Афон: различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) |
Elena (обсуждение | вклад) |
||
Строка 307: | Строка 307: | ||
Ехать на Афон, по разным причинам, лучше всего небольшой группой – вдвоём или втроём. | Ехать на Афон, по разным причинам, лучше всего небольшой группой – вдвоём или втроём. | ||
Стоит иметь в виду, что многие греки изъясняются по-английски. Пригодится и знание европейских языков. На Святой Горе подвизаются монахи со всего мира. Есть среди них немцы, французы, финны, австралийцы, латиноамериканцы. Можно говорить и на родном языке – русские монахи и послушники есть во многих обителях Святой Горы (в частности, [[Монастырь Дохиар (Афон)|Дохиаре]], [[Монастырь | Стоит иметь в виду, что многие греки изъясняются по-английски. Пригодится и знание европейских языков. На Святой Горе подвизаются монахи со всего мира. Есть среди них немцы, французы, финны, австралийцы, латиноамериканцы. Можно говорить и на родном языке – русские монахи и послушники есть во многих обителях Святой Горы (в частности, [[Монастырь Дохиар (Афон)|Дохиаре]], [[Монастырь Св. Павла|Агиу Павлу]], [[Монастырь Великая Лавра (Афон)|Лавре]], [[Монастырь Филофей (Афон)|Филофее]]). | ||
=== Что взять с собой на Афон === | === Что взять с собой на Афон === |
Версия от 22:30, 5 августа 2021
Афон (греч. Айон Орос) – название православной монашеской республики в составе Греции, Афонского полуострова, Святой Горы и залива. Афон доступен лицам мужского пола. В основном, ездят с двенадцати лет. Паломники могут брать с собой детей или внуков мужского пола, достигших школьного возраста. Иногда даже дошкольников пускают на Афон. Окончательное решение принимается той обителью, через которую паломник запрашивает для себя диамонитирион. На территории Святой Горы запрещено купаться в море, загорать, курить, слушать мирскую музыку, надевать броскую одежду ярких расцветок. Здесь недопустимо ходить в шортах. Нельзя присутствовать на церковных службах в рубашках, имеющих короткие рукава.
См. также Виртуальная экскурсия по Афону
Список монастырей Афона в порядке официальной святогорской иерархии:[править | править код]
№ | Название | Страна | Основан | Престольный праздник | Главные святыни | Скиты | Телефон |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Великая Лавра (греч. Μεγίστη Λαύρα). | Греция | 963 г. | 18 июля, в день памяти преп. Афанасия Афонского | Крест и жезл св. Афанасия; чудотв. иконы: «Экономисса» и «Кукузелисса»; мощи св. Василия Великого, св. Михаила Синадского, св. ап. Андрея Первозванного, св. Ефрема Сирина и др. | Карулия, Продром, Большая Святая Анна, Малая Святая Анна, Кавсокаливия, Катунаки-Данилеи | 23754 (Великая Лавра); 23294 (Продром); 23320 (Большой скит св. Анны); 23320 (Малый скит св. Анны); 23319 (Кавсокаливия); 23316 (келья Данилеи) |
2 | Ватопед (греч. Βατοπέδι или Βατοπαίδι) | Греция | 972 г. | 7 апреля, в день Благовещения | Пояс Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава свт. Иоанна Златоуста. | Андреевский | 41488 (Ватопед); 23621, 23810 (Андреевский скит) |
3 | Иверский (греч. Ιβήρων) | Греция | 972 г. | 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы | Чудотворная икона «Иверская» (Вратарница, Портаитисса), почитаемая с IX века. | 23643 | |
4 | Хиландар (греч. Χιλανδαρίου) | Сербия | 1197 г. | 4 декабря, в день Введения во Храм
Пресвятой Богородицы |
Собрание старинных переносных икон. Пять резных драгоценных камей с изображениями Христа, Богородицы и Святого Димитрия. Знаменитый диптих с 24 миниатюрами. | Келья свт. Николая Чудотворца | 23797 (Хиландар); 23202 (келья свт. Николая) |
5 | Дионисиат (св. Дионисия),(греч. Διονυσίου) | Греция | 1375 г. | 7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи | Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Мировлитиса» (Мироточащая). Крест Елены Палеолог. Мощи святого Нифонта, патриарха Константинопольского. Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи. | 23687 | |
6 | Кутлумуш (греч. Κουτλουμούσιου) | Греция | кон. XIII века | 19 августа, в день Преображения Господня | Чудотворная икона «Всемилостивая Заступница». В алтаре в замечательно украшенных ковчегах хранится около 200 частей мощей 70 святых. | Келья «Панагуда» (келья прп. Паисия Святогорца), Пантелеимоновский | 23226 (Кутлумуш) |
7 | Пантократор (Вседержитель) (греч. Παντοκράτορος) | Греция | 1363 г. | 19 августа, в день Преображения Господня | Чудотворная икона Богородицы «Геронтисса», что значит «Старица» или «Настоятельница». Мощи вмч. Феодора Стратилата, часть щита вмч. Меркурия, иконы XIV века. | Ильинский | 23880 (Пантократор); 23404 (Ильинский скит) |
8 | Ксиропотам (греч. Ξηροποτάμου) | Греция | X век | 22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских
27 сентября, в день Воздвижения Креста |
Самая крупная в мире часть Животворящего Креста Господня, вставленная в деревянный Крест с частицами мощей 40 мучеников Севастийских. Икона святого Димитрия Солунского, по преданию находившаяся в Софийском храме в Константинополе, резная из зелёного мрамора. Мощи святых: Игнатия Богоносца, Григория Богослова, Василия Великого, Григория - просветителя Армении, Андрея Критского и св. апостола Варфоломея. | 23251 | |
9 | Зограф (греч. Ζωγράφου) | Болгария | X век | 6 мая, в день св. Георгия Победоносца | Чудотворные иконы Богородицы «Акафистная» и «Услышательница. Две переносные иконы вмч. Георгия. | 23247 | |
10 | Дохиар (греч. Δοχειαρίου) | Греция | X век | 21 ноября, в день Архистратига Михаила
14 октября, в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы |
В специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница» (X в.). | 23245 | |
11 | Каракалл (греч. Καρακάλλου) | Греция | кон. X века | 12 июля, в день апп. Петра и Павла | Честная глава апостола Варфоломея. | 23225 | |
12 | Филофей (греч. Φιλοθέου) | Греция | 990 г. | 7 апреля, в день Благовещения
6 сентября в день преп. Козьмы Этолийского |
Чудотворная икона Богородицы «Сладкое Лобзание». Нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста, стопа вмч. и целителя Пантелеимона, мощи вмц. Марины. | 23256 | |
13 | Симонопетра (греч. Σίμωνος Πέτρα, Σιμωνόπετρα) | Греция | 1257 г. | 7 января, в день Рождества Христова
4 августа, в день св. Марии Магдалины |
Часть мощей (левая рука) св. Марии Магдалины, части мощей вмц. Варвары и прмц. Евдокии. | 23254 | |
14 | Св. Павла (греч. Αγίου Παύλου) | Греция | X век | 15 февраля, в день Сретенья
10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского |
Дары волхвов, частицы мощей св. Григория Богослова, Максима Исповедника, прмч. Калиника, Василия Великого, глава Феодоры Александрийской. | Скит вмч. Димитрия Солунского (Лаккоскит), Новый Скит | 23741 (монастырь св. Павла); 23736 (Лаккоскит); 23629 (Новый Скит) |
15 | Ставроникита (греч. Σταυρονικήτα) | Греция | 1541 г. | 19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца | Мозаичная икона Николая Чудотворца, обретённая в море, частицы мощей св. Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, архидиакона Стефана, 40 Севастийских мучеников, Феодора Стратилата, Амвросия Медиоланского, Иоанна Предтечи. | 23255 | |
16 | Ксенофонт (преп. Ксенофонта) (греч. Ξενοφώντος) | Греция | XI век | 6 мая, св. Георгия Победоносца | Чудотворная Ксенофонтская икона Божией Матери «Одигитрия». Мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.). | 23633 | |
17 | Григориат (преп. Григория) (греч. Γρηγορίου) | Греция | 1345 г. | 19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца | Мощи святых: ноги и правая ладонь Анастасии Римляныни, глава мученика Кирика, глава святителя Григория Назианзина Старшего, глава святой Фотинии. | 23668 | |
18 | Эсфигмен (греч. Εσφιγμένου) [1] | Греция | 1345 г. | в день Вознесения Господня (40 день по Пасхе) | Крест Пульхерии, мозаичная икона Спасителя (VII в.), стопа св. Марии Магдалины. | 23770 | |
19 | Св. Пантелеймона (греч. Αγίου Παντελεήμονος или Ρώσικο) | Россия | нач. X века | 9 августа, в день св. Пантелеимона | Глава вмч. и целителя Пантелеимона. Чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. вмч. и целителя Пантелеймона. Стопа ап. Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки. | Ксилургу, Крумница, Новая Фиваида, Старый (Нагорный) Русик | 23252 (Пантелеимонов монастырь) |
20 | Констамонит (греч. Κωνσταμονίτου) | Греция | XI век | 9 января, в день св. вмч. Стефана | Чудотворные иконы Богородицы Одигитрии (XII век) и первомученика Стефана (VIII в.). | 23228 |
Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает около 2000 монахов.
Юрисдикция и исполнительная власть Афона[править | править код]
В системе административных районов Греции имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы» (греч. Αυτόνομη Μοναστική Πολιτεία Αγίου Όρους). Представляет собой самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей. Юрисдикционно Афон принадлежит Вселенскому Патриархату с 1312 года. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом.
Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.
Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год – первого июня. Все монастыри делятся на пять групп – в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии. В 1-ю группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен. Во 2-ю: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита. В 3-ю: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра. В 4-ю: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат. В 5-ю: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит.
Учебные заведения Афона[править | править код]
«Афониада» (̓Αθωνιάς), Афонская церковная школа (Αθωνιάδας Εκκλησιαστικής Σχολής) — православное богословское училище, расположенное в Андреевском ските Ватопедского монастыря на Афоне.
Родословие современной «Афониады» ведут с середины XVIII века. В 1748-1749 годах монахи Ватопеда по предложению своего настоятеля иеромонаха Мелетия решили организовать в обители духовную школу, которая явилась бы «оплотом греческих знаний, воспитания и всяческого научения в области как философских, так и богословских наук». Ватопедское училище получило также название Афонской духовной академии или «Афониады». В 1750 году Константинопольский патриарх Кирилл V вместе со Священным Синодом утвердил её устав. Курс обучения составляли две ступени: грамматика и философия. Первым преподавателем школы стал преподобный Неофит Кавсокаливит. В июле 1753 года дидаскалом школы стал Евгений (Булгари). Когда Булгари прибыл в «Афониаду» там обучалось 20 иноков, но его известность стала быстро привлекать в школу новых учеников. В 1754 году был издан патриарший указ о сборе милостыни в пользу академии. Вскоре было построено здание, рассчитанное на 170 учащихся. В том же году начала работать типография. На начальной ступени обучение вели Неофит Кавсокаливит и Панайотис Палама. Вскоре место Неофита занял иеродиакон Киприан. По некоторым сведениям, в училище преподавал также преподобный Афанасий Паросский. Среди воспитанников школы в период её первого расцвета был равноапостольный Косма Этолийский.
Несмотря на успешное развитие школы, деятельность Евгения (Булгари) стала вызывать недовольство афонских старцев и патриарха Кирилла V, который в то время находился на покое и проживал при «Афониаде», и в 1759 году Евгений был вынужден покинуть школу. После Евгений (Булгари) Афонскую академию возглавил Николай (Зерзулис), до этого преподававший математику в Константинопольской патриаршей школе. Вскоре академия начала приходить в упадок, количество учеников уменьшилось, и спустя два года Зерзулис и Палама оставили ее. В 1769 году по приглашению жившего на покое на Святой Горе патриарха Серафима II в академию приехал иеромонах Кирилл, но вскоре уехал обратно. С 1782 года здесь преподавали выходцы с Крита иеродиакон Киприан и его брат Иоанн. Занимавший тогда патриарший престол Гавриил IV старался материально помогать академии. В 1799 году Афонская академия прекратила свою деятельность.
Патриарх Каллиник V пытался собрать деньги на ее восстановление, но безуспешно. В 1813 и 1842 годах предпринимались попытки возобновления духовного образования в Карее.
«Афониада» была наконец восстановлена в 1930 году как Афонская священническая школа (῾Ιερατικὴ Σχολή) - среднее учебное заведение типа гимназии. До 1940 года оно работало в одном из зданий скита апостола Андрея (Серая) под началом архимандрита Иоакима Иверского, а затем архимандрита Афанасия Пантократорского.
В 1953-1954 учебном году в странноприимном корпусе Андреевском ските|Андреевского скита близ Кареи открылось Афонское церковное училище (̓Αθωνιὰς ̓Εκκλησιαστικὴ Σχολή). В 1972 году училище получило новую организацию и перешло на 6-летний курс обучения. Основной целью обновленной «Афониады» было заявлено «достойное священства всестороннее образование святогорских монахов в согласии с духом Православной Церкви и древнего святогорского монашества».
Ныне Афонское училище является учреждением афонских монастырей и действует под надзором Священного Кинота и трехчленной комиссии, при содействии греческого Министерства образования (в настоящее время финансирование осуществляется главным образом за счёт государства). Среди ее выпускников не только монахи, но и несколько мирян.
Учиться в Афониаде имеют право не только мальчики из Греции и Кипра, но и других стран. Так, среди выпускников школы есть граждане России, Таиланда, США. Каждый учебный год школа набирает около 100 учеников возрастом от 12 лет. С родными и близкими воспитанники «Афониады» не имеют никаких контактов, школьные учителя заменяют им родителей, ведь вместе с детьми они молятся в храмах, трапезничают и живут.
Типичный учебный день школьника на Афоне проходит совсем не так, как у ученика мирской школы. Воспитанники «Афониады» просыпаются в 6 утра, умываются, одеваются, идут в храм на утреню. После службы 45 минут дети учат уроки, потом завтракают и отправляются на занятия. В обед дети идут на трапезу, где слушают жития святых, а после трапезы ложатся отдыхать. После дневного сна дети отправляются на вечернюю службу, потом полдничают и получают около часа свободного времени. Это единственное свободное время за день. Затем ученики садятся за уроки на три часа, а когда выучат, идут на ужин и повечерие. Перед сном еще около 45 минут дети могут уделить чтению или урокам.
Для юношей, решивших связать свою жизнь со служением Господу, учиться в «Афониаде» очень перспективно, так как по окончании школы они без экзаменов смогут поступить на богословские факультеты греческих вузов.
Подворья афонских монастырей[править | править код]
- Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря в Москве
- Подворье афонского монастыря Симонопетра в Греции
- Подворья афонского монастыря Симонопетра во Франции:
Документы для паломничества и транспортное сообщение[править | править код]
Все клирики должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков. Остальные паломники должны предварительно получить разрешение в Бюро паломников в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Бюро находится по адресу: Салоники, бульвар Караманли. Добираться на автобусах 173, 546, 38. Тел. (30-31) 833733, 861611. Поскольку правила выдачи разрешений время от времени меняются, мы рекомендуем желающим предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения.
Также перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников.
В Салониках необходимо сесть на автобус до Урануполя (Уранополь, Уранополис), из которого отправляется корабль к монастырям. Автобус отходит в 6 часов утра от автостанции «КТЕЛ Халкидикис» и прибывает в Урануполь незадолго до отхода корабля. За это время все паломники со своими разрешениями должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают «диамонитирион». Он стоит порядка 20 долларов США. Диамонитирион дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате (центральном исполнительном органе управления Афона) в Карее (административном центре Афона). В монастырях и при посадке на корабль просят предъявить этот документ.
С диамонитирионом необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни – главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Карий, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Кариях паломников ожидают машины из некоторых монастырей.
Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т.д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, которой, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.
Приехав на Афон, паломник должен сначала придти в тот монастырь, в котором он просил диамонитирион. И только потом паломник может продолжить свой «поход» по другим монастырям и кельям Святой Горы. В противном случае паломник рискует не получить в следующий раз благословения на паломничество на Афон в том же самом монастыре.
Традиции и особенности паломничества[править | править код]
Существует официальный законодательный запрет въезда на Афон женщинам и животным женского пола. Запрещён въезд на полуостров для священнослужителей и мирян без специального разрешения.
Святая гора считается земным уделом Божией Матери — предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Юридически Афон находится в частном владении — вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго — не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).
Купание на Афоне не благословляется. Дно моря у берегов Афона изобилует морскими ежами, что делает купание фактически невозможным.
Паломнику[править | править код]
Чтобы подготовиться к посещению афонских монастырей, хорошо бы прочитать книги о Святой Горе, например: «Афонский Патерик», «Вышний покров над Афоном», «Письма Святогорца», «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века», «Из удела Божией Матери» и «Современные подвижники Святой Горы» архимандрита Херувима Карамбеласа, «Приближение к Афону» Павле Рака, «Отцы Святогорцы и святогорские истории» Старца Паисия Святогорца, «Житие старца Паисия» иеромонаха Исаака. Полезны будут и произведения, написанные современными афонитами. Например, «Обожение как смысл человеческой жизни» и другие книги архимандрита Георгия Капсаниса.
Если у вас ещё нет заграничного паспорта, то надо его получить; сделать это можно в районном управлении внутренних дел. Процедура занимает обычно около месяца, плата за оформление паспорта весьма умеренная.
Следующий этап – получение греческой (точнее, шенгенской) визы. В крупных городах, где есть греческие консульства, визу можно оформить самостоятельно. Однако мы советуем обратиться за визами в турфирму, чтобы поберечь своё время, а билеты на чартерный авиарейс (такие билеты стоят в полтора-два раза дешевле) самостоятельно купить невозможно.
До Салоник – ближайшего к Афону крупного города – можно добраться на поезде (с пересадкой в Софии, отправляется в летний период один раз в неделю) или на автобусе из Москвы, но нам представляется, что сэкономленное авиаперелётом время лучше провести на Святой Горе, тем более что ваши расходы никак не будут связаны с продолжительностью пребывания на самом Афоне – ночлег и пропитание в святогорских обителях принципиально бесплатные.
Обращаться в турфирму желательно заблаговременно – не менее, чем за месяц до даты вашего предполагаемого вылета. Все клирики, желающие посетить Святую Гору, должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков. Остальные паломники, желающие посетить Святую Гору, должны предварительно получить разрешение в Бюро паломников (Графио Проскинитон) в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Поскольку правила выдачи разрешений на посещение Афона меняются, мы рекомендуем предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения. Также перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что в некоторых обителях не всегда существует достаточно мест для приёма посетителей. Но во время своих панигиров монастыри принимают всех паломников без исключения. Всегда остановиться можно в Дионисиате, Андреевском ските, Костамоните, Агиу Павлу. Обязательно надо предварительно договориваться о ночлеге в Пантократоре, Ставрониките, Симонопетре, Хилендаре.
Ехать на Афон, по разным причинам, лучше всего небольшой группой – вдвоём или втроём.
Стоит иметь в виду, что многие греки изъясняются по-английски. Пригодится и знание европейских языков. На Святой Горе подвизаются монахи со всего мира. Есть среди них немцы, французы, финны, австралийцы, латиноамериканцы. Можно говорить и на родном языке – русские монахи и послушники есть во многих обителях Святой Горы (в частности, Дохиаре, Агиу Павлу, Лавре, Филофее).
Что взять с собой на Афон[править | править код]
Если вы соберётесь ехать на Афон в конце весны или в начале осени, то одеваться следует по-летнему: температура в эти времена года в Греции обычно бывает 25–30 С, а дожди выпадают чрезвычайно редко. Не забудьте, что вы едете в место, которое является тысячелетним центром православного монашеского делания, и, стало быть, ваша одежда должна быть не пляжных расцветок; рубашки необходимо выбрать с длинными рукавами. Не забудьте также про головной убор, который защитит вас от палящего южного солнца.
Очень важно правильно выбрать обувь, потому что вам придётся много ходить. Дороги на Афоне в основном двух типов: новые грунтовые и старые, выложенные камнями тропы. Поэтому лучше взять с собой две пары обуви: сандалии и кроссовки. Последние особенно необходимы тем, кто вознамерится подняться на вершину Святой Горы. Кроме одежды, рекомендуем взять с собой:
- молитвослов;
- флягу (в пути, да ещё в жару, всегда необходимо много воды; кроме того, на Афоне множество святых источников: пластиковую же бутылку неудобно нести ни в руках, ни в рюкзаке);
- немного провизии, например, сухарики;
- складной нож;
- фонарик;
- путеводитель;
- карту Афона;
- русско-греческий словарь или разговорник.
Тому, кто возьмёт с собой фотоаппарат, следует помнить: на Святой Горе фотографировать разрешают во многих монастырях, но далеко не во всех (следует всякий раз испрашивать на это разрешение), а вот видеосъёмка строго запрещена везде, и камеру лучше с собой не брать. Решением Священного Кинота здесь запрещена любая видеосъемка. Если вы рискнете взять с собой видеокамеру, при посадке на паром, отправляющийся на Афон, ее у вас могут конфисковать. На обратном пути также конфискуются при обнаружении и любые носители видеоинформации.
Cобирая вещи в дорогу, стремитесь свести их количество и вес к минимуму, отбирая только самое необходимое.
Предполагаемые расходы[править | править код]
Все суммы указаны, естественно, приблизительно, с учётом того, что вы путешествуете (и тратите деньги) не в одиночку.
Итак, предположительно вам предстоит оплатить:
- греческую визу – около 70 долларов;
- билеты на самолёт (туда и обратно) – около 230–350 евро (в зависимости от сезона);
- услуги турфирмы по получению разрешения на посещение Святой Горы – около 100 долларов (необязательно, но всё же настоятельно рекомендуем);
- дорогу от аэропорта «Македония» до автовокзала в Салониках на автобусе – около 1 евро или 8–10 евро на такси (дорога от аэропорта до Урануполиса на такси составит примерно 130 евро).
- дорогу на автобусе от автовокзала в Салониках до Урануполиса – 11 евро;
- обратный путь из Урануполиса в Салоники также можно проделать на автобусе или такси. Однако, можно поступить иначе. На корабле всегда много паломников, прибывших в Урануполис на собственных автомобилях. Большинство из них охотно согласится подвезти Вас до Салоник;
- два ночлега вне Афона – около 30–40 евро (минимально и в зависимости от сезона);
- питание в дни прилёта и отлёта – 30–60 евро;
- получение диамонитириона – 25 евро;
- две поездки на пароме или катере: из Урануполиса на Святую Гору и обратно – от 12 до 20 евро (в зависимости от типа корабля);
- поездки на автобусе между афонским портом Дафни и столицей Афона Кареей – по 2, 3 евро.
Итого минимально, в зависимости от сезона и выбранного способа перемещения, получается около 170 долларов и 350–500 евро.
Кроме того, вполне естественно, вам понадобятся деньги на афонские сувениры, оплату попутного транспорта на Святой Горе, дополнительную еду там же и тому подобное.
Передвигаться между афонскими обителями можно пешком, на катере, а также на микроавтобусах, курсирующих в разные точки Святой Горы из Кареи. Цена билета будет прямо зависеть от количества пассажиров: чем больше попутчиков, тем дешевле обойдётся проезд.
Если путешествовать по Афону на машине, желая увидеть как можно больше, потихоньку перестаешь воспринимать череду встреч с драгоценными свидетельствами благодати Божией. Прочувствовать монастырь и получить настоящую духовную помощь можно, добираясь до обителей пешком и проживая в каждой хотя бы день. На Святой Горе не следует торопиться.
Так что будем считать, что паломничество может обойтись вам в 600–650 долларов; это на 300–400 долларов меньше стоимости путёвки в любом православном паломническом агентстве. Конечно, и эта сумма весьма значительна, но то, что вы увидите и к чему сможете прикоснуться сердцем, обладает ценностью неизмеримо большей.
Деньги на Афоне[править | править код]
Все услуги на Афоне (транспорт и прочее) оплачиваются в евро. Приобретать в монастырских лавках можно тоже только за евро. Проживание и питание в монастырях и скитах бесплатное. Пожертвования монастырям осуществляются по желанию паломника.
Опасности природы[править | править код]
За безопасность паломника на Афоне никто не несет ответственность.
Ночевать на открытом воздухе не рекомендуется ни при каких условиях, так как это опасно. На Афоне водятся ядовитые змеи и скорпионы.
В южной части Афона есть район, который местные называют Карули («цепи») — это скалистое место, где с незапамятных времен селятся монахи-отшельники. Добраться сюда непросто и опасно: идти приходится вдоль отвесной скалы по узкой тропе, держась за прибитые к скале цепи, на высоте более ста метров над уровнем моря. Соответствующие таблички находятся в самом начале этой опасной тропы, знавшей и несчастные случаи.
Паломникам, стремящимся к вершине Афона[править | править код]
Кто поставил своей целью подняться на вершину горы Афон лучше всего для этого путешествия подходит сентябрь и первая половина октября. Не рекомедуется совершать восхождение зимой. В спутники по восхождению возьмите с собой тех, кто уже был на вершине. С собой необходимо приготовить: горные ботинки, теплую куртку, свитер, спальный мешок и др. На пути паломники останавливаются в маленькой церквушке Панагиа, расположенной в 2-х км от вершины.
Ночлег на Святом Афоне[править | править код]
Важно знать, не все монастыри и скиты принимают на ночлег без предварительного запроса. О том, где вы будете ночевать и путешествовать, находясь на Святой Земле, следует позаботиться заранее. Лучше всего заблаговременно позвонить или направить факс в соответствующий монастырь или скит и испросить благословения придти в обитель в соответствующий день и зарезервировать себе место в архондарике (монастырской гостинице). В противном случае, оказавшись в монастыре без уведомления, паломник рискует получить отказ.
В большинство скитов и маленьких келий, где живут от двух до пяти монахов, попасть на ночлег практически невозможно, если в этих скитах или кельях у вас нет знакомых монахов.
К монастырям, которые, как правило, требует заблаговременной резервации места в архондарике, относятся: Ватопед, Иверский монастырь, Каракал, Ксенофонт, Ксиропотам, Симонопетра, Ставроникита, Свято-Пантелеимонов монастырь, скит Святой Анны.
Полный список телефонов монастырей и скитов приведен в соответствующем разделе (см. ниже).
Размещение в монастырской гостинице[править | править код]
Размещение приехавших паломников осуществляется в архондарике (монастырской гостинице) после прихода парома. Паломник должен предъявить паспорт и диамотирион (виза въезда на Афон, которую паломник получает в Уранополисе). При отсутствии указанных документов или при наличии просроченного диамотириона ночлег не предоставляется.
Паломникам, имеющим приглашение монастыря, предоставляется возможность пребывания в монастыре на время, определенное при оформлении поездки.
Паломникам, заехавшим на Афон без приглашения монастыря, ночлег предоставляется только на одну ночь при условии наличия свободных мест.
Афонское время[править | править код]
Все монастыри, кроме Иверского, живут по так называемому византийскому времени. То есть стрелки часов ежедневно ставятся на полночь в момент захода солнца за горизонт. Летом разница между греческим и византийским временем около трех часов. Зимой она достигает шести часов. Однако, общаясь с мирянами, местные монахи для простоты понимания называют греческое время.
Время монастырского богослужения[править | править код]
- Богослужение в монастыре совершается попеременно в двух соборных храмах: одну неделю служба идет в Пантелеимоновом (нижнем) храме, а другую неделю в Покровском (верхнем) храме.
- Переход службы из одного храма в другой происходит в субботу вечером (воскресная вечерня начинается всегда в новом храме).
- В дни, когда нет Всенощного Бдения, распорядок службы следующий (указано византийское время):
21:00 — 9-й час, вечерня, молебен (по пятницам вместо молебна служится панихида).
00:00 — малое повечерие с акафистом.
7:00 — полунощница, утреня, 1-й,3-й,6-й час, Божественная Литургия (в воскресные дни утренняя служба начинается в 8:00; в зимний период утреннее Богослужение начинается позже: в будни – с 8:00, в воскресные дни – с 9:00).
- В дни, когда по Уставу положено Всенощное Бдение, распорядок служб следующий (указано византийское время):
22:00 — 9-й час и малая вечерня.
23:45 — малое повечерие, великая вечерня, утреня, 1-й час.
10:00 — 3-й, 6-й час, Божественная Литургия (в зимний период служба начинается в 12.30, весной и осенью начало службы объявляется особо по окончании всенощного бдения).
- За 30 минут до начала Богослужения в монастыре звонят в колокола, а в архондарике – в колокольчик (перед повечерием звонят за 15 минут).
- Паломники-священнослужители могут сослужить вместе с монастырскими священнослужителями только при наличии письменного благословения от Вселенского Патриарха.
- Во время Богослужения не разрешается разговаривать и ходить по храму, чтобы не мешать молящимся. Если вы хотите приложиться к иконам и поставить или заранее до начала службы или после его окончания.
- Тем, кто имеет мобильный телефон, обязательно нужно выключить его заранее, еще только собираясь в храм, чтобы он не зазвонил во время Богослужения. Телефон должен быть отключен также и во время трапезы.
- На Богослужениях во время елеопомазания, приложения к Кресту и иконам, а также во время исповеди и причастия Святых Христовых Таин паломники должны пропускать вперед братию монастыря.
- Лица некрещеные или неправославного вероисповедания могут находиться в храме во время Богослужения, могут прикладываться к святым иконам и мощам, но им не разрешается ни причащаться, ни брать антидор и просфору, которые раздаются верующим после Божественной Литургии.
Исповедь и причастие[править | править код]
- Исповедь для братии и паломников начинается по окончании вечерней трапезы в Пантелеимоновом соборе (в дни, когда вечерней трапезы нет, исповедь начинается сразу по окончании вечернего Богослужения в том же храме, где совершалась служба).
- Исповедовать братию и паломников может только духовник монастыря.
- К Причастию Святых Христовых Тайн на Божественной Литургии допускаются только те, кто был накануне на исповеди и получил благословение духовника монастыря.
- Желающие причаститься Святых Христовых Тайн не должны пить воду и принимать пищу (тем более курить) после 12 часов ночи (византийское время).
- В греческих монастырях нет традиции целовать Чашу, греки почитают ее за величайшую святыню, к которой прикасаться категорически нельзя, теплоты в качестве запивки у них нет, но в конце Литургии, когда все прикладываются ко Кресту, раздаются большие куски Антидора.
Монастырская трапеза[править | править код]
- Не берите на Афон никакой еды, кроме того случая, когда вы собираетесь совершить восхождение на вершину Афона.
- Паломники питаются в трапезной монастыря вместе с братией.
- В среду и пятницу (а также в понедельник во время постов) в монастыре одна трапеза, которая начинается в 17:00 (византийское время).
- В остальные дни — две трапезы: первая — после окончания Божественной Литургии (в зимний период в 14:30 по византийскому времени), вторая — после окончания вечернего Богослужения.
- В понедельник, среду и пятницу на трапезе подается только постная пища.
- Когда трапеза бывает не сразу после Богослужения, тогда за 15 минут до ее начала в монастыре звонят в колокол, а в архондарике — в колокольчик.
- Как правило, паломники и монастырская братия трапезничают вместе, но сидят за разными столами.
- Не разрешается разговаривать и ходить по трапезной во время чтения поучений и общей молитвы. Если чего-то не достает на столе, то надо дождаться трапезаря и тихо ему сказать об этом, не отвлекая внимания других.
- Не разрешается вкушать и даже брать пищу со стола до того момента, пока не будет прочитана молитва и игумен (или служащий иеромонах) не благословит трапезу.
- В воскресные и праздничные дни на трапезе благословляется вино, но разливать и пить его можно только после того, как игумен позвонит в колокольчик, а чтец прочитает молитву.
- Нельзя выходить из-за стола до окончания трапезы и нельзя выходить из трапезной до окончания общей молитвы.
- В русском монастыре на трапезе часто бывает овощной суп, чечевичная каша и, если не постный день, рыба. На столе много хлеба и оливок. В праздник — красное вино.
- В греческих монастырях можно отведать постные или рыбные блюда традиционной греческой кухни, и даже в пост греческие монахи едят всякую морскую живность кроме рыбы.
Одежда паломников[править | править код]
- Миряне во время Богослужения и трапезы должны быть одеты в рубашки (или другую одежду) с длинными рукавами и не должны носить открытую обувб без носок.
- Священнослужители во время Богослужений и трапезы должны быть одеты в рясы.
- Всем паломникам запрещается ходить в шортах и нижнем белье на всей территории монастыря (в том числе и в архондарике).
- Находясь в монастыре или отправляясь в путешествие по Святой Горе, священнослужители и монахи не должны надевать светлых подрясников (а только черные, или на крайний случай, темные: синие, коричневые и т.п.)
Закрытие монастырских ворот[править | править код]
- На ночь монастырские ворота запираются, и вход в монастырь прекращается с 01:00 до 06:30 (в воскресенье – до 07:30). В зимний период монастырь открывается на час позже.
- В дни, когда служится Всенощное бдение, монастырь закрывается через 15 минут по окончании бдения и открывается за 30 минут перед началом Божественной Литургии.
- Паломникам, проживающим в архондарике, нельзя оставаться в монастыре после окончания повечерия – они должны покинуть монастырь до закрытия ворот.
Свечи[править | править код]
В греческих храмах свечи можно увидеть далеко не у каждой иконы. Как равило, в притворе храма, а иногда и вовсе на улице возле входа, располагаются несколько больших подсвечников, наполненных песком, в который и ставятся свечи. В Греции нет традиции ставить свечи отдельно «за живых» и «за усопших», их ставят вместе. Возможно, это связано с тем, что в Евангелии сказано, что для Бога «все живы» (Лк. 20:38). Панихидного стола в греческих храмах нет. Свечи в греческих храмах не продаются, за них оставляют пожертвование, сумма которого никак не установлена и определяется лишь возможностями человека. Свечи всегда можно взять в нужном количестве в свечном ящике, опустив пожертвование в прорезь на его крышке. Чтобы не вносить в греческий храм суету, ставить свечи лучше всего до или после службы.
Получение благословения[править | править код]
У греческих священнослужителей нет традиции носить крест поверх облачений. Крест поверх рясы или подрясника – это отличительная особенность русских священников. Но в Греции можно увидеть крест на архиереях. Поэтому если вы захотите получить благословение у греческого священника, не смущайтесь тем, что на нем «нет креста». Если Вы захотите получить у греческого священника благословление, то нужно подойти и сказать: Πατερ, ευλογειτε!/Патэр, эвлогитэ (Батюшка, благословите). В ответ услышите: ο Κυριος/о Кириос (Бог благословит).
Записки[править | править код]
На Святой Земле, в Западной Европе и Америке русские паломники, как правило, подают записки, написанные латиницей, и почти всегда также поступают в Греции. Это приемлемо в больших городах, но в редко посещаемых обителях – нет. Другими словами, рассчитывать на то, что греческие священнослужители знают английский язык, не стоит. Поэтому имеет смысл заранее составить записки на греческом, прибегая к латинским буквам только в тех случаях, когда греческого варианта не найти. Все записки можно составить в электронном виде и потом распечатать, так как писать на греческом получается далеко не у всех, а если и получается, то занимает очень много времени. Распечатанные «греческие» записки значительно облегчают жизнь греческим батюшкам, они их тут же прочитывают, совершают молебны или спокойно уносят в алтарь. Подавать записки лучше всего до или после службы, а не во время совершения богослужения. Здесь находятся таблицы имен и духовных званий по-гречески и по-русски.
На записке «О здравии» пишется ΥΠΕΡ ΥΓΕΙΑΣ, на записке «Об упокоении» - ΥΠΕΡ ΑΝΑΠΑΥΣΕΩΣ. Крест ставится только на записке об упокоении. Когда греки в записке видят крест, они молятся об усопших. Имена пишутся в родительном падеже. Женские имена с окончанием на - α или - η в родительном падеже имеют окончания – ας и – ης. Мужские имена с окончанием на - ος в родительном падеже оканчиваются на – ου. Если возникает затруднительно, можно просто писать имена в именительном падеже, греки поймут. Возле имен не пишется «болящего», «отроковицы» и пр. Чаще всего, записки кладутся в корзиночку или на поднос, возле которых можно встретить надпись «ΟΝΟΜΑΤΑ ΓΙΑ ΤΗΝ ΘΕΙΑ ΛΕΙΤΟΥΡΓΙΑ» (имена на Божественную литургию). Пожертвования кладут в ящички с прорезью, которые стоят повсюду в храмах. На некоторых сайтах можно найти строгие указания по количеству имен в записках, по размерам пожертвований и прочее, но в самой Греции все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Ни в одной обители греки не пересчитывают имена в записках, а по поводу денег, приколотых скрепкой к запискам, сразу же покажут, что их следует опустить в ящичек для пожертвований. Другое дело, что можно ограничить свои записки по количеству имен, чтобы греческим батюшкам легче было их читать. Пожертвования за записки определяются только Вашими возможностями и только Вашими желаниями.
У греков нет традиции подавать записки на длительный срок, у них есть записка на Литургию и записка, читаемая у святынь – чудотворных мощей и икон.
Поведение в храме[править | править код]
Во время службы не принято ходить по храму, разговаривать (пусть даже тихонечко), особенно во время Таинства Причащения.
На мощи святых и иконы нельзя самостоятельно класть предметы для освящения. Все, что вы хотите освятить, отдайте в руки греческому священнику, саму просьбу можно не озвучивать, батюшка вас поймет.
Как звонить на Афон[править | править код]
Если у вас русская sim-карта, то набирайте +7 10 30 23770 и затем номер (номера телефонов монастырей указаны в таблице выше), а если вы купили греческую sim-карту, то набирайте 23770 и номер.
Паломнические службы[править | править код]
ATHOS.GUIDE – православный афонский паломнический центр.
Фоторассказы о паломничестве на Афон[править | править код]
Фотоальбом священника Константина Пархоменко "Святой Афон"
Фото[править | править код]
-
Святая гора Афон*
-
Святая гора Афон*
-
Святая гора Афон*
-
В храме за богослужением. Святая гора Афон*
-
После богослужения. Ночной Афон*
-
Келья прп. Силуана Афонского*
-
Мельница, на которой трудился прп. Силуан Афонский*
-
Костехранилище. Святая гора Афон*
-
Карея. Храм Успения Пресвятой Богородицы *
-
Карея. Храм Успения Пресвятой Богородицы *
-
Карея. Храм Успения Пресвятой Богородицы *
-
Костница
-
Костница
-
В костнице
-
В костнице
-
Святая гора Афон
-
Святая гора Афон
-
Святая гора Афон
-
На пристани
-
Побережье
-
Святая гора Афон
-
Святая гора Афон
-
Святая гора Афон
-
Святая гора Афон
-
Святая гора Афон
-
Гужевой транспорт
-
Поклонный крест
-
Афонские монахи
-
В трапезной. Святая гора Афон**
-
На послушаниях. Святая гора Афон**
-
На послушаниях. Святая гора Афон**
-
Монах, бьющий в било. Святая гора Афон**
-
На послушаниях. Святая гора Афон**
-
Афонские монахи**
-
Афонские монахи**
-
Афонские монахи**
-
Афонский монах**
-
Святая гора Афон. Середина ХХ века**
-
Афонский монах**
-
Обретенные черепа монахов. Святая гора Афон**
(*) автор фото: прот. Константин Пархоменко
(**) фото предоставлено прот. Константином Пархоменко
Словари и справочники паломника на Афон[править | править код]
- Греческий алфавит
- Русско-греческий словарь-разговорник православного паломника
- Краткая карта Афона
- [Расстояние между монастырями Афона в километрах и часах пешего пути https://azbyka.org/shemy/rasstojanie-mezhdu-monastyrjami-v-kilometrakh-i-chasakh-peshego-puti.shtml]
- Впервые на Афоне. Словарь-справочник для паломников
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Святой Афон. Фоторассказ о. Константина Пархоменко
- Афонский патерик
- 6 советов паломнику на Афон
- Без компромиссов с совестью. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин об Афоне
- Русский Афонский Отечник. Или избранные жизнеописания русских старцев и подвижников, живших на Афоне в ХIХ-ХХ веках
- Рассказы. Дворкин А.Л.
- Вкус хлеба с айвой (Очерки об Афоне). Дворкин А.Л.
- Афон. Зайцев Б.К.
- Мое обращение и жизнь на св. Афонской Горе. Леонтьев К.Н.
- Пасха на Афонской Горе. Леонтьев К.Н.
- Четыре письма с Афона. Леонтьев К.Н.
- Отец Паисий мне сказал… Афанасий Раковалис
- Приближения к Афону. Павле Рак
- Сокровенный Афон. Игумен N
- Паракало, или Восемь дней на Афоне. Громов А.В.
- Чудеса Святого Пояса. Священная Великая Обитель Ватопед. Сборник
- Паломничество на Афон
- Кроссворд «Афон»
- Тест: Благословенный Афон
- Дивный Афон
- Путеводитель по св. Афонской горе и указатель (1875 год)
- Виртуальные туры по Афону
- Путеводитель по Афону
- РУССКОЕ АФОНСКОЕ ОБЩЕСТВО
- Расстояние между монастырями Афона в километрах и часах пешего пути
- Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
- Путешествие иеромонаха Аникиты по святым местам Востока в 1834–1836 годах
- Поездка в Иерусалим, Палестину, Афон, Синай, Бар-Град и Рим
- Описание монастырей и скитов, находящихся на святой горе Афонской (1859 год)
- «Византийское время». Рассказы о паломничестве на Афон в 2019 году
- Об Афоне
Примечания[править | править код]
- ↑ Эсфигменский монастырь не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками – так называемыми «старостильниками».