П.П Свецкий

Поездка в Иерусалим, Палестину, Афон, Синай, Бар-Град и Рим

Источник

Русские люди очень мало знакомы с такой великой святыней, как Иерусалим и Святые места. Причиной тому служит с давних времен распространенное книгами и устной передачей бывавших там людей мнение о трудности, опасности, бездорожности и дороговизне путешествия и нелегкости проникновения к Гробу Господню и Святым местам. Теперь решительно ничего подобного этому нет: от Яффы до Иерусалима железная, а в других местах повсюду шоссейная дороги, так что до Иордана можно проехать в экипаже; опасности миновали, доступ к Святым местам свободный и проезд железной дорогой и водой настолько удешевлен, что поездка делается вполне удобной. Сверх этого и переезд морями: Черным, Мраморным, Архипелагом и Средиземным настолько чуден, что невозможно описать величие всего, встречаемого на пути, и путь морской настолько обилен городами, что почти каждый день пароход останавливается в гаванях для выпуска и впуска пассажиров и выгрузки и нагрузки товаров. Города, начиная с Константинополя, представляют большой интерес для осмотра, быть же в Иерусалиме у Гроба Господня и в других Святых местах и видеть все воочию есть величайшее благо.

Ввиду выше сказанного русские люди должны воскресить в себе сознание, что там, за далекими морями, есть великая святыня, из-за преобладания которой христианские народы неустанно трудятся, спешно открывая монастыри, церкви, богадельни, больницы, школы и обширные жилые дома, не жалея при том никаких средств, и что мы, русские люди, не можем и не должны идти лишь по пятам других, а должны идти первыми и высоко, крепко держать знамя Христа. Для этого требуется помощь скорая, словом и деньгами, и личное присутствие. Уже теперь ежегодно русский простой народ наш, бедный и небогатый нарядом, отправляется в Иерусалим тысячами; громадные русские пароходы от Одессы до Яффы и обратно настолько глубоко избороздили морской путь, что в Иерусалим становятся преобладающими русские паломники. На содержание их Императорское Палестинское Общество тратит ежегодно более ста тысяч рублей, такая же сумма идет на поддержание Святых мест, школ, больниц и на расширение всевозможных построек, но сумма эта еще ничтожна, вследствие чего дело укрепления Русского влияния в Иерусалиме идет весьма медленно. По отчету Императорского Палестинского Общества за 1894–95 г. на пароходах Русского Общества Пароходства и Торговли в отчетном году отправилось в Яффу 3 943 паломника (женщин 2/3, мужчин 1/3), из коих по книжкам Палестинского Общества проехало всего 2 026 человек. Согласно отчету за 1895–96 г. число паломников в Святые места дошло до 6 тысяч.

Желание обратить внимание также более богатого класса русских людей, могущих при добром желании принести пользу данному делу своим сочувствием и средствами. Многие состоятельные лица не знают, куда девать два или три летних месяца и тратят свои средства, не имея в виду никакой высокой цели, тогда как эти лица принесли бы великую пользу как себе, так и русскому делу в Святой Земле, если бы они эти два-три свободных месяца употребили на поездку в Иерусалим для поклонения Гробу Господню, попутно знакомясь с морями, городами и разными народами.

В Иерусалиме круглый год можно встретить едущих и пеших русских паломников. В период с апреля по сентябрь их меньше, но зато избравшие это время пользуются полным спокойствием для жизни и свободой в поклонении святыням. Многие боятся ехать в Иерусалим в это время вследствие якобы большой жары. Опасения, однако, напрасны, ибо жара умеренная. Август и сентябрь немного жарче других месяцев, так что, по принятому там обычаю, в полдень от 11 до 2 часов люди не выходят из домов. Русский паломник ко всему этому быстро привыкает, хотя непременно следует остерегаться пить сырую холодную воду, так как этим приобретается наклонность к лихорадке и, кроме того, стараться быть дома после захода солнца. С сентября число паломников постепенно увеличивается, а к Рождеству русские постройки переполняются; после Крещения лишь малая часть уезжает, к празднику же Пасхи в Иерусалим съезжаются христианские паломники со всего мира в громадном количестве, так что пароходы бывают переполнены до крайности и при этом всякие удобства утрачиваются. В Иерусалиме в это время стеснение громадное: одних русских богомольцев несколько тысяч. Можно представить себе, какая в это время бывает теснота у храма Воскресенья, не говоря про внутренность его. Однако на второй или третий день праздника три четверти богомольцев спешно уезжают.

Мне пришлось совершить поездку в Иерусалим в сентябре 1894 года. Погода стояла превосходная, жара небольшая, моря тихи, паломников немного, и было много удобств к осмотру и поклонению Гробу Господню и Святым местам.

Желающий ехать в Иерусалим должен иметь: 1) свой постоянный вид на жительство (паспорт) в полной исправности и непросроченный и 2) свидетельство от местной полиции или губернатора о неимении препятствия к выезду за границу, в Иерусалим или Афон для поклонения святыням – оба для представления в Одессе в канцелярию градоначальника на получение заграничного паспорта. Свидетельство от числа выдачи до предъявления в Одессе имеют силу сроком в зависимости от поверстного расстояния, считая 50 верст в сутки; так, свидетельство, выданное в Москве, расстояние от которой до Одессы 1 558 верст, годно на 31 сутки, или в Казани – до Одессы 2 446 верст, годно на 49 суток. Имеющий обыкновенный заграничный паспорт от местного губернатора избавляется от хлопот и лишних двух-трех дней жизни в Одессе. По приезде в Одессу надо быть у турецкого консула для визирования паспорта.

Желающие пользоваться проездом по паломническим книжкам до Иерусалима и Афона могут их купить (плата в конце брошюры, приложение Б):

1) В С-Петербурге: в канцелярии Палестинского Общества, Вознесенский проспект, №36, у о. протоиерея В.Я. Михайловского, Екатерининский канал, д.церкви Вознесения и у В.А. Платоновича, Троицкий собор, на Петербургской стороне; 2) в Москве: у священника о. И.Д. Арбекова, церковь Большое Вознесение на Никитской улице, и у священника о. С.И. Синьковского, Успенская церковь, на Малой Дмитровке; 3) в Троицко-Сергиевской лавре у о. иеродиакона Никона, в Старой гостинице; 4) во Владикавказе: у о. иеромонаха Гавриила, в Духовном училище; 5) в Воронеже: у о. иеромонаха Иннокентия, Митрофаниевский Монастырь; 6) в Казани: у В.И. Заусайлова, Проломная улица, свой дом, и у Н.К, Горталова, 1-я мужская гимназия; 7) в Калуге: у Е.И. Трояновского, калужского полицмейстера, и у священника о. А.Г. Волхонского, Богоявленская церковь; 8) в Киеве: у о. протоиерея П.Г. Лебединцева, в доме Софийского собора, и у о. иеромонаха Онисифора, в Лаврской гостинице; 9) в Курске: у священника о. В. Нейздомишева, в Духовной Семинарии, и у В.Л. Хморовича, в канцелярии губернатора; 10) В Нижнем Новгороде: у о. М. Садовского, Сафроновская площадь, дом церкви Св. Космы и Дамиана; 11) в Оренбурге: у о. игумена Антонина, в архиерейском доме; 12) в Пензе: у М.И. Робустова и Н.И Шелутинского, в Духовной Консистории; 13) в Рязани: у священника о. М. Лебедева, Дворянская улица, собственный дом; 14) в Саратове: у о. протоиерея П. Александровского, Кафедральный собор, и у священника о. Андрея Шанского, Вознесенско-Горянская церковь; 15) у о. иеромонаха Софрония в архиерейском доме; 16) в Туле: у о. иеромонаха Иеронима, Николо-часовенская церковь; 17) в Тифлисе: у священника о. А. Тотибадзе, Кафедральный собор; 18) в Уфе: у о. диакона Г. Желателева, Кафедральный собор и 19) в Ярославле: у Н.А. Хабарова, в Духовной Консистории.

Паломническая книжка имеет прекрасное преимущество в том, что срок ее целый год, и имеющий у себя такую книжку спокоен, что проезд до Иерусалима и обратно оплачен, следовательно, меньше имеется при себе лишних денег и меньше беспокойства, причем нужно хорошенько ознакомиться с ее содержанием, – в книжке этой имеются купоны для обмена на билеты по железным дорогам и пароходам.

Заинтересованные лица, конечно, остановятся на мысли: а сколько потребуется на поездку всего денег? Нижеуказанные 6 разрядов дают возможность разрешить этот вопрос о стоимости проезда и других расходов, а именно: на гостиницы, обеды, экипажи, проводников, церкви и бакшиши (чаевые). Для примера можно привести расчет пункта отправления Москва, проезд по железной дороге Москва – Одесса и обратно 4 дня, пребывание в Одессе 4 дня, проезд от Одессы до Иерусалима и обратно в Одессу 40 дней, всего потребуется 48 суток:


1) Паломническая книжка III класса 51 р. 50 к. и другие расходы по 1 р. в сутки, 48 р. 100 р.
2) Паломническая книжка III класса 51 р. 50 к. и другие расходы по 1 р. 50 к. в сутки, 72 р. 124 р.
3) Паломническая книжка по железной дороге III класса, на пароходе II класса без продовольствия 119 р. 50 к. и другие расходы по 2 р. в сутки, 96 р. 216 р.
4) Паломническая книжка по железной дороге III класса, на пароходе II класса с продовольствием 175 р. 50 к. и другие расходы по 3 р. в сутки, 60 р. 235 р.
5) Паломническая книжка по железной дороге и на пароходе II класса без продовольствия 138 р. и другие расходы по 2 р. 50 к. в сутки, 120 р. 258 р.
с продовольствием на пароходе 193 р. и другие расходы по 4 р. в сутки, 80 р. 273 р.
6) Паломническая книжка по железной дороге и на пароходе I класса без продовольствия 194 р. и другие расходы по 5 р. в сутки, 100 р. 294 р.
с продовольствием на пароходе 268 р. и другие расходы по 5 р. в сутки, 100 р. 368 р.

по 2, 3, 4, 5 и 6 разрядам другие расходы, а не за проезд, могут быть уменьшаемы, если иметь компаньонов или некоторых расходов не делать.

Снабдив себя паспортом, свидетельством от полиции или губернатора и паломнической книжкой, паломник должен брать вещей по возможности меньше, – летнее пальто в запас ,если теплое на себе, смотря по времени года.

Необходимо также запастись мелкой серебряной монетой и рублевыми бумажками, которыми облегчается расплата по расходам.

Крупные же русские кредитные билеты и процентные бумаги можно менять на золото и серебро в Иерусалиме, в отделении Лионского Банка, недалеко от Русского подворья.

При выезде из места жительства необходимо сообразоваться с отходом парохода из Одессы, см. расписание рейсов в конце брошюры в приложении А.

Каждый едущий время выезда с места жительства легко может определить сам, имея в виду, что в Одессе до отхода парохода надо прожить дня 2–3 для выправки заграничного паспорта. По этому расчету можно вычислить время всякого праздника, к которому желательно было бы быть в Иерусалиме.

Если, примерно, желание быть в Иерусалиме на праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа, то из Одессы следует выехать по расписанию 22 июля. Тогда прибытие через Яффу в Иерусалим – 5 августа, в Иерусалиме две недели для поклонения святыням достаточно (можно пробыть и дольше, смотря, кому как дозволяет время); 19 августа выезд через Яффу в Александрию, откуда отъезд 21 августа в Одессу и прибытие в Одессу 29 августа.

В Одессе можно остановиться на подворьях Афонских монастырей: Пантелеймонского, Андреевского и Ильинского, первые два находятся на Ново-Рыбной, а последнее на Пушкинской улице. Простые паломники размещаются в общих палатах; плата за чай, продовольствие и прожитие не установлена, а зависит вполне от желания и усердия останавливающихся. Желающим иметь большие удобства имеются отдельные номера. Помимо подворий можно остановиться и в гостиницах города. По приезде со станции на подворье или в гостиницу немедленно следует поехать в казанчейство (на Херсонской улице) для написания заявления с представлением 50 к. за бланк заграничного паспорта и там же прошения на имя градоначальника о выдаче заграничного паспорта на полгода для поездки в Иерусалим или Афон и уплатить 80 к. за гербовую марку на прошении (за такую же плату можно получать заграничные паспорта в Кишиневе, Севастополе, Керчи и городах Закавказья из канцелярии губернаторов и Градоначальств). Из казначейства следует направиться в канцелярию градоначальника для представления прошения, паспорта, полицейского свидетельства и квитанции казначейства, откуда на другой день выдается заграничный паспорт (книжечка), с которым необходимо поехать к турецкому консулу от 11 до 2 часов для визирования паспорта с уплатою около 2 рублей (адрес узнать в Канцелярии градоначальника). Желающий ехать на Афон или остановиться или остановиться при возвращении из Иерусалима или прежде посетив Афон, а потом ехать далее в Иерусалим, должен об этом заявить турецкому консулу и уплатить установленную плату, чтобы потом не иметь неприятностей с турецкою таможнею на Афоне, и оттуда в Карантинную гавань, в агентство Русского Общества Пароходства и Торговли для покупки билета указанных классов, если не имеется паломнической книжки, а если имеется, то для обмена купона на билет. Для паломников, останавливающихся в Афонских подворьях, все хлопоты по получению паспорта, а также по покупке билетов монахи принимают на себя.

Если нужны какие-либо сведения или объяснения, следует обращаться в Одессе к уполномоченному Императорского Палестинского Общества, Михаилу Ивановичу Осипову, Воронцовский переулок, дом Бодаревского, кв. №2.

Не мешает в Одессе запастись золотою или серебряною монетою рублей на пять или десять для расходов в городах до Яффы.

Пароходы имеют каюты I и II класса, хорошо содержимые; каюты снабжены всем необходимым бельем, одеялами и спасательными пробковыми кушаками для каждого каютного пассажира. Кофе или чай от 7 до 9 часов утра, в 11 часов завтрак, состоящий из водки, закуски и двух блюд горячих, в 4 часа обед из 4 и 5 блюд с вином и в 8 часов вечера чай. Помещение III класса находится по бокам машины на палубе, под крышей, где устроены деревянные нары, прямо на палубе, на которых и располагаются пассажиры III класса, имея все свое. Желающие получать горячее кушанье входят в соглашенье с поваром.

Если кто из пассажиров привык к известному сорту чая, то следует запастись им на всю дорогу.

В день отправления парохода нужно приехать часа за два до отхода. Перед отходом требуется предъявление жандармской полиции паспорта, затем таковой до приезда в Иерусалим уже не будет нужен, но его должно всегда хранить при себе на случай схода на берег в каком-либо городе, где турецкая таможня может потребовать предъявления его, – отдавать же паспорт из рук ни в каком случае не следует.

Пароход, отходя из Одессы в 4 часа пополудни, идет Черным морем безостановочно около 40 часов. По мере удаления его от Одессы невольно сжимается сердце, прощаясь с виднеющимся вдали городом; вы видите и чувствуете как надвигается на вас необъятное пространство неба и воды – вот и последние очертания города исчезают, – прощай, родина. Перед вами одно море, капризное Черное море, спокойный вид которого изменчив. Вот и Босфор: направо и налево прелестные, великолепные виллы, утопающие в садах; на протяжении 20 верст восхищение вас не покидает, ибо картины становятся одна другой красивее; наконец перед вами раскрывается дивная панорама Константинополя, среди которого пароход останавливается утром в четверг, и где он стоит до пятницы 4 часов пополудни (36 часов). Этим временем нужно воспользоваться для осмотра Константинополя. Прежде всего нужно заруяиться от парохода или от Андреевского, Пантелеймонского, Ильинского подворий (в Константинополе) переводчиком или проводником, с которым и условиться насчет осмотра города. Переводчику или проводнику за труды платится по соглашению или по потраченному времени; а за экипаж по уговору (есть к услугам и конки). Без провожатого не советуется съезжать с парохода.

К услугам путешественников находятся монахи подворий, которые, по остановке парохода, подъезжают на лодках и забирают к себе желающих; дома этих подворий большие и помещения для паломников удобные и обширные, есть и особые комнаты. За чай, кушанье и ночлег платится по усмотрению каждого. В эти два дня монахи показывают святыни города, достойные внимания, и привозят путешественников обратно на пароход. Любопытно смотреть Св.Софию, мечеть Ахмета, мечеть Джамия, медную змеиную колонну из Дельфи, патриаршую церковь, где находится часть колонны из Иерусалима, к которой был привязан Спаситель, и другие православные церкви, источники и рынок; у моста можно подняться по туннелю наверх к Галату и пройти ко дворцу султана, также интересно, если позволяет время, прокатиться на турецком пароходе по Босфору, так последний прелестен своими берегами.

Уплату денег в Константинополе и других турецких городах можно поручать переводчику, с которым после осмотра рассчитаться на пароходе русскими деньгами (франк около 37 копеек), турецкие же деньги не нужны, ибо в Иерусалиме и всех Святых местах русские деньги охотнее берутся, чем турецкие.

Во время установления карантинов паломники, едущие на пароходе, должны платить карантинный сбор, какой бывает в то время установлен. Ни паломническая книжка, ни пароходный билет ни в каком случае не освобождают паломника от уплаты этого сбора; при сомнении в правильности и законности требуемого сбора следует обратиться к капитану или замещающему его лицу.

В пятницу, в 4 часа пополудни, пароход отходит из Константинополя и через час пути минует виднеющееся Сан-Стефано и, пройдя Мраморное море, делает малую остановку в Дарданеллах, где поселок некрасовцев, русских старообрядцев; затем продолжает путь в Архипелаг и в субботу вечером кидает якорь часа на два у горы Афон, куда за краткостью времени съезжать не приходится, ибо монастыри стоят далеко от пристани. Женский пол в Афон не допускается. Желающим поклониться афонским святыням до поездки в Иерусалим или при обратном возвращении из Иерусалима обязательно проездной билет предъявить капитану для отметки и наложения штемпеля.

Святая гора Афон пространством своим занимает до 80 верст в одну и до 20 верст в другую стороны; высота главной горы в отвесе 1000 сажен над уровнем моря; на св.горе расположено 20 монастырей, 12 скитов и несколько сот отшельнических келий. Живущих на горе иноков считается доя 8 тысяч, из коих большую часть составляют греки и русские, затем меньшую – болгары, молдаване и грузины. Природа Афонской горы отличается чудными красотами и разнообразием и носит на себе отпечаток строгости и суровости. Громадные горы, глубокие пропасти и ущелья поражают путешественника еще издали; в иных местах проходы крайне затруднительны. Вершина горы почти недоступна – живут там самые строгие подвижники. Почва горы каменистая, но растительность обильная и отличается разнообразием. У берегов моря на открытом воздухе почва свободно производит абрикосы, маслины, виноград, гранаты, лимоны, апельсины и др.плоды. Лесной растительности тоже в изобилии, есть дуб, сосна, ель, кедр, каштан, кипарис и др. самый большой русский монастырь Пантелеймонский, имеющий братство до 1000 человек, три больших храма и 19 церквей. Кроме этого монастыря есть еще два русских скита – Ильинский и Андреевский, с кельями. Во всех трех русских монастырях останавливаются русские богомольцы и размещаются в них очень удобно. За кушанье и чай платы не положено, а каждый поклонник по мере возможности и усердия оплачивает свое гостеприимство. Всех церквей в трех монастырях 36.

В Салоники пароход прибывает в воскресенье около полудня; в городе православные монастыри; население большей частью испанские евреи.

В 9 часов утра понедельника пароход отправляется далее в Смирну, приходит туда во вторник вечером и отходит в среду, не ранее 6 часов пополудни, следовательно, стоит там 24 часа. Осмотр города Смирны имеет интерес. В церкви Иоанна Богослова иконостас ореховый, который привезен из города Ефеса (ныне не существующего) и на котором в замечательно художественной резьбе изображены события из истории всей земной жизни Спасителя. Рядом, в особом здании, хранится Евангелие, писанное будто рукою евангелиста Иоанна. Есть еще патриаршая церковь св.Фотинии и церковь св.Георгия, тут же дерево платан, у которого жгли мученика Поликарпа; епископа Смирнскаго. В городе имеются хорошие магазины, где можно купить разные вещи, вышитые золотом, а также ковры и азиатские материи, и большой торговый дом в несколько этажей какого-то русского. Не безынтересно, если позволяет время, проехать по железной дороге до развалин Ефеса, а также по конке по городу и на маленьких пароходах по правому и левому берегам для осмотра дачных местностей смирнских обывателей. Город имеет жителей до 300 тысяч и отправляет изюм, абрикосы, виноград, опиум, ковры, шерсть, табак и многие другие товары.

В среду в 6 часов пароход отправляется в Хиос, маленький, чистенький городок на острове того же имени, обильный фруктовыми садами. Местные торговцы доставляют на пароход для продажи мастику, особый вид варенья, и разные другие фруктовые варенья. В городе еще разводятся золотые рыбки, которые вывозятся в Одессу. Пароход приходит ночью, ночью же на четверг следует далее между островами, вступает в Средиземное море и безостановочно продолжает путь два дня и две ночи. Смотришь и не налюбуешься величественностью и красотою всего окружающего днем, когда с прозрачного небесного свода солнце бросает свои горячие лучи на плавно переливающиеся волны темно-синего моря, и ночами темными, когда все небо усыпано крупными звездами и блеск Венеры так ярок, что лучи ее отражаются в воде. Чудные виды эти прямо волнуют душу, и ими невозможно налюбоваться. Бывают картины тоже величественные, но другого рода. Это, когда затуманится солнышко, подует ветерок, море заволнуется, запенится, и пароход начнет покачиваться. Такие моменты неприятны для боящихся качки, которые должны ложиться в койку для того, чтобы предохранить себя от болезни. Английский доктор Росквель советует подверженным морской болезнью дня три до поездки морем принимать раза три в день по столовой ложке бромистого калия и продолжать принимать первые дни плавания, – результат – благополучный переезд морями. Пароход прибывает в Лимассаль в субботу утром, с заходом в Ларнак. Эти две пристани находятся на острове Кипр, где после смерти, воскресения и вознесения Иисуса Христа Лазарь был епископом и где, по его просьбе, его посещала Божия Матерь вместе с Иоанном Богословом. Из Ларнака пароход в субботу же идет в Мерсину, куда прибывает в воскресенье рано утром. Предметы вывода из Мерсины – хлопок и табак. В Триполи пароход приходит в понедельник рано утром; город весь в садах, и предметы вывоза составляют апельсины, шелк и губка. В 11 часов утра пароход снимается, приходит в Бейрут в этот же день после полудня и отправляется далее не ранее 7 часов вечера. Город Бейрут также прекрасен своими садами, имеет хорошие магазины, много православных церквей и русские школы для православных арабских детей. По преданию, здесь св.Георгий убил змия. Интересно посетить за городом ботанический сад, хорошо содержимый, а, не доезжая сада, – французскую шелковую фабрику, где из кокон добывается безконечная шелковая нитка. К берегам города подплывают акулы, вследствие чего открытое купание совершается с большою осторожностью. Город вывозит табак, кожи, орехи. Бейрут ныне соединен железною дорогою с Дамаском, с которым интересно познакомиться, если можно пожертвовать 3–4 днями. Вторник рано утром Яффа!.. Восторг полный, глаз не оторвать от города, хочется поскорее на землю после 14-тисуточного плавания морями. Пароход останавливается далеко от берега и моментально осаждается арабами-лодочниками; нужна большая осторожность и терпеливость с ними, ибо они неотвязчивы. Одновременно к пароходу подплывают за отбросами черепахи больших размеров, примерно один аршин длины и три четверти ширины, выстрелы не берут их, ибо броня очень толстая. При съезде с парохода с чемоданами и вещами пассажиру следует зорко самому смотреть. На пароход приезжает проводник Палестинского Общества (в черногорской форме), к которому и следует обращаться для перевозки вещей на берег и по берегу до железной дороги. По выходе на берег вещи переносятся в турецкую таможню для осмотра. Зоркий глаз должен быть за вещами, пока они не прибудут на Русское подворье в Иерусалим. В Яффе сношение на русском языке затруднительно, тогда как в Иерусалиме русская речь в большом ходу. В два часа дня поезд выходит из Яффы между фруктовыми садами, отделенными один от другого непроницаемым забором из кактусов; с 10-й версты близ горы, а с 30-й в горах иудейских до самого Иерусалима картины прекрасные, и душевное волнение все возрастает, а при виде из вагона Иерусалима невольно сбегает слеза радости. В 5 ¾ часов поезд достигает станции Иерусалим.

По выходе из вагона нужно также обратиться к проводнику Палестинского Общества для пути до Русского подворья. В 6 часов вечера путешественник снова находится в русских родных постройках (маленький каменный городок, обнесенный стеною), где разом чувствуется как у себя дома. Внизу, в приемной, встречают вас русские люди, которые показывают свободные комнаты, а также объявляют цену кушаньям.

Помещение в отдельных комнатах:

А) комната с одной кроватью, комнатным бельем, отоплением, освещением и прислугою в сутки………………………………………………………………………………. от 1 до 2 р.

За каждую, сверх одной, в комнате кровать с комнатным бельем в сутки от 30 до 70 к.

Б) комната с одной кроватью, без комнатного белья, с отоплением, освещением и прислугою в сутки………………………………………………………………. 30 и 50 к.

За каждую, сверх одной, в комнате кровать в сутки …………………………. 10 и 15 к.

Желающие в этих последних комнатах иметь комнатное белье приплачивают за кажду кровать в сутки ……………………………………………………………………… 10 к.

Примечание 1. Останавливающиеся в отдельных комнатах без перерыва месяц и более пользуются 20% уступки от выше означенных цен.

Продовольствие в общих столовых:

А) от 7 до 9 часов утра чай или кофе с хлебом …………………………………… 10 и 15 к.

Б) в 1 час пополудни обед ………………………………………………………… 50 к. и 1 р.

В) в 7 часов вечера ужин …………………………………………………………... 30 и 70 к.

Г) от 8 ½ до 9 ½ часов вечера чай с хлебом …………………………………………10 и 15 к.

Вышеприведенное полное продовольствие в сутки ………………………………….. 1 и 2 р.

Д) самовар, подаваемый в комнату каждый раз ……………………………………… 10 к.

Примечание 1. Пользующимся полным суточным продовольствием без перерыва месяц и более делается 20% уступки с выше означенных цен.

Примечание 2. Готовить кушанья в отдельных комнатах воспрещается.

Примечание 3. Отдельные обеды и порции в комнаты не отпускаются.

Помещение в общих палатах:

А) за кровать в сутки ………………………………………………………………………. 3 к.

Примечание 1. Останавливающиеся в общих палатах за первые 14 дней ничего не платят за помещение.

Примечание 2. Останавливающимся в общих палатах допускается иметь при себе лишь необходимое носильное платье и белье. Чемоданы, сундуки и котомки должны сдаваться в кладовую подворья.

Продовольствие в общей столовой:

А) порция щей, супа или похлебки с хлебом и квасом ………………………………… 6 к.

Б) порция каши ……………………………………………………………………………. 2 к.

В) 3 мерки = 36 стаканов горячей воды …………………………………………………. 2 к.

Примечание. Готовить кушанье в общих палатах и коридорах подворья строго воспрещается, так как для сего в каждом подворье имеются особые помещения.

Общее примечание. 1. Имеющие при себе деньги и ценные вещи благоволят сдавать таковые на сохранение под расписку в контору подворья, в противном случае Общество не отвечает за могущую произойти пропажу оных.

2. Всем служащим на русских подворьях в Иерусалиме и Назарете строжайше воспрещено принимать от проживающих на подворье подарки как денежные, так и вещевые, рекомендовать торговцев и самим заниматься какою-либо торговлею.

Для простых паломников имеются тут же особые подворья, мужские и женские.

Духовные лица мужского пола помещаются в доме русской духовной миссии.

Очутившись после столь продолжительного путешествия в Иерусалим в чистой, просторной комнате Русского подворья, с облегченным сердцем невольно скажешь: «Слава тебе, Господи»! Отдельные комнаты имеют кровать, завешенную отдельной кисеею (от комаров и мошек), комод, несколько стульев, умывальник и громадное количество чистого воздуха. Для приезжающих, по их желанию, производится также стирка белья за недорогую плату. Немедля по приезде следует заказать ванну, которая стоит рубль, или сходить в баню, имеющуюся при подворье. До этого всего нужно спуститься вниз в управление, чтобы составить план на завтрашний и на последующие дни, дабы не нарушать принятого на подворье порядка.

Наутро первый выход, с проводником, следует сделать в храм Воскресения, путь к которому от русских построек лежит через Яффские ворота, пройдя немного улицею, повернув налево и спускаясь уступами по узкому проходу, ведет по каменной мостовой на малую площадку. На левой стороне этой площадки расположен храм Воскресения, к которому вплотную примыкают православные монастыри и мусульманская мечеть. По входе в дверь храма, налево, замечаются деревянные нары, на которых турецкие стражники лежат, сидят и играют в шашки! Не возмущайтесь. Пройдя шагов десять, вы встречаете первую святыню – камень миропомазания, на котором Иосиф Аримафейский тело Иисуса Христа, снятое с креста, обвивал чистыми пеленами и над которым висят 8 горящих лампад. От камня миропомазания, направо, лестница, ступеней в 15, ведет в небольшую часовню, заключающую величайшую святыню – Голгофу. Со священным страхом подходите вы к месту, где стоял Крест Господень, на котором Он был распят. От камня миропомазания налево находится место, где стояла Божия Матерь, когда снимали Иисуса Христа с креста. Затем поправее – вход в середину обширного храма, в котором расположена четырехугольная высокая мраморная часовня. В первой половине этой часовни, посередине, находится небольшой камень, которым был прикрыт вход ко гробу Иисуса Христа и который ныне служит престолом. Эта часть часовни называется часовнею Ангела. По бокам стен имеются круглые отверстия, через которые в страстную субботу в 2 часа дня греческий патриарх передает народу пучки свечей со святым огнем. Нагнув голову, вы входите через небольшое отверстие в другую половину часовни и стоите у самого Гроба Господня (прикрытого мраморною доскою), у того чистого источника, к которому вы стремились из-за десятка тысяч верст. Пред вашими глазами образ воскресшего Христа, освещенного 43 серебряными и золотыми лампадами; здесь среди цветов и среди массы горящих свечей паломник может склониться благоговейно и в тихом шепоте излить все скорби, все нужды, все мучившее и наболевшее за долгую жизнь, а также совершить моление за родных, за болящих, за изнывающих душою в борьбе за жизнь, и за знакомых, не могущих совершить сюда паломничества.

Здесь можно встретить христиан всего мира: арабов, турок, коптов, абиссинцев, черкесов, грузин, греков, армян, персов, русских, итальянцев, французов, немцев, англичан, американцев и т.д. в самых разнообразных костюмах! Против часовни Гроба Господня находится православная церковь Воскресения, довольно обширная, которая украшена несколькими массивными паникадилами из бронзы и образами, и убранство которой имеет большую ценность, – все дары русских. Над царскими вратами висит плащаница, присланная из С.-Петербурга. За церковью ряд приделов: Венчания Спасителя терновым венцом, Разделения риз, Логина сотника, Царицы св. Елены, Обретения животворящего креста (находится под храмом, куда ведут до 50 ступеней) и Темницы уз Господних. Между приделом латинским и часовнею обозначено место, где Спаситель по воскресении своем явился Марии Магдалине. Затем следующий придел коптов (позади Гроба Господня), против которого находится спуск в пещеру, где были похоронены Никодим и Иосиф Аримафейский. Идя по храму далее, мы встречаем придел армянский; под Голгофою находится придел Иоанна Предтечи и приемная архимандрита святогробского греческого братства, где возможно отдохнуть до начала обедни.

Обедня в храме Воскресения у Гроба Господня начинается каждую ночь в 12 часов. В храм нужно придти в 6 часов вечера, ибо турецкие стражники запирают его в седьмом часу и отворяют только в 4 часа утра. В промежуток от 9 до 11 часов ночи на Голгофе русские паломники читают страсти Господни и поют, что производит отрадное впечатление. За обеднею можно лично подать просфоры и записки за здравие и упокой. Советуем также днем быть у Гроба Господня и получить от монаха, находящегося там, цветов и свечей, стоящих на Гробе, а также масла и святой воды в запечатанных склянках, уплата по желанию.

Нельзя не указать на установленный греками порядок, по которому приехавшие в Иерусалим паломники в один из дней недели представляются патриарху, причем последний благословляет каждого паломника и принимает от него приношения на Гроб Господень и на поминовение; вслед за тем всех паломников ведут в храм Воскресения для поклонения Гробу Господню и Святыням. Обычай этот введен давно, и так как до открытия Палестинского Общества русских пристанищ было мало, то русские богомольцы останавливались в греческих монастырях, расположенных вокруг храма Воскресения и, само собою разумеется, что при таком гостеприимстве каждый русский паломник был послушником и данником греческого духовенства, и все вывезенное из родины оставлял целиком в греческих монастырях. Теперь, с открытием Императорского Православного Палестинского Общества и по возведении им русских больших построек: собора во имя св. Троицы и больницы хорошо содержимой, да еще по учреждении своей духовной миссии и консульства положение далеко изменилось, – большинство русских паломников останавливается уже не в греческих душных и сырых помещениях, а в чисто русских сухих, просторных постройках. Также нельзя пройти молчанием, что служба в храме Воскресение происходит частью по-русски, частью по-гречески, что производит весьма грустное впечатление, ибо паломники исключительно русские люди. Однако духовенство греческое не желает научиться говорить и служить в церквах по-русски.

Все последующие дни необходимо так распределить, дабы осмотреть все святыни и ничего не пропустить, как это примерно видно из описания, помещаемого ниже.

Необходимо совершить поездку в Вифлеем, отстоящий от Иерусалима в 10 верстах, куда экипаж стоит около 4 руб., и отслужить молебен в вертепе, где родился Спаситель. К месту рождения Спасителя, обозначенному звездою, прикладываются, а также направо, к месту, где стояли ясли. Тут же внизу за решеткою находится склеп 14 тысяч младенцев, убитых Иродом. В Вифлееме имеются лавки разных перламутровых изделий: крестиков, брошек и др. мелких предметов, которые можно осмотреть и, по желанию, купить для подарков на память. Недалеко от Вифлеема находится молочный грот, а в 25 верстах дуб Мамврийский, у которого Авраам встретил и угощал трех странников. Для отдыха имеется русский дом. Недалеко отсюда лежит город Хеврон, где похоронены Авраам и Сара. Между Иерусалимом и Вифлеемом находится в Бейт-Джале прекрасная русская школа для арабских детей и лечебница. Далее по пути расположен монастырь св. Илии и гробница Рахили, доступная осмотру внутри. Этот памятник весь исписан именами посетителей.

Далее следует посетить Гефсиманию, которая находится у подножия Елеонской горы, зайти в склеп Пресвятой Богородицы, спустившись вниз ступеней 50 и приложиться к ее гробу, простоять обедню, которая начинается очень рано, и по окончании обедни попросить у священника свечей и цветов, стоящих на гробе Пресвятой Богородицы. Тут же в склепе похоронены родители Богородицы и Иосиф. Подняться на гору вправо, будет Гефсиманский сад, где можно получить на память с 2000летнего масличного дерева листьев и маслины. Немного выше по дороге у русского небольшого дома находится камень, на котором явилась Богоматерь апостолу Фоме, а выше дерево, обвешанное разными пестрыми лоскутками. Предание говорит, что здесь стояла Божия Матерь, когда убивали камнями св. Стефана. Еще выше подъем на Елеонскую гору, где виднеется огороженная каменною стеною мечеть, для православных же место вознесения Иисуса Христа. Во дворе находится каменный квадрат, в котором видно углубление ступни Иисуса Христа. Кругом стен стоят камни – это престолы разных христианских вероисповеданий; тут в праздники вознесения происходят службы под открытым небом, и тогда Елеонская гора представляет крайне интересную и живописную картину. Поднявшись еще выше, на самую вершину Елеонской горы (Масличной), мы попадаем в русский храм Вознесения, служба в котором происходит раз в неделю, по четвергам. Интересно подняться по лестнице колокольни на самый верх, ибо вид оттуда на Иерусалим, Вифанию и окружающую местность очаровательный: Мертвое море блестит как зеркало несмотря на расстояние в 50 верст, Средиземное море тоже видно. Тут же на горе у церкви есть домик, где можно отдохнуть и напиться чаю. При спуске с горы обратно надо зайти в католический монастырь, где Иисус Христос учил учеников молитве «Отче наш», – молитва эта изречена на стенах на 33 языках; в этом же монастыре внизу есть большой грот, куда собирались после смерти Спасителя ученики на совещание о распространении христианской веры. Спускаясь с горы ниже будет русская церковь во имя Марии Магдалины, очень красивая и изящной отделки, которая построена, по преданию, над местом, где Иисус Христос стоял, смотря на Иерусалим, и плакал. Ниже за дорогой находится еврейское кладбище, столб Авессалома, гробница царя Иосафата, погребальные пещеры Иакова и Захарии, дерево пророка Исаии, Силоамская пустынь, источник Богородицы и село Скудельничье, купленное за 30 серебренников.

В следующий день необходимо ознакомиться со святыми местами на Сионе, быть в доме, где происходила «Тайная Вечеря», и, несколько ступенек выше, в особой комнате, где находится гробница царя Давида. Тут же вблизи был дом Иоанна Богослова, где жила Матерь Божия до своей кончины. Недалеко дом первосвященника Каиафы (ныне армянский монастырь), куда приведен был Спаситель, и где св. Петр трижды отрекся от Него. На Сионе же находится православное кладбище.

В городе можно осмотреть дом, где жили родители Матери Божией, ныне католическая церковь; пройти Страстным путем, начиная от места, где была претория (судилище Пилата) и ныне находится католическая церковь, в коей алтарь замечателен тем, что в него входит старая стена претории, на которой установлено белое мраморное во весь рост изображение Иисуса Христа в терновом венце, далее, мимо бывшего дома св. Вероники, ныне католическая церковь, и до находящегося у храма Вокресения русского дома. Внутри его находятся найденные на глубине 5 сажень при раскопках древняя стена, ворота и порог, через который Иисус Христос нес крест на Голгофу. Этот дом, после Голгофы и Гроба Господня, третья главная святыня принадлежит русским, и в нем устроена церковь во имя Александра Невского, в память в Бозе почившего Государя Императора, где читают постоянно псалтирь. Здесь же еженедельно служится панихида об усопшем Государе. Необходимо посетить этот русский дом, осмотреть хорошенько и поклониться порогу, по которому ступал своими стопами Иисус Христос, неся крест на Голгофу на свое распятие. Посмотреть пещеру пророка Иеремии и в свободные дни греческие и армянские монастыри, в пятницу же небезынтересно побывать у стен храма Соломона, где происходит моление и плач евреев о судьбе Израиля, рассеянного по всем странам света, и месте их святыни, отошедшей под турецкие мечети Омара и Эль-Акса, и отсюда недалеко большая долина кактусов с красными плодами.

Большой представляет интерес осмотреть мечеть Омара (храма Соломона) на горе Мории, для чего заранее через управление подворья надо заручиться пропуском турецкого губернатора, с уплатою 5 рублей; с таким пропуском может пройти в храм от 2 до 20 человек. В середине храма видна часть скалы (дикого камня), обнесенная кругом решеткою, на которой, по преданию, Авраам приносил в жертву Исаака; под этою скалою находится пещера, где молилась Божия Матерь, и где убит был Захарий. Площадь, где стоит храм, дает воспоминание об изгнании Иисусом Христом торговцев. Внизу, у стены иерусалимской, по преданию, находился приют, где воспитывалась Матерь Божия, и недалеко отсюда находятся заложенные Золотые ворота, через которые Иисус Христос въехал в Иерусалим в Вербное Воскресенье.

Под храмом Соломона и всею площадью ее находится громадное подземелье, своды которого поддерживают 3000 колонн.

В Иерусалиме нет ни рек, ни каналов, или каких-либо источников, от чего ощущается недостаток в воде, которою запасаются от дождей, идущих с ноября по март, и сбегающих с крыш домов по трубам вниз в колодцы, которою жители и питаются круглый год.

Необходимо сговориться за день ранее о поездке к Иордану, расположенному на расстоянии 55 верст; от Иерусалима до Иерихона 45 и от Иерихона до Иордана 10 верст. Экипаж 4-хместный стоит рублей 15, можно ехать верхом на лошадях, верблюдах и осликах, шоссейная дорога хорошая, так что многие паломники ходят пешком. Следует заехать в монастырь Иоанна Крестителя, из которого взять священника для отслужения молебна и освящения иорданской воды, каковую не забыть взять с собою в бутылку, при этом необходимо выкупаться в Иордане. Священнику уплатить по желанию. На другой стороне Иордана местность замечательна тем, что там умер и похоронен Моисей, вознесся на небо Илия Пророк, и спасалась Мария Египетская.

На необозримом пространстве, расположенном за Иорданом, раскинуты развалины дворцов и городов, и на посещение этих окрестностей редко кто решается из боязни быть ограбленным бедуинами. Впрочем, в 1894 году один русский паломник путешествовал там около двух месяцев, выехал из Иерусалима 22 октября и возвратился 23 декабря, имея лишь погонщика лошади или осла. Путешествие им совершено вполне благополучно.

Иорданская река в 8 верстах отсюда впадает в Мертвое море, поглотившее цветущие города Содом и Гоморру, причем спаслись только Лот с дочерьми; близ этого же моря расположен ныне возобновленный монастырь св. Герасима. Возвратясь обратно в монастырь Иоанна Крестителя, не мешает покушать ухи из иорданской рыбы, а перед отъездом следует купить на память голову рыбы и камешки рисованные с изображением Иордана. В Иерихоне надо сделать ночевку в русском доме, где комнаты имеют хорошую обстановку; можно заказать обед или ужин. Интересно осмотреть фруктовый сад Палестинского общества, в котором находятся, между прочим, остатки разрушенного города Иерихона. По пути возвращения в Иерусалим видна гора, где сорок дней постился Иисус Христос, а внизу, в ущельях гор, лепится монастырь св. Георгия Хозевита. Далее встречается гостиница доброго Самарянина, а напротив, в ущелье гор, находится источник воды, называемый Апостольским, у которого все путешествующие делают маленькую остановку. Не доезжая до Иерусалима, нужно остановиться в Вифании и осмотреть гробницу, в которой Иисус Христос воскресил Лазаря. В 15 верстах от Иерусалима, по Кедронскому потоку, по направлению к Мертвому морю, находится лавра св. Саввы, куда женщины не допускаются.

Далее необходимо совершить поездку в Горнее, где жили Захарий и Елизавета, и где родился Иоанн Креститель, местность прекрасная и цветущая. По преданию, сюда приходила из Назарета Матерь Божия к Елизавете, ее ближайшей родственнице, и гостила 3 месяца. Есть русская церковь во имя Казанской Божией Матери, много женских келий и русский дом, где можно отдохнуть. Расстояние от Иерусалима 8 верст, и экипаж стоит около 4 рублей.

Поездка в Назарет, отстоящий от Иерусалима верст 125, требует, по меньшей мере, дней десять, и так как пользование экипажем затруднительно, то русские паломники ходят туда пешком. Путь в Назарет лежит по большой Дамасской дороге. Путешественник минует гробницы царей и древние развалины, город Раму, родину Самуила, мимо исторических гор Гаризим и Гевал, близ которых расположен колодезь св. Иакова, место, где Спаситель беседовал с Самаритянкой. Далее следуют: город Самария, где, по преданию, томился в темнице Иоанн Креститель, был убит и погребен, потом Эздрелонская равнина и гора Фавор, на которой расположен греческий монастырь, где следует быть у обедни и в случае надобности можно переночевать. Затем путь лежит к городу Тивериада, где можно остановиться в монастыре. На берегах Тивериадского, Галилейского моря и Генисаретского озера развертывается почти все евангельское повествование. Здесь Спаситель провел большую часть своей общественной жизни. Здесь совершил Он большую и важнейшую часть своих чудес.

Желающие проехаться по Генисаретскому озеру на лодке могут посетить Магдалу, родину Марии Магдалины, и Капернаум, где жили первые ученики Спасителя. До Назарета мы еще встречаем Кану Галилейскую, где Иисус Христос был на брачном пиру. В Назарете имеется русский дом.

I.Помещение в отдельных комнатах:

А) Комната с одной кроватью, комнатным бельем, освещением и прислугою, в сутки …………………………………………………...75 к.

За каждую, сверх одной, в комнате кровать с комнатным бельем в сутки ……………………………………………………………………25 к.

Примечание. Имеющие при себе деньги или ценные вещи благоволят сдавать таковые под расписку смотрительнице подворья, в противном случае Общество не отвечает за могущую произойти пропажу оных.

II. Продовольствие:

            А) от 7 до 9 часов чай или кофе с хлебом ………………………….15 к.

            Б) в 1 час пополудни обед из трех блюд ……...……………………70 к.

            В) в 7 часов вечера ужин из двух блюд …………………………….50 к.

            Г) от 8 ½ до 9½ часов вечера чай с хлебом ...………………………15 к.

            Д) самовар, подаваемый в комнату, каждый раз …………………..10 к.

III. Помещение в общих палатах, в сутки ………………………………………………….3 к.

Примечание 1. Останавливающиеся в общих палатах за первые 7 дней ничего не платят за помещение.

Примечание 2. Останавливающимся в общих палатах горячая вода отпускается безплатно.

Желающие могут совершить еще паломничество к горе Синаю. Палестинское Общество, преследуя намеченные им благие цели, устроило в 1895 году паломничество к горе Синаю и обратно, с платою от Иерусалима до Александрии и обратно 15 руб., и от Александрии до Синая и обратно 37 руб., всего 52 рубля кредитными без продовольствия. Владельцы паломнических книжек должны были платить только от Александрии до Синая и обратно 37 р. Желающих в Иерусалим нашлось 8 мужчин и 8 женщин. 2 мая караван выехал из Иерусалима до Яффы и оттуда пароходом в Александрию, куда прибыл 4 мая в 9 часов утра. Паломники до 11 часов вечера отдыхали в греческом патриаршем доме и выехали в ночь по железной дороге в Суэц, где поместились на Синайском подворье. Затем 8 мая они выехали морским путем до Торы, где пришлось ожидать двое суток верблюдов, и только 11 мая караван двинулся далее. На Синае он остановился в монастыре св. Екатерины. Паломники поднялись на гору великомученицы Екатерины 8526 футов высоты 16 мая, а 18 утром выступили обратно в монастырь. Мая 21 выехали на верблюдах в Суэц, куда прибыли 29 мая, затем посетили Каир и другие близлежащие замечательные местности Египта и 7 июня возвратились через Александрию в Иерусалим. Таким образом, поездка к горе Синаю и обратно потребовала 36 дней. Можно сократить путь до 25–30 дней и стоимость проезда без продовольствий до 44 р., тогда поездка совершается от Иерусалима через Порт-Саид.

Письма с деньгами из России паломникам и живущим там следует адресовать на русском языке так:

Денежный:

Через Одессу

в Иерусалим, в Русское подворье, звание, имя, отч., фамилия, со вложением столько-то руб., имя, отч., фамилия отправителя и адрес.

Денежный:

Через Одессу

в Старый Афон, Пантелеймонский, Ильинский или Андреевский русский монастырь, звание, имя, отч., фамилия, со вложением столько-то руб., имя, отч., фамилия отправителя и адрес.

Простые письма в Иерусалим или Старый Афон адресуются таким же образом, но без надписи «денежный» и без указания имени и фамилии отправителя. Простое письмо оплачивается маркой в 10 к.

В воспоминание посещения Святой земли в магазинах Иерусалима можно купить на память альбомы с засушенными цветами от Св. мест, карточки и фотографии видов и разные изделия из масличного дерева.

Перед выездом из Иерусалима домой никак не следует забыть заграничный паспорт предъявить русскому консулу для отметки и уплаты около 1 р. 60 к. пошлины, – не сделавшие это впоследствии имеют большие неприятности.

Возвращающемуся из Иерусалима через Яффу обратно паломнику, если есть время и возможность пожертвовать еще семью днями, могу советовать побывать в Александрии, Каире, Мемфисе и Порт-Саиде (или из Иерусалима до Порт-Саида, Каира, Мемфиса, Александрии). Из Александрии до Каира езды по железной дороге часа три. Интерес представляет поездка в экипаже верст 8 к дереву сикомора, у которого, по преданию, Божия Матерь во время бегства из Иерусалима в Египет отдыхала с младенцем и рядом с которым находится родник чистой воды. В Каире находится старинная коптская церковь, где жило святое семейство. В саду Хедива, у берега реки Нила, стоит беседка на месте, где, по преданию, дочь Фараона нашла Моисея; там же находится отметчик, показывающий, как высоко ежегодно стоит вода при разлитии Нила. После шестиверстной поездке по прекрасной тенистой дамбе и короткого путешествия по пескам Сахары верхом на ослике можно достигнуть пирамид и осмотреть их. Подняться на пирамиду интересно, но не совсем легко и потому не всякому доступно. Недалеко от пирамид расположены сфинксы и на берегу Нила могильные пещеры. В городе Каире имеются: крепость, мечети, сады, рынок и магазины, а также замечательный египетский музей, двухэтажный, со множествами зал и комнат. В этом музее хранятся найденные при раскопках скульптурные работы древних египтян, горельефы. Работы эти настолько мелки, тонки, изящны, а письмена иероглифами с изображением фигур зверей и птиц в красках настолько свежи еще, что как-то не верится, что это дело рук людей, существовавших более трех тысяч лет назад. Кроме того имеется большое собрание мумий, в том числе мумии фараонов, царей египетских. Смотря на них, удивляешься искусству древних египтян, благодаря которым прах человека сохранен до сего времени. Например, у Рамзеса II, царя египетского, жившего три тысячи лет тому назад, сохранились даже волосы на голове, у мумии женщины волосы на лбу завиты колечками, точно завитки сделаны накануне. Сад, окружающий музей, несмотря на октябрь, в полном цвету. В этом саду поставлен памятник Мариетту, французу, занимавшемуся раскопками в Египте и основавшему сказанный музей. В городском саду каждый вечер играет европейские пьесы военный оркестр, состоящий из 40 человек арабов в белых мундирах. За городом находится знаменитое французское заведение разводки страусов, число которых доходит до 1500 штук, от 1 до 14 лет. Город делится на европейский и азиатский кварталы, часть европейская по своей архитектуре чрезвычайно красива. В верстах 30 от Каира по железной дороге находится разрушенный древний город Мемфис. Между прочим, на месте арабы показывают развалины бывшего дома, в котором жило некоторое время святое семейство. Любопытно осмотреть внутренние части пирамиды фараонов, на стенах которых высечена иероглифами история каждого царя. Возвращаясь из Мемфиса в Каир, следует проехать до Измалии и до Порт-Саида, между которыми поезд железной дороги идет параллельно с Суэзским каналом. После осмотра города Порт-Саида и его магазинов можем возвратиться по железной дороге обратно в Каир, а затем выехать в Александрию, где достойно внимания очень многое. Поездка в экипаже за город правым берегом канала представляет собою много прелестей: проехав верст 8 мимо дач и садов, следует остановиться у сада Антониадиса. По входе в него вас очарует обилие зелени всевозможных цветов и разнообразных фруктовых деревьев, пальм же здесь целый лес. Час времени решительно незаметно пролетает и вам доставит громадное удовольствие. Левая сторона города Александрии, лежащая на берегу Средиземного моря, знаменита дачами затейливой архитектуры; туда проведена специальная железная дорога, с утра и до позднего вечера приходят и отходят по ней поезда. Очень красив курзал в Рамле под названием Сан-Стефано, расположенный на самом берегу моря и вмещающий прекрасный театр. Желающие могут слушать хорошую музыку. Немного далее, на берегу моря, находится чудный, новый фантастический дворец Хедива. В городе Александрии имеются собор во имя Благовещения, подворье Синайского монастыря, монастырь св. Саввы, масса прекрасных больших магазинов, сады, скверы и много других интересных мест.

На осмотр этих городов семи дней очень достаточно, и затрата денег сравнительно небольшая, но затруднение в том, что их осмотр требует знания иностранных языков. Русские, не знающие их, могут воспользоваться переводчиком арабом Мустафа, много лет несущим эту обязанность специально для русских, и, по приходе парохода в Александрию, каждый раз появляющимся на нем; с ним-то и нужно условиться об осмотре городов и предварительно узнать, что это будет стоить.

Палестинское общество с каждым годом развивает свою деятельность не тлоько в пределах Иерусалима и Палестины. Так, с 1 марта 1896 года оно утсановило паломнические книжки III класса для желающих посетить Бар-Град и Рим (Италия). Такие книжки можно купить в Александрии (Египет) у агента Русского Общества Пароходства и Торговли А.Е. Прассимо или в Иерусалиме на Русском подворье у Н.Г. Михайлова. Книжка стоит от Александрии через итальянский порт Бриндизи до Бар-Града 32 р. И до Рима 40 р., без продовольствия, туда и обратно. Конечно, желающему поехать туда, прежде всего, необходимо ознакомиться подробнее с условиями поездки. Из Александрии в определенные дни пароходы отходят в Бриндизи, откуда паломники железною дорогою следуют до Бар-Града. Это небольшой городок, разделяющийся на старый город с узкими улицами и новый, с широкими, и имеющий до 40 тысяч жителей. В старом городе имеется собор во имя св. Чудотворца Николая, под престолом почивают мощи святого угодника, которые есть возможность видеть через отверстие в крышке гробницы. В самый большой праздник, 6 декабря, стечение богомольцев бывает большое, так что в городе трудно найти помещение. Св. Николай был Мирликийским архиепископом (на азиатском берегу Мраморного моря), умер в глубокой старости в 343 году после Рождества Христова. Мощи его по случаю набегов турок перенесены были в Бар-Град в 1087 году. Празднование св. Николая Чудотворца в России установлено в 1091 году.

Из Бар-Града можно проследовать железною дорогою в Рим, который основан был в 753 году до Рождества Христова. Торжество христиан наступило в 335 году по Рождестве Христовом. Рим, столица Италии, жителей имеет более ½ миллиона, делится на старый и новый город. При раскопках в старом городе находят дивные редкости. Новые улицы Рима широкие, и здания имеют красивую архитектуру. Для паломника главный интерес представляет осмотр церквей. Храм св. Петра с колоннадою (Казанский собор в С.-Петербурге немного походит на него) имеет большие размеры. В середине собора поставлены ясли Спасителя, взятые из Вифлеема, тут же в соборе находится гробница и рака св. Апостола Петра и хранятся его вериги. В городе Риме существует еще собор св. Апостола Павла, в приделах которого престолы сделаны из ляпис-лазури и малахита, подаренных Россиею. Церкви замечательны своею тончайшею мозаичною работою и резьбою из цветного мрамора. В городе можно видеть и поклониться св. лестнице, взятой из Иерусалима, по которой Иисус Христос поднимался на суд к Пилату. Интересно, кроме того, осмотреть Пантеон Августина, Коллизей, Ватиканский музей, Троянову колонну и Египетский обелиск.

По возвращении из Рима в Александрию и отправления в обратный путь домой в пятницу в 9 часов утра пароход первой линии первую остановку будет иметь в воскресенье утром в Пирее, чтобы к 12 часам быть на пароходе, причем проводником нужно заручиться от парохода. Дальнейшая остановка будет в Хиосе, в понедельник, в Смирне тоже в понедельник, около полудня, в Дарданеллах во вторник утром, в Константинополе в среду с рассветом. Здесь пароход стоит 12 часов, и в эти часы можно побывать в магазинах и купить нужные вещи. Наконец прибытие парохода в Одессу в пятницу с рассветом.

Перед отъездом из Одессы домой паломники должны непременно лично обменять в канцелярии градоначальника заграничные паспорта на оставленные в оной документы.

Пожертвования деньгами на Гроб Господень в Иерусалиме и другие Св. места, на Синай и в другие Афонские русские монастыри: Пантелеймонский, Андреевский и Ильинский, следует высылать в С.-Петербург, в Императорское Православное Палестинское Общество, Вознесенский проспект, дом №36.

Пожертвования вещами для тех же мест следует высылать в Одессу на имя уполномоченного Православного Палестинского Общества Михаила Ивановича Осипова, Воронцовский переулок, дом Бодаревского.

Прошу интересующихся сведениями о посещении Иерусалима и святых мест направлять запросы, какие они найдут нужными, а побывавших уже путешественников сообщать о неполноте сведений и других важных упущениях, с которыми встретятся, в С.-Петербург, Броницкая, 11, кв. 2, Петру Петровичу Свецкому, члену Императорского Православного Палестинского Общества, за что им будет принесено истинное спасибо.

Всякое указание будет обязательно принято во внимание при следующем издании книжки.

План морей с указанием рейсов пароходов от Одессы до Яффы, Александрии и обратно

Русские постройки

Иерусалим

Храм Воскресения

Камень миропомазания

Часовня Гроба Господня

Гроб Господень

Голгофа

Судныя ворота и порог

Сион

Горница Тайной Вечери

Елеонская гора

Склеп Пресвятой Богородицы

Гробница Пресвятой Богородицы

Место Вознесения Христа

Русский храм Вознесения на Елеонской горе

Церковь Марии Магдалины

Гефсиманский сад

Вифания

Монастырь Ионна Крестителя

Иордан

Вифлеем

Вертеп рождения Иисуса Христа

Мамврийский дуб

Гора Афон

Назарет

Золотые ворота

Крестный путь (Арка «Се Человек»)

28. Гробница Рахили

29. Монастырь св. Илии

30. Место молитвы и плача иудеев

31. Яффа

32. Хеврон

33. Монастырь св. Саввы

34. Церковь в Иерихоне

35. Мертвое море

36. Гора Синая

Монастырь св. Герасима на Иордане

Монастырь св. Георгия Хозевита на Иерихоне

Село Скудельничье

Церковь св. Александра Невского в Русском доме у храма Воскресения

Порог и судные ворота тут же

Погребальная часовня в склепе Пресвятой Богородицы

Русская церковь Святой Троицы в русских постройках

Дамасские ворота в Иерусалим

Мечеть Омара (на месте бывшего храма Соломона)

Пантелеймонский монастырь на Афоне

Скит пророка Илии на Афоне

Андреевский скит на Афоне

Иисус Христос перед Пилатом

Иисус Христос у Пилата «Се Человек»

Иисус Христос перед распятием

Снятие Иисуса Христа со Креста

Воскресение Христово

Воздвижение Креста Господня

Крещение Иисуса Христа

Воскрешение Иисусом Христом Лазаря

Въезд Иисуса Христа в Иерусалим

Умовение ног

Моление о чаше

Иисус Христос предан Иудой

Гора Фавор

Явление Господа у моря Тивериадского

Море Галилейское

Иисус Христос на брачном пиру в Канне Галилейской

Беседа с Самаритянкой

Преображение Господне

Церковь Казанской Божией Матери в Горней

Дом Захария и Елизаветы в Горней

Источник Пресвятой Богородицы в Назарете

Рождение Иисуса Христа в Вифлееме. Поклонение волхвов

Бегство в Египет

Иисус Христос в храме между учеными


Источник: Свецкий, Петр Петрович. Поездка в Иерусалим, Палестину, Афон, Синай, Бар-Град и Рим. - Санкт-Петербург: тип. бр. Пантелеевых, 1897. - 69 с.

Комментарии для сайта Cackle