Источник

Послание святого Игнатия к Траллийцам971

Игнатий Богоносец, возлюбленный Богом Отцом Иисуса Христа, святой Траллийской в Азии Церкви, избранной и богодостойной, наслаждающейся миром во плоти и крови и страдании Иисуса Христа – надежды нашей, когда воскреснем по образу Его, посылает свое приветствие в полноте972, по образу апостольскому, и желает премного радоваться.

Глава I. Мне стали известны достоинства ваши чрез епископа Поливия

Узнал я, что вы со всем постоянством держите непорочный и согласный образ мыслей, не во внешнем только поведении, но как природное ваше свойство. Это открыл мне епископ ваш Поливий, который по воле Бога и Иисуса Христа был в Смирне и так утешил меня – узника ради Иисуса Христа, что в лице его я видел все ваше общество. Поэтому, принявши от него ваше ради Бога благорасположение ко мне, я нашел, казалось, судя по тому, как узнал о вас, что вы подражатели Богу.973

Глава II. Повинуйтесь епископу, пресвитерам и диаконам

Ибо, когда вы повинуетесь епископу как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству как апостолам Иисуса Христа – надежде вашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому-то и им должно беречься от нареканий как от огня.

Глава III. Почитайте диаконов; епископа и пресвитеров

Все почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а епископа – как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же – как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. Я уверен, что так думаете, и вы сами. Ибо образец вашей любви я получил и имею при себе в вашем епископе, которого сама наружность весьма поучительна, а кротость исполнена силы. Думаю, что сами неверующие уважают его, ибо и им нравится то, как я не щажу себя. Но ужели, получив возможность писать к вам, я пришел к той мысли, чтобы мне, осужденному, повелевать вам, подобно апостолу?

Глава IV. Я имею нужду в смирении

Много разумею я о Боге, но смиряю себя, чтоб не погибнуть от тщеславия. В настоящее время еще более мне должно остерегаться и не внимать надмевающим меня, ибо, хваля меня, они наносят раны.974 Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли. Ревности975 во мне многие не видят, а она сильно берет меня. Посему нужна мне кротость, которой низлагается князь века сего.

Глава V. Я не преподам вам возвышенных учений!

Ужели я не могу написать вам о небесном? Но опасаюсь, чтобы вам, еще младенцам976, не нанести вреда и, простите меня, чтобы вы, не будучи в состоянии вместить, не отяготились, ибо и я, хотя нахожусь в узах и могу понимать небесное и степени ангелов, и чины начальств, но при всем том я еще несовершенный ученик. Многого еще недостает нам, чтобы быть совершенными в Боге.

Глава VI. Удаляйтесь от яда еретиков

Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, – питайтесь одной христианской пищей, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие; но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Незнающий охотно принимает ее и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть.

Глава VII. Берегитесь от еретиков

Поэтому берегитесь таких людей. А это удастся вам, если не будете надмеваться и отдаляться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей. Кто внутри алтаря977, тот чист, а кто вне его, тот нечист, т.е., кто делает что-нибудь без епископа, пресвитера и диакона, тот нечист совестью.

Глава VIII. Против козней диавола укрепляйтесь кротостью, верой и любовью

Не то, чтобы знал я что-нибудь подобное среди вас, но предостерегаю вас, мои возлюбленные, предвидя казни диавольские. Посему, стяжавши кротость, утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа. Никто из вас да не имеет ничего против ближнего своего. Не подавайте поводов язычникам, чтобы из-за немногих неразумных не было хулимо все благочестивое общество. Ибо «горе тому, чрез кого всуе в ком-нибудь имя Мое хулится».978

Глава IX. Не слушайте отвергающих Христа, истинно родившегося, умершего и воскресшего

Потому не слушайте, когда кто будет говорить вам не об Иисусе Христе, Который произошел из рода Давидова от Марии, истинно родился, ел и пил, истинно был осужден при Понтии Пилате, истинно был распят и умер, в виду небесных, земных и преисподних, – Который истинно воскрес из мертвых, так как Его воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни.

Глава X. Если Христос страдал не истинно, то я напрасно ношу узы

А если иные, как некоторые безбожники, т.е., неверующие, говорят, что Он страдал только призрачно, – сами они призрак, – то зачем же я в узах? Зачем я пламенно желаю бороться со зверями? Зачем я напрасно умираю? Значит, я говорю ложь о Господе?

