Страдание, страдать
I. О ПРИРОДЕ СТРАДАНИЯ
В мире, который Бог изначально создал «хорошим» (Быт. 1:31), С. не было. Но вследствие греха человеч. жизнь подверглась Божьему суду и оказалась во власти смерти (Быт. 2:17; Быт. 3:19); человек утратил свободу и познал С. (Евр. 2:15). Поскольку в сотвор. мире человек был образом и подобием Божьим (Быт. 1:1; Быт. 2:1), его поступок обрек на С. и остальных земных тварей (Рим. 8:18–23). С тех пор порядок, установленный на земле Богом, включает в себя бытие и небытие, жизнь и смерть (Быт. 3:17–19). Они служат предзнаменованием грядущего Божьего Суда над всей вселенной. Т.о., С. – это результат безбожной жизни человека, разлада между Богом и созданным Им миром. По приговору Божьего суда мир смерти через С. проникает в нашу жизнь, причем более всего тогда, когда смерть противится зарождению новой жизни. В псалмах глубочайшее С. сравнивается со смертью (Пс. 17:5; Пс. 21:16; Пс. 114:3,8). Человек не в силах самостоят. избавиться от этих уз; доступ в ⇒ рай – мир, в котором нет С. и смерти, – для него закрыт (Быт. 3:24). Человек рассматривается в Библии прежде всего как существо глубоко страдающее и – сознат. или нет, – стремящееся к избавлению.
II. О ХАРАКТЕРЕ СТРАДАНИЙ
1) С. подвержено все существо человека – тело (напр., через болезни, гонения, тюремное заключение), душа (напр., в связи с утратой близких людей) и дух (напр., в поисках ответов на вопросы о смысле жизни и о Божьей справедливости). ⇒ Иов, прототип страждущего человека, испытал самые разнообразные формы С. Среди библ. страдальцев можно вспомнить также Давида (потерявшего нескольких сыновей), автора 72-го псалма, Екклесиаста, ап. Павла (2Кор. 11:23–29) и мучеников за Слово Божье, о которых говорится в книге Откровение (Откр. 6:9–11; Откр. 17:6);
2) о характере С. можно отчасти судить по употребляемым для их обозначения греч. словам. Здесь встречаются преимущ. два понятия: «бессилие», «слабость» [греч. астенея] и «претерпевание» [греч. патема]. И то и другое говорит об одном и том же: человек немощен, не имеет сил сопротивляться, поэтому ему приходится испытывать на себе действие чуждой ему силы, которая отягощает его жизнь. Осознав, что он не властен над собой, человек должен решить, как ему жить дальше. Он может либо обвинить во всем Бога и отвернуться от Него, тем самым отдавая себя во власть зла (Откр. 16:9), либо признать, что С. посланы ему Богом (Пс. 38:12; Пс. 93:12; Евр. 12:6), что они дают ему возможность полностью довериться Богу в надежде получить от Него помощь (2Кор. 12:7; Пс. 37:1; Пс. 65:10–12). И тогда С. принесут ему спасение: «Страдающий плотию перестает грешить» (1Петр. 4:1);
3) виновником С. и смерти, как о том говорится в Книге Иова, является ⇒ сатана (Иов. 2:4; ср. также 2Кор. 12:7; 1Петр. 5:8.9). Бог допускает его разрушит. деяния в качестве наказания людям за грех (Иер. 21:5), в качестве воспитат. меры, призванной отучить от греха (Евр. 12:5–11), а также для очищения (Ис. 48:10) и сохранения от греха (2Кор. 12:7; ср. также 1Петр. 4:1). Именно в Книге Иова раскрывается таинств. смысл изгнания человека из рая в мир С. и смерти, дабы он «не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3:22); Бог производит над человеком Свой суд; через С. и смерть Он заставляет его осознать последствия отпадения; существует, однако, и возможность преодоления разрыва с Богом.
III. О ПРЕОДОЛЕНИИ СТРАДАНИЙ
1) вся сила С. была обрушена на Иисуса Христа, Сына Божьего. Его пришествие во плоти (Ин. 1:14) для спасения человечества (Лк. 4:17–21) было шагом в пучину С. (Евр. 12:2.3). Свой путь страданий Он принимал как Божье предначертание (Мф. 16 и др.); в Своей жизни Он был подобен людям, наказуемым Богом (Евр. 2:14–18). Он смиренно отдал Себя во власть Отца (Флп. 2:8; Евр. 5:7.8) и, будучи безгрешным, стал сострадательным братом для всего человечества (Евр. 4:14.15). Но все это произошло по Божьей воле; предсказанному о Христе надлежало исполниться (Лк. 24:44). Значение Его подвига раскрывается в Ис. 52– Ис. 53:12: «Наказание мира нашего было на Нем». Т.о., Бог, обрекая Иисуса на С. и смерть (2Кор. 5:21), в Его лице вершит Свой суд над всеми людьми. Но эта смерть и последовавшее за ней воскресение разрушили власть дьявола и смерти (Евр. 2:14.15; 2Тим. 1:10). Исцеление от болезней, очищение от греха и избавление от С. и смерти – все это плоды Его победы над «князем мира сего», «имеющим державу смерти» (Ин. 12:31; Евр. 2:14; Откр. 7:13). Кто Сам есть «воскресение и жизнь» (Ин. 11:25), Тот не останется в узах смерти (Деян. 2:24). Кто верует в Него, тот причастен к победе над грехом, С. и смертью (Рим. 6:3–11);
2) раны умершего на кресте и воскресшего Иисуса превращают общение с Ним в «участие в страданиях Его», принятых Им за грехи мира (Флп. 3:10). Пока существует сей мир С. и смерти, это правило будет относиться как к отдельному человеку, так и к Церкви, Телу Христову (Кол. 1:24). Существующие в этом мире С. учат смирению и ведут к очищению, благодаря которому укрепляется вера (2Кор. 1:8.9; 2Кор. 4:7–12). Участие в С. Христа вознаграждается причастностью к Его воскресению (Флп. 3:10.11). Бог требует от страждущих со Христом терпения [греч. гюпомоне]. В качестве образца терпения Церкви предлагается благочестивый страдалец Иов (Иак. 5:11). В человеч. немощи совершается Божья сила (2Кор. 12:9). Терпение и вера помогают осознать, что все сегодняшние С. не могут сравниться со славой, которая уготована Церкви Божьей в будущем (Рим. 8:18);
3) даже если значение победы, одержанной Христом над смертью, до сих пор не открылось в этом мире С. и смерти (2Кор. 5:7), Церковь познаёт это через Божье откровение, говорящее, что однажды небо и земля обновятся во Христе и что не будет больше «ни плача, ни вопля, ни болезни» (Откр. 21:4; ср. также Ис. 35:1; Ис. 25:8).