквиста замечательна во многих отношениях. Прежде всего, это глубоко искренний рассказ о личных поисках истинной веры, яркий документ возрождения человеческой души, открывшей Православие и вошедшей в Церковь после преодоления многих, иногда очень серьезных препятствий.

(Из предисловия)

Введение

ЧТО могло побудить группу из двух тысяч Североамериканских христиан перейти от самой жизнерадостной разновидности евангелического протестантизма к древнейшей, возможно, форме апостольской веры – и притом всего за десятилетие?

Как могли люди, прошедшие школу «Студенческого крестового похода в поисках Христа», «Юности для Христа» и «Молодой жизни», войти в Православную Церковь? По какой причине христиане, получившие образование в Витон колледже, Даллаской семинарии, Фуллеровской семинарии. Юго-западной баптистской семинарии, Сиэтлском университете Пасифик, университете Орал Роберте, Линкольновском христианском колледже и университете Биола, должны были сперва собраться вместе и затем завершить свой путь принятием исторической экклезиологии, литургического богослужения и таинств?

С февраля по апрель 1987 года вся эта группа «Евангелическая православная церковь», духовенство и миряне, была введена – приход за приходом – в полное литургическое общение с Православной Церковью Митрополитом Филиппом Салибой – архиепископом Североамериканской епархии Антиохийской православной церкви. (Термин митрополит означает здесь – епископ, возглавляющий церковь провинции или страны, а не одной епархии. Архиепископ – это епископ, который обычно осуществляет руководство несколькими епископами. Данные термины часто взаимозаменяются).

Эта книга излагает шаг за шагом хронику пройденного пути, разбирая один за другим сложные и подчас запутанные библейские и богословские вопросы, с которыми нам приходилось сталкиваться в процессе продвижения…

Читать подробнее: Питер Гиллквист. «Возвращение домой. От протестантизма к православию»

***

Американские протестанты переходят в Православие

(Интервью с Венди Гиллквист и диаконом Томом Брауном)

В 1987 году 20 протестантских приходов Америки вступили в лоно Антиохийской Православной Церкви. Почему эти люди приняли Православие? Что побудило их к этому? Один из участников этих событий, Питер Гиллквист, ныне православный священник, написал книгу «Возвращение домой. От протестантизма к Православию». В этой книге он подробно изложил ход тех событий, предпосылок, которые привели к тому, что протестанты приняли Православие.

К сожалению, отец Питер Гиллквист не смог приехать в Россию, потому что он уже очень пожилой человек, но его дочь, Венди Гиллквист и ее муж дьякон Том Браун любезно согласились к нам приехать и рассказать о тех волнующих событиях.

– Здравствуйте.

– Добрый день!

– Первый вопрос, который я хочу адресовать моим сегодняшним собеседникам, это – каковы были религиозные взгляды Питера Гиллквиста до его перехода в Православие и почему он усомнился в истинности протестантизма?

– Отец Петр был прежде всего лютеранином. Это вероисповедование он принял, когда еще учился в школе. Когда он начал обучаться в университете, он оказался в студенческом движении, которое занималось рассмотрением вопросов христианской веры. И у него вновь появилось некое вдохновение искать Иисуса Христа и быть истинным христианином. И он стал служить пастором в этом студенческом движении для того, чтобы помогать другим людям стать последователями Господа Иисуса Христа. И тысячи людей, в буквальном смысле этого слова, приходили к вере, начинали следовать за Господом Иисусом Христом. Все это происходило в 60-е годы, когда были определенные события в США и многие люди опять обращались к вере. И по мере развития событий лидеры этого студенческого христианского движения обнаружили, что многие приходили к вере, многие начинали следовать за Христом, но люди как бы все равно оказывались вне Церкви, у них не было основания, на котором можно было бы что-либо строить. По мере прочтения Священного Писания, особенно книги «Деяния святых Апостолов», лидеры этого студенческого движения обнаружили, что в ней повествуется об особой силе, которую производил Дух Святой в жизнях верующих людей. Однако в их собственных жизнях участники этого студенческого движения не обнаруживали проявлений этой силы Духа Святого. Они верили в Бога, но у них все равно было много борьбы со грехом. Таким образом, они не видели, чтобы Дух Святой каким-то образом производил изменения в их собственных жизнях. Поэтому они начали сомневаться в протестантизме.

– Скажите, пожалуйста, кто были те люди, которые вместе с Питером Гиллквистом поставили перед собою задачу найти Церковь, верную Христу и Его апостолам, в которой бы эта сила проявлялась?

– Было 7 человек, которые вместе с моим отцом присоединились к этому студенческому движению. Они хотели начать поиск именно той исконной, древней христианской веры. Они долго искали эту веру вместе с теми людьми, которые были вовлечены в это студенческое движение, включая многие семьи и бывших студентов.

– Расскажите, как происходил процесс поиска той Церкви, которая существует со Дня Пятидесятницы?

– Многие из этих людей получили образование в протестантских семинариях. Их учили истории библейских времен и также они проходили историю протестантской реформации от XVI века до современности. У всех возникал один и тот же вопрос: «Что же произошло с Новозаветной Церковью после смерти последнего апостола? Они хотели почувствовать присутствие Божье, а также действие Его преобразующей силы в своей жизни. И они начали такой вот блуждающий поиск истинной Церкви. Надо заметить, что они никогда не слышали ничего о Православии.

– А Вы не могли бы перечислить те критерии, к которым Вы пришли, вернее, к которым пришли вот эти исследователи в результате своего поиска этой Церкви, которая, действительно, с апостольских времен до нашего времени сохранила верность Христу.

– Было решено исследовать разные области. Прежде всего, хотели изучить учение ранней Церкви и рассматривали такие критерии, как: литургия, богослужение, традиции, учения отцов Церкви, библейские учения. Использовались следующие исторические источники: Евсевий Кесарийский, Поликарп Смирнский, Климент Римский, Игнатий Антиохийский, проповеди и труды святителя Иоанна Златоуста. Они стали изучать историю Церкви, труды Отцов от времен апостолов и обнаружили, что их знания до этого не были достаточными. Они обнаружили, что их литургический опыт, богослужебный весьма спонтанен, однако при изучении истории Церкви они выяснили, что литургия никогда не исчезала, она существовала всегда – со времен апостолов и до современности. И когда они это увидели, они начали изучать события 1054 года (Вы знаете ‒ тогда произошел великий раскол, когда Католическая Церковь откололась от Православной). Они попытались объективно посмотреть вообще на всю историю. Их опыт и знания, которые они приобрели, настолько отличались от тех знаний, которые они получили будучи детьми, подростками… И вот, подойдя к 1054 году, они увидели очень важный момент, касающийся доктрин и власти. И они пришли к уверенному убеждению, что всё-таки Православная Христианская Церковь осталась в истине. Это был действительно фундаментальный шаг для этих людей. Их стиль поклонения Богу, их служение, их вера была полностью сакраментальной и литургической. Изучая историю, они пришли к выводу, что именно такой была Церковь и осталась навсегда.

‒ Скажите, а как в Америке отнеслись к тому, что некоторые протестанты стали православными?

‒ Как я уже сказала – многие последовали за моим отцом. Думаю, что некоторые просто смотрели и не понимали – что происходит. Думаю, что некоторые из протестантов думали, что мы становимся католиками. Потому что все это напоминало им католицизм. Но после того, как мой отец написал книгу «Возрождение Православия», многие поняли – о чем идет речь и также присоединились к нему.

‒ А как изменилась Ваша жизнь после того, как Вы и Ваша семья стали православными?

‒ Я не успела сказать, но дело в том, что мой муж – диакон Том, и наши отцы – они лучшие друзья между собой. Его отец был также одним из лидеров этого студенческого христианского движения. Он также присоединился к нам для того, чтобы найти Православное Христианство. Конечно же – наши жизни, они очень сильно изменились. Мы очень сильно верили в Спасителя Иисуса Христа до обращения к Православию, но мы получили возможность выражать свою веру более глубоким образом после того, как мы стали православными христианами. И мы также приобрели возможность участвовать в молитве иначе. У нас, естественно, используются теперь иконы, и мой отец был принят, как священник. Мы, естественно, совершаем посты, и наша молитвенная жизнь стала более литургической, более насыщенной. И теперь у нас есть особая ответственность перед нашими духовными отцами, которые несут священническую службу. Я бы сказала, что это – более глубокий христианский опыт.

‒ Скажите, а какова общая религиозная ситуация в США? Много ли в Америке православных и вообще, что из себя представляет Православие в Америке?