Глава XI. Бегайте смертоносных произрастений еретиков

Итак, убегайте злых произрастений, приносящих смертоносный плод; кто вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение Отца. Если бы они были это, то являлись бы ветвями креста и плод их был бы нетленен. Им979 в страдании Своем Иисус Христос призывает к Себе нас как членов Своих. Голова не может родиться отдельно, без членов; и Бог обещает нам единение, которое есть Сам Он.

Глава XII. Пребывайте в единении и любви

Приветствую вас из Смирны вместе с находящимися при мне Церквами Божиими, которые утешили меня во всем телесно и духовно. Узы мои, которые ношу ради Иисуса Христа, желая прийти к Богу, умоляют вас: пребывайте в согласии вашем и взаимной молитве. Каждому из вас, особенно же пресвитерам, следует покоить епископа в честь Отца, Иисуса Христа и апостолов. Послушайтесь меня с любовью, умоляю вас, чтобы я, написавши это, не был свидетелем против вас. И обо мне молитесь, ибо имею нужду при милосердии Божием и в вашей любви, чтобы мне удостоиться получить предлежащий мне жребий, к которому стремлюсь, и не оказаться отверженным.

Глава XIII. Молитесь за Церковь Сирийскую

Приветствует вас любовь смирнян и ефесян. Поминайте в своих молитвах и Церковь Сирийскую, которой я недостоин носить имя, будучи самым последним в ней. Укрепляйтесь во Христе Иисусе и будьте покорны епископу как заповеди Божией, равно и пресвитерству. И все любите друг друга нераздельным сердцем. Очищайте дух мой, не только теперь, но и тогда, когда я приду к Богу. Я еще в опасности; но верен Отец во Иисусе Христе, чтобы исполнить мое и ваше прошение. О, если бы вы оказались беспорочными в Нем!

* * *

971

Подобно христианам других городов, траллийцы прислали в Смирну своего епископа Поливия для приветствия святого Игнатия. В ответ на это епископ хвалит их за веру и повиновение к епископу, пресвитерам и диаконам и по своему обычаю увещевает к взаимной любви и единению (гл. II-III); чувствует нужду в смирении (гл. IV); и, хотя бы мог им преподать небесное, но почитает себя только учеником (гл. V); предостерегает от ложных учений, особенно докетов (гл. VI-ΧI); и, наконец, выражает приветствие от себя и прочих христиан, прося молитв христиан траллийских за него и Церковь Сирийскую (гл. XII-XIII). Послание к траллийцам не находится в изданном Кюртоном тексте сирийском. Но главы IV и V присоединены сирийским переводчиком к последним словам Игнатиева послания к римлянам. Нельзя не заметить, что означенные главы более идут к предшествующей главе послания к траллийцам, нежели к концу послания к римлянам, которое без них имеет свою полноту и конечность.

972

Т.е., приветствует всех членов Церкви Траллийской или, как думает Бунзен, в полноте апостольской власти.

973

Древний латинский и армянский перевод предполагают чтение ἔδόξασα εὑρών вместо ἔδοξα εὑρεΐν и потому содержит такой смысл: я благодарил (Бога), что нашел вас… подражателями Бога.

974

По мнению Смита и Ульхорна, те, которые говорили Игнатию: «Ты будешь мученик».

975

Ревность о мученичестве, может быть, не свободная от страстного увлечения и помыслов тщеславия.

976

Т.е., о Христе.

977

Т.е., Церкви, означаемой здесь именем алтаря, к которому приступали верующие для Святого причащения.

979

Т.е., крестом.


Источник: Писания мужей апостольских : [сборник] / [предисл., пер. с древнегреч., латин. и примеч. протоиер. Петра Преображенского ; сост., общ. ред., введ., пер. с древнегреч. и латин., предисл., коммент., библиогр. и указ. А. Г. Дунаева и др.]. - [Изд. 2-е, перераб. и доп. Воспр. изд. 1895 г. с доп.]. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2008. – 670 с. (Творения святых отцов и учителей церкви). ISBN 5-94625-059-0

Комментарии для сайта Cackle