Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Псалом

Благочестие людей ВЗ находит свое живое отражение в одухотвор. свидет-ве П. (⇒ Хвалебная песнь). Такие песнопения, помимо Псалтири, встречаются и в других местах ВЗ, напр. в Исх. 15:1–18; 1Цар. 2:1–10; Ис. 38:10–20; Ион. 2:3–10.

I. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1) евр. название книги Псалтирь – Техиллим, «хвалебные песнопения» – происходит от глагола халая, «ликовать», «восхвалять» (ср."аллилуйя»).0днако из всех П. только Пс. 144 обозначен как техилла («хвалебная песнь»). Септуагинта называет эту книгу Псалмой (Псалмы); сущ. псалма – производное от глагола псаллейн, «играть на лире», который указывает на способ исполнения П.;

2) Псалтирь как собрание гимнов, песнопений и молитв древней Церкви имеет богатую историю. В своем нынешнем виде она представляет подборку прежде разрозненных сборников древних песнопений, таких, как Псалтирь Давида (Пс. 3Пс. 10), песнопения для хора, написанные сынами Кореевыми (Пс. 41Пс. 48), Малая книга песен восхождения (Пс. 119Пс. 133; ⇒ Смена) и др. Это объясняет то обстоятельство, что, напр., песнь о безумце (Пс. 13) встречается дважды: она включена не только в Псалтирь Давида, но и во второй сборник П. (Пс. 52). Псалтирь делят на пять книг (Пс. 1Пс. 40; Пс. 41Пс. 71; Пс. 72Пс. 88; Пс. 89Пс. 105; Пс. 106Пс. 150), первые четыре из которых завершаются краткими славословиями (Пс. 40:14; Пс. 71:18–20; Пс. 88:53; Пс. 105:48). Вероятно, Пс. 1 считался вступит., а Пс. 150 – заключит. песнопением всей Псалтири;

3) исполнение П.:

а) собранные в Псалтири песнопения должны были исполняться во время богослужения. Богослужебное предназначение П. подтверждается и сравнением 1Пар. 16:8–36 с Пс. 104 и Пс. 95. Во время утреннего жертвоприношения в каждый из дней недели пели по псалму, причем в след. последовательности: Пс. 23; Пс. 47; Пс. 81; Пс. 93; Пс. 80; Пс. 92; Пс. 91. О распределении П. по различным праздникам имеются разные сведения, точно известно лишь то, что во время пасхальной трапезы пели «Халлель» (Пс. 112Пс. 117; ⇒ Хвалебная песнь). В целом собрание П. в том виде, в каком оно представлено сегодня, – это, вероятно, книга песнопений, которая имела хождение в эпоху второго ⇒ храма;

б) формой исполнения П. была декламация с живыми модуляциями голоса под музык. сопровождение и с участием хора (2Пар. 5:12). То, что П. исполнялись как антифонное пение, лучше всего видно на примере Пс. 135, в котором вторая часть каждого стиха «Ибо вовек милость Его» воспринимается как ответ общины на слова солиста. Наряду с этим можно найти фрагменты с рефреном, который должны были петь народ или хор (Пс. 41Пс. 42). Со времен Давида в обязанности левитских певцов и музыкантов входила игра на псалтирях, цитрах и кимвалах (1Пар. 25:1; 2Пар. 7:6; 2Пар. 29:25–30). Дальнейшее перечисление ⇒ музыкальных инструментов, которые должны были сопровождать прославление Бога, мы находим в Пс. 150:3–5. ⇒ Поэтическое искусствоПесняХвалебная песнь;

в) многие выражения, смысл которых не совсем понятен совр. человеку, возможно, служили указаниями для исполнителей П. Напр., слово ⇒ села, возможно, указывало на паузу в молитв. песнопении. Сюда же относятся и те евр. слова, которые в Синод, пер. переданы как «плачевная песнь» (Пс. 7 и др.), «учение» (Пс. 31 и др.) и др. Пятьдесять пять П. имеют в заголовке пометку ламенаццеах, что предположит. означает начальнику хора. Иногда, видимо, упоминается какая-то другая песнь, на мелодию которой следовало петь П. «О лани, на которую охотятся на заре» (Пс. 21:1, в Синод. пер. – «При появлении зари»), «О голубице, безмолвствующей в удалении» (Пс. 55:1);

4) в заголовках прим. ста П. названы имена авторов: Моисея (Пс. 89), Давида (Пс. 3Пс. 31; Пс. 33Пс. 40; Пс. 50Пс. 64; Пс. 67Пс. 69; Пс. 85; Пс. 100; Пс. 102; Пс. 107Пс. 109; Пс. 121; Пс. 130; Пс. 132; Пс. 137Пс. 144), Соломона (Пс. 71; Пс. 126), ⇒ Асафа (Пс. 49; Пс. 72Пс. 82), Емана (Пс. 87), Ефама (Пс. 88) и сынов Кореевых (Пс. 41; Пс. 43Пс. 48). Во многих П. заголовок и текст указывают на события, которые позволяют достаточно точно определить время возникновения самих П. (Пс. 136; ср. ⇒ Давид, XI). Если таких указаний нет, то возраст песен установить практически невозможно: лингв, анализ также не дает каких-л. результатов. Многие П., авторами которых названы Давид и Соломон, можно датировать началом эпохи царств; это подтверждается и др. местами Библии (2Цар. 1:17–27; 2Цар. 3:33; 2Цар. 222Цар. 23:7; 3Цар. 4:32; Ам. 6:5). Подобные формы поэтич. иск-ва развивались в Сирии и Палестине с глубокой древности, что доказывают тексты из Рас-Шам-оы.

II. СОДЕРЖАНИЕ

Книга П. не поддается делению на главы, как др. книги Библии. П., близкие по содержанию, или П. одних и тех же авторов рассредоточены по всей книге. В то же время среди них нетрудно выделить устойчивые группы, как, напр., «цар. П.» Или «песни восхождения». Но и подборка П. по содержанию, без учета их последовательности, вряд ли возможна. К мессианским можно отнести те П., которые истолковывались таковыми еще до прихода Христа; эту группу можно расширить за счет тех П., которые истолкованы как мессианские уже в НЗ. Группирование П. по др. признаку затрудняется тем, что один П. может содержать различные составляющие, напр. наряду с жалобой на бедствие включать благодарность Богу за помощь. Яснее обстоит дело с цар. П. (Пс. 91Пс. 99) и песнями восхождения (Пс. 119Пс. 133), кроме того, следует назвать покаянные и молитв. П. (Пс. 3; Пс. 6; Пс. 31; Пс. 37; Пс. 50; Пс. 87; Пс. 101; Пс. 129; Пс. 142); просьбы к Богу о помощи (Пс. 4; Пс. 5; Пс. 10; Пс. 27; Пс. 40; Пс. 54; Пс. 58; Пс. 63; Пс. 108; Пс. 119; Пс. 139); хвалебные и благодарств. песнопения (Пс. 17; Пс. 28; Пс. 105; Пс. 110; Пс. 112; Пс. 116; Пс. 117; Пс. 133Пс. 135; Пс. 137; Пс. 143Пс. 150); утренние песнопения (Пс. 3; Пс. 5; Пс. 18; Пс. 56; Пс. 62; Пс. 107); назидат. П. (Пс. 1; Пс. 5; Пс. 7; Пс. 14; Пс. 49; Пс. 72; Пс. 93; Пс. 118; Пс. 138); мессианские П.(Пс. 2; Пс. 15; Пс. 21; Пс. 23; Пс. 39; Пс. 44; Пс. 68; Пс. 71; Пс. 109; Пс. 117); П. о славе Божьего творения (Пс. 8; Пс. 18; Пс. 28; Пс. 32); П. ист. содержания (Пс. 77; Пс. 104; Пс. 105);

2) хотя Псалтирь – это собрание многих песнопений, созданных разными авторами, все же можно поставить вопрос о ее основной идее, поскольку речь в П. идет не только о благочестивых чувствах, выраженных в поэтич. форме. П. как ⇒ молитвы – это разговор с Богом, вопль (⇒ призыв) о спасении и ответ на Божьи дела, совершаемые для спасения Его народа и каждой отдельной личности. П. учат тому, как молиться Богу в Духе и истине. Приходя к Богу в молитве, человек должен осознавать свою греховность, которая проявляется прежде всего во всеобщей греховности человечества, нередко открыто восстающего против Бога (Пс. 2), пренебрегающего грядущим Божьим судом (Пс. 9) или вообще отрицающего существование Бога (Пс. 13; Пс. 52). Поскольку враги Бога не могут вести войну против Него Самого, то они преследуют людей, стремящихся жить благочестиво (Пс. 16; Пс. 21; Пс. 36) и в ожидании Божьего вмешательства безропотно сносящих эти преследования. Когда Господь, желая наказать и вразумить Свой народ, надолго отдает его в руки врагов, то жалобы и упования изливаются в П. (Пс. 136; Пс. 125).

Еще глубже и острее, чем общая вина человечества, осознаются собств. грехи. Человек, ничтожный пред Богом (Пс. 8:5; Пс. 143:3.4) и подобный червю (Пс. 21:7), опускается еще ниже под тяжестью собств. греха, лежащего на нем с рождения (Пс. 50:3–8) и являющегося причиной страшных бед (Пс. 37). Первое желание грешника – замолчать свой грех, но душевные и телесные страдания принуждают его к – исповеданию, которое является предпосылкой прощения (Пс. 31; Пс. 78:9; Пс. 129:3). Однако не всякое ⇒ страдание представляет собой Божье наказание. Так, страдающий праведник после основат. проверки своей совести может исповедаться и в своей невиновности (Пс. 7; Пс. 25:2.11). Прощая людям грехи. Бог извлекает их «из страшного рва, из тинистого болота» (Пс. 39:3), а души их избавляет от коварства и насилия (Пс. 71:14) и даже от власти преисподней (Пс. 48:16). Непостижимая слава Божья проявляется в том, что Он очищает Своих избранных и дарует им новое, чистое сердце (Пс. 50:9–14). Прощение и искупление – это то, из чего произрастает благодарность Богу, которой исполнены сердца спасенных Им (Пс. 106; Пс. 107). Но полное искупление народа Божьего пока только обещано (Пс. 129:8); оно будет достигнуто лишь после того, как страдавший в одиночестве Мессия (Пс. 21) явится как Царь славы (Пс. 23), победивший всех Своих врагов (Пс. 117).

Следует помнить, что милость и избавление не будут дарованы Богом каждому, поэтому человек должен обратиться к Нему за помощью (Пс. 26:7–10; Пс. 64:3–5) и познать страх Господень, удерживающий от греха (Пс. 85:11). Бог – это праведный Судья (Пс. 7:12–18; Пс. 10:1–7), от Которого не укроются даже те наши грехи, которые неизвестны нам самим (Пс. 89:8); но праведность Бога (⇒ Справедливость, праведность) всегда сопровождается Его ⇒ милостью, ⇒ милосердием, добротой и ⇒ верностью (Пс. 102:8–13; Пс. 144). Бог – праведный помощник в бедах. Он всегда приходит на помощь благочестивым (Пс. 15; Пс. 22; Пс. 36; Пс. 41; Пс. 42), в т.ч. и в гонениях (Пс. 56; Пс. 58), поэтому молитвы с жалобами на бедствия переходят в благодарность, открывающую путь для Божьего спасения (Пс. 49:23). При этом только Сам Бог знает срок, в который придет помощь (Пс. 12:2.3). Божья помощь, полученная человеком, ведет его к постоянному и живому общению с Богом (Пс. 72:23–28), дарующим благословение (Пс. 64; Пс. 66; Пс. 127). Тот, кто познал Божье благословение, всецело уповает на Него (Пс. 26; Пс. 45; Пс. 61; Пс. 90; Пс. 91). Поэтому жизнь Божьего народа, как и жизнь отдельного благочестивого человека, все более наполняется благодарностью, которая может выражаться в хвалебных песнопениях. Это благодарств. Славословие Бог желает слышать из уст человека как новую песнь (Пс. 32; Пс. 33; Пс. 95) – так, чтобы она сливалась со славой Божьей, проповедуемой всем Его творением (Пс. 8; Пс. 18:1–7; Пс. 103; Пс. 148). Поэтому книга заканчивается призывом: «Все дышащее да хвалит Господа!» (Пс. 150:6).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle