Справедливость, праведность, правда (в значении «справедливость»)
I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
А. БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
1) в библ. понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. с его обязательствами перед Богом и людьми. Г. фон Рад передает значение слова «справедливость» (цедака) как «верность общине». Божья С. проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. (Пс. 21:32; Пс. 35:7; Пс. 70:19.24; Пс. 88 и т.д.), Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется «праведным Господом» (2Пар. 12:6; Пс. 144:17; Втор. 32:4; 1Езд. 9:15; ⇒ Вера);
2) Божья С. проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета – Закона, которому Израиль обязан следовать. Во-вторых, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве во внутр. жизнь избранного народа, которое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения (Ис. 41:10). Поэтому для ветхозаветных праведников Бог – это оплот и порука их спасения (Пс. 70:2.15.19.24). В Своей С. Господь противостоит нечестивцам; совершая наказание, Он способствует обращению грешников (Иов. 34:10–12; Пс. 95:13; Ис. 59:17). В-третьих, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. народа: Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. 4Цар. 6:8). Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, которая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение (Ис. 51:5; Ис. 56:1);
3) Божья С. может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий Промысл направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет.
Б. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬ
Праведность (справедливость) человека заключается в том, чтобы поступать в соотв. с Божьими заповедями (Втор. 6:25). Свою праведность человек являет в исполнении Божьей воли (Закона). Конечно, «праведность» во многом зависит от Божьей воли; о том, как мало она связана с нормативными актами поведения, свидетельствует своеобразный парадокс, когда, с одной стороны, говорится, что для Бога «нет ни одного делающего добро», «нет человека праведного на земле» (Пс. 13:1–3; Пс. 142:2; Екк. 7:20), а с другой, – что некоторые люди все же являются праведниками, живущими по Божьему Закону (Пс. 36:30). О том, что праведность – это не чисто правовое понятие, говорит и то обстоятельство, что Иов, осознавая и не отрицая свою греховность (Иов. 9:2; Иов. 14:4), не только ожидает от Бога признания своей праведности пред Его лицом (Иов. 13:18; Иов. 16:20; Иов. 17:8), но и обретает это признание (Иов. 42:7). Праведность благочестивого человека заключается не в его нравств. совершенстве, а в его отношении к Богу, в его богобоязненном поведении и в уповании на Бога (Пс. 32:5; Пс. 35:11; Пс. 102:17; Пс. 111:1). Праведность человека выражается в его готовности к смирению; но т.к. на его пути постоянно встает грех, он часто нуждается в повторном обретении праведности, что возможно только через ⇒ прощение. Признавая свою вину и совершая покаяние, человек вновь встает на праведный путь (Пс. 50:4–14). Праведник полагается на Божий Промысл и тем самым, несмотря на совершённый грех, находит оправдание в Божьей С. (Пс. 102:6; Пс. 124:3; Пс. 128:4). ⇒ Оправдание.
В. ПРАВЕДНОСТЬ И САМОПОЗНАНИЕ
Знаменательна встречающаяся в некоторых местах ВЗ самооценка праведников (Иов. 27:6; Пс. 17:21.24). «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне» (Пс. 7:9). Подобная оценка человеком собств. праведности основывается на искреннем стремлении к совершенному послушанию Богу и к исполнению Божьего Закона. Некоторые пророки выступают против переоценки человеком собств. праведности. Любые человеч. усилия они считают тщетными, а человеч. праведность несовершенной (Ис. 64:5; Дан. 9:18); они осознают, что только в Господе будет оправдан весь род Израиля (Ис. 45:24).
Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ
Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля (Ис. 43:26; Ис. 48:1; Ис. 53:11; Ис. 57:12; Ис. 58:2; Ис. 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды (Ис. 45:8.23). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля (Ис. 40:1; Ис. 51:17; Ис. 54:7; Ис. 60:17; Ис. 61:1). Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в которых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога.
II. ПОНЯТИЕ ПРАВЕДНОСТИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУ
В книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово «праведность» встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла – 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность – это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви (1Ин. 3:7; Откр. 22:11). Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами (Мф. 5:10; 1Петр. 3:14); страдание «доставляет мирный плод праведности» тем, кто «научен через него» (Евр. 12:11). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку «Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1Петр. 2:24). Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение (Мф. 5:6); преследуемым праведникам обещано утешение – «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2Петр. 3:13); миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно (Деян. 17:31).
Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА
1) праведность, основанная на вере. Праведность – это прежде всего жизнеопределяющая связь с Богом. О праведности человека нельзя судить только по его внешнему благочестию, которое есть не что иное, как формальное соблюдение Закона и напускное смирение. Представления человека о собств. праведности, которая всегда относительна, не позволяют ему глубоко воспринимать Божью С., и он неизбежно начинает пренебрегать ею. Эту опасность ясно видел Павел, фарисей, «в прежней жизни» неукоснительно следовавший предписаниям Закона (Флп. 3:4) и воспринимавший праведность как заслуженную «безупречным» поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус (Деян. 9:1), Павел осознал, что «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8) и что праведным может быть только новый человек во Христе (Еф. 4:24). Закон и следование ему не в силах оправдать человека. Закон не спасает от греха (Гал. 3:19), а лишь открывает человеку, что такое грех (Рим. 3:20). «Утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою», а не под Божьей правдой (Гал. 3:10). «Христос сделался для нас ... праведностью» (1Кор. 1:30), потому что «не знавшего греха Он [Бог] соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем» (2Кор. 5 – пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Праведность – это Божий дар в Иисусе Христе (Рим. 5:17), а не вознаграждение за исполнение Закона. Благодаря тому что Христос взял на Себя наши грехи, мы ныне оправданы пред Богом, хотя все еще живем во плоти и, значит, – в мире греха. Эта праведность становится реальной через ⇒ веру, и спасительная миссия Иисуса Христа в целом также должна восприниматься через веру. Поэтому Павел называет праведность человека пред Богом «праведностью от веры», «праведностью веры» (Рим. 4:9.11.13; Рим. 9:30; Рим. 10:4.6; Гал. 5 и т.д.). В вере человек оправдан пред Богом исключит. по милости Божьей, во имя Христа;
2) новая праведность и христ. этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. праведности отсутствует нравств. элемент: «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим. 3:8; ср. Рим. 6:1). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем (Рим. 6:2)! Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом – все это означает лишь одно: желание быть угодным Господу (2Кор. 5:9). Павел убедительно призывает нас к праведности (Рим. 6:13.16.18–20; Рим. 9:30; 2Кор. 9:10; Еф. 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. в Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. с благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом.