Увероваший разбойник
Разбойник оглаголоваше (поносил) Тя, (и) разбойник богослдвяше Тя (Богом исповедал Тебя), оба бо на кресте свисяста (вися оба вместе с Тобою на кресте). Но, о Благоутробне, яко верному (уверовавшему) разбойнику Твоему, познавшему Тя Бога, и мне отверзи дверь славнаго Царствия Твоего.
Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя.
В этих стихах приводится пример покаяния в лице распятого разбойника, уверовавшего во Христа. Пример в высшей степени трогательный и поучительный! Рядом со Христом распяты были два разбойника. Один из них был закоренелый злодей: он стонал от крестных мук и вместе с тем поносил Христа.
– Если ты Христос, спаси Себя и нас (Лк.23:39), – говорил он, повторяя глумления над Иисусом враждебных Ему зрителей Его страданий.
Не так вел себя другой разбойник. Он унимал своего нечестивого товарища, говоря:
– Бога ты не боишься (говоря такие речи), когда и сам осужден на ту же казнь; но мы осуждены справедливо, несем то, что заслужили своими делами. А Он ничего дурного не сделал.
В этих словах разбойника выразилось сознание своих грехов и страх Суда Божия за них. Следствием того и другого могло бы быть отчаяние. Но разбойника спасла от этой опасности вера в распятого Иисуса.
«Иисус, – рассуждал разбойник, – ничего дурного не сделал и страдает единственно по злобе Своих врагов. Он – величайший Благодетель людей. Он был необыкновенно милосерд к грешникам, никого из них не отвергал, никем не гнушался, всякого старался исправить и спасти. Он никому не отказывал в помощи в нуждах и болезнях телесных. Он не только величайший Праведник, но и величайший Избранник Божий, ибо облечен был силой творить чудеса и сотворил их бесчисленное множество. Посему быть не может, чтобы Этот величайший Праведник и Избранник Божий не был Тем, за Кого выдавал Себя. Нет, что бы ни говорили про Него враги Его, Он воистину Христос, Сын Бога Живого. И несомненно, что Он восторжествует над Своими врагами. Он столько раз проявил Свое могущество, спасая других от неизлечимых болезней и воскрешая мертвых, что может и Себя спасти. Время для этого еще не ушло, и чем бесславнее Его настоящее положение, тем блистательнее будет явление Его во славе. Он непременно явится снова и откроет Свое Царство. Тогда горе будет Его врагам!»
Так рассуждал или мог рассуждать разбойник, поистине благоразумный. Он не только раскаялся, но и уверовал в Иисуса как в обетованного Христа, как в Господа своего и Бога, и в духе покаяния и веры в Иисуса воззвал к Нему:
– Помяни мя (вспомни меня), Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (Лк.23:42).
О силе покаяния разбойника можно судить по тому, что он не только самого себя исповедал достойным казни за свои дела, но и товарища своего, глумившегося над Иисусом, старался образумить, пробудить в нем страх Божий и чувство раскаяния. О силе веры благоразумного разбойника и надежды на Христа свидетельствует то, что он исповедал эту веру и надежду тогда, когда видел Иисуса распятым, униженным, опозоренным, когда слышал, как все глумились над Ним, злословили Его, когда оставили Его самые близкие к Нему лица, кроме Матери и возлюбленного ученика Его. Чем труднее было разбойнику при таких обстоятельствах уверовать в Распятого как Господа всемогущего, как Царя неба и земли, и обратиться к Нему с мольбой надежды, тем возвышеннее подвиг его веры и надежды. И рече ему Иисус: днесь со Мною будеши в раи (Лк.23:43).
Господь обещает уверовавшему грешнику гораздо более, чем тот ожидал. "Ныне же, – говорит Он ему, – а не когда-нибудь, когда откроется полная Царственная слава Моя, вера твоя получит награду» – и какую награду! Блаженное общение с Господом в той горней области, куда впоследствии Павел был восхищен и где он слышал неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать (2Кор.12:4), то есть на третье небо, в мир небожителей.
Научись, грешник, у разбойника покаянию. Подобно разбойникам, не подчиняющимся власти и законам гражданским, дерзко попирающим порядки общежития, ты привык презирать законы Божеские и уставы Святой Церкви. Горе тебе, если умрешь в этом состоянии, как умер разбойник, хуливший Христа! Поспеши обратиться, и если будет искренно твое обращение, как обращение благоразумного разбойника, оно, как бы ни было запоздало, будет принято Господом, как принято его покаяние. Подобно благоразумному разбойнику, потщись страхом Суда Божия переломить свое упорство в греховных навыках; смиренно и беспощадно осуди себя здесь, чтобы избегнуть тамошнего осуждения, и с верой в распятого Иисуса, взявшего на Себя грехи мира, воззови к Нему, да не отринет твоего покаяния, как не отринул Он покаявшегося и уверовавшего разбойника, когда же смерть восхитит тебя от земли, да помянет тебя во Царствии Своем, да водворит тебя в одной из многочисленных обителей в доме Отца Небесного, хотя бы в самой последней.