Источник

Сонамитянка

Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим (некогда угостила праведника с добрым усердием): ты же не ввела еси в дом ни странна (пришельца), ни путника. Темже (из) чертога изринешися вон рыдающи.

Пророку Елисею не раз во время путешествий по земле Израильской случалось проходить через город Соман15 (Сунем) в колене Иссахаровом. Здесь всегда радушно принимала его, угощала и давала ему ночлег в своем доме одна замужняя женщина. Она даже уговорила своего мужа устроить для пророка особое помещение в их доме на случай его прибытия к ним. Благодарный пророк, так как она не имела детей, испросил ей у Господа сына, и когда сын умер, воскресил его (4Цар.4:32–35).

Пример сонамитянки и для нас достоин подражания. Дело призрения странников – одно из дел милосердия, за которое Господь Иисус на Страшном Суде наречет страннолюбцев благословенными Отца Своего и введет в наследие уготованного им Царствия Небесного. Странноприимство почиталось и доселе почитается великой добродетелью особенно на Востоке, где из-за жаркого климата, неудобств путей сообщения, редкости гостиниц путешествия всегда были и тоже теперь немало затруднительны. Но Христос Господь возвышает цену этой добродетели тем, что услугу, оказываемую странникам, равно как и другие дела человеколюбия, относит к Себе Самому: странен бех, и введосте Мя (Мф.25:35).

Это значит, что добродетель странноприимства важна не только как исполнение обязанности в отношении к ближним, но паче всего как дело веры и любви ко Христу, потому что должна быть исполняема не только по естественному чувству сострадания, а преимущественно ради Христа, страждущего и терпящего всякую нужду в лице верующих в Него и потому принимающего на свой счет одолжения им. Они, по Его слову, братия Его меньшие (Мф. 25:40). На эту родственную близость к Нему дает им право вера в Него и духовное общение с Ним по вере. Ради этого общения Он не стыдится называть их братией Своей, даже если они по своему положению и были меньшие, то есть уничиженные.

Странноприимство прежде всего состоит в том, чтобы давать приют и упокоение путникам, но оно может быть понимаемо и в более широком смысле. Например, давать пособие бедным людям, желающим отправиться на богомолье в дальнее место, значит участвовать в странноприимстве. Одинаковое значение с этой добродетелью имеет также попечение о бесприютных бедняках, беспомощных сиротах, вдовах, стариках, увечных. Это попечение состоит или в том, чтобы давать им пристанище у себя, или в пожертвованиях на их содержание в общественных благотворительных заведениях, а также в пособиях на их содержание в других местах. В нашем попечении, подобном странноприимству, нуждаются также миссионеры, странствующие среди язычников и раскольников для их обращения. Если мы будем помогать им нашими пожертвованиями в их равноапостольных странствованиях, то заслужим награду, обещанную странноприимцам.

Душа христианская, имеющая возможность благотворить странникам, не должна упускать случаев принять в их лице Самого Христа и за это заслужить обещанную Им награду. Но горе тебе, душа, если ты пренебрегаешь этой спасительной возможностью, если не принимаешь христианского участия в нуждах странников и вообще бесприютных! Ты находишься в опасности быть изринутой вон из чертога Царя Христа. Ты не приняла Его в уничиженном виде бесприютного странника – за это Он Сам не примет тебя в чертог славы Своей, когда во славе придет судить живых и мертвых. Ты не упокоила и не угостила странника – за это, когда кончится время твоего странствования на этой земле и ты перейдешь в другой мир, лишена будешь сладостей рая и изринута будешь в тьму кромешную, где будет вечный плач от нестерпимой боли и скрежет зубов от злобы.

Размышляй почаще об этой опасности, грозящей за пренебрежение долга человеколюбия в отношении к странникам и бесприютным и этим размышлением удерживай себя от такого греха. Если же при всем желании дать им вещественную помощь не имеешь к тому ни средств, ни случая – помогай им по крайней мере духовным образом: усердно молись о плавающих и путешествующих, чтобы они благополучно совершили свой путь, не встречая опасности на воде и на суше, и вообще о всех бесприютных.

* * *

15

В русском переводе – Сонам.


Источник: Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний Епископа Виссариона. - 2-е изд. - Москва : Изд. Товарищества "Светлячок", 1995. - 381, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle