Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Призыв, призвать, призвание

В Септуагинте евр. слово кара переводится словами калейн или эккалейн («вызывать», Втор. 20:10; в Синод. пер. – «предлагать»). Первое значение этого слова – «звать», «называть» (напр., Мф. 10:25). В НЗ оно часто встречается в значении «призвать», «пригласить».

I. КТО ПРИЗЫВАЕТ

Сам Бог обращается к человеку, ставя его перед выбором, уклониться от которого невозможно. Обращаясь к людям и призывая их, Бог кладет конец молчанию, царившему между Ним и человечеством со времени грехопадения: Быт. 12(Авраам); Исх. 3(Моисей); Ос. 11(весь Израиль). В НЗ к П., исходящему от Бога Отца, присоединяется П. Его Сына. Словно добрый пастырь (Ин. 1:43; Ин. 10:27; Мф. 23:37), созывает Иисус людей.

II. К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ БОГ

К вере в Него, к общению с Ним, к служению Ему. Вера является ответом на дело спасения, которое Бог совершает через Иисуса, и это дело часто называется словом «призыв». Слово Господне ждет от человека ответа. Перед тем как ответить, необходимо прислушаться к Слову, сам же ответ должен заключаться в послушании ему (в греч. яз. глагол акуэйн означает «слушать», а составная форма гюпакуэйн – «проявлять послушание»; в рус. яз. сущ. «послушание» также происходит от глагола «слушать»). Вера в Бога и в Его Сына соответствует воле Отца Небесного (Ин. 14:1), являясь Его даром (Мф. 16:17), и часто возникает под действием Его слова (Лк. 5:5). Вера – это доверие к Богу, Который Один только и заслуживает полного доверия. Им живет ученик, идущий по стопам Учителя. Вера приобщает к Учителю (Ин. 15:1) и открывает доступ на великий пир в Царствие Божьем (Лк. 14:15). Своим П. к вере, общению и служению Господь хочет спасти человека. Он призывает его вернуться из мира, искаженного грехом, в мир праведности, с чужбины – на родину, в дом Отца (Лк. 15:11–32), обратиться от печали и ложных друзей к радости (Лк. 15:24; картина брачного пира, Мф. 22:1), от вражды с Господом и людьми – к миру Божьему (Кол. 3:15), от жизни бренной – к жизни вечной, от дух. бедности – к дух. богатству (Еф. 3 и др.), из сообщества грешников перейти в Его Церковь и в Его Царство.

III. КОГО ПРИЗЫВАЕТ БОГ

Бог взывает ко всем людям (экклесиа, «церковь» происходит от калейн и означает букв. «призванные»), т.к. хочет спасения всех (1Тим. 2:4). Милость Его безгранична. Даже если не все внемлют Его П. – а Бог никого не принуждает принять его (Мк. 10:22), – Он не перестает желать всеобщего спасения. В Библии часто говорится о воле Господа (⇒ Избрание) к спасению всех людей, всего мира (Ин. 3:16; 2Кор. 5:19), и эта воля не ограничивается одним избран. народом (Израилем) или отдельными праведниками. И, видимо, только в вечности будет дан ответ на загадку, почему некоторые люди не внимают П. Господа (Лк. 14:18.24) или, приняв его, спустя некоторое время вновь отпадают (см. Евр. 6:4–6).

IV. С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ПРИЗЫВАЕТ БОГ

Бог может обращаться к людям разными способами: непосредственно (Исх. 3:1), во сне (Мф. 1:20), в видении (Ис. 6:1). Но в большинстве случаев призыв осуществляется через свидетельство других людей (Лк. 14:17). Передавать Божий П. другим – наиважнейшая задача каждого христианина: «дабы возвещать совершенства...» (1Петр. 2:9). Бог также может призвать человека через опред. событие в его жизни. Так, Он призвал блудного сына вернуться домой, заставив его голодать (Лк. 15:14). В общем же вся история отношений Бога с людьми – это Его П. к покаянию и спасению.

V. КАК ЧАСТО ПРИЗЫВАЕТ БОГ

Милосердие Божье безгранично (Пс. 102:8), Его долготерпение велико (Рим. 2:4). Он обращается к людям многократно (Евр. 1:1). Кто слышит Его слово и внимает ему (Деян. 2:37), у того есть возможность покаяться, обратиться и обрести Его милость. Но никому не дано знать, когда пробьет для него Божий час. И когда это случится, то может оказаться уже слишком поздно – как это произошло с фараоном (Исх. 6Исх. 12:1).

VI. ОСОБЫЕ ПРИЗЫВЫ

Иисус призывает к Себе в ученики каждого, но не каждого допускает к пастырскому служению. Если же Господь принимает решение поставить пастыря, Он сообщает об этом общине (Деян. 6:3–6; Деян. 14:23; Деян. 20:28; Тит. 1:5; ⇒ Должность, II,Б) и указывает вновь призванному место его служения (Деян. 13:2). Видимая нужда в пастыре и чья-либо одаренность, а также проявляемые людьми склонности еще не свидетельствуют о призвании. Призвание может требовать одаренности и образованности (Деян. 7:22), но оно не является их следствием (Иер. 1:7–10). П., если он исходит непосред. от Бога (Ис. 6:1; Иез. 1Иез. 3:15; Лк. 5:10; Ин. 21:15–17; Деян. 9:3–6; Деян. 26:12–18), может вначале вызвать сомнения у призванного (Иер. 1:6; Ион. 1:1–3; Моисей пытался отклонить Божий П. пять раз: Исх. 3:11.13; Исх. 4:1.10.13). Но в конце концов воля Бога торжествует над всеми сомнениями и даже над открытым неповиновением (см. Ион. 3:2).

VII. ПРИЗВАНИЕ, ДЕЛО

Если человек признает Иисуса Господом, то он не должен от Него ничего утаивать: этот человек всем своим существом, своими мыслями и поступками принадлежит Тому, Чьим учеником он стал. Бог создал человека (Быт. 2:7) и наделил его талантами и способностями (1Кор. 4:7), которые тот обязан реализовать (Лк. 19:11–27). Бог желает видеть в человеке труженика, а не бездельника (Быт. 1:28; Быт. 2:5; 1Фес. 4:11; 2Фес. 3:10). Т.о., христианин, будучи учеником Иисуса и творением Божьим, служит своему Господу. Служить он может в любом деле, которое совершается правед. путем. Лютер возражал против мнения, согл. которому призвание священника или монаха выше других призваний (1Кор. 7:20). Для Бога любая деятельность, если она совершается Именем Господа Иисуса (Кол. 3:17), есть призвание. Так и Иисус Христос служит Своему Отцу, следуя Его заветам и проповедуя Его любовь.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle