Источник

Гиезий

Гиезиев подражала еси разум скверный (нечистый нрав) всегда, окаянная душе, егоже сребролюбие отложи поне (хоть) на старость: бегай геенскаго огня, отступивши злых (дел) твоих.

Пророк Елисей исцелил от проказы сирийского военачальника Неемана. Исцеленный предложил пророку богатые дары, но пророк отказался от них и отпустил его на родину с миром. Но Гиезий, слуга Елисея, побуждаемый корыстолюбием, не сказавшись ему, поспешил вслед за Нееманом и от имени Елисея выпросил у него часть этих подарков в пользу будто бы двух бедных пришедших к Елисею учеников. Гиезий думал, что Елисей не узнает его обмана, но ошибся. Елисей обличил корыстолюбца и поразил его проказой (4Цар.5).

Пример Гиезия показывает, как пагубно корыстолюбие. Оно, по слову апостола, – корень всех зол (1Тим.6:10). Оно отвлекает людей от служения Богу, по слову Христа Спасителя: не можете работати Богу и маммоне (Мф.6:24), и, изгоняя из сердца страх Божий, подбивает корыстолюбца на всякого рода несправедливость и обман в отношении к ближним.

Кто не боится Бога, не стесняется памятью о Его всеведении, святости и правосудии, тому нипочем, ради наживы поступать беззаконно с ближними. Он руководствуется в отношении к ним только внушениями самолюбия и смотрит на них как только на пищу к удовлетворению своей алчности к наживе. Тут не может быть разборчивости в выборе средств к достижению преступной цели – тут все средства хороши, лишь бы вели к цели. Корыстолюбца может стеснять разве только страх ответственности перед судом человеческим. Он не боится ни Бога, ни совести, но он знает, что не всегда же можно вести свои нечистые дела безнаказанно, что есть несправедливости, не только вопиющие на небо, но неизбежно навлекающие на себя строгий суд человеческий, если будут открыты и обличены.

Но ни в ком так не сильно чувство самосохранения, как в корыстолюбце. Прибегая к обману и всякого рода неправде, чтобы обогатиться за счет ближнего, он с не меньшею хитростью и лукавством умеет уклоняться от строгой кары за них, скрывает следы своих преступных действий, отводит от них внимание общества или суда. Он прикрывает свои преступления видом законности (например, ростовщики) или благотворениями (в пользу церквей или богоугодных заведений), если же будет привлечен к суду, отыщет защитников, известных необыкновенным искусством за приличное вознаграждение черное делать белым.

Но корыстолюбец, умеющий безнаказанно творить свои злые дела в настоящей жизни, пусть не надеется избежать наказания за них в будущей жизни, где каждому будет воздано по делам его. Ни неправедные, ни воры, ни лихоимцы, ни хищники Царствия Божия не наследуют (1Кор.6:10). Место им в геенском огне. Зная это воздаяние сребролюбивым, возненавидь, душа, сребролюбие, оставь его по крайней мере в старости, приближающей нас к смерти. Трудно бороться с застарелым недугом, но горе тому, кто умирает с ним без раскаяния, кого сама близость смерти и следующего за ней воздаяния не удерживает от пристрастия к земным стяжаниям.

Прежде чем смерть разорвет союз души с телом, поспеши, несчастный сребролюбец, освободить свое сердце от этого пагубного пристрастия и для этого вступи на путь самоотвержения.


Источник: Уроки покаяния в великом каноне Святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний Епископа Виссариона. - 2-е изд. - Москва : Изд. Товарищества "Светлячок", 1995. - 381, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle