Распятие и смерть Христова
Тело Твое и Кровь распинаемый о всех положил еси, Слове (предложил): Тело убо, да мя обновиши (чтоб воссоздать меня); Кровь, да омыеши мя; дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю.
Телесная смерть Христа послужила к нашему обновлению тем, что побеждена была Его воскресением из мертвых, а воскресение Христово – это залог общего всех воскресения, имеющего наступить в последний день мира. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1Кор.15:22,20). Христос воскрес в теле нетленном и духообразном. Подобными телами облекутся и все имеющие воскреснуть. Но одни воскреснут для вечной блаженной жизни, другие – для вечных мучений, или для второй смерти, для вечной смертной агонии. Бойся, грешник, вечного осуждения и не только душу, но и тело береги от греховных скверн, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или злое (2Кор.5:10).
Вместе с телом Христос принес в жертву Свою Пречистую кровь, омывающую нас от грехов (Апок.1:5), очищающую совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному (Евр. 9:14). Это омовение и очищение сообщается нам в Таинствах, и благо тем, которые соблюдают чистоту души и тела, даруемую в Таинствах! В одеждах, убеленных кровию Агнца, они будут вечно предстоять Престолу Божию и вместе с Ангелами славословить Его, чуждые всякой скорби (Апок.7:13–16). Но горе тем, которые небрегут о сохранении благодатной чистоты, уподобляясь нечистоплотным животным, омывающимся в воде и потом валяющимся в грязи (2Пет.2:22), и в этой нечистоте пребывают до самой смерти! Кровь Христова, которой они пренебрегают, будет вопиять против них и послужит только к их осуждению.
Принесши в жертву Богу Отцу тело и кровь Свою, Христос возгласил громким голосом: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23:46). И, преклонив главу, предал дух (Ин.19:30). Души праведных обретаются в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем.3:1). Гонители и мучители могут отнять у них только телесную жизнь, но души бессмертной убить не могут (Мф.10:28). Душа праведника, освободившись от уз тела, воспаряет, как вырвавшаяся из сетей птица, в ту область бытия, где в руках Отца Небесного, то есть под покровом Его, она безопасна от нападений вражеских, куда стрелы вражий не долетят до нее, – она превыше всего земного.
Для ветхозаветных верующих этой областью служила так называемая долина смертной тени, где обитали все отшедшие души. Души праведных и в этой долине ощущали над собой покров руки Божией, и потому ветхозаветные праведники не боялись смерти. Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что (и здесь) Ты со мною, Господи (Пс.22:4), говорил один из них. Подобно этому и человеческий дух величайшего Праведника Иисуса, отрешившись от распятого тела, вступил в ту же долину смертной тени, но не для того, чтобы остаться в ней. Нет, Христос, душой сходивший в ад, когда тело Его было на Кресте и в гробе, не только Сам устремился из ада к Отцу Небесному для теснейшего соединения с Ним Своей душой, но из ада возвел к Тому же Отцу и все души, от века там обитавшие и с верой ожидавшие Искупителя.
С тех пор вслед за духом Христовым устремляются на небо в объятия Отца Небесного все истинно верующие во Христа души, отрешающиеся от тела. Путь на небо проложен для них духом Христовым. Христос предал Свой дух в руки Бога Отца для того, чтобы и наши души, сродные с Ним по духовному состоянию, привести к Своему Родителю. Как обладающий ключами ада и смерти (Апок.1:8), Христос возводит и теперь из ада души грешников, не успевших принести плодов покаяния перед смертью, внимая молитвам за них Церкви, если только они состояли в союзе с ней и положили начало покаянию перед смертью.
Воздай, грешник, славу и благодарение милосердому Господу Иисусу, предавшему дух Свой Богу Отцу для того, чтобы тебе открыть путь к Нему. Но знай, что этот путь удобовосходен только для тех душ, которые прежде чем отрешиться от тела, успели отрешиться от бремени греховных пристрастий. Души, отягченные этим бременем и заблаговременно не позаботившиеся сложить его, лишают себя свободы, нужной для того, чтобы беспрепятственно воспарить к небу, и тяготеют к аду. Пока еще не пришел час смертный, поспеши, грешник, свергнуть это пагубное бремя и умоляй Христа: «Агнче Божий, взявший на Себя грехи мира и призывающий к Себе всех труждающихся и обремененных ими, сними с меня бремя тяжкое греховное, не допусти мне погибнуть под тяжестью его».
Соделал еси спасение посреде земли, Щедре, да спасемся, волею на древе распялся еси. Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя (горьнее и дольнее, вся) тварь, язы́цы (народы) вси спасени покланяются Тебе.
Слова: соделал еси спасение посреде земли взяты из псалма (Пс. 73:12). Псалмопевец жалуется Богу на врагов избранного народа, опустошивших Иудею и разрушивших Иерусалим и храм, и, воспоминая прежние милости Господа к сынам Израиля, чудеса, какие Он творил для спасения их от бедствий, умоляет Господа сжалиться над ними и послать им снова помощь против врагов. Ты, Господи, в прежнее время устроял спасение Твоего народа посреди земли, то есть в виду всех, так что и враги ясно видели и убеждались, что Ты единственный виновник спасения – Господне есть спасение. Не предаждъ и теперь зверям душу, исповедающуюся Тебе (Пс.73:19).
Сказанное ветхозаветным песнопевцем о спасении среди земли новозаветный песнопевец применяет к Иисусу Христу, Который тоже соделал спасение посреди земли, ибо в виду всех распят был для спасения грешников. Древо, на котором Он совершил спасение, было древом позора само по себе, и тем паче – в виду бесчисленных зрителей распятия Христова. Христос не уклонился от этого позора, Он даже добровольно подверг Себя Крестной смерти для того, чтобы этим добровольным уничижением избавить людей от вечного осуждения, какое они навлекли на себя непослушанием Богу в раю. Заслуженное ими осуждение Он принял на Себя, будучи Сам безгрешен, и виновных спас от гнева Божия тем, что пострадал за них невинный.
И вот плоды Его Крестной смерти: Крестом Своим Он отверз Едем для тех, для кого он был заключен со времени грехопадения в раю. Первым вошел в небесный Едем разбойник, распятый с Ним рядом и уверовавший в Него как в Сына Божия. Затем изведены были в рай души, которые от века затворены были в адской темнице, куда Он сошел душой, будучи телом во гробе. С тех пор путь в рай открыт для всех верующих в Иисуса. С тех же пор Ему, как победителю ада, как путеводителю в рай, поклоняется вся тварь: жители горнего и дольнего мира, все спасенные народы. Даже демоны в страхе перед Его пагубной для них силой повергаются пред Ним ниц. Об этой славе Его говорит апостол: Он послушен был (Отцу Небесному) до смерти, и смерти крестной; посему Бог Отец превознес Его и даровал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонили колена существа небесные, земные и преисподние (Флп.2:8–10).
Припади к стопам Иисуса и ты, грешная душа моя, с покаянием и молитвой, да изведет тебя из темницы грехов и не лишит райских обителей.
Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, вкупе и питие источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса (кровь из боку Твоего, Слово, да будет мне купелью, и истекшая вода – питием отрады, дабы мне тем и другим очищаться, употребляя вместо масти и питья животворные слова Твои).
Кровь Христа, истекшая из ребр Его, есть купель в том смысле, что этой кровию, по вере в ее искупительную силу, омываются грехи в Таинстве Крещения, потом в Таинстве Покаяния. Грешник, очищенный от грехов в купели Крещения, но оскверняющий ими снова свою душу, благодари Господа, дарующего тебе в покаянии благодать прощения, и не медли прибегать к ней, не откладывай покаяния: бойся, чтобы привычка к грехам, не ослабляемая покаянием, не затруднила для тебя покаяния и не сделала его бесплодным в минуты смерти.
Вода, вместе с кровью истекшая из ребр Распятого, знаменует в рассматриваемом стихе животворные слова Христовы, то есть учение Христа о спасении. Это учение поистине животворно: как вода утоляет жажду, так и учение Христово есть питие отрады, ибо вносит в душу мир и успокоение, возвещая о спасении грешнику, томящемуся жаждой спасения, но не находящему в себе самом средств к утолению этой жажды. Это же учение имеет свойство елея, возливаемого на раны и умягчающего боль от них. Грех – это язва для души. Душа, уязвляемая грехом, испытывает не менее острую боль, чем от телесных ран. Эта боль – естественное следствие пустоты душевной, сопутствующей греху, жгучей жажды новых греховных ощущений для ее наполнения, всегда бесплодных и потому мучительных, особенно же тревог совести, по временам пробуждающейся и в закоренелых грешниках.
Животворные слова Христовы заключают в себе благодатную силу, достаточную для облегчения душевной боли и для умягчения ее. Слово мира, изрекаемое кающемуся грешнику устами священнослужителя в Таинстве Исповеди от лица Самого Христа, – не праздное слово, не праздное выражение доброго желания, подобное житейским выражениям благожелательства, а проводник действительного духовного мира и радости в кающуюся душу, по обетованию Христову: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не якоже мир дает, Аз даю вам (Ин.14:27). Поистине мир Христов – это елей, умягчающий боль от душевных язв; поистине слово этого мира – животворное слово.
Так спасительна вода, истекшая из ребр Христовых с кровью! Она – образ животворных слов Христовых, утоляющих жажду спасения и умягчающих боль душевную. Грешник, томимый этой жаждой и этой болью, знай, что помимо благодати Божией ты не найдешь воды для твоей духовной жажды, лекарства для твоих душевных недугов. Проводником же этой благодати служат животворные слова Христовы. Они суть поистине источник отрады, пьющий из которого черпает силу для очищения своей души от всего, что вызывает в ней горькое чувство своей нечистоты и недостоинства пред Богом.
Чашу Церковь стяжа ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума (из которых изливается нам сугубый источник отрады и разумения), во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов, Спасе наш.
Ребра Христовы, из которых истекла кровь и вода, – поистине чаша животворного пития для членов Христовой Церкви. Кровь эта истекла с водой единожды из ребр Христовых, но в Таинстве Причащения она непрерывно изливается и до скончания века будет изливаться, служа источником отрады и утешения для сердец и просвещения для умов.
Эти духовные блага предвкушаемы были и ветхозаветными верующими, но верующим новозаветным они сообщаются в сугубой мере: они не только предвкушают их, ожидая минуты причащения Крови Христовой и готовясь к этому, но и на самом деле вкушают их. Ветхозаветный верующий ждал их и умирал не дождавшись, довольствуясь одним предчувствием благодати Христовой; новозаветному верующему она всегда доступна, желающие могут всегда, как только найдут удобным для себя, хоть ежедневно, причащаться Чаши спасения и входить через это в теснейшее общение со Христом – источником мира и света.
Поистине из ребр Христовых излился для нас сугубый источник отрады и разума, от полноты Его мы принимаем благодать на благодать (Ин.1:16) – и это в образ ветхого и нового завета: того и другого в том смысле, что благодать эту можно и предвкушать ветхозаветным верующим, и вкушать действительно, как свойственно новозаветным. Но как ни обильна благодать Христова, струи которой текут из ребр Христовых, она спасительна только для жаждущих ее, для ощущающих потребность в ней с такой силой, с какой томимый телесной жаждой ищет утолить ее свежей водой.
Ощущаешь ли ты, грешник, эту жажду, дорожишь ли общением с Иисусом Христом, ищешь ли этого общения? Не заглушена ли в тебе жажда, потребность общения со Христом другого рода жаждой – жаждой чувственных наслаждений, пристрастием к земным благам, житейскими попечениями? Если так, то дело худо. Поспеши пробудить в себе жажду пития из Чаши спасения, чтобы не лишиться живота вечного, и для этого вспоминай угрозу Спасителя: аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин.6:53). Пожалей себя, не лишай себя наследия вечного живота, бойся умереть в духовной смерти для вечной погибели.