‒ Вам в России может показаться это шокирующим, но в Америке Православие практически неизвестно. Вот когда наше движение в поисках истинной Церкви только началось, где-то в 70-е – 80-е годы, мы понятия не имели, что такое Православная Церковь, мы даже не знали, что она существует. Поэтому многие подозревали, что мы пытались стать похожими на католиков, а поскольку протестантизм – это некоторый протест против католицизма, многие из наших друзей-протестантов не одобряли то, что мы делали. Постепенно они начали видеть и понимать, что у нас были библейские исторические основания, на которых мы основывали свой поиск. Сейчас в Америке наблюдаются многие изменения, которые мы видим с тех пор, как две тысячи человек из нашей группы обратились в Православие, стали воцерковленными христианами в 1987 году. И постепенно народ начинает понимать, что такое Православие. Тем не менее, еще многое предстоит сделать. Одна из наших главных задач, которые возложил на нас митрополит Филипп, человек, который принял нас под свой омофор Православия… Так вот, одна из наших основных задач состоит в том, чтобы привнести Православие, православное христианство в американскую культуру, прежде всего потому, что мы сами православные. Не надо забывать о том, что христиане в Америке имеют весьма скудный выбор между собой – они могут выбирать либо католицизм, либо какие-то формы евангелического христианства. И постепенно люди начинают осознавать, что протестантизм не всегда дает человеку возможность вести действительно христианскую жизнь. Люди начинают искать нечто, что обладало бы более глубоким смыслом и, поскольку есть мы и многие другие, люди начинают видеть, что у них есть еще возможность, есть другой выбор. Есть возможность стать частью Церкви, которая позволит им вести христианский образ жизни и следовать за Христом.

‒ Книга отца Питера Гиллквиста повествует о тех событиях, которые протекали в 60-х – 80-х годах XX века. С тех пор прошло уже немало лет… Как дальше развивалась жизнь отца Питера и тех людей, которые вместе с ним искали Церковь Христову?

‒ Это хороший вопрос. Не следует забывать о том, что когда эти люди начали свой поиск истинной Церкви, они многим рисковали. Например, мой отец был очень известным христианским проповедником. И когда он присоединился к группе людей, ищущих историческую веру, многие евангелические группы более не желали приглашать его проповедовать. Как мы уже упомянули прежде, все выглядело так, как если бы мы становились католиками. А для многих протестантов это уже определенный знак. Ну, я также сказал, что постепенно наши бывшие друзья осознали, что эта вера историческая, и она способна изменить жизнь человека. Люди могут жить христианской жизнью, действительно, вести христианскую жизнь, не просто говорить о христианской жизни, не просто рассуждать о ней…

‒ В России есть немало людей, которые считают, что все, что идет с Запада, является благом, что Православие – это некая архаичная отсталая религия, которая мало что может дать. Некоторые ее даже считают формой идолопоклонства. Скажите, вот что бы Вы могли сказать этим людям, вот Вы, православный американец, пришедший с Запада, которые вроде бы отказались от прогрессивного протестантизма и приняли, как считают эти люди, отсталое православие?

‒ Опять же, вопрос нелегкий. В Америке распространено консюмеристическое отношение к религии. Америка поглощает религию как продукт производства. Церковь рекламируется как продукт кофе или автомобиль, поэтому многие люди в Америке во многих церквях воспринимают Церковь как вид развлечения. Надеюсь, в России это не произойдет. В нашей вере мы не должны не забывать о том, что Спаситель Иисус Христос хотел, чтобы за Ним следовали те люди, которые поклоняются Ему в истине и вере. Наши евангелические братья и сестры любят Бога, они любят Библию. Но у них нет тех средств, которыми обладает Православная вера. Например: молитва, посты, исповедь, общение на приходе. Все это помогает христианину пребывать на христианском пути. Ну, я бы сказал следующее по Вашему вопросу. Отец Венди, священник Питер Гиллквист очень часто говорил одну фразу, которая касается вашего вопроса. Он утверждал, что евангелические христиане – это те люди, которые на 100 процентов преданы 25 процентам истинной Церкви, истинной веры. Православные христиане, ну, по крайней мере, в Америке, иногда только по рождению – это на 25 процентов преданные христиане к 100 процентам веры. Бог желает, чтобы мы были стопроцентно преданными людьми к 100 процентам веры.

Источник: православный миссионерский апологетический центр «Ставрос»

Фото: Saint Tikhon’s Orthodox Theological Seminary

Комментировать