Заключение
Подводя итоги всего вышеизложенного, мы должны прийти к тому заключению, что церковь представляет собою совершенно самостоятельный организм, отличный от государства и по преследуемым задачам, и по самым способам их осуществления. Она имеет сбои законы, отличные от законов государства, самостоятельную организацию, своё собственное управление, сбой суд. Она не сливается с государством и может жить по своим нормам, даже без признания таковых со стороны государства, как это было в первые века христианства до имп. Константина Великого, или как это есть в настоящее время в Соединённых Штатах Северной Америки. Совокупность этих норм, составляющих право церковное, стоит совершенно самостоятельно, так сказать, параллельно праву, получающему своё происхождение и значение от государства.
Представляя собою совершенно самостоятельный и отличный от государства организм, церковь, существуя на земле в том или другом государстве, естественно входит в непосредственное отношение к государству. Отсюда возникает вопрос об отношениях между церковью и государством. Эти отношения не должны быть основаны ни на господстве, ни на подчинении одного из этих организмов; между ними должен быть тесный союз, основанный на сознании взаимной солидарности, союз взаимного соподчинения, основанный на идее равенства. Государство охраняет права церкви, даёт санкцию её уставам и правилам и определяет внешне – правовое положение церкви, при чем однако церковь не обезличивается пред государством, не сливается с ним, а сохраняет самобытность своей внутренней жизни, автономию в своей деятельности. Покровительствуя церкви, государство не может вмешиваться во внутренние дела церкви, не может присвоить себе право законодательства и распоряжения в этих делах. – С своей стороны, церковь приносит на пользу государства духовные дары – воспитывает в членах государства, в гражданах, те основы христианской веры и нравственности, без которых немыслимо благоустроенное государство и которые легли в основу всей европейской цивилизации и должны сохранять своё значение и на будущее время. В этом согласном взаимодействии, в этом союзе церкви и государства, содержится наивернейший залог усовершенствования человеческого общества и достижения каждым человеком высшего его назначения.